Просмотр содержимого документа
«Качественное образование-залог успешности школы»
Качественное образование – залог успеха школы
«Школа - это тот социальный институт,
где каждый ребенок должен раскрыться
как уникальная,
неповторимая индивидуальность»
(Якиманская И. С.).
Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели).
Качество-это совокупность характеристик продукта или услуги; это удовлетворение требований потребителя; это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам.
А что же мы понимаем под качеством образования? Прежде всего, понятие «качество» следует разграничить с другими понятиями, часто употребляемыми в одинаковом лексическом значении. Скажем такие понятия, как «результативность», «продуктивность» и «эффективность», - это разные понятия с точки зрения способов измерения. Если считать, что «результативность» - это конечный результат педагогического труда, измеренный без сравнения и сопоставления с чем-либо, то тогда понятие «продуктивность» должно включать критерий продукта, то есть прирост в последующих показателях.
Понятие «качество» включает сравнение полученных показателей с прогнозируемыми.
Кроме этого следует, что качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.
Современное образование претерпевает коренные изменения, обусловленные обновлением его содержания, преемственной связью программ всех ступеней образования, перестройкой взвимодействия в системе «педагог-ребёнок», изменением подходов к оценке качества образования.
Рассмотрим детальнее понятие «качество образования». Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования - это показатели ЗУНов, результаты ЕГЭ, результаты поступления в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования?
В качестве образования комплексно отражается следующее:
Способность школы выполнять на определённом уровне свои функции и задачи;
Объём, структура и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;
Динамика процессов развития школы, совершенствования всех её структур;
Позитивное восприятие её обществом, участниками образовательного процесса;
Её общая роль и значимость как социокультурного института формирования духовности;
Достижение школы, педагогов, учащихся в различных конкурсах; подготовленность и конкурентоспособность её выпускников;
Совершенствование подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.
Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий.
При использовании в образовательном контексте понятия «качество» последнему часто приписывают различные значения.
Так, для педагогов оно может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся - соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками. Для родителей - связано с развитием индивидуальности их детей.
Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:
1). Квалифицированный педагогический состав;
2). Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;
3). Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).
4). Благоприятная среда общения со сверстниками.
Что подразумевают под «Качественным образованием» основные участники учебного процесса?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
• с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
• с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
• с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
• с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;
• с глубокими прочными знаниями по всем предметам;
Для родителей:
• с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
• со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
• с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;
Для учителей:
• с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);
• с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
• со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
• с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Что же такое «качество образования» сегодня?
В книге «Управление качеством образования: Практико - ориентированная монография и методическое пособие» под редакцией М. М. Поташника (М.: Педагогическое общество России, 2000) качество образования понимается как «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности внутришкольного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование».
По мнению М. М. Поташника, «качество образования - соотношение цели и результата, меры достижения целей, притом, что цели (результаты) заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика».
Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями. Что можно сегодня считать целями образования?
Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно значимого. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же эти особенности XXI века?
Э. Фромм писал: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество».
Современное образование в этой связи оказывается самым активным участником процесса выхода из планетарных кризисов.
Отсюда главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:
• научиться познавать;
• научиться делать;
• научиться жить вместе;
• научиться жить в ладу с самим собою.
Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования.
Раскроем компоненты этих целей образования.
• Помочь учащимся научиться познавать окружающий мир.
Задача научиться познавать давно стала составной в системе задач образовательных учреждений. Необходимо создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями.
• Помочь учащимся научиться работать (действовать).
Другой основой развития образования является решение задачи научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).
Прежде всего, следует научиться использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мышления.
Особо следует отметить необходимость воспитания такого качества у школьников как лидерство. Оно может быть связано не только с наукой или управлением, но и с практической деятельностью.
Лидер - это, прежде всего, профессионал в конкретной области.
Другая черта лидера - это умение увидеть проблему, а значит необходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу.
Третья черта лидера - это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требуются от человека широкие профессиональные знания и умения.
И, наконец, четвертая характеристика лидера - это умение организовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер - это человек, который способен реализовать себя в любимом деле.
Таким образом, воспитание лидера сегодня становится одной из важных целей образования. При этом в виду имеется лидер, способный к сопереживанию другому человеку, стремящийся к принятию другого и оказанию ему помощи.
• Помочь учащимся научиться жить вместе - еще одна цель современного образования.
Важно научиться жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных условий необходимо уже в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. В этой связи исключительно важным является разбудить и поддерживать у детей чувство понимания взаимозависимости в мире, развивать у них коммуникативность, умения предупреждать и снимать конфликты.
Основополагающим в коммуникации, безусловно, является осознание того, что другой человек является ценностью. Именно это, позволяет принять другого. Как часто в повседневной жизни мы слышим, что самым важным во взаимодействии людей является понимание друг друга. Но это понимание никогда не состоится, если мы не принимаем этого другого. Прежде всего, должен сработать механизм принятия. Если мы принимаем другого, значит, в последующем и услышим его и, конечно, же, сможем понять его.
• Четвертая важнейшая основа развития образовательного процесса состоит в том, чтобы научиться жить, обеспечивая расцвет собственной личности.
Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, духовных по-требностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей.
Качество образования складывается
Качество учебного процесса
Качество воспитательного процесса
Качество дошкольного образования
Качество условий
Качество ресурсов
Качество педагогических кадров
Качество управления: процессами, персоналом, ресурсами, отношениями изменениями
Это даст качество результативности: ЗУНы, компетентности, здоровье.
Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.
Естественно, что выделенные цели образования требуют определения основного пути развития массовой школы и всей системы образования.
Процитируем слова И. С. Якиманской, которые, очень четко и конкретно определяют назначение массовой российской школы: «Школа - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. ...Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок».
Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, — о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.
Стандарт начального образования в разделе Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Каким же образом можно отслеживать результаты деятельности в школе.
Для отслеживания результатов деятельности в школе используется системный подход к управлению качеством образования.
Управленческая технология, основанная на данных принципах, позволяет вовлечь в управление качеством образования всех участников образовательного процесса. Совместная деятельность в управлении, взаимодействие на всех уровнях, систематическое отслеживание результатов, совместный анализ причин — основа развития ученика и учителя, повышения качества образования. Технология содержит следующие шаги:
1. Мониторинговые исследования: диагностика всех учащихся школы по математике, русскому языку, другим предметам, предметам углубленного изучения для получения реальной образовательной картины. Проверка ключевых компетенций учащихся.
Диагностика проводится три раза в год: входная, промежуточная и итоговая. Задача входной диагностики — не только констатировать определенный уровень обученности, но и обязательно, обсудив результаты работы с учащимися, совместно прогнозировать возможность успешного обучения, согласовать требования при переходе из класса в класс, нормы оценки, контрольные точки, что позволяет повысить мотивацию учащихся. Результаты, анализ, выводы, практические рекомендации обсуждаются не только с педагогами, учащимися, но и с родителями.
Промежуточный контроль помогает скорректировать выбранные методики, формы работы, технологии организации учебной деятельности на уроке.
Итоговые работы позволяют сделать выводы не только относительно успешности освоения предмета, учебной программы, но и увидеть продвижение ученика в освоении образовательных стандартов.
2. Системный и проблемный анализ полученных результатов. Обсуждение результатов анализа на разных уровнях: методические объединения, классные и родительские собрания, педсоветы. Определение рациональности применяемых технологий, педагогических и дидактических средств.
3. Принятие совместных управленческих решений, предложений на заседаниях методических объединений, классных и родительских собраниях.
4. Самоанализ результатов учителем-предметником, учеником, классным руководителем.
5. Выявление проблем, препятствующих достижению поставленных целей (кадровые проблемы, психологические, методические и др.). Структурирование приоритетных проблем, разработка поэтапной реализации задач.
6. Постановка целей и задач не только в разрезе школы, методического объединения, но и по каждому учащемуся, причем в этот процесс вовлечен сам ученик.
7. Корректировка учебного процесса. Организация деятельности на всем образовательном пространстве школы в технологии взаимодействия и сотрудничества. Все стремятся к одной цели, используя разные подходы, приемы, методики, формы.
На многих лет накапливаются данные по разным образовательным ресурсам, что способствует созданию прогнозов развития образовательного пространства, помогает исследовать динамику развивающихся процессов. Происходит глубинный анализ эффективности работы школы в абсолютных значениях, позволяющий оценить динамику развития школы, учителя, ученика. Сравнение полученных результатов позволяет увидеть эффективность процессов.
Образовательная деятельность школы анализируется по следующим направлениям:
результаты учебной деятельности школы, класса, каждого учителя (в сравнении со среднеобластными критериями);
кадровый состав школы;
внеурочная деятельность, воспитательная работа, деятельность классного руководителя;
результативность работы в дополнительном образовании;
социальный состав учащихся, учет учащихся, совершивших правонарушения;
пропуски уроков учащимися, причины пропусков;
организация предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
программно-методическое обеспечение учебного процесса;
состояние здоровья учащихся (данное направление в стадии работы, на сегодняшний день автоматизирован критерий "Соответствие школьной мебели требованиям СанПиН" по каждому учащемуся).
состояние физической подготовленности обучающихся.
Системный анализ по представленным направлениям дает возможность составить четкую программу действий по улучшению качества образования, проконтролировать ее выполнение, последовательно и грамотно проводить работу по коррекции образовательного процесса, то есть администрация имеет технологический инструмент управления развитием образовательного учреждения.
Ввиду доступности и открытости системы, отработанного процесса обратной связи, в результате которого каждый участник образовательного процесса осведомлен о соответствии фактических результатов конечным целям, об отклонениях, обеспечивающих качество обучения не ниже среднеобластных показателей, учитель и ученик поставлены в ситуацию, при которой возникает потребность в рефлексии собственной деятельности. Ученик и учитель имеют возможность оценить качество не только своего результата, но и процесса его достижения, определить затруднения, их причины, наметить маршрут дальнейшего продвижения, то есть ответственность за качество обучения передается самому участнику образовательного процесса.
Очень важно, что необходимая управленческая информация имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, то есть полученная информация позволяет увидеть продвижение ученика в процессе обучения. В результате внедрения системы обеспечивается не просто управление школой, а управление обучением и развитием каждого ученика. При этом субъектами управления выступают не только администрация школы, но и учителя, ученики, и даже родители.
Функционирующая система позволяет не просто констатировать какие-либо количественные показатели, но и выводит на глубинный анализ протекающих процессов, позволяет увидеть целостную систему тенденций в основных звеньях школьной среды, позволяет принимать оптимальные управленческие решения, помогает каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность.
Как же повысить качество образования?
Что для повышения качества знаний может сделать педколлектив.
Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети “приняли” требования основной школы. Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Поэтому качество образовательного процесса синтезируется из следующихкачеств:
качества образовательной программы;
качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
качества потенциала обучающихся;
качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).
Еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технология погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения — интерактивной доски.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.
Одним из критериев повышения качества образования является урок. Посещенные уроки администрацией школы показали, что в основном используется репродуктивный стиль подачи учебного материала, отсутствует совместная деятельность педагога и учащихся по определению цели и задач урока, не использование информационных технологий, однообразны формы домашних заданий, отсутствие на уроках необходимой наглядности.