kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по теме "Огонь без спичек или берёзовая каша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий нас мир полон тайн и загадок, а так же секретов, овладение которыми важно для любого человека, а порою может спасти жизнь. Поэтому цель моей работы: найти способы выживания человека в экстремальных условиях. Я решил узнать о разных способах добычи огня, об употреблении в пищу частей деревьев, растущих в наших краях и провести опыты с целью  овладения некоторыми навыками добычи огня. В результате изучения материала я узнал о таких способах, как трении, при котором происходит выделение тепла, высекание искр, фокусировка солнечных лучей, химические реакции. Последний способ наряду с высечением искр широко использовался еще в  период Великой отечественной войны.

Не все, наверное, слышали о том, что деревья – это не только строительный материал, но еще и полезная пища. Я узнал, что березовая каша - не миф, мне даже удалось найти несколько рецептов кушаний, приготовленных из деревьев. Оказывается, в особом почете в России всегда была  корка (березы). Жители, скобля у сырого дерева корку, рубили её топориками, как лапшу, мелко и ели с сушеной икрою с огромным удовольствием. В целях закрепления полученных знаний я под контролем родителей провел эксперимент «Химический способ добычи огня с помощью перманганата калия и глицерина». Для этого мне понадобились: перманганат калия, глицерин, чайная ложка, керамическая или железная  посуда, фартук,  резиновые перчатки, шприц. Следовал точно по инструкции. Примерно через 10 сек смесь начала шипеть и дымится и на 3-4с появился огонь. В результате своего исследования я узнал: как добыть огонь, оказавшись без спичек и зажигалки вдали от цивилизации, что принцип высекания искр сохранился и по сей день и примером тому служат современные зажигалки, о полезных питательных свойствах деревьев нашего края, о технике безопасности при работе с химическими реактивами и огнем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОГОНЬ БЕЗ СПИЧЕК ИЛИ БЕРЕЗОВАЯ КАША»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»

ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«ОГОНЬ БЕЗ СПИЧЕК И БЕРЕЗОВАЯ КАША»

Автор: Потиха Арсений,

ученик 4 класса

Руководитель: Гугучкина Мария Валерьевна,
учитель начальных классов,

Потиха Владимир Владимирович, историк-архивист.

Нижневартовск

2009

Оглавление


1. Введение.

3

2. Основная часть.

4

2.1. Трение

4

2.2. Высекания искр

6

2.3. Фокусировка солнечных лучей

7

2.4. Химические реакции.

7

2.5. Трут.

8

2.6. Березовая каша.

10

3. Экспериментально-опытная часть.

12

4. Заключение.

13

Библиографический список.

13

Приложения

15


  1. Введение.

Окружающий нас мир полон тайн и загадок, а так же секретов, овладение которыми важно для любого человека, а порою может спасти жизнь. К числу таких секретов, потерянных для большинства населения в современном мире городов и компьютерных игр, оказались навыки добычи огня и пищи. Сегодня в условиях мирового экономического кризиса данная тема мне показалась наиболее интересной.

Поэтому цель моей работы: найти способы выживания человека в экстремальных условиях.

В соответствии с целью поставил следующие задачи:

  1. Узнать о разных способах добычи огня.

  2. Узнать об употреблении в пищу частей деревьев, растущих в наших краях.

  3. Провести опыты с целью овладения некоторыми навыками добычи огня.

Основным источником для работы послужила книга Ильина А.А. «Школа выживания в природных условиях». Так же я вместе с родителями изучил материалы из военных мемуаров, исторических и этнографических источников, Свободной энциклопедии «Википедия», побывал на форумах исторической реконструкции в интернете.











2. Основная часть.

Мало кто задумывается, что столь привычные спички по историческим меркам появились совсем недавно. Йохан Лундстрем патентует первую «шведскую спичку», дошедшую практически до наших дней в 1855 году. Массовое же производство спичек было налажено только к концу 30-х годов 20-го века и только в послевоенные годы спички стали основным и общедоступным средством добычи огня.

Как же обходились раньше без спичек?

2.1.Оказывается, «первобытные» способы добычи огня основаны на трении, при котором происходит выделение тепла.

«Выскабливание», или, как говорили в древности, «выпахивание», заключается в нагревании древесиной основы – «опоры» трением о ее поверхность «терки». Опора представляет из себя сухое полено, в котором вырезан мелкий желобок («борозда»). «Терка» – заостренная сухая палочка. Удерживаемая двумя руками под углом 30—40° к опоре, терка быстро, с сильным нажимом двигается вперед-назад по желобку до тех пор, пока в нем не соберется достаточное количество горячих опилок, к которым следует поднести трут и попытаться раздуть пламя. (См. рис. 1)

Для добычи огня сверлением используются лук, сверло, опора и подпятник. (См. рис. 2)

Лук сгибается из сырой, гибкой, длиной около 1 м и диаметром 2 см, ветки любого дерева. При этом прогиб должен составлять 15—20 см. В качестве тетивы используются узкие полосы от разрезанного кожаного ремня, в крайнем случае - веревка. Опора представляет из себя расколотый на две половинки сухой деревянный чурбак, желательно той же породы дерева, из которого будет сделано сверло. Соответственно сверло выстругивается из сухого прямого сучка диаметром 1-2 см и длиной 15—20 см. Допустимо использование сверла диаметром до 4 см. Верхняя сторона сверла обтачивается в форме гладкого полукруга или конуса с углом 60°, нижняя заостряется так, чтобы получился угол в 30°. Для сверла следует выбирать дерево твердых и среднетвердых пород, например, кедр, вяз, ива. Для подпятника, предохраняющего кожу ладони от повреждений, используется гладкий камень с небольшим углублением в середине или кусок дерева твердой породы, в котором выскребается лунка.

В опоре, в 1,5-2 см от края, делают небольшое углубление-лунку, куда вставляют тупой конец сверла, предварительно захлестнув вокруг него тетиву. Несильно надавливая на верхний конец сверла зажатым в руке подпятником, начинают двигать лук вперед-назад, постепенно усиливая вращение сверла. При этом надо стремиться использовать всю длину тетивы. При появлении дыма (обычно через несколько десятков секунд после начала сверления) работу надо продолжать еще в течение нескольких (иногда до 10) минут, пока возле лунки не накопится большое количество древесного порошка шоколадного цвета. Обычно огонь появляется не под сверлом и не вокруг него, где мало воздуха для поддержания горения, а на краях лунки, где горячий порошок обдувается воздухом. После прекращения сверления порошок будет слабо дымиться и тлеть внутри в течение нескольких минут. Для того чтобы разжечь огонь, надо осторожно разгрести тлеющий порошок, раздуть его, поднести трут и попытаться поджечь его.

Действенность описанного способа добычи огня зависит от множества факторов – погоды, правильного подбора древесины, сверла и опоры, качества трута. В редких случаях огонь удается добыть сразу. Обычно на это уходит несколько часов и даже дней. Необходимо перебрать несколько пород дерева для опоры и сверла, подобрать трут, найти оптимальную скорость вращения, научиться на глаз определять степень разогрева высверленных опилок, выбрать силу, с которой следует давить на сверло, и пр. Как показывает практика, в осенне-зимне-весенний период – в дождливую погоду, когда трудно отыскать сухое дерево, подобрать трут и защитить от влаги место работы, – добыча огня с помощью трения малоэффективна, что подтверждает опыт наших и зарубежных военных «выживальщиков». Правда, эскимосы умели добывать огонь трением даже внутри снежных хижин, но они этому искусству учились с рождения.

А вот как описал современный путешественник встречу с бушменами в Африке:

«В африканской Ботсване обитают остатки племени бушменов, живущего тем, что собирают для поддержания жизни всё, приемлемое в природе, - бушмены охотятся с луками и собирают дикорастущие травы, плоды, коренья, насекомых, мед диких пчел. Спичек у бушменов, понятное дело, нет, но костер зажечь они могут в любую минуту своих кочевий. Пятерых обитателей пустыни Калахари мы встретили в буше (кустарниковой саванне) и, как могли, объяснившись, попросили показать, как они добывают огонь и воду. Наши встречные быстро накопали кореньев и отыскали дикие арбузы, которые могут утолить жажду. Чтобы добыть огонь, пятеро сели в кружок. Старший достал из сумки две деревяшки - обломок какого-то дерева и твердую палочку, заостренную, как карандаш, и примерно такой же величины. Поставив «сверло» острым концом на кусок древесины, один из бушменов стал быстро вертеть его меж ладоней. Устав, быстро передал инструмент соседу, тот, поработав четверть минуты, передал палочку дальше. Через минуту-другую под палочкой появился дымок. Его сейчас же присыпали щепоткой сухого помета зебры, и вот уже появился язычок пламени».

2.2. Высекание искр.

Самым эффективным и имеющим самую долгую историю является способ добывания огня путем высекания искр. Для этого использовались огниво - железка-кресало, кремень и трут. Кресала часто находят при археологических раскопках древних поселений (См. рис. 3) Этот же принцип на протяжении 2-3-х столетий использовался в колесных и кремневых замках старинных ружей и пистолетов для произведения выстрела. Сохранился он и в современных зажигалках.

Проще всего добыть огонь, нанося по камню твердой породы (лучше всего кремнию, серному колчедану – греческое название пирит - камень, высекающий огонь) соскальзывающие удары кресалом – напильником, обратной стороной ножа, лезвием топора – таким образом, чтобы искры попадали на уложенный под камнем трут (См. рис. 4). От найденного камня надо отколоть несколько продолговатых кусков, которые удобно носить с собой и использовать по мере надобности.

2.3. Фокусировка солнечных лучей.

В солнечную погоду проще всего добыть огонь с помощью сильной линзы от фотоаппарата, очков, оптических приборов, компасных линз и т. п. Можно попытаться склеить линзу из двух стекол от часов, заполнив пространство между ними водой и обмазав по шву хвойной смолой. Можно попробовать сфокусировать солнечный луч через стеклянную банку или прозрачный пластиковый пакет с водой. Есть даже описания полировки и использования для фокусировки вогнутого дна жестяной банки из-под напитков. Быстрее всего поджечь обрывок бумаги или тонкую бересту, предварительно обмазав их золой от прогоревшего костра. При работе с линзой держать ее следует неподвижно, зафиксировав руку на удобной опоре. Здесь можно вспомнить, что по преданию древнегреческий ученый Архимед поджигал сфокусированными солнечными лучами римские корабли, осаждавшие г.Сиракузы, выстраивая воинов с отполированными щитами в виде большого вогнутого зеркала.

2.4. Химические реакции.

К экзотическим способам добычи огня можно отнести эффект самовозгорания некоторых химических веществ, при их смешивании. Например, антифриза, слитого из радиатора машины, и перманганата калия (более известного всем как банальная марганцовка), который всегда включается в походные, автомобильные и пр. аптечки. Вместо антифриза можно использовать глицерин или настойки на его основе, например, люголя. Для получения огня чайную ложку марганцовки следует насыпать на лист бумаги или другой горючий материал и капнуть туда 2-3 капли антифриза. Затем плотно свернуть лист, опустить его на землю и уложить сверху трут. В течение 1-3 мин под действием тепла, выделяющегося при окислении, смесь может самовоспламениться и поджечь бумагу.

Этот способ наряду с высечением искр широко использовался в период Великой отечественной войны:

На рынке коробка спичек стоила столько же, сколько ведро картошки. Можно купить кустарную бензиновую зажигалку, но проблема опять-таки с бензином. Поэтому большинство жителей для добывания огня пользовалось так называемой "катюшей". Это набор, состоящий из трех предметов: кремния (камушка), кресала (куска высокоуглеродистой стали), и трута. Кресалом били по кремнию, высекая снопы искр, напоминавшие залпы реактивных минометов "катюш". Отсюда и название. Искра попадала на трут и ее раздували. От тлеющего трута поджигали бумажку или лучинку. Вот и огонь. Курящие носили "катюшу" с собой в мешочке.

Но существовал и другой способ добычи огня, с помощью глицерина и марганцовки. Эти два вещества вступают в реакцию с выделением большого количества тепла. И огонь добывали так. Полоску бумаги обмакивали в глицерин, затем подцепляли на это смоченное место несколько кристалликов марганцовки и ждали. Через некоторое время марганцовка начинала шипеть, после чего бумажка загоралась.

2.5. Трут.

Успех добычи огня примитивными способами зависит от трута. Раньше трут делали из грибов трутовиков, вырастающих на стволах деревьев. Для этого части грибы вываривали в растворе золы – поташе, затем сушили.

Поэтому лучше всего приготовить трут заранее и переносить его в сухой, герметически закрывающейся емкости.

Одним из лучших трутов считается пропитанный концентрированным раствором калиевой селитры и хорошо высушенный кусочек медицинской ваты.

Неплохой постоянный трут получается из небольшого, с ладонь, кусочка чистошерстяной или льняной ткани, высушенного на слабом огне на двух сухих палочках. Как только ткань станет обгорать по краям, не давая вспыхнуть пламени, ее надо уложить в емкость для хранения. Остывший трут будет иметь вид черных хрупких хлопьев.

В чрезвычайных условиях в качестве трута рекомендуется использовать мелко растертую сухую бересту, первичную сосновую и кедровую кору, древесную пыль со ствола, изъеденного насекомыми, кап – смолистые наплывы на поврежденных стволах хвойных деревьев, измельченные шишки хвойных пород, камышовый пух, части гнезда птиц и полевых мышей, птичий пух, сухой размолотый помет летучих мышей, измельченную сердцевину сухой бузины, в крайнем случае сухие нитки, волокна ткани, обожженную веревку и даже спутанные волосы с тела. Наилучший результат достигается, если трут слегка смочить бензином, спиртом или другим горючим материалом.

Кроме того, возможно изготовить трут из семян чертополоха, из высушенной губки растущих на деревьях больших белых древесных грибов, из нарезанной небольшими кусочками губчатой сердцевины некоторых видов камыша. Эскимосы употребляли в качестве трута пух морских птиц, сердцевину полярной ивы, сухой измельченный мох.

Наилучший результат достигается при использовании трутов сложного состава. К примеру, можно оторвать от березы несколько тоненьких пленочек сухой бересты, скатать их в небольшой пушистый комочек, присыпать сверху «мукой», соскобленной с гнилой палки, добавить «пудру» из перетертой засохшей смолы.



2.6. Березовая каша.

Не все, наверное, слышали о том, что деревья – это не только строительный материал, но еще и полезная пища. Я тоже был скептиком, пока не столкнулся с конкретными фактами. Вот так я и узнал, что березовая каша - не миф, а суровая реальность. И мне даже удалось найти несколько рецептов кушаний, приготовленных из деревьев.

Оказывается, в особом почете в России всегда была корка (березы). Жители, скобля у сырого дерева корку, рубили её топориками, как лапшу, мелко и ели с сушеной икрою с огромным удовольствием.

Чукчи из листьев и молодых побегов ивы приготовляли одно из любимых блюд и запасали впрок. Ивой набивали мешки из тюленьих шкур, и это подобие силоса оставляли киснуть в течение всего лета. Поздней осенью такая кислая масса замерзала, и в последующие месяцы ее резали ломтями и ели, как хлеб.

Академик Лихачев в одном интервью рассказывал, что в блокадном Ленинграде умирающие от голода люди ели древесные опилки. Для этого бросали их в воду, где дерево, находясь в течение долгого времени, начинало бродить. Эту перебродившую кашеобразную массу, богатую белками они и ели.

В голодные годы идет в пищу сушеная заболонь лиственницы или ели, свернутая в трубку и высушенная.

Наиболее питательна и вкусна заболонь (иногда ее неправильно называют лыком) весной, в период соковыделения и интенсивного роста дерева (См. рис. 5).

При заготовке заболони ее лучше всего снимать у основания ствола или даже с вылезших на поверхность земли толстых корней, где она наиболее питательна и сочна.

Способы добычи заболони бывают различными.

Самый простой – это сделать ножом или топором на стволе два глубоких круговых горизонтальных надреза и два соединяющих их вертикальных. Снять верхнюю кору, поддев ее с одной стороны ножом. Если она поддается плохо, можно использовать небольшие деревянные клинышки, вбиваемые между стволом и корой (См. рис. 6).

В принципе, заболонь можно есть в сыром виде – вкус у нее сладковатый, конечно, не без «деревянного» привкуса. Значительно улучшает ее вкусовые качества продолжительная варка. Заболонь, опущенная в кипящую воду, постепенно размокает, разбухает и превращается в единородную желатиновую массу, которую, слегка остудив, и следует есть.

Если эту «кашу» высушить на камнях, раскаленных на костре, или другой импровизированной сковородке, то полученную муку можно использовать для выпечки хлебных лепешек.


3. Экспериментально-опытная часть.

В целях закрепления полученных знаний я под контролем родителей провел эксперимент «Химический способ добычи огня с помощью перманганата калия и глицерина».

Для проведения опыта важно:

1. Соблюдать технику безопасности.

2. Проводить опыт строго под наблюдением взрослых.

3. Внимание! Марганцовку голыми руками не трогать. При попадании на кожу смыть водой. Перманганат калия может оставлять химические ожоги, очень опасен при попадании в глаза или во внутрь.

Для проведения опыта потребовалось:

  1. Перманганат калия.

  2. Глицерин.

  3. Чайная ложка.

  4. Керамическая или железная посуда.

  5. Фартук, резиновые перчатки .

  6. Шприц (чтоб ровно отливать капли глицерина).

Перманганат калия (марганцовка) и глицерин можно приобрести в аптеке (лучше чтоб это сделали родители).

Описание эксперимента:

Берём чайной ложкой марганцовку из пакетика - 1г (примерно пол ложки). Высыпаем в посуду, дальше берём шприц (без иголки). Наполняем шприц глицерином, капаем 2 капли в посуду с марганцовкой, мешаем чайной ложкой. Примерно через 10 сек смесь начинает шипеть и дымится и на 3-4 сек появляется огонь.

После проведения эксперимента не забудем убрать рабочее место и помыть посуду. (См. фотоотчет об эксперименте в приложении рис. 7-15).




3. Заключение.

В результате своего исследования я узнал:

  1. Как добыть огонь, оказавшись без спичек и зажигалки вдали от цивилизации.

  2. Что принцип высекания искр сохранился и по сей день и примером тому служат современные зажигалки.

  3. О полезных питательных свойствах деревьев нашего края.

  4. О технике безопасности при работе с химическими реактивами и огнем.

Для последующей работы по данной теме мною запланированы опыты по всем вышеперечисленным опытам.

Для проведения эксперимента высекания искр на форуме в интернете по исторической реконструкции было заказано огниво, сделанное по типу находок при раскопках древнего Новгорода. Ориентировочный срок доставки – начало марта.

Фокусировка солнечных лучей - планируется провести эксперимент в конце февраля при дальнейшем увеличении светового дня и силы солнечных лучей. Для фокусировки использовать линзу объектива фотоаппарата и трех литровую банку с водой.

При наличии необходимых материалов буду готовить три вида трута: вата – бензин (калийная селитра), гриб-трутовик – поташ, береста сажа. Трут будет применяться в вышеобозначенных экспериментах по добыванию огня.

Березовая каша. Планирую заготовить и попробовать вкусовые свойства заболони деревьев, произрастающих в районе Нижневартовска весной, когда начнется движение древесных соков.





Библиографический список.

  1. Древний Новгород: прикладное искусство и археология. – М., 1985 / http://esoserver.narod.ru/dr_novg0.htm

  2. Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях. – М., 2003/http://lib.aldebaran.ru/author/ilin_andrei/ilin_andrei_shkola_vyzhivaniya_v_prirodnyh_usloviyah

  3. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация // http://www.kara-murza.ru/Books.htm

  4. Митюшёв Валерий. Записки обыкновенного человека / http://www.mybio.ru/zapiski/text/chapter32/page6.html

  5. Песков В. Окно в природу: Палочка-зажигалочка. / http://www.kp.ru/daily/24221.3/422369/print/

  6. Тоже форум: историческая реконструкция Средних веков / http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=18328&hl=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE&st=20


ПРИЛОЖЕНИЯ.

Рис. 1. Добывание огня трением.

Рис. 2. Добывание огня трением – сверлением.

Рис. 3. Кресала из археологических раскопок в Новгороде.

Рис. 4. Высечение искр и фото образца кремния.


Рис. 5. Поперечный разрез ствола дерева.

  1. кора

  2. луб

  3. камбий

  4. заболонь

  5. ядро

  6. сердцевина

Кора состоит из наружной кожицы, пробкового слоя и внутреннего слоя - луба.

Камбий - состоит из живых клеток. Деление клеток камбия начинается весною, а заканчивается осенью. Поэтому древесина ствола состоит из годичных колец.

Заболонь - живая часть древесины участвующая в физиологических процессах.

Ядро - мертвая часть древесины или спелая древесина. Движение влаги по этой части прекращено. У хвойных пород стенки клеток ядра пропитаны смолою.

Сердцевина - рыхлая первичная ткань, которая имеет малую прочность и легко загнивает.


Рис. 6. Добывание заболони.




Рис. 7-15. Документирование эксперимента «Химический способ добычи огня с помощью перманганата калия и глицерина».













22



Просмотр содержимого презентации
«presentation_4_npg_nizhnevartovsk_poticha»

Огонь без спичек  и березовая каша  Автор: Потиха Арсений ученик 4 класса Православной гимназии Руководитель:М.В.Гугучкина, учитель начальных классов, В.В.Потиха, историк-архивист

Огонь без спичек и березовая каша

Автор: Потиха Арсений

ученик 4 класса

Православной гимназии

Руководитель:М.В.Гугучкина,

учитель начальных классов,

В.В.Потиха,

историк-архивист

Цель:  Познакомиться со способами выживания человека в экстремальных условиях.

Цель:

Познакомиться со способами выживания человека в экстремальных условиях.

Задачи:

Задачи:

  • Узнать о разных способах добычи огня.
  • Узнать об употреблении в пищу частей деревьев, растущих в наших краях.
  • Провести опыты с целью овладения некоторыми навыками добычи огня.
Рис. 1. Добывание огня трением. Рис. 2. Добывание огня трением – сверлением.

Рис. 1. Добывание огня трением.

Рис. 2. Добывание огня трением – сверлением.

Рис. 3. Кресала из археологических раскопок в Новгороде.

Рис. 3. Кресала из археологических раскопок в Новгороде.

Рис. 4. Высечение искр и фото образца кремния. Огниво с остоит из кресала,

Рис. 4. Высечение искр и фото образца кремния.

Огниво с остоит из кресала, "кремня"и трута. Сноп высекаемых при ударе кремня о кресало искр воспламеняет трут.

БЕРЕЗОВАЯ КАША Рис. 5. Поперечный разрез ствола дерева. 1 - кора 2 - луб 3 - камбий 4 - заболонь 5 - ядро 6 - сердцевина Съедобная заболонь - живая часть древесины участвующая в физиологических процессах.

БЕРЕЗОВАЯ КАША

Рис. 5. Поперечный разрез ствола дерева.

1 - кора

2 - луб

3 - камбий

4 - заболонь

5 - ядро

6 - сердцевина

Съедобная заболонь - живая часть древесины

участвующая в физиологических процессах.

БЕРЕЗОВАЯ КАША Рис. 6. Добывание заболони.

БЕРЕЗОВАЯ КАША

Рис. 6. Добывание заболони.

Экспериментально-опытная часть  «Химический способ добычи огня с помощью перманганата калия  и глицерина».

Экспериментально-опытная часть

«Химический способ добычи огня

с помощью перманганата калия и глицерина».

Берём чайной ложкой из пакетика - 1г. (примерно пол-ложки) марганцовки.  Высыпаем в огнеупорную посуду.

Берём чайной ложкой из пакетика - 1г. (примерно пол-ложки) марганцовки. Высыпаем в огнеупорную посуду.

Наполняем шприц глицерином, капаем 2 капли в посуду с марганцовкой  .

Наполняем шприц глицерином, капаем 2 капли в посуду с марганцовкой .

Перемешиваем реактивы чайной ложкой.

Перемешиваем реактивы чайной ложкой.

Примерно через 10 секунд смесь начинает шипеть  и дымится .

Примерно через 10 секунд смесь начинает шипеть и дымится .

На 13-14 секунде появляется огонь.

На 13-14 секунде появляется огонь.

Соблюдайте технику безопасности и не забудьте убрать за собой рабочее место.

Соблюдайте технику безопасности

и не забудьте убрать за собой рабочее место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   В результате своего исследования я узнал:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате своего исследования я узнал:

  • Как добыть огонь, оказавшись без спичек и зажигалки вдали от цивилизации.
  • Что принцип высекания искр сохранился и по сей день и примером тому служат современные зажигалки.
  • О полезных питательных свойствах деревьев нашего края.
  • О технике безопасности при работе с химическими реактивами и огнем.
Библиографический список.

Библиографический список.

  • Древний Новгород: прикладное искусство и археология. – М., 1985 / http://esoserver.narod.ru/dr_novg0.htm
  • Ильин А.А. Школа выживания в природных условиях. – М., 2003. / http://lib.aldebaran.ru/author/ilin_andrei/ilin_andrei_shkola_vyzhivaniya_v_prirodnyh_usloviyah
  • Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация // http://www.kara-murza.ru/Books.htm
  • Митюшёв Валерий. Записки обыкновенного человека / http://www.mybio.ru/zapiski/text/chapter32/page6.html
  • Песков В. Окно в природу: Палочка-зажигалочка. / http://www.kp.ru/daily/24221.3/422369/print/
  • Тоже форум: историческая реконструкция Средних веков / http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=18328&hl=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE&st=20


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа по теме "Огонь без спичек или берёзовая каша"

Автор: Гугучкина Мария Валерьевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127739


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства