kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История родной деревни Еловки

Нажмите, чтобы узнать подробности

История развития д.Еловка. Исторический материал о возникновении и развитии деревни. Может быть использован на уроке краеведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История родной деревни Еловки»


Возвращённая к жизни история Еловки.

От трассы совсем недалёко

Деревня Еловка стоит.

И близко Симан протекает,

Таинственность молча хранит.

А утром багряное солнце

Осветит Еловку, Симан,

Согреет ночную прохладу,

Растопит над речкой туман.

Осветит красавицу школу

И лес, что рядом растёт.

И всё здесь такое родное

Под ласковым солнцем живёт.

(В.Нечаев)

Моя деревня, моя родина. Здесь я родилась и живу. Меня окружают до боли знакомые милые уголки. Я никогда не задумывалась о том, что у каждой вещи, предмета своя история. Есть история и у моей родной деревни. Суждено было жить нашей деревне более трёх веков! Бог благословил эту землю и людей, живущих на ней! За неё воевали, её обогревали, от неё уходили и к ней возвращались. С земли все кормились и она всегда была щедрой к людям. Хочется верить, что ещё не один век будет жить наша деревня.

Из глубины веков.

(археологические данные)

Многие годы территория Кожевниковского района привлекает к себе внимание учёных города Томска, в том числе и по наличию археологических памятников. Эпоха второй половины II – начала I тысячелетия до н.э. в истории района может быть охарактеризована как время высшего расцвета культуры бронзового века. Выдающимися памятниками этого времени, несомненно, являются могильники и поселения Еловского археологического комплекса.

Андроновская археологическая культура.

Могильник состоял из двух частей. Первая, прилегавшая к деревне, была предоставлена грунтовыми могилами, не имевшими никаких следов на поверхности. Можно было бы предположить, что насыпи были уничтожены глубокой запашкой колхозного табачного поля, которое располагалось на этом месте до 1960 года. Вторая часть могильника находилась на юго-западе, вдоль кромки прибрежного леса.

Материалы Еловского второго могильника показали, что своих умерших сородичей пришельцы при погребении укладывали по преимуществу на левый бок, скорченно, головой на юго-запад. Иногда в одну могилу помещали сразу двоих или даже троих. Яму выкапывали сравнительно неглубокую (от 50 до 150см от современной поверхности) прямоугольной формы. Стенки укрепляли горизонтально уложенными плахами или брёвнами. На дно укладывали шкуры или бересту. Как правило, в могилу ставили глиняный горшок и другие вещи: стрелы, кинжалы, ножи, украшения. Так хоронили в тёплое время. А зимой, скорее всего, оставляли умершего в так называемом «домике мёртвых» до весны. Иногда трупы сжигали, а затем в могилу помещали прах.


Еловская культура.

Ничто не вечно…И на смену андроновской археологической культуре на берегах Симана пришла еловская культура (XII – X вв. до н. э.). Наверное, это было самое оживлённое время в истории кожевниковской земли.

Люди обитали в больших жилищах, площадь которых составляла 250 – 300 квадратных метров. Основой постройки служил котлован глубиной до 1,5метров, перекрытый кровлей. Внутри жилище делилось на 2 части: одна – для людей, вторая для скота в зимнее время.

Занимались люди охотой, рыбной ловлей, собирательством. Об этом свидетельствуют находки: кости оленей, медведей, росомах, песцов, рыбья чешуя.

Очень огромную роль в жизни населения играло бронзолитейное дело. И, скорее всего, Еловское поселение было центром бронзового литья.

Не менее высокого уровня, чем в литейном деле, древнее население достигло и в гончарном деле. Современные специалисты керамического производства приходят в восторг, когда рассматривают еловские сосуды. Ещё не зная гончарного круга, древние мастера добивались удивительно точных пропорций формы. Орнаменты на еловской керамике – это подлинные художественные произведения.

Зарождение Еловки.

Люди издавна селились по берегам рек, озёр. Согласно архивным данным, основанием Еловки считается 1670 год. Существует несколько версий названия деревни. Одна из них – ел – в переводе с селькупского «кладбище или захоронение на берегу реки». Другая версия – на месте Еловки рос густой еловый лес, на смену которому впоследствии пришёл берёзовый лес.

Живописный берег на берегу большой протоки Симан, обилие плодородных земель, привольные пастбища, сенокосы – всё это располагало к обустройству деревни. Долгая судьба Еловки складывалась по-разному. В истории района она оставила заметный след.

Ступеньки вглубь Еловской истории.

Приведу примеры некоторых архивных данных:

1859 год – 90 дворов, 310 мужчин, 274 женщины.

1868 год – в селе 90 дворов, всего 270 душ.

1890-1892 год – в д.Еловке отдельной отраслью промысла стала заготовка мха, которым конопатили срубы. Сбывался он строительным артелям Томска. Некоторые еловцы вывозили на продажу до 20 возов сухого мха.

1893 год – Еловка от Томска 135 вёрст. Ближайшее почтовое отделение 96 вёрст.

1910 год – действует одноклассная школа.

1911 год – открыта начальная школа. В деревне 3 мелочные лавочки, сельское управление, междудворовая станция.

1927 год – под руководством Владимира Генриховича Бартновского всем селом была построена новая школа, которая носила его имя. В 1937 году заслуженного учителя Бартновского арестовали по линии НКВД, после освобождения он в Еловку не вернулся.

1929 год – организовано 2 товарищества – «Тавост» - руководитель Шеховцов Никита и «Мялка», руководитель Киселёва Елена Филипповна.

1931 - 1935 год – существование 2 сельхозартелей: «Победа» и «Ударник». По сельхозартели «Ударник» райисполкомом зарегистрировано 21 августа 1935 года 135 дворов, в них 184 члена артели (протокол № 35). Председателем артели работал Королёв Кузьма Фомич. По сельхозартели «Победа» зарегистрировано 146 дворов, председатель артели Радкин Яков Иванович. Устав зарегистрирован 22 августа 1935 года, протокол № 35. Вот цифры, характеризующие экономику колхоза того времени:



«Победа»

«Ударник»

Наличие дворов

146

135

Едоков

499

113

Посевов яровых

680 га

389 га

Озимых

95 га

96 га

Пары

410 га

220 га

Лошадей старше 3 лет

87

79

Молодняк лошадей

20

12

Коровы

21

19

Телята

36

2

Овцы взрослые

212

110

Ягнята

9

114

Свиньи

1

0

Поросята

10

0

Скот колхозников

Коровы

76

61

Молодняк КРС

106

0

Овцы взрослые

126

82

Ягнята

94


Свиньи

13

0

Поросята

33

0



Приведённые цифры можно считать стартовым показателем 2 сельхозартелей в деревне Еловке на март 1936 года. Но некоторые люди упорно не шли в колхозы.

24 апреля 1939 года председатель Екимовского сельсовета Кантаев подписал справку (приводится дословно):

«…действительно имеются единоличных хозяйств 8. Лошадей не имеют и коров и также мелкий скота тоже нету…»

Два этих хозяйства не приносили большой доход государству, поэтому 7 июня 1950 года райисполком принял решение объединить еловские мелкие колхозы «Победа» и «Ударник» в один колхоз «Победа». Первым председателем колхоза был Мальцев Никита, впоследствии репрессированный и высланный в Чаинский район.

В то время в Еловке были:

Свинарник

Коровник

Конный двор

Овчарня

Телятник

Птичий двор

Оказалось, что это не последнее объединение. Вскоре в конце 60х годов объединили с.Вороново с д.Екимово, а Еловка вышла из Вороновского совхоза им.XXI съезда КПСС и стала самостоятельным совхозом «Еловский». Об этом свидетельствуют следующие архивные записи:

1960 г – суточные надои на корову: Еловская ферма – 8 литров.

1975 год – создание совхоза «Еловский».



«Через десятилетия и века».

Еловка.


Год

Количество дворов

Мужчин

Женщин

1859

90

310

274

1868

90

310

274

1899

118

275

288

1911

152

270

274

1926

228

505

509

1949

51 + 84

Нет данных



Численность населения:

1936г – 888 чел.

1959г – 592 чел.

1970г – 451 чел.

1973г – 400 чел.

1983г – 448 чел.

1987г – 435 чел.

1992г – 431 чел.

1995г – 420 чел.

1996г – 418 чел.

1997г – 435 чел.

1998г – 415 чел.

1999г – 422 чел.

2002г – 337 чел.

2010г– 310 чел. (но в настоящее время постоянно проживает около 150 человек).


Из воспоминаний жителей д.Еловка.

В далёком 30 году в Еловке, в небольшой семье, во время жатвы хлеба, прямо в поле, родилась Мезенцева Любовь Павловна. Не успела мама «отлежаться», как снова в поле. Как вспоминает б.Люба, в детстве её любимыми игрушками стали соломенные куклы, обёрнутые в тряпицу. Её соседка, Монастырёва Мария Сергеевна, добавляет, что бывало, обмажут солому глиной – нарисуют глаза – вот и другая кукла.

А как радовались дети «парёнкам», когда мама положит в чугун овощи: свёклу, морковь, брюкву – и в русскую печку «потомить». А если ещё с морковным чаем – так ничего вкуснее нет. Натрут морковь, высушат, а потом вместо заварки в чай. Сахар редко на столе появлялся. Даже варенье умудрялись без сахара варить – долго выпаривали.

Когда пришла пора идти в школу, сшили мамы холщёвые сумки. А чтобы купить учебники и тетради, приходилось сушить табак и ягоду и сдавать их. В Еловке в то время была только начальная школа В классах было по 20 – 25 учеников. Обязательно весной надо было сдавать берёзовую почку. Даже классные журналы в то время были редкость. Вот и просили учителя принести «конторские» книги. А старшие классы учились в Екимовской школе. Ходили в основном пешком, иногда возили на тракторе с санями. Потом на этих санях будку сделали.

Вся деревня собиралась в клубе, когда киномеханик из Воронова Тузиков Леонид 1 – 2 раза в неделю привозил «немое» кино. Билет стоил дорого – 20 коп. – целое состояние, но желающих было хоть отбавляй. Директором была Киселёва Екатерина. Хорошо была развита художестенная самодеятельность.

Родители с утра до позднего вечера были на работе. А с утра ещё успевали хлеб испечь. А после работы ещё и своё хозяйство – огород вскопать или убрать, сено накосить, дрова заготовить. Вся работа вручную делалась. Дети в стороне никогда не оставались, трудились с раннего возраста. Бывало после уборки останутся в поле колоски, пойдут дети их собирать, чтобы перетереть, да похлёбку загустить, да увидит председатель или бригадир – отберут, а родителей оштрафуют. А бывали случаи, что и в тюрьму родителей за это сажали. Несладкая жизнь была. Налоги задавили: держишь корову – сдай молоко государству бесплатно. 300 литров отдавали, а себе ничего и не оставалось. Свинью если держишь – шкуру свиную сдай, даже если сдох поросёнок, не выжил. Одну овцу держишь, а налог – полторы шкуры. С кур яйца почти все отдавали. А если не хватит на налог, так покупать приходилось. Овцу держишь – поросёнка нельзя, а поросёнка держишь – так овцу нельзя. Вот и ухитрялись некоторые в подполе поросёнка или курёнка держать. А узнает кто или донесут, так и посадить могут. Зарабатывали в то время в колхозах трудодни – палочки. Потом выдавали на них зерно, которое возили в Вороново на мельницу, чтобы на муку перемолоть. Сами хлеб пекли. А зерно обрабатывали в то время вручную веялками, клеветонами, ветродуйками. Коров водили поить на Симан или привозили воду в бочках на лошадях. А коровы тощие были, ветром качало, потому что с кормами плохо было – то лето дождливое, сено сгниёт, то сухое – трава не вырастет. Надои маленькие были.

С 14 лет довелось девчонкам узнать, что такое лесозаготовки. Лес в то время готовили около Киреевска. Поплачут дети с родителями вместе – да деваться некуда, натрут картошку, отожмут, комы сделают, наморозят, соберут котомки, да и в лес, на заготовки. Пилили вручную. Очень тяжело было. Сделаешь норму – получишь 200 г хлеба в столовой. Жили все заготовители в одной избушке, спали на соломенных тюфяках. Блохи по-страшному заедали. День с пилой, а вечером эти брёвна на «кукушку» погрузить надо было (похожа на открытый грузовой поезд с вагонами). Летом работы ещё больше было. Приходилось работать и на табачном поле, его в то время в Еловке много выращивали. От комаров дымокурами только и спасались. Во время сенокоса вся деревня будто вымирала – покосы в основном были за Симаном. Переправляли людей и лошадей на больших лодках. Позже появилась паромная переправа. Крутили по 2 человека вручную лебёдку и переправляли людей с берега на берег.

В конце XIX века земельный голод заставил многие семьи из России покинуть свои привычные места, лишь бы получить желанный спасительный надел. Переселяясь, семьи имели на руках многочисленных едоков при одном трудоспособном, которым нередко была женщина. Такие семьи появились и в Еловке. Повернуть обратно не было ни сил, ни средств. От непосильного труда и систематического недоедания смерть разлучила несчастных Страшное чувство постоянной печали испытывали многие переселенцы, переживая в молчании тяжёлые испытания.

Особенно тяжело пришлось еловцам в годы Великой Отечественной войны. 132 человека наших односельчан ушли на фронт защищать свою Родину. А всего 160 еловцев и екимовцев ушли на фронт и не вернулись. В село привезли депортированных немцев с Поволжья, латышей. Лишённые своего крова, они на равных со всеми работали, приближали час победы. Голодали, ели лебеду и крапиву. А если какая корова от болезни сдыхала и её в околок увезли, так и этим мясом не брезговали. Только животы болели.

Подрастали девчонки, хотелось понаряднее одеться – да не во что. Перешьют старую одежонку, вот и весь наряд. Пешком в Новосибирск или Томск унесёшь табак сушёный или ягоду какую – вот и купишь обновку – тапки на картонной подошве. Бывало такой обуви на один день только и хватало. Если намочишь ноги – размокнет подошва.

Но всё же жители хоть и с грустью вспоминают прежние годы, но говорят, что народ был дружным и весёлым, старших уважали.

Молодёжи много в деревне было. Случались и драки, особенно между парнями из разных артелей – «Ударник» и «Победа». А всё из-за девчонок. Дрались «хлыстами» (длинные деревянные шесты или палки). Гармонисты – первые парни на деревне. Всю ночь ходит молодёжь по деревне и песни распевает, несмотря на то, что рано утром на работу. А зимой одинокие бабушки пускали в свои дома молодёжь, ведь клуба ещё не было. Умели люди работать, умели и веселиться. Проходили «выездные» праздники – Троица, Крещение, Пасха, Иван Купала, Ильин день. Собирались со всех соседних деревень – из Ерестной, Воронова, Малиновки и др. – пели песни, плясали, устраивали соревнования.

Большой роскошью стало появление грузового такси. На машине кузов был обтянут брезентом – вот так и ездили в любую погоду в Кожевниково или город. Дорога в то время проходила через деревню, колеи глубокие были, грязь. И тогда выручали лошади. В 60-е годы в деревне начали строить водокачку, а до этого воду брали из двух колодцев под горой. Так и жили еловцы: в горе и в радости вместе, дружно.

Еловка сегодня.

Нелёгкая судьба Еловки прошла через многие столетия. В 2010 году нашей деревне исполняется 340 лет. Ушли из жизни многие замечательные люди, добавилось седых волос у вчерашних мальчишек и девчонок. Но деревня живёт. В народе говорят: «Если в деревне лают собаки и смеются дети, она ещё будет долго жить»! Красавица школа каждое утро приветливо открывает двери ученикам. 2010 год – юбилейный для нашей школы. Ей исполняется 25 лет.

Живут среди нас неравнодушные, влюблённые в свой родной край люди. Один из них – Акулов Михаил Спиридонович, потомок коренных еловцев. Сочинённая им песня глубоко западает в душу, трогает сердца. Эта песня стала своеобразным гимном нашей деревни:


Моя земля, мои луга.

Вокруг меня сибирские просторы.

На берегу стою высоком я-

Видны прекрасные сибирские узоры.

Здесь жили деды, прадеды мои,

Пахали землю и детей растили.

Любили землю – матушку свою,

Землёю с детства дорожили.

Припев:

Симан течёт, уносит годы вдаль

Вода бежит, переливаясь быстро.

Я прожил вечность здесь - уж так и знай!

И проживу ещё лет триста.


Заносит снегом пашни и луга:

Я радуюсь необычайным взорам.

И не пройдёт у нас любовь к земле

И вновь видны Симанские просторы.

Проходит лето, осень и зима,

И вновь весна с приходом расцветает.

Приходит вновь к нам вечность и любовь

И криком журавлиным оглашает.


Что может быть прекрасней земли, на которой живёшь, красавиц берёз, окружающих нас, чудесных уголков, где мы родилась, прошло наше детство и юность, откуда повела тропинка в большую жизнь.


























Содержание.

1.Введение. Стихи о деревне.

2.Из глубины веков.

3.Андроновская археологическая культура.

4.Еловская культура.

5.Зарождение Еловки.

6.Ступеньки вглубь Еловской истории.

7.Через десятилетия и века.

8.Из воспоминаний жителей Еловки.

9.Еловка сегодня.

10.Список литературы.



































Список литературы.

1.«Археологическая карта Томской области». Л.А.Чиндина, Я.А.Яковлев, Ю.И.Ожередов. Изд. Томского университета. Томск – 1990

2.«Земля Кожевниковская». Я.А.Яковлев. Изд.Томского университета. Томск – 2006.

3.«Археология, Кожевниковская земля и еловская культура». В.И.Матюшенко.

4.Архивные данные Кожевниковского муниципального архива.







































Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Еловская основная общеобразовательная школа»












ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



«Возвращённая к жизни история Еловки»




Выполнили: обучающиеся 3 класса

МОУ «Еловская ООШ»

Барзуков Вячеслав и

Рыбакова Елизавета

Руководитель:

Баяндина М.М. учитель нач.классов









Еловка – 2010г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
История родной деревни Еловки

Автор: Баяндина Марина Михайловна

Дата: 20.03.2017

Номер свидетельства: 401776


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства