kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История -это интересно(из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вланной статье  обобщен опыт работы по системе Л.В.Занкова на уроках истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История -это интересно(из опыта работы)»

Зачем маленьким детям история?”

( Из опыта работы учителей высшей категории, почётных работников общего образования школы №551 Филипповой Т. П. и Хилькевич О. И

В настоящее время в условиях модернизации многих сфер общества одной

из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданст-

венности, так как это основы преемственности поколений, жизнеспособности любого общества и государства. В решении этого нам помогает развивающая система Л.В. Занкова, которая ставит перед собой цель - оптимально развивать личность младших школьников. Факультативный курс «Я - гражданин России» помогает этого достичь.

Цель этого курса состоит в расширении общественно значимых знаний ребенка о самом себе с дополнением знаний по истории - о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, о его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого.

Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию, тем адекватнее и активнее он будет жить, и действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда заранее предсказуемой системе отношений «Я - моя страна - мой мир». История – еще больше содействует расширению объема мышления, наделяя способностью «мыслить прошлое».

Так что же такое история? Это такая наука, которая изучает и описывает прошлое народов, прошедшие события, жизнь людей……

История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. И наша цель состоит в том, чтобы дети полюбили этот предмет и поняли его значимость.

Нам это удалось. Ребятам новый предмет понравился. Они поняли, что история – это «дорога во времени». И эту увлекательную «дорогу» необходимо пройти. Школьники научились вести счет времени по векам и эрам, строить родословное древо, узнали об истории России со времен Древней Руси до настоящих дней. А главное, дети научились понимать и познавать окружающий мир, т. е. осмысленно применять получение знаний для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

В начале нашей работы задавался вопрос: «Зачем маленьким детям история?».

Ребенок входит в мир великим исследователем. Уровень его любознательности настолько велик, что не воспользоваться было бы преступлением. Мы пытаемся донести до детей, что надо вслушиваться в голос истории, осмысливать ее связь с современностью, открывая перед ребёнком дверь в целый пласт человеческих знаний – Историю.

В связи с переходом на четырёхлетнее обучение несколько изменилась программа изучения исторического материала, но подходы проведения отдельных моментов урока, проверки качества знаний остались прежними, поэтому мы решили поделиться опытом работы. Методика работы в начальных классах, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, отличается от методики работы в старших классах. Мы внимательно отнеслись к возможностям ребёнка, привлекая разнообразные задания и приёмы:


1. Приём наблюдения (он открывает простор для активной мыслительной деятельности детей, для обсуждения и осмысления увиденного).

2. Работа с учебником.

3. Различные игровые формы.

4 Задания в виде упражнений логического характера.

5 Составление и решение кроссвордов.

6. Мини-сочинения и мини-изложения на различные темы.

7. Творческие домашние задания.

8. Тематическое рисование.

9. Экскурсии по историческим местам.


1. Наблюдения.

Учебник истории «Я – гражданин России» ярок и занимателен, материала много и поэтому необходим строгий отбор к уроку. Так как цель курса истории в том, чтобы ученик задумался над проблемной ситуацией и попытался её разрешить, тут нужны наблюдения. Например: проводя урок по теме «Владимиро-Суздальская Русь, мы начали с задания: «Расставь таблички по порядку

Расселение Скифов.


Расселение славянских племён


Возвышение Киева, объединение Русских земель


Расцвет Киевской Руси.


Ослабление государства и распад Киевской Руси

Вопрос: «Почему в таком порядке расставили? Обоснуйте».

То есть учитель просит понаблюдать и сделать выводы. А это значит, что ученики начинают осмыслять полученные знания и у них развиваются нужные навыки и умения.

2. Мини-сочинения и мини-сообщения.

Урок истории - великолепный повод для общения детей. Общение может быть разным.

Один из видов – это мини-сочинения. С их помощью дети учатся умению связно, грамотно строить свою речь, овладевать исторической лексикой. К тому же в этих сочинениях проявляется индивидуальность ученика и его отношение к данному вопросу. Вот некоторые мини-сочинения на тему «Моё мнение о чудесах света».

Мое впечатление о семи чудесах света.

Мне очень жаль, что пропали шесть из семи чудес света. Ведь очень было бы интересно посмотреть на Колосс Родосский, увидеть храм Артемиды Эфесской и побывать в Галикарнасском Мавзолее. Но больше всего мне жаль, что пропали Сады Семирамиды. Ведь там так красиво! Лестницы с белыми и розовыми плитами, живописные деревья! Да и пирамиды- очень красивы! Это же настоящее произведение зодчества, искусства.

И хорошо, что все-таки хоть одно чудо света сохранилось!

Васильева Соня 3, а класс 551 школа


Моё впечатление о семи чудесах света разное. Чудеса для меня - загадка. Вот, например, Египетские пирамиды очень большие. А представляете, как их строили? Огромные глыбы тащили люди. Никаких машин для поднятия двухтонных известковых глыб не было. Даже трудно представить, что эти каменные горы сложены руками человека.

Пирамиды служили, как усыпальница для египетских фараонов. Жаль, что это всё разграбили. Мне очень хочется, и я надеюсь увидеть своими глазами это замечательное чудо света!

Гульнева Женя 3-Б класс 551 школа


Мне очень понравилась статуя Зевса Олимпийского. Это чудесный архитектурный памятник для всей Олимпии! Если бы это самое лучшее произведение искусства осталось, то оно было бы гордостью страны! Но, к сожалению, все тленно. Так, что и этот памятник исчез в веках. Зевс был сделан из слоновой кости, золота, и множества драгоценностей, поэтому во время воин и нашествий всё разрушили и разграбили.

Архипов Стас 551 школа


Эти виды работы для детей увлекательный и радостный процесс, который в конечном итоге приводит к качественным результатам данной темы и повышает интерес к предмету.

3. Игровые формы.

С каждым годом работы, по истории накапливается большой материал. Но набираясь опыта, мы встречались с определенными трудностями. Младшим школьникам не всегда легко составить рассказ исторического характера, используя нужные темы и правильные даты. А даты (даже важнейшие) не хотели запоминаться… И тогда на помощь приходила игра. Ученики по очереди вынимали из стопки карточку с датой и, называя соответствующее событие, получали жетон. По количеству жетонов определялся лучший «летописец».


4.Задания в виде упражнений логического характера.

При изучении истории необходимо стремиться к усилению образности, развитию логического мышления у детей, расширению их кругозора. А для этого используются упражнения логического характера:

а) Продолжи цепочку слов:

  1. Масленица, троица…- (праздники).

  2. Галикарнасский мавзолей, Колос Родосский…- (Семь чудес света)

  3. Князь Олег, князь Игорь…

б) Отметь правильный ответ:

1. В каком году на Руси было принято христианство?








1054 988 964


2. К какому правителю относятся слова: «К книгам прилежал, читая их ночью и днём»?








Святослав Ярослав Владимир


  1. Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей: Ярослав Мудрый, Ольга, Олег, Владимир, Игорь, Святослав


5. Тесты

В связи с тем, что объём материала по предмету велик, необходимо регулярно проверять готовность учащихся к уроку, проверять уровень формирования представлений и понятий.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, восполнение пробелов

По теме История – наука о прошлом был проведен следующий тест:

1. Перечисли, какие праздники ты знаешь________________________________

______________________________________________________________________

2. Напиши: в каком веке родился ты?

19в. 20в. 21в.


3. Найди слово, которое означало начало цивилизации:

а) Грамота.

б) Рождение Иисуса Христа.

в) Письменность.

г) Археологи


6. Кроссворды.

Урок истории особенный, его не проведёшь просто так. А чтобы он проходил как праздник, необходима большая подготовка. И поэтому использовались различные формы работы: кроссворды.

а) Кроссворды ребята составляют и разгадывают с удовольствием, повторяя и закрепляя полученные знания. Кроссворды оживляют опрос, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Кроссворды составляются на основе программного материала, в них зашифрованы исторические понятия. К этой работе привлекаются и дети:



  1. Зимний праздник, во время которого гадали. (Святки)

  2. Христианский праздник, который справляют в начале лета. (Троица)

  3. Наша Родина. (Русь)

  4. Славянский праздник. Проводы зимы. (Масленица)

  5. Украшение предмета узорами из другого материала (Инкрустация)

  6. Бог огня у славян. (Перун)

  7. Древний летописец (Нестор)

  8. Древние племена, живущие на берегу Чёрного моря (Скифы)

  9. Уровень развития человеческого общества (Цивилизация)



Кроссворд составила Капитанова Даша 3-Б класс







1.Ополченская воинская часть. (Дружина)

2.Крепость на «Заячьем острове». (Петропавловка)

3.Первое название города. (Петербург)

4.Государственный чиновник. (Дьяк)

5.Название реки в Петербурге. (Нева)

6.Старший сын Петра- I. (Алексей)

7.Где жил Петр - I с матерью в детстве. (Преображенск)

8.Имя царя. (Петр)






Кроссворд составила Белякова Полина 3-А класс








7. Творческие домашние задания.


Чтобы помочь детям закрепить изученный материал, понять значение данных в учебнике статей мы использовали творческие домашние задания. Хочется отметить, что добросовестное выполнение этих заданий формирует у ребёнка самостоятельность, различные волевые качества. Формы заданий были различны. Это и поделки, и рисунки, и доклады, и сочинения.

Варианты домашних заданий:

а) Изучая тему «Чудеса света», давалось задание написать сочинение или сообщение на тему: «Моё восьмое чудо света».


Для меня «Восьмым чудом света» является крупнейший музей нашей страны- Эрмитаж. Богатства этого музея славятся во всем мире. Там можно увидеть творения великих художников, познакомится с культурой народов мира. Также известен памятник русской архитектуры – Зимний Дворец. Мне кажется, что залы этого Дворца бесконечны…

Я еще не видел в своей жизни более красивого и впечатляющего. Поэтому, думаю, что этот музей по своей красоте и масштабам может являться «8 чудом света»

Ковика Костя


б) При знакомстве с темой «Иван Грозный - первый русский царь» дети изготавливали шапки Мономаха. Они получились разных размеров и форм:












в) Тема «Страницы всемирной истории». Детям давалось задание изобразить, как было написано первое письмо:

















г) Считаем, что для каждого ребенка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи, семейных реликвий. При изучении темы «Путешествие в геральдику» детям было предложено придумать герб своей семьи и рассказать о нём.











Герб семьи Степановых Семья Зайцевых Семья Кошкиных


д) Генеалогическое древо своей семьи.


Подводя итоги, хочется сказать, что в лексиконе наших детей появились такие слова: «Я думаю…», «Мне нравится…», «Я считаю, предполагаю…». И пользуются они ими не как синонимами, а как инструментами в споре, доказывая свою точку зрения. Урок истории у них стал любимым уроком, дети с большим интересом ждут его, о чём свидетельствуют их сочинения:

Мой любимый урок.

Мне нравятся все уроки. Они интересны и разнообразны. А уроки истории особенно. Я очень жду каждого урока истории с нетерпением.

Когда он начинается, мне кажется, что я попадаю в необыкновенную сказку, где Ольга Ивановна, как добрая волшебница, одаривает ребят дождем знаний. После этих уроков я мечтаю побывать в пирамиде, оказаться на месте сражения с Наполеоном, отправиться в космос… Хочу узнать историю своей Родины и других стран.

А вы, какой урок любите?

Хорина Марьяна 4-Б


У меня любимый урок – история. Там узнаешь о древних событиях, которые были 100 или 1000 лет назад. На машине времени мы попадаем в прошлое и будущее. Узнаем новое о наших далеких предках.

Я люблю, когда задают что-нибудь прочитать, нарисовать или на худой конец что-нибудь выучить или написать. Очень люблю посещать с классом различные исторические музеи. Я думаю, что история это главный и познавательный урок.

Не знать истории — это стыд и срам!

Кихтянин Алеша 4-А



Уроки истории несут в себе заряд личной причастности к прошлому, рождают интерес, пробуждают в детях любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что, согласитесь дорогого стоит. Мы прикладываем все усилия, чтобы научить детей видеть в сегодняшнем дне то, что может представить интерес для их будущего, чтобы воспитать глубокое уважение и любовь к своей стране.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История -это интересно(из опыта работы)

Автор: Филиппоа Татьяна Петрвна,Хилькевич Ольга Ивановна

Дата: 28.12.2023

Номер свидетельства: 643428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства