kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «Царство пчёл»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа посвящена теме: «Царство пчёл ».

   На выбор данной темы исследования повлияли следующие причины:

1.Я собираю коллекцию насекомых «Насекомые и их знакомые» и узнаю много интересного об их жизни и среде обитания из журналов;

2.  С этими насекомыми мы сталкиваемся в жизни, а значит, можно провести собственные наблюдения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Царство пчёл»»

Исследовательская работа «Царство пчёл»

ВВЕДЕНИЕ


Данная исследовательская работа посвящена теме: «Царство пчёл ».

На выбор данной темы исследования повлияли следующие причины:

1.Я собираю коллекцию насекомых «Насекомые и их знакомые» и узнаю много интересного об их жизни и среде обитания из журналов;

2. С этими насекомыми мы сталкиваемся в жизни, а значит, можно провести собственные наблюдения.


Результатом данных событий явилось желание глубже изучить материал по данному вопросу, провести собственные наблюдения.


Цель данной работы – изучить жизнь пчёл, расширить знания об их поведении.


Задачи:

1.Изучить литературные данные по теме исследования.

2.Провести наблюдения, которые помогут объяснить поведение пчёл.


Готовясь к работе по данной теме, я выдвинула следующие гипотезы:

1) Пчёлы считаются общественными насекомыми, значит, их жизнь организованна особым образом;

2) Жизнь пчёл зависит от погодных условий, значит, по их поведению можно предсказывать погоду.


Данная работа была выполнена методами:

- сбора материалов из печатных источников и сети Интернет;

-сбора информации из устных источников;

-проведение собственных наблюдений.


Предполагаемая ценность этой работы заключается в следующем:

1.Собранный материал может быть использован учителем и учащимися

начальных классов при подготовке к урокам.

2.Работа над этой темой позволила мне расширить свой кругозор, приобрести новые знания, которые пригодятся мне в дальнейшем.



Структура работы:

Введение.

Глава 1. Литературный обзор.

1.1 Семейство пчёл

1.2 Строение пчёл.

1.3 Пчелиная семья.

1.4 Продукты пчеловодства.

Глава 2. На пасеке.

2.1 Почему пчёлы кусаются.

2.2 Предсказатели погоды.

Глава 3. Это интересно знать.

3.1 Интересные факты.

3.2 Пословицы и поговорки.

Заключение.

Список литературы.


























«Царство пчёл»

Глава 1. Литературный обзор.

1.1Семейство пчёл


Есть на свете сладкий дом,

Садом пахнет в доме том.

А жильцы, жужжа от радости,

В домик свой приносят сладости,

Угощая нас потом.

Угадайте - что за дом?

Правильно это ульи, а живут в них пчёлы. Свою исследовательскую работу я посвяти­ла этим загадочным насекомым и назвала её «Царство пчёл».

Самая многочисленная и разнообразная группа животных на Земле - насекомые. На­секомые есть почти везде, поэтому наблюдать за ними легко. Почему я выбрала пчёл? Ле­том наша семья много времени проводит на даче, а у нашего соседа по даче есть свои ульи. Они стоят у них под яблонями и когда деревья цветут можно наблюдать за работой пчёл. Залетают они и на наши яблони, другие кустарники и цветы. Глядя на них, у меня возникло много вопросов. Чтобы ответить на свои вопросы, я читала книги, расспрашива­ла хозяина пчёл, проводила свои наблюдения.

Семейство пчёл - это одно из самых многочисленных семейств перепончатокрылых, распространенное всюду, где есть цветковые растения. Существует несколько пород пчёл, которые различаются размерами, окраской и поведением. При разведении пчел следует учитывать, что пчелы тысячелетиями приспосабливались к окружающим их климатиче­ским условиям, поэтому разводить следует местных пчел, ежегодно улучшая их при по­мощи племенной работы. Пчелы отличаются друг от друга по внешнему виду, по поведе­нию и по хозяйственным полезным признакам. для разведения пчел в вашей зоне следует учитывать план породного районирования. Его следует так же принимать во внимание при приобретении и замене маток. О породе пчел, разводимых в вашей местности, можно выяснить в обществе пчеловодов. Из числа распространенных следует отметить таких как: серая горная кавказская, среднерусская, карпатская и дальневосточная пчела. Серая горная кавказская пчела. Объединяет несколько популяций пчел. Окраска - серая, вес пчелы - до 90 мг, длина хоботка - до 7,25 мм. Эти пчелы имеют длинный хоботок. Пче­ла миролюбива. плодовитость матки - до 1 500 яиц в сутки. Зимостойкость хорошая. Переносит длительные морозы. Ройливость слабая. Среднерусские пчелы. Пчелы круп­ные, вес доходит до 11 О мг. Хоботок короткий - до 6,35 мм. Цвет темно-серый. Пчелы этой породы очень злые. Зимостойкость очень хорошая. Плодовитость матки до - 2 000 яиц в сутки. Ройливость высокая. Карпатские пчелы - особи чисто серой окраски. Размер их меньше среднерусской, но больше кавказской. Вес - до 100 мг. Хоботок - до 6,7 мм. Пчелы очень миролюбивы, спокойны. Зимостойкость средняя. Плодовитость до 1 800 яиц в сутки. Ройливость средняя. Дальневосточные пчелы. Окраска чисто серая. Масса - до 105 мг. Длина хоботка - до 6,7 мм. Пчелы миролюбивы, спокойны. Зимостойкость сред­няя. Плодовитость матки до 1 800 яиц в сутки.

1.2 Строение пчёл.

Тело взрослой пчелы состоит из 3-х основных отделов: голова, грудь и брюшко. Инте­ресно устроены глаза: пара больших боковых сложных глаз, а между ними - три малень­ких простых глаза. Сложные глаза пчёл состоят из фасеток, каждая из которых содержит линзу. Пчёлам присущ мозаичный тип зрения. Ротовой аппарат состоит из верхних и нижних челюстей, верхней и нижней губы. К тому же он служит для высасывания некта­ра, поэтому образует продолговатую трубку (хоботок). Очень важным органом являются усики, расположенные на голове пчелы, так как на них размещено множество органов осязания и обоняния. Пчела имеет 4 крыла - пару передних и пару задних. Крылья ров­ные, тонкие, состоят из двух слоев, усилены жилками. Движутся они вверх, вниз, вперед, назад, немного вращаются. Во время полёта пчела машет крыльями быстрее, чем бабочка. Каждая из шести пчелиных ножек, может двигаться только взад и вперед. Кроме пере­движения они приспособлены для сбора пыльцы. Пчёла имеет оружие - это жало и яд. Все мы знаем, что использовать его она может только один раз, а потом погибает. Почему же это происходит? Оказывается, на конце жала есть зазубринка. Она не позволяет выта­щить жало из тела ужаленного человека. Поэтому пчёлка оставляет жало с ядом в теле жертвы, а сама погибает от увечий.

1.3 Пчелиная семья.

Медоносные пчелы - общественно живущие насекомые. Они живут большими семья­ми в гнездах, состоящих из нескольких сотов, построенных ими из воска. Каждый сот со­стоит из ячеек. В них пчелы складывают запасы корма и выращивают молодых пчел. Гнезда пчелы отстраивают в дуплах деревьев, а в условиях культурного разведения - в ра­мочных ульях. В средней или нижней части улья имеется леток - отверстие, через которое пчелы выходят для полетов за взятком и возвращаются в гнездо. В рамочных ульях леток имеет вид щели шириной 8-15 см и высотой 12 мм. Через леток осуществляется вентиля­ция гнезда. Если она недостаточна, то пчелы вентилируют гнездо, создавая поток В состав пчелиной семьи входит матка, рабочие пчелы и трутни. В нормальной семье бывает толь­ко одна плодная матка. По своим размерам и весу она превосходит остальных членов се­мьи. Длина матки колеблется от 20 до 25 мм, а вес - от 150 до 300 мг И более. Неплодные матки весят обычно 200-220 мг. воздуха путем частых взмахов крылышками. Матка живет до 4-5 лет, однако больше всего яиц она откладывает в первый год жизни. Начиная со второго года плодовитость матки сокращается, увеличивается количество от­кладываемых ею неоплодотворенных яиц, из которых развиваются трутни. Поэтому не рекомендуется держать маток старше 2 лет, так как от плодовитости матки в значительной степени зависит характер развития и продуктивность пчелиной семьи. Рабочие пчелы со­ставляют основную часть семьи. В сильной семье ранней весной бывает около 20-25 тыс. рабочих пчел. Затем количество их постепенно возрастает, доходя к началу главного ме­досбора до 60-80 тыс. и более, а к осени сокращается до 30-40 ТЫС., к зиме в семье остает­ся 20- 25 тыс. рабочих пчел. В слабых семьях рабочих пчел меньше. Поэтому продуктив­ность их значительно ниже. Продолжительность жизни рабочих пчел зависит от интен­сивности физиологической деятельности их организма. Летом в период главного взятка она не превышает 5-6 недель, осенью при менее интенсивной деятельности - 7-8 недель. Резко сокращается продолжительность жизни пчел при выращивании большого количест­ва расплода. Пчелы, выведенные осенью и не принимавшие участия в медосборе и выра­щивании расплода, хорошо переносят зимовку; они живут до 8-9 мес. и обладают способ­ностью воспитывать расплод весной. Рабочие пчелы выполняют всю работу в семье. Мо­лодые пчелы кормят личинок и создают в гнезде необходимые температуру и влажность воздуха, выделяют воск и строят соты, во время взятка обрабатывают приносимый в улей нектар, превращая его в мед. Пчелы старшего возраста собирают на цветках нектар и пыльцу, приносят в гнездо воду и иногда клейкое вещество - прополис. Трутни выводятся в семье весной и летом. По внешнему виду трутней легко отличить от матки и рабочих пчел. у них более широкое, как бы укороченное тело длиной 15-17 мм. Вес трутней достигает 250-260 мг. Продолжительность их жизни не превышает 5-6 мес. После спаривания с маткой трутни погибают. Трутень сам добыть себе пищу не может и находится на пол­ном иждивении рабочих пчел. Питаются трутни медом, приготовленным пчелами. У трутней единственная функция - спаривание с маткой. Пчелы кормят трутней и проявляют о них заботу до конца медосбора. С прекращением взятка трутни безжалостно изгоняются из нормальной семьи и погибают. Нормальные семьи зимуют без трутней. Но если в семье осталась неплодная матка или семья совсем не имеет матки, то в этом случае пчелы, как правило, не изгоняют трутней. Пчелы приспособлены только к совместной жизни в семье. Пчела, отделенная от семьи, не может самостоятельно добывать себе пищу и быстро по­гибает. В процессе исторического развития пчелиной семьи выработались различные формы связи между особями семьи и семьи в целом с окружающей средой. Эти связи по­ложены в основу получения меда и других продуктов пчеловодства, которые используют­ся человеком.

В пчелиной семье существует разделение функций между особями. Выполнение пчелой той или иной работы в семье зависит от ее физиологического состояния, потребностей са­мой семьи и комплекса внешних условий. Весь цикл работ пчелы можно разделить на два основных периода: работы, выполняемые внутри улья, и работы по сбору нектара, пыльцы и воды, выполняемые вне улья. В соответствии с этим в пчеловодстве различают нелет­ных (ульевых) и летных (сборщиц) пчел. В нормальной семье соблюдается определенная последовательность в выполнении пчелами отдельных функций. Только что вышедшая из ячейки молодая пчела получает корм от взрослых пчел и приводит себя в порядок - чистит ножками глаза, крылья, тело. В течение первых 3-4 дней жизни она малоактивна. В это время ее организм крепнет, становится более твердым наружный хитиновый покров, раз­виваются железы, она начинает принимать участие в чистке ячеек. Обычно в возрасте 3-6 дней пчела начинает кормить взрослых личинок смесью меда и перги и усиленно питается сама. Позже, когда разовьются железы, выделяющие молочко, она начинает кормить мо­лодых (l-3-дневных) личинок молочком. В это время начинают развиваться восковые же­лезы пчелы и она принимает участие в строительстве сотов. При благоприятных условиях пчелы наиболее интенсивно выделяют воск и строят соты в 12-18-дневном возрасте. Не­летные пчелы постоянно находятся на сотах с расплодом, обогревают его и снабжают ли­чинок кормом. Часть из них принимает участие в запечатывании ячеек с личинками, в поддержании чистоты внутри улья, в охране летка и строительстве сотов. Молодые пчелы периодически вылетают из улья и совершают вблизи него ориентировочные облеты, зна­комясь с окраской и формой улья, расположением летка, а несколько позже - с общим ме­стоположением улья и пасеки. Разные функции выполняют отдельные группы пчел и при сборе нектара. Различают пчел-разведчиц, сборщиц, приемщиц. Пчелы-разведчицы, выле­тая из гнезда, ищут новые источники корма. Обнаружив источник взятка, и набрав корм, они возвращаются в гнездо и с помощью "танцев" передают информацию об этом основ­ной массе пчел, Т.е. мобилизуют их на сбор обнаруженного корма. Получив информацию об источнике взятка, пчелы-сборщицы вылетают и собирают корм до тех пор, пока источ­ник взятка не кончится. Если взяток прекращается, пчелы-сборщицы прекращают вылет из улья. Пчелы же разведчицы продолжают вылеты в поисках новых источников корма, выполняя как бы "патрульную службу". Обнаружив источник взятка, они снова мобили­зуют пчел-сборщиц на сбор корма. Принося нектар в гнездо, пчелы-сборщицы не сами складывают его в ячейки сотов, а передают пчелам-приемщицам, которые обычно нахо­дятся на сотах около летка или даже на летке. Пчелы-приемщицы переносят полученный нектар в медовые соты, перерабатывают его и складывают в ячейки. При ограниченном количестве свободных сотов в гнезде или недостаточной численности пчел-приемщиц принос в улей нектара, даже при наличии обильного взятка, может резко сократиться. Специфическими движениями пчелы сигнализируют о переполнении гнезда кормом или о невозможности переработки всего поступающего в течение дня нектара, и вылет пчел за взятком прекращается. В зависимости от состава медоносов и условий медосбора пчелы ­сборщицы приносят в гнездо только нектар или пыльцу, а иногда и то и другое одновре­менно. При благоприятных условиях пчела-сборщица совершает за день до 9-10 вылетов, принося каждый раз по 30-40 мг нектара или 10-15 мг пыльцы. При этом, во время главно­го медосбора пчела тратит в среднем на каждый полет около 1 Ч, а на пребывание в улье между двумя полетами - около 15 мин. Из сильной семьи, насчитывающей 60-70 тыс. осо­бей, в период обильного взятка ежедневно может вылетать на сбор нектара около 35 тыс. пчел, которые за день могут собрать 10-12 кг нектара. Разделение функций между разны­ми группами пчел и передача информации имеют важное значение в жизни семьи. Дея­тельность пчел-разведчиц экономит энергию пчелиной семьи в период прекращения взят­ка, предупреждая непроизводительные вылеты основной массы пчел-сборщиц. С появле­нием же взятка пчелы-сборщицы, мобилизованные пчелами-разведчицами, включаются в медосбор. С другой стороны, сборщицы доставляют в гнездо столько корма, сколько мо­гут принять и переработать пчелы-приемщицы, что предупреждает возможность броже­ния в сотах жидкого, не переработанного нектара. Следует отметить, что при нарушении условий содержания пчел в семье могут изменяться последовательность и продолжитель­ность выполнения ими той или иной функции. В сильной семье при обильном медосборе пчелы могут начать сбор нектара с недельного возраста. Воспитывают расплод в конце зимовки и строят соты ранней весной пчелы 6-7-месячного возраста, которые родились поздно осенью. При жизни и деятельности пчелиной семьи взаимосвязь у пчел осуществ­ляется при помощи пищевых контактов, химических, обонятельных, звуковых, тактиль­ных раздражений и специальных сигнальных движений, получивших название "танцы пчел".

1.4 Продукты пчеловодства.

Все знают, что мёд появляется благодаря пчёлам и цветам. Но не все знают, что для добычи одного килограмма мёда пчёлы должны пролететь полмиллиона километров и по­сетить 10 миллионов медоносных цветов. Кроме мёда пчёлы дарят нам много других по­лезных продуктов: прополис, пергу, воск, пчелиный яд, маточное молочко. Эти продукты находят большое применение в медицине. Мёд пчелиный - продукт переработки медо­носными пчелами нектара или пади - представляет собой углеводный корм пчелиной семьи. Из сотов его обычно извлекают с помощью медогонки. Такой мед называется цен­тробежным. Иногда приходится извлекать мед из сотов путем прессования; его называют - прессовым. Товарный мед может находиться и в запечатанных сотах - «сотовый», «секционный» и др. Пчелиный воск - секрет восковых желез медоносной пчелы. Это жироподобное вещество, которое выделяется специальными железами рабочих пчел и ис­пользуется для ремонта и строительства гнезда. Свежий воск имеет белоснежный оттенок, но через сутки он начинает желтеть. Прополис - это продукт обработки пчелами смоли­стых веществ растительного происхождения. Их пчелы собирают с почек, листьев, побе­гов, стеблей и коры лиственных (тополь, береза) и хвойных деревьев, кустарников, трав, извлекают из оболочки пыльцевых зёрен. Пчелы применяют прополис для оборудования гнезда, поддержания в нем надлежащих санитарных условий, регулирования вентиляции и размера летка. Процесс образования прополиса изучен мало. Известно, что пчелы к смо­лам растений прибавляют секрет слюнных желез, примешивают воск, пыльцу. Пыльца ­это мужские половые клетки цветковых растений. Для пчёл она имеет огромное значение, т.к.. является незаменимым белковым кормом, а так же источником жиров, витаминов и других полезных микроэлементов. Богатый состав пыльцы представляет интерес и для че­ловеческого организма. Перга получается вследствие молочно-кислого брожения пыльцы под действием секрета слюнных желез пчел и ферментов меда. Перга обладает в 3 раза большей активностью, чем пыльца. В ней содержаться витамины А, С, D, Е, витамины группы В. Уникальность ее в одновременном содержании всех аминокислот, которые иг­рает важную роль в организме человека, причем некоторые из них трудно найти в других продуктах питания.


Глава 2. На пасеке.

2.1 Почему пчёлы кусаются.

У пчеловодов существует много своих секретов, как получить больше мёда. На­пример, у нашего соседа все ульи стоят около яблонь. Другие пчеловоды тоже размещают ульи поближе к цветущим растениям, чтобы пчёлы не тратили время на поиск. Ульи он ставит так, чтобы леток глядел на восток или юго-восток. В таком случае обитатели пчелиного домика будут раньше приниматься за работу. Осенью пчеловод вынимает часть рамок и откачивает мёд, а часть оставляет. Ведь зимой пчёлы питаются этим мёдом. Фотографии для своей работы я брала из Интернета. Можно было самой посетить пасеку, но пчёлы не терпят посторонний, чужой запах, поэтому не стоит рисковать. Когда сосед вынимает рамки с мёдом или проверяет их, он надевает на себя шляпу с сеткой, куртку с брюками и перчатки. Берёт с собой дымарь. Если он работает без перчаток, то очень хо­рошо моет руки и натирает их листочком мелиссы. А если пчела вдруг укусит, то запах пчелиного яда вызывает у них тревогу и даже агрессию. Они могут кинуться на человека.


2.2 Предсказатели погоды.

Один раз я видела, как пчёлы облепили улей снаружи. Хозяин пчёл объяснил мне, что солнце печёт и они, таким образом, закрывают собой стенки улья, нагретые солнечными лучами, Т.е. охлаждают свой дом снаружи, работая крылышками-вентиляторами. Пчёлы могут предсказывать погоду. Если пчелы становятся злее, жалят - к засухе. Бывает, на­бегут тучи, даже начнет накрапывать, а пчелы продолжают летать за взятком. Этот дождь - не дождь, он скоро кончится. И наоборот, небо чистое, а пчелы сплошным потоком летят домой - жди скорого дождя. Иной раз во второй половине дня на цветках акаций стара­тельно ползают пчелы, собирают нектар. Летают до самых сумерек. «Ожидай дождя»,­скажет пасечник. И не ошибется. На горизонте скоро поплывут дождевые облака. В это время цветы на акациях и других растениях усиленно выделяют нектар. Пчелы это вос­принимают и старательно идут в поле собирать нектар. Иногда утром ясно светит сол­нышко, небо чистое, ни облачка, а пчелы сидят у летка, не спешат в поле. Опытный пче­ловод знает: во второй половине дня пойдет дождь. И верно, после обеда на горизонте появилась туча. Она быстро затянула небо, начал моросить дождь. Это объясняется тем, что с утра в атмосфере воздух насыщен холодной влагой. Нектар в цветках разведенный и холодный. Такой нектар не привлекает пчел, и они сидят в улье пока солнце не согреет цветы и нектар станет слаще. Вечером, после пчелиного трудового дня и доброго приноса нектара, пчелы в летках и на прилетной доске интенсивно машут крылышками, сильно жужжат. Они вентилируют, выгоняют влажный воздух из улья. Пчелы стараются быстрее сгустить принесенный нектар, чтобы побольше освободить и подготовить пустые ячейки для откладывания нового сиропа. Действия пчел показывают, что будет продолжительная теплая погода. Иногда пчелы сидят, скопившись у летка, и равномерно шумят. Многие оживленно бегают по прилетной доске и передней стенке улья. Они также предвещают теплую погоду. Но бывает, когда пчелы вечером прячутся в улье, из летка подается тихое жужжание. Можно безошибочно полагать, что наступит продолжительное холодное нена­стье. Пчелы предчувствуют и какая будет зима. Перед суровой зимой пчелы в конце лета и осенью сужают и заклеивают прополисом летки, все щели, усиленно прополисуют хол­стик над рамками. Если они этого не делают - зима будет мягкой. Еще в конце сентября, хотя стоит теплая погода, пчелы уже собираются в клуб. Этим они предвещают, что скоро выпадет снег и начнется суровая зима. Иной раз пчелы не собираются в клуб до ноября, в холстике прогрызают дырочки. Это означает, что зима будет легкая, с небольшими моро­зами и частыми оттепелями. Если матки раньше обычного времени прекращают отклады­вать яйца - к ранней и холодной зиме.


Глава 3. Это интересно знать.

3.1 Интересные факты.

Известно много интересных фактов из жизни пчёл. Пчелы - "математики" Соты, постро­енные ими, имеют самую прочную конструкцию, размеры соблюдаются с небывалой точ­ностью. Пчёлы - чемпионы по обонянию; они воспринимают и различают запахи в 1000 раз сильнее человека, чувствуют аромат цветов более чем за 1 км. Раскопки одной из пирамид в Египте пополнили ценными сведениями историю пчеловод­ства. Египтяне свыше 5 тыс. лет тому назад занимались медоносным промыслом. Он счи­тался в то время высокодоходным и почетным. Египетским фараонам присваивался титул «повелителя пчел». Вскоре пчелы будут, видимо, освобождены от такой трудоемкой рабо­ты, как изготовление сот. Институт исследования насекомых Висконсинского университе­та (США) изготовляет для ульев рамы с сотами из пластмассы, совершенно не имеющей запаха. Пчелы быстро привыкают к искусственным сотам. «Будет пчела на цветке - будет и яблоко на ветке», - так говорят садово­ды. При полноценном опылении цветущего сада пчелами урожай яблок повышается на 40 -- 60 %. Благодаря опылению урожайность малины и крыжовника возрастает в 2 раза, вишен и черешен - почти в 7 раз. Втрое увеличивается сбор семян красного клевера при подвозе к их массивам пчелиных семей и «дрессировке» с помощью ароматизированного сиропа.

3.2 Пословицы и поговорки.

В доброй душе и чужая пчела роем прививается.

у хорошего пчеловода нет плохого года

От болтливого сказки, от работящего мед.

Хвастуна пчела не любит.

Пчела жалит только грешника.

Пчел держать - не в холодке лежать.

Пчел водить - не разиня рот ходить.

Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить.

Цыплят по осени считают, а пчел по весне.

Улей сильный, мед – обильный.

Пчела артелью сильна.

По пчеле и о матке судят.

Какова матка, такова и пасека.

Трутень дурень, а без него не семья.

Каков облет, таков и мед.

С осоки пчела мед не носит.

С гречки - без осечки.

Ветры дуют - соты пустуют.

Кто кочует - тот с медом зимует.

Не пчелы боятся холода, а пчеловод.

Будет пчела на цветке - будет и яблоко на столе.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Не солдатка, не вдова, не замужняя жена? (Пчела)


Заключение.

Я с вами поделилась малой частью той информации, которую можно найти о пчёлах. Но надеюсь, что вас это заинтересовало. Своей работой я подтвердила гипотезу об уникальной организации жизни пчелиной семьи. Проведённые мною наблюдения подтвердили вторую гипотезу о том, что если быть наблюдательным и знать особенности жизни пчёл, то можно предсказать погоду. В дальнейшем планирую продолжить собирать свою коллекцию и изучать мир насекомых.






Источники информации


1. Тименский П.И. - Приусадебная пасека
2. Ульяничев - Коллективный подряд в пчеловодстве
3. Федосов - Словарь-справочник пчеловода
4. Фриш - Из жизни пчел
5. Харчук Ю. - Справочник по домашнему пчеловодству

6. http://p4elok.net/nemnogo-infy-o-semeystve-pchely-apidae/

7.http://www.ref.by/refs/10/24554/1.html

8.http://zooex.baikal.ru/izba/LivingBaikal/insecta1.htm

9. http://p4elok.net/



11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа «Царство пчёл»

Автор: Шадрина Татьяна Вениаминовна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354570


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства