kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Мир в стеклянных берегах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человека издавна привлекала красота подводного мира, манили его богатства… Кто из нас не мечтает  увидеть золотую рыбку Пушкина? И загадать заветное желание? Хотя бы одно. Каков он, подводный мир? Кажется, что почти в каждом уголке спокойно плавают рыбки, лишь иногда гоняясь друг за другом. А на самом ли деле им так спокойно или это только кажется? На эти и на другие вопросы мы попробовали ответить с учащимися 3 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Мир в стеклянных берегах"»

Отдел образования, молодёжной политики и культуры администрации

Шемуршинского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большебуяновская ООШ»
















«Мир

в стеклянных берегах»









Авторы работы:

Старый Никифор, ученик 4 класса

Урмаев Александр, ученик 4 класса





Руководитель: Тимофеева Г. А.







Октябрь 2012 г. – февраль 2014 г.

Оглавление

  1. Введение

  2. Материалы исследования

  • из истории создания аквариума

  • влияние аквариумных рыбок на человека

  1. Наши исследования

  • как растут мальки

  • отчего зависит двигательная активность аквариумных рыбок

  • можно ли выработать условные рефлексы у наших питомцев

  • говорят ли рыбы

  • поддаются ли рыбы дрессировке

  1. Заключение

  2. Список литературы

Человека издавна привлекала красота подводного мира, манили его богатства… Кто из нас не мечтает увидеть золотую рыбку Пушкина? И загадать заветное желание? Хотя бы одно... Каков он, подводный мир? Кажется, что почти в каждом уголке спокойно плавают рыбки, лишь иногда гоняясь друг за другом. А на самом ли деле им так спокойно или это только кажется? Мы решили найти ответы на вопросы, проведя исследование.


Проблема, над которой мы решили работать – это познание подводного мира через изучение жизни домашнего аквариума.

Объект: поведение аквариумных рыбок.


Субъект: аквариумные рыбки.


Гипотеза: если изучить поведение рыб, то можно создать комфортные условия для их жизни в аквариуме.


Цель: изучить поведение аквариумных рыбок. 



Задачи: собрать как можно больше информации для применения на практике в домашних условиях при обустройстве мини-водоема, а именно:

- ознакомиться с историей появления аквариумных рыбок

- изучить литературу по разведению аквариумных рыбок

- выделить причины, влияющие на двигательную активность рыб

-сравнить двигательную активность разных рыб

- пронаблюдать, какие слои воды в аквариуме посещаются животными чаще

- есть ли у рыб интеллект, память, поддаются ли дрессировке

- познакомиться с влиянием аквариумных рыбок на человека


Методы исследования: наблюдение, эксперимент, экскурсия, беседа, сравнение, изучение справочников, энциклопедий, словарей.



Сроки проведения: октябрь 2012 г. – февраль 2014 г.



Сроки реализации проекта: 1год 4 месяца



План исследовательской работы



Планируемая работа


Сроки

Определение темы работы

Октябрь 2012 г.

Изучение литературы по выбранной теме

Октябрь 2012г.-февраль 2014 г.

Экскурсия в г. Чебоксары

Октябрь 2012 г.

Февраль 2014 г.

Определение проблемы, цели, задач, гипотезы исследования

Ноябрь 2012 г.

Выбор методов исследования

Ноябрь 2012 г.

Наблюдение

Весь период

Эксперимент

Январь 2014 г.

Изучение словарей, справочников

Ноябрь 2012 г.- февраль 2014 г.

Ведение дневника наблюдений

Весь период

Защита результатов исследования

Февраль 2014 г.





Дневник наблюдений

  1. 06.10 2012 г. Съездили в г. Чебоксары и привезли аквариум и наполнили его водой (чтобы отстоялась).

  2. 07.10.2012 г. Насыпали в аквариум грунт – камешки, положили на дно ракушки.

  3. 08.10.2012 г. Оснастили аквариум водорослями.

  4. 13.10 2012 г. Съездили в г. Чебоксары и купили первых рыбок – мальков: телескопа, золотую рыбку, львиноголовку. Запустили в аквариум первых рыбок. Рыбки быстро освоили новую среду обитания, резвились, плавали в аквариуме, затем мы их покормили (кормом для рыб)

  5. 13.10 2012 г. О правилах ухода за аквариумом нам рассказал на рынке продавец, хозяин рыбок.

  6. 14.10 2012 г. Запустили сомика. Сначала он спрятался в ракушке, затем долго осваивал дно нового жилища, после чего стал играть с рыбками.

  7. 15.10.2012 г. С помощью мамы мы продолжили знакомиться с правилами ухода за аквариумом.

  8. 07.12.2012 г. Наши рыбки заметно подросли.

  9. 04.03.2013 г. Мы провели наблюдения за сомиком. Узнали, что он не дышит кислородом, растворенным в воде, а выныривает за ним из воды. Сомик очень долго может находиться на дне. Мы проследили и установили, что наш сомик вынырнул из воды через 30 минут.

  10. Лето 2013 г. Рыбки более активны, чем в осенний и зимний периоды.

  11. Декабрь 2013 г. Проследили за движением рыбок до кормления, во время кормления и после кормления и составили соответствующие графики.

  12. Январь 2014 г. 2 недели по свистку кормили рыбок.

  13. 11.02.2014 г. Съездили в г. Чебоксары и купили золотую рыбку.

  14. Работу по исследованию аквариумных рыбок мы решили продолжить…








Материалы исследования

Из истории создания аквариума



 Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

(Аквариум)

Аквариум, пусть с самыми обычны­ми рыбками и заурядными растения­ми, сразу приковывает к себе взгляд — даже в роскошной квартире. И гости завидуют хозяину. У него есть собст­венный удивительный мир! Рядом с аквариумом не бывает скучно: кар­тины маленького калейдоскопа под­водной жизни неповторимы. Любовь к природе, восхищение её совершен­ством и богатством — вот что побуждает человека стать аквариумистом. Наблюдая за обитателями своего домашнего водоёма, он сполна получает то, чего так не хватает в будничной жизни.

Люди уже очень давно научились воссоздавать частицу подводного мира рядом с собой. Это аквариумы – постоянное жилище для рыбок. Слово аквариум происходит от латинского «аква» (вода) и суффикса «риум» (место, дом), то есть в дословном переводе оно означает водный дом или жилище с водой. В словаре С.И.Ожегова дается такое определение аквариума: «Аквариум – 1) Искусственный водоем или стеклянный ящик с водой для содержания рыб, водных животных и растений. 2) перен. Здание, помещение с прозрачными стенками (разг.)»

Аквариум, каким его знают сегодня, сравнительно недавнее изобретение. Он появился лишь в 1841 г. Однако интерес к содержанию водных животных и растений возник у людей гораздо раньше.

Первые изображения рыб в искусственных водоемах, относящиеся к XV в. до н. э., обнаружены на древнеегипетских фресках.

В Китае за 30 столетий селекции простой карась преобразился в удивительную золотую рыбку... В Корее и Японии золотых рыбок содержали и разводили в бассейнах либо огромных фарфоровых чашах. Начало современного аквариумного рыбоводства тесно связано с именем Карбонье, которому в 1868 г. в Париж были привезены 22 экземпляра макроподов. Макропод — это первая рыба, которую начали содержать в аквариумах. За полтора года было разведено их несколько тысяч.

Долгое время наличие аквариумов в доме было прерогативой богатых и знатных вельмож. В нашей стране аквариумы появились благодаря Петру I, который во время путешествия по Европе увидел у датского короля прекрасный сосуд, в котором плавали морские рыбы. Петр I оказался настолько впечатлен этим зрелищем, что решил в ту же минуту спросить, как живут рыбки в этом сосуде и как сам сосуд называется. Получив подробную инструкцию по применению, восхищенный царь отправился дальше. Неудивительно, что по возвращении домой он приказал соорудить такое же «чудо-чудное, диво-дивное» с золотыми рыбками в своем дворце.

А в наше время есть уже такие необычные аквариумы, как аквариум-лабиринт, аквариумы-гиганты. Специально построенные сооружения огромного объема для демонстрации животных, населяющих водную среду, так же называются аквариумами или, если речь идет о морских жителях, океанариями.

Заглянем в аквариум. Эти экзотические рыбки совершили дальнее путешествие от родных водоемов, через моря и океаны... Перед нами открывается удивительный мир. Но чтобы обитатели аквариума не чувствовали себя пленниками, одного созерцания мало: надо стать расчетливым и добрым хозяином своего аквариума. Ведь у каждой рыбки свои повадки, привычки и своя интересная жизнь. Одни из них могут оказаться слишком хрупкими требовательными к уходу, другие, шумными, громоздкими. Не случайно из сотен видов только немногие живут в аквариумах.


Влияние аквариумных рыбок на человека

 

Любя природу, желая быть поближе к ней, мы решили наряду с удовольствием от созерцания подводной красоты, познакомиться с влиянием аквариумных рыбок на человека.

Изучая литературу, выяснили, что аквариум с рыбками имеет медицинское значение. В зимнее время, когда работает центральное отопление, влажность в них редко поднимается выше 20%. Искусственный водоем помогает поддерживать влажность в помещении на необходимом для здоровья уровне.

Долгое время аквариумы считались лучшим украшением интерьера, им выделялось главное место при обустройстве замков и дворцов. Но как отмечают психологи, наличие в доме аквариумных рыбок благотворно влияет на общее состояние человеческой психики. Тем, кто страдает бессонницей, рекомендуют устанавливать аквариум в спальне. Мерное плавание рыбок и покачивание водорослей действуют успокаивающе и помогают заснуть. Монотонное движение рыб благотворительно влияет на психику, вызывает положительные эмоции, даже кратковременное наблюдение успокаивающе действует на нервную систему, снимая стрессы, нормализует кровяное давление.

Те же психологи часто держат в своих кабинетах аквариумы, чтобы создать необходимую для работы спокойную атмосферу. Даже тяжело больные люди, рассматривая рыбок, наблюдая за их поведением, идут на поправку. Это научно доказанный факт. Здесь, видимо, подтверждается теория о том, что человек все-таки вышел из воды, недаром так очевидна его прямая зависимость от этого источника жизни. Особенно хорошо аквариумы влияют на представителей водных знаков зодиака: Рыбы и Водолеи в присутствии рыбок порой открывают в себе творческий потенциал, о существовании которого раньше не подозревали. Вот почему людям, рожденным под этими знаками зодиака, а также тем, кто хочет избавиться от затяжных депрессий и внезапных приступов страха, врачи советуют ставить аквариумы даже не в одной, а в нескольких комнатах.

Есть много причин, по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб и водные растения. И, тем не менее, всех аквариумистов – сознательно или неосознанно, в большей или меньшей степени – объединяет одно: любовь к живой природе, а также удовольствие, получаемое от наблюдений за подводным миром. Другими мотивами, побуждающими заниматься аквариумистикой, являются ответственность за живых существ и радость от успешного заботливого ухода за ними.

Наши исследования

Как растут мальки?

У нас дома тоже есть аквариум. А начиналось все так…

Однажды в гостях у крестной мамы я увидел аквариум и был очарован его обитателями. Я очень долго и внимательно наблюдал за ними, это заметила моя мама. И на мой день рождения мне родители сделали сюрприз, подарили аквариум. Я был счастлив!!!

6 октября 2012 г. мы всей семьей съездили в г. Чебоксары и привезли аквариум. Наполнили его водой.

На другой день, 7 октября, насыпали в аквариум грунт – камешки, положили на дно ракушки. Я узнал, что аквариум должен около недели побыть без рыб - в нем пройдут сложные процессы взаимоотношений микрообитателей, которые попали в водоем вместе с грунтом и растениями. Поначалу вода в аквариуме была мутной. Оказывается, ни в коем случае ее нельзя менять. Через 5-7 дней вода посветлела и стала прозрачной: произошло ее "самоочищение". Все это означает, что в аквариуме установилось биологическое равновесие.

8 октября оснастили аквариум водорослями.

Пора заселять водоем рыбками! Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах, либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды.

Прошла неделя.

13 октября мы съездили в г. Чебоксары и привезли полуторамесячных рыбок-мальков: телескопа, золотую рыбку, львиноголовку, сомика. Мальки были длиной тела в 12-15 мм, имели одинаковую серебристо-зеленоватую окраску. Отчетливо была видна чешуя.

В тот же день запустили в аквариум первых рыбок: телескопа, золотую рыбку, львиноголовку. Рыбки быстро освоили новую среду обитания, резвились, плавали в аквариуме, затем мы их покормили (кормом для рыб).

Золотая рыбка выведена в Китае. Ее предком был обыкновенный серебряный карась. Однажды в Китае один из любителей природы при содержании серебряных карасей в своем пруду обратил внимание на появившихся рыб с необыкновенной золотистой окраской.

Через некоторое время ученые вывели подобных рыбок с золотистой окраской и назвали их золотыми. Действительно в Китае золотых рыбок очень любят. Там золотых рыбок можно увидеть в городских парках в огромных вазах, наполненных водой. В настоящее время насчитывается более 20 разных видов золотой рыбки (вуалехвост, телескоп, комета, львиноголовка).

Телескоп. Очень интересная и своеобразная рыба. У неё большие выпуклые внимательные глаза (стоит упомянуть, что часто рыбка повреждает их и слепнет, поэтому в аквариуме не должно быть много жестких растений, о которые она могла бы пораниться). Рыба имеет шарообразную форму и от того неповоротлива, медлительна и немного неуклюжа.

Львиноголовка имеет на голове необычные выросты, напоминающие гриву льва. Это мирные спокойные рыбы, любят рыться в грунте.

14.10 2012 г. запустили сомика. Сначала он спрятался в ракушке, затем долго осваивал дно нового жилища, после чего стал играть с рыбками.

Сомик. Родом он из Южной Америки, был завезен в Европу в 19 веке. Тело рыбки окрашено темными пятнами. Рот маленький, верхняя губа выдается вперед и оканчивается с каждой стороны двумя усиками. По характеру эти рыбки миролюбивы, живут стайками, выбирают в аквариуме слабо освещенные места и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма, за это аквариумисты называют их «санитарами», очищающими аквариум.

Я часами мог наблюдать за рыбками, за их поведением. Ко мне домой часто приходят мои друзья, особенно мы дружим с одноклассником Сашей. Нам стало интересно, как растут мальки? Как за ними ухаживать? О правилах ухода за аквариумом нам рассказал на рынке продавец, хозяин рыбок. Но этих знаний было недостаточно, и мы стали изучать дополнительную литературу. Мы искали материалы в энциклопедиях, в Интернете. Некоторые ответы на вопросы находили в журнале «Непоседы», в «почемучках».

Оказывается, кормить мальков нужно поначалу по нескольку раз в день, вплоть до раза в 3 – 5 часов небольшими порциями, но так, чтобы в аквариуме постоянно присутствовала еда. В дальнейшем режим кормления можно сократить до двух раз в день, но все равно следить, чтобы мальки получали достаточно корма.

07.12.2012 г. Наши рыбки заметно подросли. Мальки, поначалу имевшие одинаковую серебристо-зеленоватую окраску, приобрели типичные для золотых рыбок цвета.



04.03.2013 г. Наш сомик долго может находиться на дне. Но мы заметили, что он выныривает из воды. Мы провели наблюдения за сомиком. Узнали, что он не дышит кислородом, растворенным в воде, а за кислородом выныривает из воды. Мы проследили и установили, что наш сомик вынырнул из воды через 30 минут.

К лету 2013 г. по внешним признакам наши питомцы стали уже взрослыми. Они достигли при этом размера 3 – 6 см.

Отчего зависит двигательная активность аквариумных рыбок?



Декабрь 2013 г. Проследили за движением рыбок до кормления, во время кормления и после кормления и составили соответствующие графики.



Эксперимент: «Особенности поведения рыбок до кормления, во время кормления и после кормления»



Перед началом наблюдения уровень воды в аквариуме разделили на 3 равные части: верхний, средний, нижний. Границы между этими слоями обозначали горизонтальными полосками, закрепляя их со стороны смотрового стекла.



График 1. Движение рыб до кормления



Проанализировав график движения рыб до кормления можно сделать вывод о том, что практически все рыбы занимают определённый слой воды. Средний слой: золотые рыбки.

Нижний слой: сомик.

Такое расположение рыб не даёт им возможности конфликтовать между собой и делает аквариум наиболее привлекательным, так как рыбы плавают повсюду.


Как изменяется местонахождение рыб во время кормления?





График 2. Движение рыб во время кормления





Вывод. Во время кормления многие рыбы нарушали свои определённые ниши, поднимаясь в верхний правый угол, где обычно им подаётся корм. На графике видно –  местоположение рыб перемещается в верхний слой воды. Однако мы заметили, что иногда сомик не поднимался наверх во время кормления, а оставался по-прежнему в нижнем слое.



График 3. Движение рыб после кормления





Вывод. Данный график позволил нам убедиться, что после кормления рыбы некоторое время ещё находятся на поверхности, но в течение нескольких минут. Затем снова постепенно возвращаются каждая в свой слой воды.


Температурный и световой режим



Январь 2014 г. – февраль 2014 г. С 27 января по 2 февраля 2014 г. температура воздуха резко понизилась, по ночам бывали морозы даже ниже 30º. Это состояние погоды отразилось и на температурном режиме в нашем аквариуме. Рыбки наши стали малоподвижными.

Вывод. Лучшая температура воды для наших рыб 24—26°. При этой температуре рыбки выглядят особенно активными, подвижными. Хоть золотая рыбка и сомик считаются одними из самых неприхотливых аквариумных рыбок, но они все-таки очень чутко реагируют на изменение температуры воды.

Ночью, в темноте рыбки не двигаются. Глаза у них открыты, не мигают. Мне стало интересно, почему рыбки спят с открытыми глазами. Из литературы мы узнали, что происходит это потому, что у рыбок нет век.

Выработка условных рефлексов



Январь 2014 г. Со своими рыбками мы провели эксперимент по выработке условных рефлексов. Две недели по свистку мы кормили рыбок в одно и то же время, в 16 часов.

1 день. Мы свистнули свистком возле аквариума. На свист рыбки не подплыли. Посыпали корм. Рыбки подплыли.

2 день. . Мы свистнули свистком возле аквариума. На свист рыбки не подплыли. Посыпали корм. Рыбки подплыли.

3 день. Мы свистнули свистком возле аквариума. На свист рыбки не подплыли. Посыпали корм. Рыбки подплыли.

4 день. Мы свистнули свистком возле аквариума. Подплыли все рыбки за некоторым исключением. Посыпали корм. Рыбки подплыли все.

5 день . Мы свистнули свистком возле аквариума. Все рыбы подплыли к кормушке. Посыпали корм.

6 день. Мы свистнули свистком возле аквариума. На свист рыбки не подплыли. Посыпали корм. Рыбки подплыли.

Такую работу мы проделали еще неделю.

14 день. Свистнули возле аквариума. Рыбы подплыли, несколько минут плавали у кормушки. Но корм мы не сыпали.

Вывод. Таким образом, нам понадобилось целых 2 недели для выработки условного рефлекса у рыб на звук. Значит, они и слышат! Оказывается, у них внутреннее ухо.



Говорят ли рыбы?



11.02.2014 г. Съездили в г. Чебоксары и купили еще одну золотую рыбку. В тот же день мы запустили «новенькую» в аквариум. И что же мы заметили? «Новенькая» стала «целоваться» с другими рыбками. Может, они говорят меж собой? Мы сами себе задали вопрос: «А говорят ли рыбы?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы пересмотрели много интересного материала в журналах, энциклопедиях и Интернете.
   Теперь мы с уверенностью можем ответить: «Представьте себе, да!»
   Оказывается, рыбы не только умеют разговаривать, они вообще довольно болтливы! У каждого вида рыб — свой язык. И разговаривают они не только ртом, но и плавниками, хвостами и даже специальными плавательными пузырями.

Оказывается, в воде происходит много интересного. Ученым удалось установить, что рыбы поют хором и пение их означает: я тут, я нашел место для гнезда, место это мое! Самки, услышав «песню», спешат к певцу, самцы обходят его стороной.

 О чем «болтают» рыбы?

  В основном они рассказывают друг другу о наличии пищи, появлении врагов, занятости участка дна, поиске самки, а также дают информацию о том, куда собираются плыть.

А есть ли у рыб интеллект?

Поддаются ли рыбы дрессировке?

Американский ученый решил создать первую в мире школу для золотых рыбок. Сейчас у него рыбка с самым большим репертуаром трюков в мире – это достижение занесено в книгу рекордов Гиннеса. С помощью трубочек для коктейлей американец построил систему подачи корма для дрессировки рыб. Через несколько недель занятий его первый питомец уже умел маневрировать, проплывать сквозь специальный тоннель, а также танцевать лимбо под перекладиной. Удалось даже научить рыбку подталкивать футбольный мячик в ворота: именно тогда Дин решил назвать умное создание Альбертом Эйнштейном – это его внесли в Книгу рекордов.



Выводы

 

Изучив литературу, понаблюдав и проделав исследования, мы пришли к выводу, что:

1) Рыбки поддаются тренировке. Если их кормить каждый день в одно время, они будут подплывать к поверхности в ожидании корма.

2) Рыбки обладают слухом.

3) При низкой температуре воды рыбки малоподвижные, грустные. При нагревании воды в аквариуме рыбки становятся активными, подвижными, игривыми.

4) Рыбки спят с открытыми глазами, и связано это с отсутствием у них век.

5) В темноте рыбки малоподвижны, при включенном свете рыбки становятся активными, подвижными.



Выводы по теме

Завершив работу, мы сделали для себя следующие выводы:

люди должны не только восторгаться разнообразием и красотой подводного мира, но обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить это достояние нашей планеты: охранять моря и океаны, реки и озера от загрязнения, защищать рыб от истребления и неразумного отлова.

Заключение

Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. За время проведения исследовательской работы в 3 – 4 классах мы узнали много нового и интересного из жизни водных обитателей! Эта работа помогла понять, что рыбки – это домашние любимцы, которые радуют нас не только своей красотой, но и успокаивают нашу нервную систему, поэтому они нуждаются в заботе и внимании, а для этого мы должны правильно использовать полученные знания. Мы пополнили свои знания, узнали много интересного и поделились знаниями со своими товарищами. Для того чтобы рыбки были здоровы и весело плавали, необходимо не только хорошо ухаживать за ними, но и относиться к ним бережно. Их нельзя пугать, ловить руками, с ними нельзя играть. Ими можно любоваться, какие они красивые, как они плавают, отдыхают и едят.

“Живи в нашем аквариуме золотая рыбка,
А мы будем служить тебе!”, - сказали мы.
… “Ничего не сказала рыбка,
Лишь радостно хвостиком по воде плеснула…”



  1. Работу по исследованию аквариумных рыбок мы решили продолжить…



Литература и ресурсы:



1.Акимушкин, И.И. Причуды природы. - М.: Москва, 1992.

2.Все об аквариумных рыбках. Атлас-справочник
Год выпуска: 2007. Издательство: Кристалл

3. Золотницкий. Н.Ф. Аквариум любителя. – М.: Терра, 1993.

4. Кочетов. А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.

5. Энциклопедия для детей. Домашние питомцы.-2006.-704 с.

4. Интернет-ресурсы:

http://www.aquariuminfo.ru/books/hlusov/

http://akvarium1.narod.ru/





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Мир в стеклянных берегах"

Автор: Тимофеева Галина Александровна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства