Исследовательская работа "Роль завтрака в жизни ученика начальной школы"
Исследовательская работа "Роль завтрака в жизни ученика начальной школы"
Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают, особенно, те школьники, которые учатся в первую смену. А ведь можно сэкономить драгоценное время и отказаться от завтрака. Ведь в школе тоже есть завтрак и можно потерпеть. Но многие, не задумываются о том, к чему может привести отказ от домашнего завтрака. Мы решили проверить: на что влияет отсутствие домашнего завтрака в режиме питания школьника.
Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе, я выяснила, что питание ребенка - школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Прежде всего, связаны с состоянием питания школьников, болезни органов пищеварения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Роль завтрака в жизни ученика начальной школы" »
Какую роль играет домашний завтрак для учащихся начальной школы
Исследовательский проект на городской конкурс «Юный исследователь»
Подготовили учащиеся 3-Б класса Руководитель: Шубина Ирина Николаевна
март
2013год
Г. Георгиевск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2
Введение
Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают, особенно, те школьники, которые учатся в первую смену. А ведь можно сэкономить драгоценное время и отказаться от завтрака. Ведь в школе тоже есть завтрак и можно потерпеть. Но многие, не задумываются о том, к чему может привести отказ от домашнего завтрака. Мы решили проверить: на что влияет отсутствие домашнего завтрака в режиме питания школьника.
Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе, я выяснила, что питание ребенка - школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Прежде всего, связаны с состоянием питания школьников, болезни органов пищеварения.
Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих - это завтрак.
Цель, которую я перед собой поставила в исследовании - определение значения завтрака для учащихся.
Объект: ученики начальных классов.
Предмет: значение завтрака для школьников
Гипотеза: предположим, что завтрак способствует хорошему самочувствию и повышает работоспособность учащихся.
Для достижения цели работы нами были поставлены следующие задачи:
Выяснить, что такое завтрак, и каким он должен быть;
Выяснить, как влияет завтрак на состояние и работоспособность учащихся;
Провести анкетирование ребят начального звена, с целью выявления количества учащихся завтракающих дома.
Определить значение завтрака для школьника и донести правила правильного питания до школьников(классные часы, информационные буклеты, книжки рецептов
Методы исследования:
анализ литературы;
наблюдение и сравнение;
анкетирование;
собеседование;
обобщение полученных данных.
Зачем нужен завтрак
Прежде чем начать своё исследование мы решили изучить вопрос значения завтрака для человека.
Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.
Оказывается, наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают- восстанавливаются, рождают новые клетки.
Поэтому, при пробуждении, наш организм - голодный, усталый, вялый.
Ему требуется восстановить силы, заправится питательными веществами- белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!
Если же мы не завтракаем, то организм берет эти питательные вещества из других участков тела. Отсюда - поредение волос, ломкость и болезнь ногтей, выпадение зубов, вялость мышц!
Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.
Витамин В 6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.
Обнаружено, что кариес чаще всего поражает тех, кто постоянно отказывается от завтраков. Так, если дети не получают по утрам хотя бы фруктов, вероятность развития кариеса возрастает у них как минимум в 2 раза. По статистике, люди, которые привыкли завтракать, менее подвержены стрессу. Хороший завтрак- это лучший способ улучшить работу мозга в течение дня.
Практическая часть
Анкетирование учащихся начальных классов и его результат.
На начальном этапе нашего исследования мы решили узнать, на самом ли деле завтрак так важен для нашего организма, и влияет ли он на наше самочувствие и работоспособность. Анкетирование мы провели во всех начальных классах на вторых уроках.
По результатам мы составили таблицу влияния завтрака на работоспособность школьников.
Таблица 1. Результаты анкетирования: влияние завтрака на работоспособность школьников.
Мы пришли к мнению, что завтрак способствует хорошему самочувствию и повышает успеваемость ребят. Те дети, которые не завтракают, больше чем другие подвержены усталости, плохо себя чувствуют, и с неохотой работают на уроках.
Нам стало интересно, а когда и как завтракают наши сверстники и другие ученики начальных классов? Мы провели опрос, и получили следующие результаты:
Вывод: проанализировав питание младших школьников, можно говорить о том, что не все завтракают дома, у многих нарушен режим дня, едят многие дети в основном сладкое, многие не запивают еду, т.е. едят в сухомятку, почти никто не знает правильного режима питания, но радуют, то, что дети, хотят узнать, как правильно питаться.
Описание работы по формированию у школьников положительного отношения к завтраку
Изучив все проблемы, которые были выявлены в процессе анкетирования, мы решили:
Подготовить и провести для учащихся начальных классов классный час «Здоровый завтрак».
Рекомендовать родителям и детям два завтрака. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом.
Составить книжку рецептов для завтрака и повесить её в классные уголки
Учитывая все вопросы, которые были заданы в анкете, мы составили классный час «Здоровый завтрак». Мы определились с днями проведения совместно с классными руководителями.
Каждый класс был разделён нами на 2 группы. В самом начале занятия мы попросили ребят выбрать, какими бы они хотели стать в будущем и раздали картинки. Все выбрали картинки со счастливыми и здоровыми людьми и пришли к выводу, что чтобы быть такими, нужно правильно питаться. Ребята писали, какую еду они любят больше всего, от чего никогда не отказываются.
Затем я предложила им игру «Полезное - неполезное», где они распределяли продукты по группам, исправляли ошибки, если кто-то был не прав. Выяснилось, что, чем старше дети, тем больше они считают неполезные продукты полезными. Мы вернулись к любимым продуктам ребят и рассмотрели их с точки зрения пользы.
Мы обсудили, сколько раз в день нужно питаться, и составили режим дня, написав при этом, что каждый ест на завтрак, и какие продукты обязательно должны содержаться в завтраке.
Мы обратились в медсестре, психологу и повару нашей школы, которые рассказали нам о пользе завтрака и к чему может привести то, что мы не будем правильно питаться. Составив буклеты, мы раздали их родителям и детям.
Посоветовавшись с психологом, медицинской сестрой и заведующей столовой, мы составили книжку о вкусном и полезном завтраке. Их мы разместили в классном уголке.
Заключение
Учащийся должен быть здоровым, крепким и развитым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и психическое развитие, питание занимает одно из первых мест. Оно должно быть полноценным и правильно организованным. Важную роль в решение данного вопроса занимает школьный завтрак.
Проведя исследование, мы сделали следующие выводы:
В русском языке слово «завтрак» означает «оставленное на завтрак», то есть оставленное с вечера на завтра. Завтрак - первый приём пищи, утренняя еда. Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.
2. Опросив школьников на 2-х уроках, мы выяснили, что их состояние зависит от того, завтракали они или нет. Более уставшими себя чувствовали те дети, которые утром не кушали. Завтрак необходим, так как от него зависит состояние нашего здоровья и настроение. Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга».
3. Почти половина учеников по данным анкеты не завтракают дома или завтракают иногда, что связано с нарушением режима дня. Следует также отметить, что чем старше становиться ученик, тем скуднее его завтрак, или он отсутствует вообще.
4. В результате беседы с медсестрой, психологом, заведующей школьным буфетом нам стало известно, что дети, получающие полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учёбе, у них реже встречаются угнетённые состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Прием завтрака укрепляет память и повышает успеваемость у детей в школе. Просто, когда школьника не отвлекает чувство голода, он окунается с головой в учебу. Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку - все это приводит к различного рода заболеваниям.
5. Все советы по правильному питанию были отражены нами в буклетах, а также рецептах полезного завтрака.
Мы надеемся, что наша работа не прошла даром и многие дети после классных часов, проведённых нами, ознакомления с буклетами изменят своё отношение не только к приёму завтрака, но и начнут его готовить сами. Нам бы хотелось продолжить исследование:
вести наблюдение за тем, что стали есть дети на завтрак (проводить небольшие опросы по утрам)
провести итоговое анкетирование в конце года, чтобы выяснить, как дети усвоили правила здорового питания и изменили ли своё отношение к домашнему завтраку.
Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь, человеку дается только один организм. Если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то и все остальные станут более здоровыми.
Литература
Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт,1992.
Здоровье школьника / под. ред Т. Невзоровой. №3, 2006
Вопросы для опроса учащихся
1. Вы сегодня завтракали?
а) да Б) нет
2. Как себя чувствуете?
а) Сонно б) хочу есть в) хорошо г) тошнит
3. Как настроены на работу?
а) отрицательно б) положительно
Анкета
1.Как часто ты завтракаешь дома?
а) регулярно б) иногда в) никогда
2.Если не завтракаешь, то почему?
а) не успеваю б) не хочу
3. Что ты ешь утром на завтрак?
а) каша б) суп) в) сладкое с чаем г) сладкое без чая д) чай
е) бутерброд с чаем
4. Часто ли ты ешь всухомятку?
а) часто б) иногда в) никогда
5. Сколько раз в день ты кушаешь?
а) 1 б)2 в)3 г) 4 д) 5 е) 6
6.Вы считаете, что нужно плотно ….
а) завтракать б) обедать в) ужинать
7. Необходим ли завтрак?
а) да б) нет
8.Кто готовит тебе завтрак?
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) тётя е) сам