Из опыта работы: «Современные формы работы по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательной организации»
Из опыта работы: «Современные формы работы по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательной организации»
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги и родители превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, милосердие. Учебная деятельность, являясь в школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: «Современные формы работы по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательной организации»»
Ростовская область Зерноградский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением математики, информатики,
иностранных языков г. Зернограда
Выступление на тему:
«Современные формы работы по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательной организации»
Подготовил:
Куцуренко Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
2021-22 уч. г.
Вступление
Восточная мудрость гласит:
«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»
«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего чем человек есть человек.»
В. Белинский
«Духовно -нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Д. Медведев
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»
В. Сухомлинский.
1. Понятие нравственности
У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
- преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
- духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с действующим российским законодательством;
- внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
2. Основная часть.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Качественное образование – это прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших детей, то при всех самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
В духовно - нравственном воспитании учащихся актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Об этом узнаём в результате бесед с ребятами, на классных часах, по итогам прочтения сочинений на тему: «На кого я хочу быть похожим» или «Мой идеал». Приятно слышать, когда дети хотят быть похожими на своих родителей или на своих родственников. И всё же, почти 50% ребят хотят быть похожими на героев голливудских мультфильмов и сериалов, либо просто затрудняются ответить. Где же герои наших добрых мультфильмов и сказок? К сожалению, хочу сказать, что ребята начальных классов не с удовольствием смотрят такие сказки и мультфильмы, как “ Цветик-семицветик”, “Сказка о потерянном времени”, “Вовка в тридевятом царстве” и другие.
В системе нравственного воспитания я для себя выделяю следующие направления деятельности:
— формирование потребности в здоровом образе жизни;
— патриотическое воспитание;
— формирование духовности школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;
— эстетическое развитие детей;
— воспитание детей трудом;
— совместная работа школы и семьи.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги и родители превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, милосердие. Учебная деятельность, являясь в школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
Формирование нравственности в нашей школе происходит на всех уроках и на внеурочных занятиях.
Игра– одна из форм духовно - нравственного воспитания.
Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Беседа – одна из форм духовно – нравственного воспитания
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: это может быть рассказ учителя, этическая беседа. Беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.
Роль семьи в духовно – нравственном воспитании.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Таким образом, учитель и родители тесно связаны друг с другом, и зачастую мы, учителя, не в состоянии решить некоторые школьные проблемы без семейной поддержки, без мира в семьях.
«Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям»
Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны.
Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Труд – в системе формирования личности..
Недаром, испокон века, говорится, что «Труд облагораживает человека».
Когда человек занят трудом (неважно каким), голова его наполнена хорошими мыслями, а мысли его направлены на достижение цели – получить результат труда. Сейчас почти восьмидесяти процентам современных школьников не хватает усидчивости и терпения. Это заметно, когда ребенок приходят в 1 класс. Большинство детей очень гиперактивны. А большинство нынешних родителей, в силу своей занятости, не могут усадить ребенка рядом и делать с ними полезные вещи, заниматься творчеством, например, мастерить из пластилина, делать аппликации из бумаги, вышивать и тому подобное. Это печально, когда ребёнок, придя в школу, не умеет держать в руках ножницы. И, к сожалению, всего 1 час в неделю выделен на урок технологии в начальной школе.
3. Заключение.
Задача воспитания трудолюбия - одна из важнейших в системе формирования личности. Уже в школьном возрасте необходимо формировать понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности.
Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. В школе дети с удовольствием откликаются на просьбы учителя. И я всегда стараюсь похвалить ребёнка и отметить его желание помочь.
Литература:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М., 2009. –С.23
2. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших
3. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. -СПб., 2008-С. 169.
4. Нравственность современного общества [Электронный ресурс] [web-сайт].http://truemoral.ru/morals.php.
5. И. Ю. Миронова, Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС [Электронный ресурс] [web-сайт].http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228.