Просмотр содержимого документа
«Изучение учебного курса "Истоки" в начальной школе для духовно-нравственного воспитания учащихся.»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. На сегодняшний день для всех стало очевидно, что необходимо усиливать гуманитарную (и воспитательную) составляющую процесса образования. Данная проблема неоднократно поднималась на общегосударственном уровне и нашла отражение в ключевых документах.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан…, обладающих высокой нравственностью…». Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека, формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое др.
В этом контексте хотелось бы подчеркнуть особую актуальность программы «Истоки» для современной школы. Наша школа имеет небольшой положительный опыт её внедрения. Я работаю по программе «Истоки» в начальной школе 4-ый год в рамках кружка, и первый год веду «Истоки» в 5 классе как учебный предмет. Начинала работать одна, сейчас нас уже трое. Два учителя ведут учебные часы в 6 и 7 классах.
В чем же именно состоит актуальность данной программы и почему рационально внедрить её в школьную практику? Во-первых, данная программа целиком и полностью отвечает требования нового ФГОС.
В ФГОС определены следующие базовые национальные ценности:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Все эти базовые ценности во всей полноте раскрываются в содержании программы «Истоки» для общеобразовательной школы. В начальной школе учащиеся получают первое представление о жизненно важных для человека категориях и развивают систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира.
В 1-ом классе дети подходят к пониманию таких важных категорий, как Слово, Образ, Книга.
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной и духовно-нравственной среды, а также основ деятельности человека: Родной очаг (Имя, Семья, Род, Дом, Деревня, Город); Родные просторы (Лес, Нива, Поле, Река, Океан-Море, Путь-Дорога); Труд земной (Сев и жатва, Братья меньшие, Ткачихи-рукодельницы, Мастера-плотники, Кузнецы-умельцы, Ярмарка); Труд души (Слово, Сказка, Песня, Праздник, Книга, Икона, Храм).
В 3-ем классе акцент переносится на ценности внутреннего мира человека: Вера (Вера, Верность, Честь, Правда); Надежда (Надежда, Согласие, Терпение, Послушание); Любовь (Любовь, Доброта, Милосердие, Раскаяние), София (Ум и Разум, Знания и Мудрость).
4-ый класс. Курс призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры.Традиции образа (первые образы, священные образы, светлые образы); Традиции слова (священные слова, сердечные слова, честные слова); Традиции дела (Труд, Служение, Творчество, Традиции праведного дела); Традиции праздника (праздники народные, семейные, государственные, церковные).
Это что касается начальной школы. В основной школе акцент делается на другом. Учащиеся приобщаются к нормам, идеалам и нравственным ценностям русской цивилизации, которые веками придавали российской цивилизации стабильность, преемственность, уникальность и самобытность; приобщаются к главным категориям жизни Отечества.
Подробнее остановлюсь на содержании курса Истоки в 5 классе. С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». В рамках этого курса предполагается знакомство с семью яркими исамобытными памятниками или явлениями отечественной культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика кнеизменным, вневременным основам российской цивилизации, что и является главной направляющей в работе.
Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрована Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». Вцентре каждого блока-модуля находится одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с самостоятельными размышлениями.
Отличным подспорьем в работе для учителя и учащегося является интересный, богато иллюстрированный учебник, служащий одновременно как и базовой основой социокультурного образования школьников, так и расширяющий его эрудицию по многим вопросам бытия. К примеру, было любопытно наблюдать, как пятиклассники разглядывали соху, борону-суковатку, сравнивали их с ралом и плугом, современным мотоблоком. А сколько эмоций вызвала презентация про топоры! Орудия просты, но в них вековая мудрость заключена.
Особо следует сказать по поводу раздела «Крестьянские хоромы». Сколь разнообразна здесь представленная информация. Во-первых, несмотря на наличие дач и деревень, школьники впервые знакомились с предназначением отдельных строений, комнат, помещений дома. Во-вторых, в доступной форме преподнесен материал о крестьянской общине и ее традициях, что немаловажно для понимания русской истории учащимися. Дети настолько глубоко прониклись этим «миром», что вышли на практическую форму проведения занятия: они смастерили макеты крестьянской избы. Мало этого, мои пятиклассники решили распространить эту тему, подготовили рассказы о народных крестьянских промыслах Нижегородского края, иллюстрируя свои рассказы предметами старины.
По разделу «Соловки» готовили рассказы и презентации, проводили словарную работу, пробовали себя в роли экскурсоводов заочной экскурсии по истории Соловецкого монастыря. Такая организация работы принесла свои плоды: равнодушных не было, каждый хотел проявить себя, все приобрели знания и опыт.
Сейчас изучаем раздел «Храм Покрова на Нерли» как образец гармонии мира природного, мира духовного и мира рукотворного. Пятиклассники получили задание подготовить доклады о храмах Автозаводского района и рассказать об особенностях их строения и назначения. Планируем совершить экскурсию в храм.
В чем же еще состоит актуальность данной программы?
Во-вторых, курс Истоки предусматривает особые формы проведения занятий. Не зря говорят, что Истоки - это уроки добра. «Истоки» коренным образом отличаются от типового урока, каждый урок надолго остается в памяти ученика.
Такие формы проведения занятий, как беседа, ресурсный круг, работа в парах, 4-ках способствуют создания атмосферы доверия, взаимоуважения, мотивации учащихся на предстоящую работу, пробуждающие интерес школьников к познавательной, исследовательской, проектной деятельности.
В-третьих, Программа «Истоки» ориентирована на повышение статуса школы, обновление содержания и структуры обучения и воспитания. Это новый опыт работы с нынешними детьми, который приносит положительные результаты в нашей школе. Больше детей стало участвовать в православной олимпиаде, в конкурсах на духовно-нравственные темы, НОУ, Рождественских чтениях и др.