Исследовательская работа ученика 2В класса Тимирбаева Германа "Медвежий праздник у народа манси"
Исследовательская работа ученика 2В класса Тимирбаева Германа "Медвежий праздник у народа манси"
В последнее время особенно возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира. А происходит это потому, что когда-то культура всего мира первоначальна была языческой. Люди одушевляли природу и окружающий мир. И одним из таких народов остались манси.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуальность исследования: Интерес к древнейшим культурам в современном мире всё возрастает. В последнее время особенно возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира. А происходит это потому, что когда-то культура всего мира первоначальна была языческой. Люди одушевляли природу и окружающий мир. И одним из таких народов остались манси. Они сохранили свою индивидуальность. Сохранили своё отношение к животному миру. Одним из таких представителей животного мира является медведь. Он является нашим младшим братиком.
Результат исследования - мансийский медвежий праздник.
Гипотеза: предположим, что исследование традиционного праздника народа манси приведет к следующим выводам:
У народа манси было, как и у всех древних народов было одушевление окружающего мира;
Несмотря на бытующее мнение, что северные народы не имеют театра, в культуре манси широко представлена театрализованные представления, которые включают в себя все элементы фольклора, народной хореографии и песенное искусство.
Проведение праздника.
У коренных народов Севера медвежий праздник или медвежьи пляски – это обряд, хорошо организованное национальное представление у манси.
Медведь, сын Торума , почитается у коренных народов с глубокой древности.
В древней мансийской легенде рассказывается, что от медведя люди получили огонь, стрелы и лук. Медвежий праздник или медвежьи игрища это наиболее древний ритуал, который сохранился до наших дней. Медвежьи игрища проводятся не часто, один раз в несколько лет. Обычно на игрища приглашаются жители селения и ближайших сел. Все гости приносят с собой угощение для медведя.
Шкуру не снимают с головы и передних лап. Медведя укладывают на специальное место. Голова зверя кладется между его лап.
Когда медведь обряжен, его везут в поселок через все ближайшие священные места. В селении сначала голову медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. У медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Медвежья голова помещается в правый передний наряженный угол дома, который считается священным. На глаза и нос кладут монеты, сверху – носовой платок. На него надевают бисерные украшения.
Мужчины надевают ритуальные халаты маски и начинаются медвежьи пляски.
Заключение.
Характерным для народа манси, как и у всех древних народов, было одушевление окружающего мира. Из добываемых зверей медведь занимает совершенно особое положение. По представлению манси медведь, как и человек, имеет душу, которая после смерти животного может реинкарнировать. Поэтому всё, что связано с его добычей, тщательно скрывается. И для того, чтобы душа медведя приобрела новое воплощение, необходимо посредством религиозных обрядов проводить её обратно в Верхний мир, тогда убитый медведь не будет мстить, а может вновь вернуться на прежнее место своего обитания.
Бытующее мнение, что северные народы не имеют театра, данный Медвежий праздник опровергает. В культуре манси широко представлена театрализованные представления, которые включают в себя все элементы фольклора, народной хореографии и песенное искусство. Также важным элементом медвежьего праздника северных манси были кукольные и драматические представления. Театрализованные представления были и на периодических и спорадических медвежьих праздниках. Исполнителями всех драматических ролей были мужчины. Животных изображали мальчики. Со временем праздник включил в себя и женские танцевальные номера.
Главное свойство праздников - в объединении народа. Он служит средством укрепления этнического самосознания, для передачи культурных традиций народа, обычаев и обрядов.
Литература
Гондатти, Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири / ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, - 1888. – С. 74, 79. Харузин, Н. Н. Медвежья присяга у остяков и вогулов. - М., 1899. – С. 7-8; Лукина, Н.В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров / Обряды народов Западной Сибири. - Томск, 1990. - С. 179 - 191. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. – М., 2006. Авдеев, И. И. Песни народа манси. - Омск, 1936. – С. 48.; Музыка и танец в культуре обско-угорских народов / отв. ред. Н.В. Лукина материалы науч.-практ. конф.; Ком. по вопр. МНС, Правительство Ханты-Манс. авт. окр, Науч.-исслед. ин-т обско-угор. народов. - Томск , 2001. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком / С пред. Л. Н. Майкова. - Памятники древней письменности. - Л., 1884. – С. 33.
Каннисто Ю. А. О драматическом искусстве у вогул. / Мат-лы по изучению Пермского кр. Пермь, 1911. Вып. IV. – Пермь, 1911. Харузин, Н.Н. Медвежья присяга у остяков и вогулов. - М., 1899. – С. 7. Митусова, Р.П. Медвежий праздник у аганских остяков. – Тобольск, 1926. Шатилов М.Б. Ваховские остяки / Труды Томского областного краевого музея. - 1931. - Т. IV. – С. 121. Медведь в культуре обско–угорских народов / Материалы V Югорских чтений / Под ред. Т.А. Молдановой, А.Д. Каксина. - Ханты–Мансийск, 2002. Кулемзин, В.М. Медвежий праздник у ваховских хантов / Материалы по этнографии Сибири. - Томск, 1972. – С. 94. Гондатти, Н.Л. Следы языческих верований у инородцев Северо-Западной Сибири. - М., 1888. - 75 с. Авдеев, И.И. Песни народа манси. - Омск, 1936. – С. 26. Гондатти, Н.Л. Следы языческих верований у инородцев Северо-Западной Сибири. - М., 1888. - 64 с. Кулемзин, В. М. Медвежий праздник у ваховских хантов / Материалы по этнографии Сибири. - Томск, 1972. Харузин, Н. Н. Медвежья присяга у остяков и вогулов. - М., 1899. – С. 15. Кальман, Б.Н. Два обряда очищения в культе медведя обских угров / Вестник ТГПУ; Гуманитарные науки. – Томск, 2004. – Вып.4. – С. 91. Патканов, С. Иртышские остяки и их народная поэзия. – СПб., 1900. – С. 127. Харузин, Н.Н. ук. соч. – С. 11. Папай, Д. Североостяцкие медвежьи песни. – Будапешт, 1934. – С. 13-14. Мартынова Е. П. Очерки истории и культуры хантов. - М., 1998. - С. 48. Харузин, Н. Н. Медвежья присяга у остяков и вогулов. - М., 1899. – С. 13-14. Харузин, Н. Н. Медвежья присяга у остяков и вогулов. - М., 1899. С. 17. Волдина Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения. - Томск, 2002. Материалы по фольклору хантов. / Кулемзин, В. М., Лукина Н. В. – Томск, 1986. Авдеев, И. И. Песни народа манси. - Омск, 1936. – С. 31-32. Старцев Г. А. Остяки. – Л., 1928. Чернецов В. Н. Нижнее Приобье в I тыс. н.э. / Культура древних племен Приуралья и Западной Сибири. – МИА № 58. – М., 1957. Авдеев, И.И. Песни народа манси. - Омск, 1936. – С. 33. Митусова, Р.П. Медвежий праздник у аганских остяков. – Тобольск, 1926. Кулемзин, В.М. Медвежий праздник у ваховских хантов / Материалы по этнографии Сибири. - Томск, 1972. Авдеев, И.И. ук. соч. – С. 48. Гондатти, Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири / ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, - 1888. Паллас. Путешествия по разным провинциям Российского государства. - Т.3. – 1778. С. 85-86. Харузин, Н. Н. Медвежья присяга у остяков и вогулов. - М., 1899. – С. 19. Нилов В. Н. Северный танец. Традиции и современность. – М., 2005. - С. 54–55.