kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историко- методологические основы образования: созвучие просветительских идей И. Алтынсарина и современности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление "Алтынсаринские чтения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историко- методологические основы образования: созвучие просветительских идей И. Алтынсарина и современности.»


Историко- методологические основы образования: созвучие

просветительских идей И. Алтынсарина и современности.

Современные условия жизни, новые программы требуют воспитания всестронне развитой личности, прочный фундамент который необходимо заложить

именно в начальных классах.

С обретением независисмости Казахстан оказался перед необходимостью кардинального пересмотра сложившихся подходов к обучению учащихся и большое внимание уделено именно начальным классам .

Современные условия жизни, новые программы требуют воспитания всесторонне развитой личности . Это новые ГОС стандарты, интерактивное обучение, человек нового типа, комплексное воспитание.

Однако одной из главных задач на сегодняшний день является образование. Знания во все времена имели большую ценность, но особенно сейчас, в условиях развития конкурентно- способного общества, эта задача- получение качественного образования- является как никогда актуальной.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Послании к народу Казахстана от 17.01.2014 года « Единая цель, единые интересы, единое будущее» обратил внимние на то, что « наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев». Развитая страна в XXI веке- это активные, образованные и здоровые граждане». И именно заложить основы, будущего нашего подрастающего поколения, принадлежить нам , учителям начальных классов- ведь приходя в начальное звено, дети это как правило тот материал, из которого при правильном направлении в обучении и воспитании можно получить гармонично- развитую личность.

Как дать качественное образование, как заложить в ребенка, ту основу, ориентированную на развитие мирового рынка? Данная задача осуществима только в том случае, если каждый учитель будет подходить к решению творчески, индивидуально, зная возможности учащихся, анализируя их познавательный интерес. Начальному образованию во все времена уделялось особое внимание. Это подтверждают высказывания известных исторических личностей. И сегодня я хочу обратиться к одному из известных казахских педагогов просветителей Ибраю Алтынсарину.

Ибрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, общественный деятель. Говоря сегодня о реформе образования в Республике, нельзя не вспомнить его педагогическое наследие.

Просветительные идеи Алтынсарина своим острием направлены на ломку экономической и культурной отсталости казахского народа. Он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов. По мнению Алтынсарина, для достижения этой цели прежде всего необходима коренная перестройка всего уклада патриархально- родового строя. Образование он рассматривал не как самоцель , а как средство, как оружие, которым необходимо овладеть молодежи для активной борьбы за преобразование социальной среды. Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», - писал он. Просвещение мыслилось им как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации.

Знания и навыки, даваемые в школе, Алтынсарин расценивал не с точки зрения формального образования, а с учетом их реальной пользы, пользы для народа в переходный период его жизни.

Он придавал огромное значение нравственно- воспитательной роли школы первоначальное воспитание должно видеть в ребенке «не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека». Основное назначение школы Алтынсарин видел в формировании у учеников высокой нравственности в усвоении ими элементарных научных знаний, в выработке естественно- научного мировоззрения. Выступая глашатаем передовой культуры, Алтынсарин особое внимание уделял формированию в молодежи интереса к науке, любви к труду , призывал ее к служению народу, развивал в ней чувство человеколюбие и понимал, что эти качества должны прививаться человеку с раннего детства, поэтому все свои силы, знания, энергию отдавал воспитанию подрастающего поколения.

Вопросы трудового воспитания в хрестоматийных материалах Алтынсарина занимают одно из центральных мест- этим подчеркнуто принципиальное значение труда и в психологическом, и в воспитательном плане .

Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть, ни достойною, ни счастливою» По словам Алтынсарина, любовь к труду укрепляет в человеке его нравственность. Смысл труда , значение труда в понимании Алтынсарина заключается не в том только, что он обеспечивает человеку личное благополучие или приносит ему удовлетворение и внутренней покой. Главное его стремление – учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности.

Ибрай Алтынсарин всю свою жизнь посвятил подготовке первых кадров демократической интеллигенции, которая несла в степь науку и знания. Открыл четыре двухклассных училища, семь волостных школ, учительскую школу в Орске, ремесленное училище в Тургае, женскую школу в Иргизе. Созданные Алтынсариным казахские народные школы стали первыми опорными пунктами для распространения в массах передовой демократической культуры. Воспитанные им первые народные учителя-казахи служили ее проводниками, явились продолжателями начатого Ибраем Алтынсариным прогрессивного дела.

В педагогической работе, по мнению Алтынсарина, все дело в уменье учителя найти наилучшие приемы обучения и в правильном обращении с детьми.

И в настояще время творчество И. Алтынсарина остается актульным. Например в своей работе на уроках самопознания я часто использую притчи И. Алтынсарина, которые воспитывают у учащихся качества взаимоуважения, учать доброте, взаимопомощи.

В постановке и в решении дидактических задач применительно к казахской школе И. Алтынсарин сделал большой шаг вперед , добиваясь установления в школе порядка и организованности , твердого режима в учебном процессе и дисциплины среди учащихся. Указание И. Алтынсарина об обязанностях учителя – как им учить, в отношении учащихся – как им учиться - свидетельствует о его глубокой и всесторонней осведомленности в положениях современной ему методики. Для меня его творчество ракрывает множество различных вариантов при подготвке к урокам: его стихотворения использую при работе как в учебной так и воспитательной работе.Давая пояснения о разнообразных приемах словесных бесед . умственных и письменных упражнений, он писал, чтобы любой труд детей бесплодно не растрачивался на бессмысленных зазубриваниях , а имел смысл и систему. Предостерегал от верхоглядства – ограниченных поверхностных понятий в подходе к детям» На конкретных примерах разъяснял, что дурное преподавание и обращение с детьми сбивают их с толку и запутывают, и наоборот, чем бодрее дети , тем с ними лучше обходиться , чем больше нравственное влияние на учеников, тем успешнее пойдут занятия.

Учебные методы и приемы обучения детей И. Алтынсарин разъяснял учителям в их широком воспитательном значении:

С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Он ввел в этих школах обучения и ремеслам , продиктованные сообразно с нуждами местного населения, находящиеся в переходном уже состоянии из кочевого быта к оседлости».

Стихотворение И. Алтынсарина «Давайте, дети учиться», я часто использую на уроках литературного чтения и русского языка, и даже иногда на уроках математики, как слова назидания великого Абая, как средства побуждения учащихся и мотивации к обучению.

Воспитательные идеалы педагогики и школьная система Алтынсарина базируется на высокой оценке науки и общего образования, на любви к ребенку и уважении к его личности. на стремлении подготовить молодых людей, могущих служить на пользу своему народу.

В школьной программе начальных классов, при изученнии творчества И. Алтынсарина стараюсь как можно больше раскрытть учащимся его педагоческую и просветительскую работу, рассказать о его титаническом труде о внедрении учения для обучения детей.

Основной задачей школы Алтынсарин считал сообщения учащимся реальных знаний, добивался, чтобы эти знания учащимися приобретались наглядно.

Школа должна стать подлинным очагом культуры среди окружающего населения, иметь хорошую библиотеку, чтобы грамотная часть казахского населения могла читать научно-популярные книги. Учитель — воспитатель в школе — решает успех дела, все зависит от него, от его подготовки к педагогической работе, от его любви к своему делу. Устройство школы — дело самого народа; от правительства даже не требуется средств, лишь бы оно разрешало открыть школы и не мешало их образовательной и воспитательной работе.

Следуя принципу историзма, реформаторская деятельность Алтынсарина рассматривалась мною с позиции его времени, если бы он был нашим современником, то непременно весь свой талант педагога-просветителя направил на реализацию современной концепции развития образования. Вчитываясь в концепцию развития образования республики Казахстан, невольно проводишь параллель с его деятельностью и видишь очень много точек соприкосновения, много общих вопросов.

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом. Как говорилось выше, такие же вопросы решал И. Алтынсарин в свое время. Казахстанская система образования развивается в условиях устаревшей методологической базы образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного её вхождения в мировое образовательное пространство.

Образование как результат должно отражаться в конкретной модели выпускника уровня начального, основного среднего и общего среднего образования.

Будущее Казахстана в значительной мере зависит от того, какое место в системе социально-экономических и духовно-нравственных ценностей занимает  учитель.

В заключении следует отметить, что и в просветительской деятельности И. Алтынсарина, и в Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан главная цель показать, что с использованием опыта зарубежных специалистов можно организовать казахстанское образование так, чтобы оно было ориентировано на востребованный результат.

Прочными являются лишь те знания, которые «добываются» т.е. содержание переходит от источника информации в средство активной познавательной деятельности. Актуализация субъективного опыта ученика – одно из условий, необходимых для создания благоприятного учебного взаимодействия, направленного на обогащение индивидуального багажа знаний, умений, навыков школьника.

Спасибо за внимание.









Список использованной литературы:

  1. И. Алтынсарин . Собрание сочинений в трех томах. Издательство Алма-Ата. 1976 год

  2. И. Алтынсарин. Избранные произведения . Алма-Ата. 1968 год.

  3. И. Алтынсарин. Педагогические идеи и просветительская деятельность. Алма-Ата. 1968 год

  4. К. Джумагулов. «И. Алтынсарин» Ташкент. 1975 год

  5. Концепция развития образования Республики Казахстан.

  6. ПОслание Н.А. Назарбаева к народу Казахстана 2014 год.




 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Свиридова Екатерина Васильевна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства