kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по теме "Сладко жить- целая наука".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль сахара в организме человека.Виды сахара. Анкетирование учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Сладко жить- целая наука".»

Городской конкурс

исследовательских работ младших школьников















Сладко жить - целая наука





Выполнил:

…………………………..

ученик 2 «В» класса

МАОУ «СОШ №90»

Научный руководитель:

Некрасова Ольга Александровна







Г. Златоуст

2017 год

Содержание.

Введение 2

Глава 1. Понятие "сахар", историческая справка 4

Глава 2. Виды сахара. Вредные и полезные свойства сахара 5

Глава 3. Результаты анкетирования 10

Заключение 13

Список используемых источников и литературы 14

Приложение 16



























Введение

Часто родители говорят детям, что «много сладкого есть вредно», поэтому мне стало интересно:

  1. что такое сладкое?

  2. сколько это много?

  3. и чему вредит сладкое?

Цель: изучить положительное и отрицательное влияние сахара на организм человека.

Объект: сахар.

Предмет: влияние сахара на организм человека.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме влияния сахара на организм человека;

2. Дать понятие «сахар», узнать его виды;

3. Изучить с помощью анкетирования уровень знаний одноклассников о вреде сахара.

Актуальность и выбор темы исследования определены еще и тем, что в октябре 2016 года родился еще один член нашей семьи ­– братик Александр. Самое лучшее питание для грудного ребенка молоко мамы. Александр растет и постепенно в его меню появляются все новые и новые продукты питания. Питание является неотъемлемым фактором физического и умственного развития ребенка. Поэтому мы задумались о том, какое питание должно быть у брата, чтобы сохранить его здоровье «смолоду» (как говорится в народной пословице). Многие продукты для детей от 6 месяцев, а именно творожки, йогурты, биолакт, печенье, содержат большое количество сахара. Врачи настоятельно не рекомендуют давать детям сахар до 3 лет.

Методы исследования – изучение литературы, интернет источников, знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами; анкетирование одноклассников.

Гипотеза: если мы подробнее изучим сахар, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и внести изменения в свой рацион питания.

О результатах исследования расскажем одноклассникам на уроках окружающего мира, конференции или классном часе познакомим учащихся с вредными и полезными свойствами сахара, познакомим с сахаром «невидимкой» в несладких продуктах и докажем, что если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.

























Глава 1. Понятие «сахар», историческая справка

Привычный нам сахар на столе, который добавляют в чай, является одним из видов сложного сахара и научное его название – сахароза. Сахароза – белое кристаллическое вещество, сладкое на вкус, хорошо растворимое в воде. [13]

Сахар – это органическое вещество, состоящее только из углерода, водорода и кислорода. [1] Самым древним видом сахара был тростниковый. Он был известен еще во времена Александра Македонского (более 5000 лет назад). Его воины, вступив на землю Древней Индии, сообщили, что нашли мед (слово «сахар» тогда не использовалось), который можно приготовить без участия пчел. [9]

В дальнейшем, во время первого крестового похода, европейцы обнаружили огромные плантации тростника в Сирии. Местные варили из него сахар в глиняных горшках.

В эпоху средневековья сахар наравне с другими лекарствами продавался в аптеках. Считалось, что сахар обладает чудодейственными свойствами- восстанавливает сила, снимает боль.

В 1747 г. в Берлине химик Маргграф, проводя опыты со свеклой, получил из нее сахар.

Первый сахарный завод в России начал работать в селе Алябьево Тульской губернии в 1802 году. Делали сахар из свеклы, выращиваемой в этих местах в большом количестве. [13]









Глава 2. Виды сахара. Вредные и полезные свойства сахара

Большим открытием для меня стало, что видов сахара огромное количество. Все так называемые сахара, которые употребляет человек, состоят из трех основных форм сахара, который человеческий организм использует для получения энергии, это:

Глюкоза (виноградный сахар) содержится во многих фруктах, ягодах, меде, зеленых частях растений. Глюкоза входит в состав сахарозы, крахмала, клетчатки, высокомолекулярного полисахарида инулина. [9] Интересно, что глюкоза – основной продукт фотосинтеза. У животных глюкоза помогает пережить заморозки. Так у некоторых видов лягушек перед зимой повышается уровень глюкозы в крови, за счет чего их тела способны выдержать заморозку во льду.

Фруктоза (фруктовый сахар, левулеза) содержится в меде, фруктах, ягодах, семенах некоторых растений.[6]

Данное вещество, в отличие от сахарозы, не вызывает резкого подъема глюкозы в крови. Медленно расщепляясь в организме, оно постепенно отдает глюкозу на энергетические потребности. Для усвоения фруктозы не требуется инсулин. Значит, поджелудочная железа «не напрягается» и скачков уровня сахара в крови не предвидится. В результате превращений фруктового сахара образуется глюкоза и гликоген. Последний хранится в печени и при необходимости компенсирует дефицит углеводов. Кроме этого, фруктовый сахар на 25 % снижает риск развития кариеса. Положительные качества фруктозы делают ее более полезной альтернативой сахарозе при условии, что пищевое использование будет непостоянным и умеренным. При регулярном подслащивании пищи фруктозой опасность развития ожирения и привыкания к сладкому сохраняется. [10]

Галактоза - единственный моносахарид животного происхождения входит в состав лактозы (молочного сахара). [11]

Самым безвредным сахаром считается лактоза. Она не оказывает губительного влияния на зубы и легко усваивается. Безопасно и употребление натуральных видов сахара [5], содержащихся в клетчатке фруктов и овощей.

О суточной потребности в сладком уже многие годы спорят медики [4]. Считается, что дневная норма сахара для детей составляет:

  • 1-1,5 года – около 40 г,

  • 1,5-6 лет – 60 г,

  • 7-10 лет – 70 г,

  • 11-13 лет – 85 г,

  • 14-17 лет – 100 г.

Но сейчас эта точка зрения оспаривается, и ученые приходят к мнению, что ребенку до 3 лет вообще не стоит в продукты питания вводить сахар, так как ежедневно употребляемая пища уже содержит сахар (фрукты, сок, овощи, каши, кондитерские изделия, хлеб).

Вторым открытием для меня стало то, что простейшие сахара присутствуют в таких несладких для меня продуктах как молоко, гречневая каша, картошка, капуста, лук, хлеб и многое другое [11]. То есть в этих продуктах присутствуют не только сахара, но и многие питательные и полезные элементы, в то время как белый сахар у нас на столе ­– это полученный на заводе и сильно концентрированный сахар из сахарного тростника и сахарной свеклы, а белый цвет получается в процессе очистки его от примесей. Такой сахар очень калорийный продукт (до 398 ккал на 100 г) и для организма воспринимается как чистая энергия.





Содержание сахара в  шоколаде и конфетах


Вес в граммах

Количество чайных ложек

Молочный шоколад

44

5,75

Сникерс

57

7

Милки вэй

58

8,5

Зефир

100

14,5

Карамель кусок

10

1,7

Дав шоколад

37

5

Твих

45

2,75

М & Ms

45

5,75

Конфеты

100

11,5

Добавленного сахара во фруктах нет, но они содержат природный сахар – фруктозу (содержание фруктозы на 100 грамм продукта)


Количество чайных ложек

Манго

3,2

Бананы

3

Яблоки

2,6

Ананасы

2,5

Виноград

4

Лимоны

0,6

Киви

2,3

Абрикосы

2,3

Клубника

1,3

Малина

1

Черника

1,7

Клюква

1

Помидоры

0,7

То есть для выяснения, сколько можно съесть конфет в день, я должен посчитать сахар в обычной пище за завтраком, обедом и ужином и вычесть их из нормы за день, которую советуют ученые. Безопасной для здоровья считается 1 конфетка в день.

О пользе и вреде сахара до сих пор ведутся споры, но основные результаты можно привести в виде следующих выводов.

Во–первых, недостаток сладкого вреден, так как сахар для организма является незаменимым источником углеводов, необходимых для получения энергии. Сладкие продукты хорошо подходят, когда требуется много физически или умственно поработать, в то время как отсутствует возможность полноценно поесть. Именно из-за этого шоколад и сгущенка входят в продуктовый паек альпинистов. [11]

Во–вторых, сахар - стимулятор хорошего настроения, у многих людей улучшается настроение после съеденной шоколадки или кекса.

В–третьих, сахар улучшает вкус многих блюд.

Так чрезмерное употребление сахара ребенка приводит к следующим негативным результатам:

1. Сахар негативно воздействует на кишечную микрофлору. Полезные бактерии угнетаются, сдавая свои позиции болезнетворным, что приводит к дисбактериозу, метеоризму и неустойчивому стулу.

2. Разрушительно действует на функции центральной нервной системы. Меняется поведение ребенка. Он становится крайне возбудимым, раздражительным, истеричным, а порой и агрессивным. [7]

В 1979 - 1983 гг. в школах Нью-Йорка был проведен любопытный научный эксперимент. Из ежедневного рациона питания школьников исключили все продукты с искусственными красителями, ароматизаторами и консервантами, а также существенно уменьшили потребление сахара. Результаты такой политики питания превзошли все ожидания: успеваемость в этих школах в национальном масштабе улучшилась на 15,7%, в то время как раньше успеваемость максимально увеличивалась лишь на 1,7%.

3. Болезни зубов – а для того чтобы переработать чистый сахар, организм затрачивает кальций, который содержится в зубах и костях, а также сахар лишает организм значительной части витаминов группы B. [5]

Повреждения зубов чаще всего возникают не из-за механических воздействий, а из-за химических. Некоторые вещества реагируют с эмалью и разрушают ее. В основном химические реагенты, которые разрушают эмаль, не поступают с пищей, а образуются, как побочные продукты метаболизма бактерий, живущих у нас во рту. Например, сахара пищи сами по себе никак не вредят эмали, но зато служат пищей для стрептококков и лактобактерий. Перерабатывая сахара, эти бактерии образуют сложную смесь кислот — молочной, масляной, муравьиной, пропионовой и других. Сами по себе эти кислоты не очень сильные, но, если их образуется много, и еще и в непосредственной близости от эмали (когда бактерии образовали на зубе налет), эмаль может постепенно поддаваться. Чем чаще человек ест богатую сахарами пищу и чем тоньше у него от природы слой эмали на зубах, тем быстрее в эмали возникнут повреждения и зубы начнут болеть.

4. Подавление аппетита – необходимо следить за тем, чтобы закуски и напитки с высоким содержанием сахара не вытесняли из рациона более питательную пищу, так как сам сахар, давая энергию, не содержит витаминов, минеральных веществ или клетчатки, и даже мед и коричневый сахар, которые считаются полезными для здоровья, содержат лишь незначительные их количества. [11]

5. Ожирение. При избытке продукт откладывается в виде жировых отложений, прибавляя лишний вес и угрожая ожирением или развитием сахарного диабета. [2]

6. Снижает иммунитет, угнетая защитную функцию белых кровяных телец. Через пару часов после приема сладкого иммунная защита ослабевает вдвое. [10]

Главное, что стоит понимать это то, что употребление сладкого способствует быстрому привыканию, трансформируется в пристрастие, т.е. в зависимость. Поскольку сахар в пище активизирует выработку эндорфинов (гормонов удовольствия), ребенок не просто хочет получить сладкий продукт, он его требует. [12]



























Глава 3. Результаты анкетирования

В нашем классе много «сладкоежек». Они любят полакомиться на перемене конфетой (и не одной), попить сок, съесть булочку. Нам стало интересно определить отношение одноклассников к сахару и уровень их информированности по данному вопросу. Для этого мы провели анкетирование.

На вопрос самое любимое блюдо 40 % учеников ответили - мясо. Это радует. Белок является важным строительным материалом нашего организма. Из него состоит каждая клетка организма, он входит в состав всех тканей и органов. Кроме того, особая разновидность белков исполняет роль ферментов и гормонов в живом организме. Помимо строительной функции, белок также может являться источником энергии. 

25% учеников любят различные сладости.

20% опрошенных любимой едой считают макароны. Они относятся к сложным углеводам, а сахар – к простым. Сложные углеводы, которые содержатся в макаронах, особенно ценны для нервной системы и мозга, так как перевариваются в нашем организме довольно долгое время. Дело в том, что растительные волокна обеспечивают долгое переваривание и поступление глюкозы в кровь медленно, но постоянно, что положительно сказывается на работе головного мозга. При употреблении сахара в организме происходит резкое повышение уровня глюкозы, а после наступает такой же резкий спад, мозг требует немедленного восполнения дефицита уровня глюкозы в крови. Именно поэтому употребление сложных углеводов полезно для организма, в отличие от простых (диаграмма 1).

Сахар содержится не только в конфетах, но и в овощах, фруктах, хлебе, крупах. Поэтому, чтобы не превысить суточную норму потребления сахара, можно съедать 1-2 конфеты в день. Норму по употреблению конфет соблюдают только 25% учащихся нашего класса. 75 % детей превышают норму, что может привести к негативным последствиям (диаграмма 2).

Дети считают овощи невкусными, потому что многие из них не обладают сладким вкусом, но содержат сахара. Наше исследование показало, что 100 % учащихся считают, что в овощах сахара нет. Дневная норма потребления сахара составляет 50 граммов, включая и сахара из овощей (диаграмма 3).

85 % детей считают чипсы самым вредным продуктом. Думаем, родители повлияли на формирование такого мнения, т.к. не покупают чипсы или жестко ограничивают их употребление. Вызывает тревогу, что только 10 % учеников считают конфеты вредными (диаграмма 4).

Результаты анкетирования показали, что в нашем классе нужно провести работу по разъяснению учащимся о положительном и отрицательном влиянии сахара на здоровье человека. Это можно сделать на уроке окружающего мира «Если хочешь быть здоров» или на классном часе, посвященному здоровому образу жизни.



















Заключение

Мы проделали большую работу и ответили на все вопросы, которые возникли у нас в самом начале исследовательской работы.

Мы узнали, что существует несколько видов сахара. Самый вредный – сахароза, т.к. он не содержит жизненно важных веществ, но зато отнимает важные витамины у организма и кальций. Самый безопасный вид сахара - лактоза содержится в молоке.

Так как большинство из нас, детей или взрослых, не может полностью отказаться от сахара и сладких продуктов, то следует соблюдать дневную норму употребления сахара. Лучше употреблять больше фруктов вместо сладостей, в них меньше сахара и больше витаминов.

Результаты анкетирования показали необходимость информирования учащихся о пользе и вреде сахара.

Изучив литературу по теме, мы можем с уверенностью сказать, если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.

















Список используемых источников и литературы

1. Хочу все знать!: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта / Пер. с англ. А.Зыковой, К.Молькова, О.Озеровой. – М.: Эксмо, 2008. – 440 с. : ил.

2. Эберхард-Метцгер, Клаудиа. История медицины / Пер. с нем. Л.В.Алексеевой. – М.: ООО ТД «Издательсво Мир книги», 2008. – 48 с.

3. Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под ред. В.А.Александровой. – СПб.: Сова;М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 768 с., ил.

4. Литвина И.И. Живите долго. – М.: Физкультура и спорт, 1994г. – 334 с.

5. Пиманова Л. Вкусно и полезно. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 34).

6. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. А.Н. Бакулев, Ф.Н.Петров. М., «Советская энциклопедия», 1961. 1256 столб. с илл., 12л. илл. (Гос. науч. изд-во «Советская энциклопедия». Энциклопедии. Словари. Справочники).

7. Пульцин М.Н. Сласти и страсти. – СПб.: Норма, 2004г.– 320 86 с.

8. Родионова И. Здоровое питание без сахара. – Эксмо, 2006г.– 256 с.

9. Сайт - http://daily-menu.ru/article/useful/5, «Углеводы (сахара) – главный источник энергии для организма»

10. Сайт - http://pitaniedetok.ru/mozhno/sahar-detjam.html, «Когда детям можно давать сахар и в каком количестве?»

11. Сонькин В. Рациональное питание. – М.: Чистые пруды, 2013. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 24).



12. Тейтельбаум Д. Как отучить ребенка от сладкого. Проверенная, безопасная и простая программа. – 2012 г. – 187 с.

13. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.сост. Л.А.Савина; Худож. А.В.Кардашук, О.М.Войтенко. – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2010 – 448 с.

































Приложение















Анкета

Уважаемые одноклассники! Просим вас ответить на вопросы с целью написания исследовательской работы по теме «Сладко жить - целая наука!»

1. Ваше любимое блюдо ________________________________________

2. Какое блюдо вы считаете самым вредным для здоровья человека _______________________________________________________________

3. Как вы считаете, в овощах есть сахар? ДА / НЕТ

4. Сколько конфет можно съедать в день без вреда здоровью?___________

5. Сколько конфет вы съедаете в день _______________________________



Спасибо! Ваше мнение очень важно для нас.













Диаграмма 1

1. Самое любимое блюдо

Диаграмма 2

2. Сколько конфет вы съедаете в день









Диаграмма 3

3. Есть ли сахар в овощах?

Диаграмма 4

4. Какой продукт самый вредный



20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа по теме "Сладко жить- целая наука".

Автор: Некрасова Ольга Александровна

Дата: 30.11.2017

Номер свидетельства: 441585


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства