kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Палы травы: мифы и реальность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование обоснованности пала степей, определение преобладания полезных или катастрофических последствий данного явления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Палы травы: мифы и реальность"»

Акмолинская область

Жаркаинский район

Пятигорская средняя школа





Смелик Александр

Сенин Никита

Класс: 3



«Палы травы: мифы и реальность»



Направление: Наука о Человеке и природе.

Секция: Экология.



Руководитель:

Заболотная Людмила Алексеевна, учитель начальных классов.



г. Державинск

2016 год



Оглавление.

I. Абстракт _______________________________________________ 3 - 4

II. Введение _______________________________________________ 5 - 6

III. Исследовательская часть

1.1 Ознакомление с темой проекта ____________________________ 6 - 10

1.2. Справочные данные

по физико-географическому положению Жаркаинского района ______ 10 - 11

1.3. Изучение экологических проблем Жаркаинского района _______ 11 – 16

1.4. Как решаются экологические проблемы в Жаркаинском районе ___ 16 - 18

2. Заключение ________________________________________________ 18 - 19

IV. Список используемой литературы _____________________________ 20

V. Отзыв на научный проект _____________________________________ 21

VI. Приложение.

Открытый урок по познанию «Растения и животные степей».

Воспитательное мероприятие в начальных классах на тему «Мы - защитники природы».

Дневник исследования.

















Абстракт

Цель исследования: исследовать обоснованность пала степей, определить преобладание полезных или катастрофических последствий данного явления.

Задачи исследования:

1. Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности по территории нашей местности.

2. Расширить знания о природе Жаркаинского района.

3. Побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранение её уникальности.

4.Развитие умения взаимодействовать с другими участниками проекта.

Сроки исследования: 7 месяцев.

Гипотеза: Существует мнение, что сжигание сухой травы в степи сопутствует росту молодой травы, а пепел - это минеральное удобрение для почвы. Так пожар в степи –это польза или вред?

Объект исследования: экологические проблемы родного края.

Предмет исследования: Методы исследования: изучение различных информационных источников, обобщение, синтез информации, сравнение и обобщение.

Результаты работы:

1.Познания учащимися истории, природы, растительного и животного мира своей малой родины и страны.

2. Изготовление памятки о сохранении природы родного края для экологического отряда школы.

Вывод: Природа - наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и долг.











Abstract
Objective: to investigate the validity of the Pala steppes, to determine the prevalence of beneficial or disastrous consequences of this phenomenon.



The objective of the study:
1. To collect, to study, to generalize, to systematize the material of environmental orientation on the territory of our country.

2. To expand knowledge about the nature of the Zharkain district.

3. Be encouraged to contribute to the preservation of nature and its uniqueness.

4.The development of the ability to interact with other project participants.

Dates of study: 7 months.
Hypothesis: There is a perception that the burning of dry grass in the desert accompanied by the growth of young grass, and ash is a mineral fertilizer for the soil. So the fire in the desert is a benefit or harm?

Object of research: environmental problems of their native land.

Subject of research: Methods of research: study of various information sources, synthesis, synthesis, comparison and generalization.

Results:

1.Students knowledge of history, nature, flora and fauna of their homeland and country.

2. Production memo on the conservation of nature of his native land for ecological squad of the school.
Conclusion: Nature is our wealth! To conserve this wealth for future generations - is our task and duty.













Введение.

Степь – это природная зона, являющаяся визитной карточкой Казахстана, это наша Родина, земля предков. И именно она сегодня ждет от нас помощи, потому, что оказалась на пороге значительной экологической катастрофы.

На протяжении последних 50 лет, в результате бесхозяйственного, а порой и преступного отношения людей к земле, к природе, произошли многие, зачастую необратимые процессы, повлекшие гибель или мутацию представителей флоры и фауны.

По данным Республиканской экологической службы за период с 1953 по 1989 год полностью исчезли из биологического потенциала Казахстана 26представителей флоры и фауны. А это значит, что не будет их уже никогда, потому что биологические ресурсы не возобновляются.

И тогда встала острая необходимость в скорейшем принятии эффективных мер по сбережению природных богатств. В 1978 году в Казахстане была учреждена Красная книга, в которую были сразу же занесены 21 вид млекопитающих и 8 видов птиц. На данный момент в список Красной книги Казахстана входят 125 видов животных и 250 видов растений. Приближая эту информацию к нашей теме, следует отметить, что почти половина этих видов относятся к нашей степной зоне.

С 1997 года на территории страны действует Закон «Об особо охраняемых природных территориях», направленный на сохранение природных ландшафтов и их биологического разнообразия. В Казахстане сейчас есть 10 заповедников и 12 национальных парков. Вся хозяйственная деятельность на их территории либо вообще запрещена либо разрешена частично.

Но охраняемые территории занимают лишь небольшую часть страны, а большую часть- хозяйственные угодья, в состав которых входят и земли нашего поселка Пятигорское. Для здешних крестьян наша степь, земля- главное орудие труда, средство для достижения материального благополучия. В погоне за большим рублём люди уже не просто используют землю, а нещадно ее эксплуатируют.

В итоге, у нас на глазах происходит медленное умирание степи от большого количества проблем, создаваемых человеком: это и выветривание плодородного слоя земли, и образование оврагов.

Большой вред степям наносят пожары, во время которых исчезают многие виды растений, под угрозой места обитания животных, птиц и насекомых. Степи выглядят ужасающими после последствий огня, на небе стоит смог.


Природа – это хрупкий взаимосвязанный организм. И нельзя в нем пытаться перестроить всё на свой лад потому, что это может обернуться для нас - людей бедой



1.Исследовательская часть

1.1 Ознакомление с темой проекта.

Сегодня мы представляем проект на тему «Палы травы: мифы и реальность». В начале учебного года наш классный руководитель Заболотная Людмила Алексеевна предложила нам принять участие в исследовательском проекте. Стали думать, какую тему выбрать для проекта. Однажды сентябрьским днём мы пошли на рыбалку и обратили внимание на дым в небе и посмотрев вдаль увидели, что горит степь. Мы вспомнили, что практически ежегодно осенью горит степь. Мы стали спрашивать у взрослых о причине степных пожаров. Одни говорили, что сжигание сухой травы в степи сопутствует росту молодой травы, а пепел - это минеральное удобрение для почвы. Другие же говорили, что степные пожары наносят большой вред окружающей среде. Так чего же больше в степных пожарах - пользы или вреда? Мы решили это выяснить. Составили с учителем план работы и начали исследовательскую работу.


















Последствия огня



Посмотрите, как красив наш край:

Слайды «Люблю тебя, мой край родной»


Наш край является частью нашей большой планеты:

Утром за сопками солнце встаёт,

Птичка о Родине песню поёт,

В крае родном у нас много красот,

Всё это в крае родном…

Река Ишим возле нас протекает,

Летом купальный сезон открывает,

Всех ребятишек так забавляет,

Всё это в крае родном…

Рядом растут большими посадками,

Разные ягоды, вкусные, сладкие,

Ровно посажены, словно грядками,

Всё это в крае родном…

Любить свою родину буду я вечно,

Ценить край родной буду я бесконечно,

Ведь всё это край мой родной.


Ученица Пятигоррской СШ 14 лет



















Излучина реки Иши





















Река Ишим





















Пастбища





















Степь весной





















Ковыльная степь



Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтобы послушать шум ветра, увидеть сопки, искупаться и половить рыбу в реке, а на рассвете послушать пение скворцов и весёлое чириканье воробьёв.

Наш край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае- это значит забота о Родине. Пусть в наших садах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в реке и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу - это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна.

Так давай на долгие века

Сохраним земле ее богатства -

Эти рощи, реки и луга!




1.2. Справочные данные

по физико-географическому положению Жаркаинского района.

Юго-западную часть Акмолинской области занимает Жаркаинский район. В восточной его части протекает могучая река Ишим и её притоки. На западе и юге района находятся истоки двух крупных рек – Тургай и Сарыозен. Через земли Жаркаинского района проходит железнодорожная ветвь из Аркалыка в Есиль, а автодороги представлены трассами Республиканского и местного значения.

Район был основан под названием Баранкульский в 1955 году. С 1963 по 1997 год назывался Державинским, а в 1970-97 (кроме 1988-90) годах относился к ныне упразднённой Тургайской области. Районным центром является единственный город района – Державинск

На территории Жаркаинского района веками жили различные кочевые народы, занимавшиеся разведением скота. Сегодня эта отрасль сельского хозяйства успешно развивается в районе. Большая часть занятого в сельском хозяйстве населения занимается выращиванием зерновых культур.

Природа Жаркаинского района представляет собой степь, укрытую невысокими холмами и изрезанную неглубокими речными долинами и балками. Встречаются озёра – небольшие и неглубокие. Большая часть земель распахана. В пойменной долине Ишима много заводей и стариц, где водится много рыбы.

Климат резко континентальный. Сильные ветра присутствуют практически на всем протяжении календарного года. Зимы достаточно продолжительные, холодные и протекают на фоне неустойчивой, склонной к резким изменениям, погоды. Лето в большей части теплое и даже в некоторых периодах жаркое и засушливое. Температуры в июле достигает +40 градусов. Осень приносит с собой прохладную и в большей степени пасмурную погоду. За весь календарный год на территорию района выпадает до 380 мм осадков, большая часть осадков приходится на теплое время года.



1.3. Изучение экологических проблем Жаркаинского района (интернет источники)

Одной из экологических проблем, по нашему мнению - пожары в степи. Весеннее и осеннее поджигание сухой травы при ведении хозяйства стало традицией, стереотипом природопользования и поведения. Как итог - ущерб здоровью жителей, природе и сельскому хозяйству. Травяные палы охватывают большие площади, и распространяются очень быстро. При сильном ветре фронт огня перемещается со скоростью до 25-30 км/час. Это очень затрудняет их тушение. Единственным эффективным способом борьбы с травяными палами является их предотвращение. Практически все травяные палы происходят по вине человека.

Горят наши степи.

































Последствия пожара



















В небе стоит дым

Миф 1. «Выжигание прогревает почву»: * Почва от беглого травяного пожара прогревается совсем незначительно, но при этом находящиеся на поверхности или у самой поверхности почки и семена трав уничтожаются, так что итоговый эффект от такого «прогревания» оказывается нулевым, а иной раз и отрицательным. 


Миф 2. «Выжигание обогащает почву золой»: * Пожар не добавляет ничего нового: минеральные питательные вещества, содержащиеся в золе, все равно попали бы в почву при разложении сухой травы (летом, в тепле, она разлагается быстро). Лишь в сухих степях, где сухая трава может сохраняться много лет, пожар способен незначительно обогатить почву доступными для растений минеральными питательными веществами - но исключительно за счет будущего, поскольку травяной пожар лишь изменяет доступность этих элементов, но не их количество в экосистеме. 


Миф3. «Трава быстрее и лучше растет»: * Эффект более быстрого роста травы в результате выжигания является кажущимся: сухая трава просто скрывает поначалу молодые зеленые побеги, и невыжженные участки кажутся серыми - в то время как на почерневших выжженных участках зеленая трава хорошо заметна. 


*Основные аргументы против выжигания сухой травы: 


1. Вред, наносимый травяными палами природе.

* Ежегодно повторяющиеся палы, приводят к значительному обеднению природных экосистем, сокращению биологического разнообразия. При сильном травяном пожаре гибнут многие животные, живущие в сухой траве или на поверхности почвы - кто-то сгорает, кто-то задыхается в дыму. * Особенно опасны весенние палы в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов птиц, гнездящихся на земле или на низких кустарниках. Пожары губят миллионы насекомых, их личинки и яйца. Все меньше становится бабочек, шмелей и других насекомых, опыляющих цветы растений. Огонь не щадит лягушек, ящериц, ежей и других мелких животных. Особый урон наносят палы гнездованиям и выводкам птиц. Для многих животных пожар - катастрофа. Он разрушает места обитания птиц и зверей. Прошлогодняя трава – это живой дом для очень большого количества насекомых и животных. Многие виды растений также с трудом переживают травяные пожары – особенно те, чьи почки находятся на самой поверхности почвы или чьи семена наиболее чувствительны к нагреванию. * Травяные палы являются источниками выбросов в атмосферу углекислого газа. Пожары, в том числе и травяные, усугубляют так называемый "парниковый эффект", приводящий к неблагоприятным изменениям и более резким колебаниям климата нашей планеты. 


2. Вред, наносимый травяными палами здоровью и жизни человека.

* Палы могут служить причиной гибели людей. Дым от травяных палов очень вреден для здоровья, и опасен для жизни людей, страдающих заболеваниями органов дыхания. По данным Всемирной организации здравоохранения, воздействие дыма от таких пожаров (главным образом твердых частиц с диаметром до 2,5 мкм, легко рассеивающихся в атмосфере) вызывает целый спектр заболеваний, в том числе органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также рост детской смертности. 


3. Вред, наносимый травяными палами хозяйству.

* Пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы. При пожарах теряются азотные соединения (основная часть связанного азота высвобождается в атмосферу), и мертвое органическое вещество почвы, образующееся из отмирающих частей растений. Органическое вещество обеспечивает пористость и рыхлость почвы, ее влагоемкость. * Также, органическое вещество во многом определяет способность почвы противостоять водной и ветровой эрозии – скрепленные мертвой органикой частицы песка и глины труднее смываются водой или сдуваются ветром, а значит, плодородный слой почвы лучше сохраняется с течением времени. * Наконец, мертвое органическое вещество высвобождает имеющиеся в нем элементы минерального питания постепенно, по мере разложения - в то время как при сгорании этого вещества минеральные элементы переходят в растворимую форму быстро и в последствии легко вымываются первым же сильным дождем. 

Для изучения этой экологической проблемы мы поговорили со специалистами.

Исполнительный директор … (закончил Целиноградский сельскохозяйственный институт, специальность агроном) с.Пятигорское. Он нам рассказал, что степные пожары наносят большой вред степи. Пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы. При пожарах теряются азотные соединения. Земля, на которой нет растительности больше подвержена эрозии и выветриванию. Сгорают с травой и семена растений. Исчезают виды растений. Степные птицы строящие гнёзда на земле, со временем покинут свою среду обитания. А ведь птицы поедают вредных насекомых. Исчезает пища для животных. Сгорают насекомые. Куда больше минеральных удобрений получит почва от перегнивания растений, чем от пепла от пожара.

Заместитель акима района, курирующий сельское хозяйство … обратил ещё раз внимание ребят на важные моменты травяных палов. Любовь, бережное отношение к природе, ко всему живому нужно воспитывать у детей с самого раннего детства. Этим должны заниматься и родители, и педагоги. Мнение о том, что сжигание сухой травы полезно ошибочно. Это приносит большой вред флоре и фауне. В нашей местности травостой редкий, а густая трава в основном в оврагах, по берегам реки. Поэтому в степи сухая трава не мешает появлению молодой. Из-за пожаров растительный мир становится беднее, так как однолетние растения, такие как например ковыль, размножаются семенами.

Учитель химии, биологии школы … рассказала об исчезающих видах растений и животных Казахстана, вошедших в Красную книгу.



4. Как решаются экологические проблемы в Жаркаинском районе

Заместитель акима района, курирующий сельское хозяйство … рассказал нам, что на территории района 1200 га занимают лески, берёзовые и осиновые холки. Ежегодно пожары затрагивают 200 – 250 га. Но пожары не масштабные, очаговые, которые общими усилиями сельхозпроизводителей, пожарной службы и ЧС быстро устраняются. Для предотвращения степных пожаров проводится профилактическая работа с населением, сельхозпроизводителями. Проводится опашка лесных колон, посевных площадей, следят егеря, местные исполнительные органы.


Мы встретились с государственным экологическим инспектором Жаркаинского района ... Вот что рассказал он по исследуемой нами проблеме:

Осознавая важность этого вопроса Департамент по экологии района заранее принимает все профилактические меры, для предупреждения степных пожаров

В населённых пунктах проводится работа со всеми объектами. А также существует административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности причиняющее вред здоровью человека и окружающей среде.


Тем не менее, ежегодно на территории района происходят степные пожары, в результате которых огнем уничтожаются пастбища, места заготовки грубых кормов. Наносится непоправимый урон зерновым полям. Наиболее часто встречающаяся причина пожара – это неосторожное обращение с огнём.


Встретились с пожарными службами района. Они рассказали, как локализуются степные пожары.









Заключение.


В результате изучения экологической проблемы мы пришли к выводу, что степные пожары наносят большой вред здоровью человека, окружающей среде. Мы хотим рассказать о результатах исследования детям и взрослым. В частности, опубликовать их в СМИ, на интернет сайте, и раздать памятки о том, как мы должны вести себя находясь в природе.




















Родная степь! Это самое дорогое моему сердцу место. Здесь я родился, здесь живу. Это сказочный мир. Если внимательно присмотреться и прислушаться – перед нами раскроется жизнь, таинственная и необычная, замечательная и яркая. Только надо захотеть увидеть этот мир, заметить эту красоту. Родная степь воспета в устном народном творчестве, в произведениях классиков казахской литературы и музыки, таких как Абай, Курмангазы и многих других.


Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!


Кто человек без природы? Представить себе это невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро даёт природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. Природа - наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя М.Пришвина:

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину!»





Вот правила, которые мы должны помнить, находясь в природе:


Не рви цветы попусту- не уничтожай красоту!

Не ломай деревья- используй для топки сухостой!

Не убивай братьев наших меньших без острой необходимости-

не уничтожай живое!

Не разоряй птичьи гнезда- птицы мирные существа!

Не используй преимущество высокоразумного существа перед
другими жителями планеты, не забывай, что человек- часть природы!!

Бывая в природе сохраняй предельную осторожность, не навреди ей!


















,













Список используемой литературы, источники.


1. Интервью с заместителем акима района Шакировым Д. А., государственным инспектором по экологии Жаркаинского района Каировым К. М., с исполнительным директором ТОО «Мадияр К» Кузнецовым Б. К., учителем биологии Сидоренко О. М., пожарными службами Жаркаинского района.

2. Интернет ресурсы.


































Отзыв

на исследовательский проект учеников 3 класса проект

ГУ «Пятигорская средняя школа»

Смелика Александра и Сенина Никиты.


Работа посвящена исследованию экологической проблеме Жаркаинского района.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Человек на протяжении столетий сталкивался со степными пожарами, но по-настоящему серьёзной проблемой это явление стало только в XX веке, когда экосистема степей практически утратила способность к саморегуляции. Действия человека привели к тому, что в степях почти не осталось крупных копытных животных, которые поедают растения и вытаптывают тропы, являющиеся естественным препятствием на пути огня.

Природа - наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и долг.

Авторы поставили перед собой цель исследовать обоснованность пала степей, определить преобладание полезных или катастрофических последствий данного явления. Учениками проведена серьёзная работа по изучению информационных источников. В своей работе ребята подробно описывают свои исследования шаг за шагом, приводят конкретные доказательства.

Рецензируемый проект представляет собой серьёзную и интересную работу. Он выполнен на высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес.

Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект учеников Смелика Александра и Сенина Никиты может быть представлен на научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.





Руководитель: ____________ / Заболотная Л. А./

«____» _____________ 2016 г.







20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Исследовательский проект "Палы травы: мифы и реальность"

Автор: Заболотная Людмила Алексеевна

Дата: 18.09.2016

Номер свидетельства: 344385


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства