kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему: Изучение мониторинга и экологического состояния дубовой аллеи п. Волгино

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание работы

1. Актуальность темы                                                                           

1.1. Цели и задачи                                                                                 

2. Изучение мониторинга экологического состояния дубовой аллеи п. Волгино

2.1. Эколого биологические особенности вида                                 

2.2. Среда обитания                                                                   

2.3. Биологическое описание                                                               

2.4. Размножение растения                                                         

3. Материалы и методы исследования

3.1. Краткая характеристика района исследования                   

3.2. Методики  исследования  и результат                                 

3.3. Количественный состав дубов                                                     

3.4. Характер повреждений                                                        

3.5. Повреждение грибами трутовиками                                             

3.6. Трещины на дубах                                                                   

4. Результаты исследования                                                               

5. Заключение                                                                                        

6. Список литературы                                                                             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: Изучение мониторинга и экологического состояния дубовой аллеи п. Волгино »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Волгино







Номинация: Зелёный мир



Исследовательская работа

на тему:

Изучение мониторинга и экологического

состояния дубовой аллеи п. Волгино





Работу выполнил: Илларионов Владислав,

учащийся 4 класса МАОУ СОШ п. Волгино





Руководитель:

Корнева Наталья Алексеевна, учитель

начальных классов МАОУ СОШ п. Волгино











2014



Содержание работы



1. Актуальность темы 3 - 4

1.1. Цели и задачи 4

2. Изучение мониторинга экологического состояния дубовой аллеи п. Волгино

2.1. Эколого биологические особенности вида 4 - 5

2.2. Среда обитания 5

2.3. Биологическое описание 5 - 6

2.4. Размножение растения 6

3. Материалы и методы исследования

3.1. Краткая характеристика района исследования 6

3.2. Методики исследования и результат 7

3.3. Количественный состав дубов 7 - 8

3.4. Характер повреждений 8

3.5. Повреждение грибами трутовиками 8

3.6. Трещины на дубах 8 – 9

4. Результаты исследования 9

5. Заключение 9

6. Список литературы 10



  1. Актуальность темы.

Природа Боровичского края уникальна, много здесь красивых, живописных мест. Недаром Виталий Бианки назвал наш край «страной див».

В древности вся территория Мстинской впадины была покрыта лесами, основу которых составляли широколиственные леса и хвойные с вкраплением широколиственных.

Об этом говорят и названия населённых пунктов – Яснево, Вязово, Вязник, Орехово, Рябиновка. Но больше всего на карте Боровичского уезда населённых пунктов с корнем дуб: Дуброви, Дубьё, Дубовики, Дубиха, Дубравки и другие. Эти названия говорят о распространении дубрав в крае.

Дубы использовались при строительстве городов и крепостей. Славяне считали дуб священным деревом. Дубы, как наиболее заметные и долговечные деревья, служили ориентирами при установке границ. Под их кронами новгородцы собирались на вече и полководцы решали ход битвы. Под священными дубами у славян проходили собрания, судилища, свадебные обряды.

Этот вид уважали и ценили российские императоры, особенно Пётр Ι, который сам лично сажал деревья и за ними ухаживал. Сажали дубы императрицы Елизавета и Екатерина ΙΙ.

Яркой достопримечательностью поселка Волгино является улица Дубовая. Название улицы говорит само за себя. На ней действительно растут дубы. Нам известно, что это была дубовая аллея, которая переходила в берёзовую аллею и вела к барской усадьбе Аничковых Ждани. От тех берёз ничего не осталось, а вот дубы живы до сих пор. Зная этот исторический факт, можно предположить, что этим дубам более ста лет. Не каждый посёлок может похвастаться такими «старожилами».

Мы столкнулись с тем, что почти повсеместно в европейской части России, в частности в Новгородской области и Боровичском районе, дубравы стремительно исчезают.

Наша задача состоит в том, чтобы сохранить данную аллею для потомков, продлить как можно дольше жизнь дубов, поддерживать состояние аллеи в надлежащем виде.

1.1.Цель нашей исследовательской работы:

- изучение мониторинга численности вида Дуба черешчатого с целью сохранения дубовой аллеи п. Волгино

Задачи работы следующие:

  • изучить количественный состав дубов;

  • изучить факторы, которые повлияли на сохранность дубов;

  • выявить места произрастания вида в окрестностях школы;

  • создание школьного питомника по выращиванию дубков для увеличения численности вида Дуба черешчатого.

2. Эколого- биологические особенности вида.

Вид Дуб черешчатый (Quercus robur L.)
Листопадное дерево, достигающее 50 м высоты, семейства буковых (Fagaceae). Кора у старых деревьев (с 50-60 лет) буро-серая, трещиноватая, толщиной до 10 см, у молодых стволов и ветвей серебристо-серая, трещиноватая, у молодых побегов гладкая, оливково-бурая. Почки полушаровидные, светло-бурые, с ресничками по краям чешуй. Листья простые, очередные, продолговато-обратнояйцевидные, лопастные, с короткими черешками, голые, блестящие, зеленые с выступающими жилками и ясно выраженными ушками у основания. Цветки однополые, растение однодомное. Мужские в зеленовато-желтых длинных свисающих сережках, женские - красноватые, по одному или несколько на коротких цветоножках. Плоды - желуди, буровато-желтые с продолговатыми полосками и шипиком на верхушке, погружены в неглубокую чашевидную плюску. Плодоносить начинает с 40-60 лет. Обильные урожаи желудей повторяются через 4-8 лет. Цветет в конце апреля - начале мая (в период распускания листьев и начала роста молодых побегов), плоды созревают в сентябре - начале октября. Дуб относится к теплолюбивым деревьям. Часто страдает от поздних весенних заморозков. Относительно светолюбив, и в молодом возрасте, когда он медленно растет, часто заглушается быстрорастущими деревьями (березой, осиной и грабом). Поэтому требует ухода - осветления путем вырубки быстрорастущих пород.

Имеется много декоративных форм, из которых наиболее интересна пирамидальная - сравнительно невысокое декоративное дерево с плотной колонновидной кроной. Растёт медленнее основного вида и более теплолюбива. Большой интерес представляют также формы дуба, различающиеся по времени распускания листьев. Различаются формы и по времени опадания листьев

2.2. Среда обитания.

На улице Дубовой п. Волгино растёт Дуб черешчатый — Quercus robur. Научное название дуба - «кверкус» - хотя звучит как латинское, в действительности заимствовано у кельтов, также почитавших это дерево. Наиболее известный представитель рода, широко распространенный в европейской части России и Западной Европе. Имеется во многих заповедниках европейской части России, Кавказа, Прибалтики, Крыма. Образует, дубовые леса и входит в состав хвойно-широколиственных лесов разных типов на различных, но богатых почвах.

2.3. Биологическое описание.

Жизненная форма: Лиственное дерево

Крона: Раскидистая, плотная.

Темп роста: Дуб черешчатый растет медленно. Активная фаза роста наблюдается в первые 20 лет когда годовой прирост составляет 30 см. в высоту и 20 см. в ширину.

Высота 40 м., диаметр кроны 25 м.

Долговечность: 1500 лет

Цветки: Плоские округлые, желто-зеленые, 0.4 см.

Листья: Обратнояйцевидные, 5-7 лопастные, весной и летом темно-зеленые, осенью желто-бурые, от 10 до 15 см.

Декоративность: Имеет красивую форму кроны, листья, ствол.

Использование: Аллеи, одиночные посадки, декоративные группы.

Отношение

к свету: светолюбив

к влаге: средне – требователен

к почве: требователен

к температуре: морозостоек

Родина: Европа, Крым, Кавказ.

2.4. Размножение

Размножается посевом желудей. В желуде находится большой запас питательных веществ, уже впервые недели жизни всходы дуба достигают высоты в 10-12 см. Это облегчает выращивание дуба: он не настолько быстро забивается сорняками, как мелкие всходы других пород деревьев. Пригодные для посадки на постоянное место сеянцы дуба можно вырастить за один-два года. Ребята нашей школы пытались посадить дубки, выращенные в теплицах, но они не прижились, поэтому лучше высаживать жёлуди в естественных условиях. Декоративные формы размножаются прививкой и зелеными черенками. Хорошо возобновляется порослью от пня.

3. Материалы и методы исследования.

3.1. Краткая характеристика района исследования.

Популяция дубов расположена на юге от здания школы п. Волгино в 200 метрах на улице Дубовой, которая протянулась двумя аллеями вдоль дороги, идущей к школе. Длина аллеи 800 метров, рядом находятся жилые постройки. Дубы очень хорошо освещены солнцем, т.к. очень мало сопутствующих деревьев.



3.2.Методики исследования и результат.

Основной метод, который использовался при учете численности и выявлении динамики численности - наблюдение, подсчет растений, выявление различной степени повреждения и сравнение результатов с прошлым годом.

Нами была исследована улица Дубовая, на которой растёт дуб черешчатый. Дубы отличаются друг от друга высотой, охватом ствола, разным возрастом и различными повреждениями. По результатам данных были составлены систематизирующие таблицы.

3.3 Количественный состав дубов.


2012 - 2013

2013 2014

Старых дубов

7

7

Средневозрастные

66

66

Молодых дубов

5

7

Итого

78

80

Количество дубов увеличилось, т.к. были посажены 2 молодых дубка.

Молодой подрост не выявлен, т.к. растения вытаптываются животными и человеком.


2012 - 2013

2013 2014

Цветение

Начало мая

Конец апреля

Образование завязей

24 июля

10 июля

Созревание плодов

Конец сентября

Средина сентября

Раннее цветение, образование завязей и созревание плодов в 2014 связано с тем, что весна этого года была ранняя, температура воздуха была на 7 – 8 градусов выше климатической нормы. Не было поздних утренних заморозков. Очень маленькое количество желудей в 2013 связано с тем, что зима того года была очень морозной, весна с заморозками, лето дождливое. В 2014 году желудей достаточно много, т.к были благоприятные погодные условия.

3.4 Характер повреждений.

Одна из причин гибели дубов является поражение их грибами - трутовиками. Мы установили, что ими в большей степени поражены те деревья, где достаточное количество влаги и где деревья расположены близко друг к другу. Плодовое тело трутовиков располагается на средней и нижней части ствола дерева.

3.5 Повреждение грибами трутовиками.

2012 – 2013

2013 – 2014

5

3


Мы выяснили, что деревья с какими-либо механическими повреждениями подвергаются заражению грибами в большей степени, чем деревья без повреждений. Поэтому необходимо сбивать и сжигать грибы-трутовики, а на деревьях не делать ран, не ломать ветки, не сдирать кору. Следы от грибов заделывать специальным раствором.

Весной 2013 года нами были уничтожены путём сбивания грибы трутовики с двух деревьев. Поврежденные места заделаны садовым варом. В 2013 году грибы на этих деревьях не выросли. Три дерева остались с грибами, т.к. грибы находятся достаточно высоко.

3.6 Трещины на дубах.

Глубина трещин

2012 – 2013

2013 – 2014

Трещины на уровне коры

12

12

Трещины до уровня древесины.

5

5


Дуб подвержен действию низких температур. У молодых дубков на открытых местах промерзают вершины, а у старых дубов часто отмечаются морозобойные трещины, от которых ухудшается качество древесины.

Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение древесины дубов мы часть глубоких трещин замазали садовым варом, а часть забелили известью.

4. Результаты исследования.

Таким образом, проанализировав данные исследования, мы пришли к выводу, что численность растений незначительно увеличилась, уменьшилось повреждение грибами трутовиками, трещины на коре остались, но не появились новые. Выяснили, что на численность и состояние растений влияют следующие факторы:

  • увлажненность почвы;

  • освещенность участка

  • заражённость грибами трутовиками;

  • погодные условия;

  • влияние человека.



5. Заключение.

Мы считаем, что значение дубовой аллеи в нашем посёлке велико. Она служит нам напоминанием о том, что её сажали наши прадеды, а мы должны сохранить её для наших внуков. Как из семени растёт растение, так и из жёлудя должно вырасти дерево. Дуб превосходит многие породы деревьев по оздоровительному влиянию на окружающую среду. В каждом населённом пункте или на его окраинах должны быть дубовые насаждения – для зарядки человека энергией.

Мы продолжим исследование аллеи. Будем стремиться к тому, чтобы увеличить численность дубов. В наши планы входит создание питомника на пришкольном участке для выращивания семян и молодых растений, чтобы восстановить утраченные деревья и посадить новые в нашем посёлке.

Литература.

  1. Мстинский альманах Боровичи, выпуск второй, В.Новгород 2012 .

  2. Жигалов Ю.В. ,Воронова Р.В. Жизнь леса - М.: 1977

  3. Киселёв К.В. Атлас – определитель высших растений. М. «Просвещение» 1991.

  4. http://www.udec.ru/derevo/dub-cheresh.php



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корнева Наталья Алексеевна

Дата: 10.09.2015

Номер свидетельства: 229928


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства