kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по русскому языку "Орфоэпия - ступенька к успеху на ЕГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит исследовать состояние норм ударения и предупреждение появления орфоэпических ошибок в речи учащихся начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по русскому языку "Орфоэпия - ступенька к успеху на ЕГЭ"»

16



Муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию и делам молодёжи Администрации города Белогорск»


Муниципальное автономное учреждение

«Ресурсно-информационный центр»



Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов №1





ОРФОЭПИЯ – СТУПЕНЬКА

К УСПЕХУ НА ЕГЭ.


Исследовательская работа по русскому языку












Выполнил:

Пахомов Сергей Александрович.

учащийся 4 А класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Тишкова Елена Викторовна


г. Белогорск 2014


Содержание

Введение …………………..………………………………………………………………………3

Глава 1. Нормы ударения в русском языке.

1.1. Орфоэпия. Нормы произношения слов……….…………………………………….……...5

1.2. Что такое ударение и его роль в слове?.………………………….......................................6

1.3 Особенности ударения в русском языке …………………………………………..………6

Глава 2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм ударения в речи учащихся начальной школы.

2.1 Процедура исследования.....……………….……...……………..............................................

2.2. Анализ результатов исследования…..…………….................................................................

Заключение...………..………………..…………………………………………………...………

Список литературы...…….…………………..…………………………………………..………

Приложения……...……...……………………..……………………………………………….....
















Введение


Обращаться с языком кое-как –

значит и мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой


Великий и могучий русский язык, один из красивейших и богатейших языков мира. Мы гордимся, что можем разговаривать на языке великих писателей А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского…. И наша главная задача сохранить это богатство и красоту родного языка. А как это сделать? Прежде всего, мы должны научиться соблюдать орфоэпические нормы и говорить правильно, без ошибок. К сожалению, мы не часто слышим правильную речь все чаще в СМИ (средствах массовой информации): на телевидении, радио, интернет вещании, в газетах и журналах встречаются речевые ошибки. Которые так легко запоминаются. Отсутствие четких правил произношения многих слов приводит к трудностям при выполнении заданий на ГИА (государственной итоговой аттестации) и ЕГЭ (едином государственном экзамене). Чтобы в будущем успешно сдать экзамены, мы должны уже сейчас уделять внимание орфоэпическим нормам ударения.

Нам стало интересно, а как соблюдаются нормы ударения и, какие ошибки допускают учащиеся нашей школы? Как предупредить появление орфоэпических ошибок?

Цель: исследовать состояние норм ударения и предупреждение появления орфоэпических ошибок в речи учащихся начальной школы.

Для достижения поставленной цели мы выделили основные задачи:

  • познакомиться с понятием орфоэпические нормы произношения;

  • изучить особенности ударения в русском языке;

  • проанализировать результаты ЕГЭ по русскому языку за 2013 год по нормам ударения выпускников МОАУ СОШ №1 г.Белогорска;

  • провести исследование о состоянии норм ударения в речи школьников;

  • наметить пути решения нарушения норм ударения.

Объектом исследования является устная речь.

Предмет исследования: орфоэпические ошибки.

Гипотеза: для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку необходимо в начальной школе уделять большое внимание орфоэпическим нормам ударения. Это поможет успешно справиться на экзамене с заданием А1

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы и приемы: наблюдение, анкетирование, обработка результатов, обобщение, систематизация.

Практическое значение исследования разработать рекомендации, которые помогут ребятам следить за грамотностью своей речи.

База исследования: анкетирование было проведено на базе МОУ СОШ №1, среди учащихся 4 классов в количестве 30 человек.



























Глава 1. Нормы ударения в русском языке.

    1. Орфоэпия. Нормы произношения слов.

Чтобы хорошо говорить, необходимо говорить правильно, то есть соблюдать языковые нормы. Что такое «нормы ударения» и почему так важно их знать? Попробуем ответить на эти вопросы.

«Норма (нормы) [лат. norma] - общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо)… образец поведения или действия». 1 Значит «нормы ударения» - это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В нашей работе мы остановимся на орфоэпической норме. Чтобы понять о чем идет речь, мы познакомились с понятием «орфоэпия».

«ОРФОЭПИЯ [от греч. orthos - правильный и epos - речь] - система правил, определяющих правильное литературное произношение. Характер произношения чего-либо, свойственный какому-либо лицу.»2

Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.

В русском ударении существует большое количество вариантов произношения слова, так как оно свободное, и может стоять в слове на любом из слогов. Причем при изменении слова оно может двигаться, а может оставаться на одной и той же части слова. «Сложные» слова, которые вызывают трудности в постановки ударения часто встречаются в вариантах ЕГЭ по русскому языку из года в год. Поэтому мы должны научиться правильно, применять орфоэпические нормы к таким словам.

Откуда же мы знаем, как правильно произносить то, или иное слово? Нормы произношения русского языка складывались на протяжении столетий. Основными источниками стали:

- произведения писателей - классиков;

- произведения современных писателей;

- публикации СМИ;

- общепринятое современное употребление;

- данные лингвистических словарей.
Нормы помогают русскому языку сохранять свою красоту и богатство, защитить его от диалектов, жаргонов, просторечия. Все нормы и правила - это результат, к которому приходит человек во время изучения им языка.

1.2. Что такое ударение и его роль в слове.

Для того чтобы изучить нормы ударения и разобраться с причинами их нарушения, мы решили вспомнить: «Что такое ударение?», «Какова его роль в слове?».

С понятием «Ударение» мы знакомились в 1 классе, изучали во 2 и 3 классах. «Ударение» - это своеобразный «голосовой молоточек», который с большей силой ударяет на один из гласных звуков в слове. В Большом толковом словаре русского языка дается следующее понятие: «Ударение - выделение слога в слове силой голоса или повышением тона»3.

Каждый день, произнося сотни тысяч слов, мы не задумываемся об ударении, о нем мы вспоминаем, если слышим слово с непривычным для нас произношением, а ведь такая речь очень сложно воспринимается. От неправильной постановки ударения может измениться смысл слова (Атлас и атлАс). Благодаря ударению, можно определить форму слова, например: посЫпать – посыпАть. Чтобы правильно поставить ударение в слове необходимо знать его особенности.

    1. Особенности ударения в русском языке.

Особенность

Пояснения

Примеры

1. Разноместность

Ударение может падать на любую часть слова (например: французский язык – последний слог; английский. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

тОрты

ворОта

каталОг

досУг

кУхонный

2. Подвижность

Ударение перемещается с одного слога на другой

стенА – стЕну- стенАм

3. Вариантность


В русском языке есть слова, в которых разрешается постановка ударения в разных вариантах.

твОрог -творОг

кАмбала – камбалА

одноврЕменно -

одновремЕнно

4.Профессионализмы

Слова, которые употребляются только специалистами в той или иной отрасли

прикУс (общее употребление) – прИкус (медиц.)

кОмпас (общ.) – компАс (морской термин)

5. Омографы

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

ЗАмок – замОк, Орган – оргАн, мУка – мукА, пАрить – парИть.

Ученые подсчитали, что большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако, оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами. Четких правил ударения в нашем языке нет, а запомнить все особенности русского ударения сложно, поэтому в сложной ситуации необходимо обращаться к орфоэпическому словарю. Также мы предлагаем использовать обучающие карточки (приложение 2), заучивать небольшие стихотворения «запоминалки» (приложение 3). Все это поможет лучше запомнить орфоэпические нормы и подготовиться к единому государственному экзамену.

Изучая, данную тему мы пришли к выводу, что орфоэпия – очень сложная тема школьного курса русского языка. Для того чтобы, мы меньше допускали ошибок в произношении слов, нужно знать орфоэпические нормы, чаще работать с орфоэпическим словарем. В нашем удивительном русском языке ударение необычное, оно разноместное и подвижное. В одних словах фиксировано на определенном слоге, в других меняет свое место. Проанализировав задания ЕГЭ за 2013 год, мы пришли к выводу, что орфоэпия – важная ступенька к успеху на экзамене, и подготовку необходимо начинать с начала обучения.








Глава 2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм ударения в речи учащихся начальной школы.

2.1. Процедура исследования.

В начале нашего исследования нам стало интересно, а соблюдают ли мои сверстники орфоэпические нормы ударения и какие ошибки допускают? Для решения данного вопроса нами была разработана анкета (приложение 1). Изучив орфоэпический словник по единому государственному экзамену 2013 года, нами были выбраны 12 слов из разных частей речи: 3 существительных, 2 прилагательных, 2 глагола, 2 причастия, 1 деепричастие и 2 наречия. Учащимся 4 классов (30 человек) муниципального общеобразовательного автономного учреждения средней общеобразовательной школы №1 было предложено расставить ударение. В результате анкетирования мы получили следующие данные:

Слова

Выполнено, верно

Ударение поставлено

неверно

Слова, вызвавшие затруднения

1

Каталог

25

4

1

2

Свекла

17

12

1

3

Торты

13

15

2

4

Кухонный

25

5


5

Красивее

20

10


6

Вовремя

20

10


7

Надолго

30

0


8

Поняв

28

2


9

Согнутый

9

21


10

Занятый

24

6


11

Дозвониться

24

6


12

Началась

25

4

1

72,2 % выполнения работы.







Наибольшее количество ошибок было допущено в словах: сОгнутый (70% ), тОрты (50%), свЁкла (40%), красИвее и вОвремя (33%).

Среди перечисленных слов 5 учащихся не смогли поставить ударение, так как эти слова вызвали наибольшее затруднение: каталог, свекла, торты, началась.

Меньше всего затруднения вызвали следующие слова: надолго (100%), поняв (93,3%), каталог , кухонный, началась (83,3%).

Меньше всего ошибок было допущено в таких частях речи, как деепричастие (5%), глагол и наречие (12%). Наибольшее затруднение вызвало причастие.








В анкетировании участвовало 30 учащихся из 4 класса.

Для изучения мнения учащихся о данной проблеме в анкете было предложено 7 вопросов.

Обработав результаты, мы пришли к выводу, что 30 % учащихся выделяют в речи сверстников речевые ошибки, 23 % лишь иногда замечают ошибки, 47% в речи сверстников орфоэпических ошибок не наблюдают.

А вот 80 % ребят считают, что правильной, образцовой речью обладают учителя, 56,6 % родители, и 3 % - друзья, телеведущие.

66,6% моих одноклассников задумывается о том, как правильно поставить ударение в том или ином слове и 77 % уверенно ответили, что всегда и везде соблюдают правила постановки ударения в устной речи.

На вопрос « Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?» утвердительно ответило 96,6%, иногда – 3 %.

2.2. Анализ результатов исследования.

Выводы по главе 2

Итак, проведенное нами исследование, анализ полученных данных позволил нам сделать следующие выводы:

  • отсутствие четких правил и подвижность ударения, приводит к тому, что мы допускаем орфоэпические ошибки в устной речи;

  • мы стремимся быть грамотными, а значит, сможем научиться употреблять орфоэпические нормы ударения в речи;

Проанализировав задания ЕГЭ, я пришел к выводу, что знание орфоэпических норм языка, поможет мне успешно справиться на экзамене с заданием А1.

В методическом письме «Об использовании результатов ЕГЭ 2013 года ..» было выделено, что только 69% выпускников Амурской области 2013 года выполнили задания в разделе «Орфоэпия». А это значит, что проблема нарушения орфоэпических норм существует. В будущем мы планируем изучить причины появления орфоэпических ошибок в речи учащихся нашей школы

На этапе исследования, мы задумались, а можно ли использовать карточки для запоминания постановки правильного ударения. Авторы учебников по русскому языку Л.М.Зеленина и Т.Е. Хохлова предлагают для успешного запоминания использовать яркую картинку. Например:

ЗВОН Т

А слоговое деление слов позволяет образно представить изучаемые слова и запомнить произношение этих слов (приложение 2).

Для запоминания чего-то сложного нам часто предлагают зарифмовать фразу, которая легко запоминается. И в необходимой ситуации мы с легкостью такую фразу вспоминаем и используем. Мы предлагаем для запоминания наиболее сложных слов, где чаще всего допускаются ошибки в произношении зарифмовать слова. Изучив огромные просторы интернет ресурсов, мы нашли несколько «запоминалок», которые мы объединили в одну брошюру (приложение3).

В ходе исследования все поставленные цели и задачи были достигнуты.


























Заключение

Изучая данную тему, я узнал много нового и полезного для себя. Я понял, что важным средством общения между людьми является их речь. С помощью слов люди узнают о последних событиях в мире, о новостях в городе, в школе и дома. Обмениваются мыслями, впечатлениями, получают различные знания. Говорить можно громко и тихо, быстро и медленно, можно менять тембр голоса, менять интонацию. Речь должна быть чёткой, правильной, культурной. Для этого необходимо правильно применять ударение в словах и высказываниях. Узнав столько интересного и полезного, теперь я стараюсь не допускать ошибок, не искажать слова, а правильно их произносить.

Я надеюсь, что эти знания пригодятся мне в жизни.






















Список литературы

  1. Большой толковый словарь русского языка/ под ред. С. А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 1998.

  2. Власенко А.И.; Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2003.

  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2007.

  4. Дунев А.И. Русский язык и Культура речи. - М., 2002.

  5. Иванова Т.Ф Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - М.: Русский язык - Медиа, 2005.

  6. Лекант П.А. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1982.

  7. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. - М.: Просвещение,1989

  8. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы /под ред. Р. И. Аванесова. -М., 1983.

  9. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2003.

  10. Тимофеев А.С. Орфоэпические минутки на уроках русского языка и чтения в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011

  11. Толковый словарь русского языка /под ред. Д. Н. Ушакова. - М.,1995

  12. Хрыслова Р. В. Словарь ударений русского языка. - Минск, 1986

  13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - М.: Просвещение, 1964.

Интернет - ресурсы

http://www.gramota.ru










ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Уважаемые ребята, с целью изучения и предупреждения орфоэпических ошибок в произношении слов, мы проводим опрос среди учащихся 4 классов МОАУ СОШ №1 г.Белогорска. Вам необходимо в ниже перечисленных словах расставить ударение.


  1. Каталог

  2. Свекла

  3. Торты

  4. Кухонный

  5. Красивее

  6. Началась

  7. Дозвониться

  8. Занятый

  9. Согнутый

  10. Поняв

  11. Надолго

  12. Вовремя


Нам очень важно ваше мнение…

  1. Часто ли в настоящее время ваши друзья допускают ошибки в постановке ударения в устной речи? ____________________________________

  2. Задумываетесь ли вы, как правильно поставить ударение в том или ином слове?_________________________________________________________

  3. Замечаете ли вы ошибки в постановке ударения в речи окружающих?___________________________________________________________

  4. Соблюдаете ли вы правила постановки ударения в устной речи?____________________________________________________________

  5. Где вы чаще соблюдаете правила постановки ударения?

А) в школе Б) дома В) на улице Г) везде

f) Кто для вас является образцом речевого поведения?

А) друзья Б) телеведущие В) родители Г) учителя Д) никто

g) Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?___________________


Спасибо за внимание.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

БУКЛЕТ «КАРТА УДАРЕНИЙ»




































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

БУКЛЕТ «ЗАПОМИНАЛКИ»











1 Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова - СПб.: Норинт, 1998.

2http://www.gramota.ru

3 Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова - СПб.: Норинт, 1998








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа по русскому языку "Орфоэпия - ступенька к успеху на ЕГЭ"

Автор: Тишкова Елена Викторовна

Дата: 22.06.2016

Номер свидетельства: 335829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства