Из опыта работы по программе превентивного образования
«Полезные привычки».
Учитель начальных классов МОУ СОШ №10
с углублённым изучением отдельных предметов
Смородская Наталия Васильевна.
Сл.1.Известно, что состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной и профессиональной подготовке, а также показатель качества трудовых ресурсов и воспроизводства страны в ближайшее время. Да и каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Как сделать, чтобы дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Он включает и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Как правило, результатом здорового образа жизни является физическое и нравственное здоровье. Оно тесно связано между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».
За последние десятилетия уровень здоровья у современных младших школьников, по оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, снижается [1]. Причины различные. Основными задачами педагогов являются: Сл.2.
исследование и оценка состояния здоровья детей, резервов здоровья в процессе учебной деятельности;
сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Охрана здоровья школьников требует от педагогов поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. «Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи» [2]. Сл.3.
Превентивное образование особенно важно для детей младшего школьного возраста. Этому есть несколько причин. Во-первых, профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употребляет психоактивные вещества. Во-вторых, приобщение к любым психоактивным веществам начинается с алкоголя и табака. «Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения. Они не только предоставляют детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формируют здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки», рассчитанные на учащихся начальной школы, сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространённых табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
Сл.4.Прошла курсы по школьной программе превентивного образования для учащихся начальной и средней школы «Проект ХОУП» и приступила к работе по курсу «Полезные привычки». После шести лет работы могу с уверенностью сказать, что превентивное обучение эффективно.
У детей сформировалось положительное отношение к курсу «Полезные привычки». Сл.5. Учащиеся обобщают и получают новые знания о принятии ответственных здоровых решений. Они не только учатся общаться, но и принимать правильное решение в оценке своей деятельности.
Учитель: Сл.6.
- От кого зависит ваше здоровье? Какие поступки укрепляют здоровье?
Ученик:
- Наше здоровье во многом зависит от нас самих. Иногда люди совершают такие поступки, которые приводят к болезням. К ним относятся: несоблюдение правил безопасности, личной гигиены, курение, алкоголь. Такое поведение является безответственным по отношению к своему здоровью.
Ученик: Сл.7,8.
- Многие поступки укрепляют здоровье. Это закаливание, зарядка, соблюдение режима дня, умение преодолевать неприятные чувства, отсутствие вредных привычек.
Постоянно испытываю удовлетворение не только от того, что все ученики класса усвоили некий набор истин, но и долго обсуждали какой-то вопрос открыто, выслушивали разные точки зрения, спорили в обстановке взаимного уважения. Не исключено, что именно эта «дискуссия» поможет ученикам самостоятельно принять ответственное решение в дальнейшем.
Дети с удовольствием работают на каждом уроке. В конце занятия сами дают оценку своей деятельности. Она отражает, вовлечены ли эмоционально ученики в происходящее на уроке, а также то, что они усвоили. Мне важна такая обратная связь, которую могу проследить в тетрадях учащихся. Сл.9.
В первом классе по тому, какого из «пушистиков» раскрасят дети, вижу, насколько им понравился каждый урок. Сл.10. Во втором классе ученики не только раскрашивают «пушистика», но и дописывают предложение: «На уроке я узнал/ла…». В третьем и четвертом классах ученики дорисовывают клоуну рот, отвечают на вопросы и заканчивают предложения.
Сл.11.Им очень нравится работать в группах. Это способствует развитию социальной и личностной компетентности учеников. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать, работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учёбы как таковой.
Психологи и педагоги давно установили, что самый благоприятный возраст для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный [1]. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. И опять на помощь приходят «Полезные привычки». Что могут сделать родители для того, чтобы их сын или дочь выбрали здоровый образ жизни? Сл.12. «Уроки для родителей, или как помочь ребёнку не употреблять табак и алкоголь» являются частью курса «Полезные привычки». На родительских собраниях, в индивидуальной работе с родителями провожу такие «уроки», которые помогают воспитывать социально и психологически здорового ребёнка, влиять на сознательный выбор им здорового образа жизни. В конце каждого года обучения провожу тестирование с родителями. Многие родители считают, что превентивное обучение очень нужно, важно, следует продолжать эту работу и в средней школе. Рекомендуемые темы: «Профилактика употребления наркотиков», «ВИЧ инфекции».
Начатая в начальной школе профилактическая работа продолжается, дополняется и развивается. В средней школе используется пособие «Полезные навыки». Сл.13. Дети знакомятся с понятием психоактивные вещества, уделяется особое внимание ингалянтам и марихуане. Как и «Полезные привычки», «Полезные навыки» формируют у школьников навыки эффективного общения, принятия решений и сопротивления давлению сверстников.
Научно установленными и проверенными результатами превентивного обучения являются: Сл.14.
наличие у школьников объективной информации о ПАВ;
в случае приобщения к ПАВ – более позднее начало, меньшая интенсивность и большая осторожность их употребления.
Сл.15.«Полезные привычки» и «Полезные навыки» являются современной программой превентивного обучения, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Воспитание детей в области охраны здоровья – это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок. Ведь всем понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Литература
1. Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: Обзор зарубежной литературы, Вопросы наркологии, 3, 1996.
2. Концепция Всемирной организации здравоохранения, сформированная в 1946 году.
3. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Рабочая тетрадь для 1-го, 2-го, 3-го, 4-го класса. Москва, 2000.
4. Учебное пособие для средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Москва,2001.
5. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Уроки для родителей, или как помочь ребёнку не употреблять табак и алкоголь. Краткое руководство. Москва, 2000.