Исследовательская работа: Изучение влияния прогулок на запоминание
Исследовательская работа: Изучение влияния прогулок на запоминание
Тезисы исследовательской работы
Изучение влияния прогулок на запоминание
Руководитель работы: Гурентьева Л. В. учитель начальных классов высшей категории
Современный человек должен иметь хорошую память. Как этого добиться? Можно ли помочь себе запомнить быстро и качественно? Мы задали себе вопросы и задумались: «Как влияет прогулка на свежем воздухе на запоминание? Можно ли прогулку заменить просмотром изображений природы?» Нами была составлена анкета для одноклассников. По результатам анкет мы выяснили, что ученики мало проводят времени на улице. А во время выполнения домашнего задания учащиеся почти не бывают на свежем воздухе.
Мы поставили перед собой такую цель: проверить уровень запоминания после просмотра пейзажей и после прогулки на свежем воздухе.
Чтобы реализовать вышеуказанную цель, нам необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Провести обследование памяти младших школьников после прогулки и без неё.
3. Выявить особенности запоминания у младших школьников после прогулки.
Гипотеза: если человек перед запоминанием совершит прогулку на свежем воздухе, то это будет способствовать лучшему запоминанию материала.
Чтобы решить поставленные задачи и добиться цели, использовали следующие теоретические и практические методы исследования:
Опрос, анкетирование.
Эксперимент.
Изучение литературы по теме.
В ходе исследования дети младшего школьного возраста должны были запомнить как можно больше из 30 предложенных имён существительных, каждое из которых отображалось в течение 6 секунд на экране. При этом в некоторые дни участники эксперимента совершали десятиминутную прогулку на свежем воздухе до того, как были показаны слова. В другие дни участники эксперимента перед запоминанием провели то же самое время спокойно — глядя на фотографии природных ландшафтов, находясь в учебном кабинете.
Эксперимент показал, что десятиминутная прогулка на свежем воздухе улучшает память на 24%
В ходе работы над проблемой мы доказали, что небольшая прогулка улучшает запоминание. Если Вам нужно выучить правило или стихотворение – погуляйте на свежем воздухе, а потом приступайте к заучиванию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: Изучение влияния прогулок на запоминание »
Центр развития детей и юношества
Научное общество учащихся «ЛОГОС»
VI Научно-практическая конференция младших школьников
«Открой свой мир»
Направление науки «Окружающий мир»
Изучение влияния прогулок на запоминание
Сапунова Ева
ученица 3 «А» класса СОШ №5
Руководитель работы:
Гурентьева Людмила Викторовна
учитель начальных классов
высшей категории
Кувандык – 2012
Содержание
Введение………………………………………………...…...………...…….3
Глава I. Память человека
Виды памяти………………………....……..………………….….5
Закономерности памяти………..………………………………..6
ГлаваII. Изучение влияния прогулок на запоминание
2.1 Исследование влияния прогулок на запоминание.………..…..7
2.2 Анализ результатов исследования……………………….…….8
Заключение…………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………....10
Приложение……………………………...……………….…………………..….11
Введение.
Актуальность
Совсем недавно мы ходили в детский сад. Там мы иногда заучивали стихотворения, повторяли песенки, называли буквы и цифры по порядку. У нас совсем не было домашнего задания. Но потом мы пошли в школу и запоминать нужно больше материала. А во втором классе появились новые предметы: английский язык, информатика… Количество домашнего задания выросло. Времени на прогулки остаётся всё меньше. Из разговоров с одноклассниками мы поняли, что многие дети мало гуляют на улице, особенно если необходимо в домашнем задании что-то выучить наизусть.
Современный человек должен иметь хорошую память. Как этого добиться? Можно ли помочь себе запомнить быстро и качественно? Эти вопросы мы задали себе и задумались: « Как влияет прогулка на свежем воздухе на запоминание? Можно ли прогулку заменить просмотром изображений природы?» Эти вопросы мы задали себе. Затем нами была составлена анкета для одноклассников. По результатам анкет мы выяснили, что ученики мало проводят времени на улице. Во время выполнения домашнего задания на улицу учащиеся не выходят.
Обзор литературы по данной теме
В ходе работы над темой мы познакомились с литературой по теме, посетили городскую и школьную библиотеки, Internet.
Проблема
- Мама (папа), можно, я пойду погулять?
- А ты все уроки сделал?
Родители советуют нам сначала выучить уроки, а потом разрешают пойти погулять. Когда ребёнку легче запомнить материал: после прогулки или до неё?
Тема исследования: «Изучение влияния прогулок на запоминание»
Объект исследования: произвольная память младших школьников.
Предмет исследования: объём запоминания.
Цель: проверить уровень запоминания после просмотра пейзажей и после прогулки на свежем воздухе.
Гипотеза: если человек перед запоминанием совершит прогулку на свежем воздухе, то это будет способствовать лучшему запоминанию материала.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Проанализировать литературу по проблеме исследования
Провести обследование памяти младших школьников после прогулки и без неё.
Выявить особенности запоминания у младших школьников после прогулки.
Методы исследования:
Опрос, анкетирование.
Эксперимент.
Изучение литературы по теме.
Интернет-ресурсы.
Новизна исследования состоит в том, что рассматривались преимущества прогулки на свежем воздухе перед тем, как выучить нужный материал.
База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области.
Этапы:
Сентябрь- октябрь: поиск литературы по данной теме и её изучение;
Ноябрь; исследование;
Декабрь – январь: текстовое оформление материала
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно поможет учителям, родителям и школьникам правильно организовать запоминание.
Глава I.Память человека
Виды памяти
Изучение памяти началось давно, когда человек стал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения.
Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.
Что значит хорошая память? Это такая память, которая обеспечивает " скорость запоминания, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала".
По своей природе память разнообразна:
– произвольная и непроизвольная;
– образная,
– словесно-логическая,
– кратковременная, долговременная,
– оперативная и смысловая.
У некоторых людей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания. Это может быть неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на части, выделять опорные слова для усвоения, пользоваться схемами.
Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте необходимо в первую очередь из-за приобретения в ходе учебной деятельности различных способов запоминания, связанных с организацией и обработкой материала. Однако без специальной работы, совершенствование памяти протекает стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Память зависит от индивидуальных особенностей человека: интересы и склонности личности. Память зависит от того, чем человек больше интересуется (это запоминается без труда); от отношения человека к деятельности (нравится ли эта деятельность); - от эмоционального настроя в конкретном случае; - от физического состояния; - от силы воли.
Закономерности памяти
При изучении научной литературы мы обобщили и получили некоторые закономерности памяти:
При заучивании материала, лучше всего запоминается его начало или конец. Это так называемый эффект края.
Запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение определённого времени: нескольких часов или дней.
Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
Человек должен иметь желание запомнить. Это ведёт к лучшему запоминанию.
Через два-три дня изученный материал лучше помнится, чем в тот день, когда учили.
События, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они отложатся ненадолго.
Из памяти человека первыми исчезают более сложные и недавние впечатления.
Вспоминаются сначала более простые и более ранние знания, а затем уже более сложные и недавние.
Это некоторые наиболее общие закономерности работы памяти.
Пользуясь данными закономерностями, мы составили правила запоминания. (Приложение)
Глава II Изучение влияния прогулок на запоминание
2.1Исследование влияния прогулок на запоминание
В ходе исследования дети младшего школьного возраста должны были запомнить как можно больше из 30 предложенных существительных, каждое из которых отображалось в течение 6 секунд на экране. Затем дети на чистом листе записывали слова, которые запомнили.
Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим вашу память. На экране появятся слова, вы самостоятельно прочтёте их, запомните, а потом запишите на листе. Записывать слова можете в любом порядке, но только после того, как прочитаете все. Постарайтесь соблюдать тишину, не мешать окружающим».
Слова были напечатаны в программе Power Point таким образом, что каждое слово было на отдельном слайде. Показ презентации настроен так, что слова можно появлялись на 6 секунд.
После отображения слов детям предлагаются листы бумаги, на которые нужно написать слова.
Результаты исследования мы записывали в таблицу (Приложение 1)
В ходе анализа записанных слов мы подсчитывали количество запомненных слов. Если у ученика было написано «чужое» слово, то это слово не засчитывали.
При этом в некоторые дни участники эксперимента совершали десятиминутную прогулку на свежем воздухе до того, как были показаны слова (Приложение 2). В другие дни участники эксперимента перед запоминанием провели то же самое время спокойно — глядя на фотографии природных ландшафтов, находясь в учебном кабинете (Приложение 3).
О цели эксперимента участникам не было сообщено заранее. Дни эксперимента чередовались: один день - запоминание после прогулки, следующий день – без неё. Было проведено по 5 сеансов запоминания с прогулкой и без.
Всего в эксперименте принимали участие 23 ученика 3 класса.
2.2 Анализ результатов.
За пять дней эксперимента после 10-минутной прогулки учащиеся запомнили 1685 слов из 3450 возможных. Это 48%, т.е почти половина предложенных для запоминания слов.
В те дни, когда участники эксперимента спокойно проводили 10 минут, рассматривая картинки с пейзажем, они запомнили 1361 слово из 3450 возможных. Это 39% от общего числа слов.
Мы подсчитали, что количество слов, которые ученики запомнили после прогулки больше на 324, это 24%.
Экспериментальным путём мы доказали, что небольшая прогулка улучшает запоминание, если она совершается непосредственно перед необходимостью что-то запомнить.
Таким образом, если Вам нужно выучить правило или стихотворение – погуляйте на свежем воздухе, а потом приступайте к заучиванию. После прогулки вы запомните на 24% информации больше.
Заключение
Память школьника — один из главных элементов учебной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят.
В результате анализа литературы нами были составлены правила запоминания (Приложение)
При опросе одноклассников мы установили, что большинство детей в учебные дни мало времени проводят на свежем воздухе. Во время выполнения домашней работы и во время учебных занятий учащиеся не прерывают деятельность для проведения прогулок на свежем воздухе.
Опытно – экспериментальным путём доказали, что если человек перед запоминанием совершит прогулку на свежем воздухе, то это будет способствовать лучшему запоминанию материала.
По итогам работы были составлены рекомендации для школьников:
- перед запоминанием материала необходимо совершить небольшую прогулку на свежем воздухе;
- для лучшего запоминания использовать “опорные слова”, т.к. они помогают запоминать;
- систематическое повторение материала способствует развитию памяти;
- нужный для запоминания материал лучше учить за 2-3 дня до выступления;
- чтобы иметь хорошую память – её нужно постоянно тренировать.
Литература
1. Голубева И.А. Личные особенности памяти человека. М., Педагогика, 1980 г.
2. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1985.
3. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.
4. Матюгин И. Ю. Магия памяти.- М.: Сталкер, 1998
5. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.
6. http://azps.ru/articles/proc/proc45.html
7. http://www.bestreferat.ru/referat-209243.html
Приложение
Качественный анализ результатов исследования
Примечание
Наблюдение проводилось после 10-минутной прогулки
Общее количество слов
Наблюдение проводилось после просматривания картинок с изображением природы
Общее количество слов
Дата
05.12
07.12
09.12
14.12
16.12
06.12
08.12
13.12
15.12
20.12
И. ученика
Кол-во слов
Кол-во слов
Кол-во слов
Кол-во слов
Кол-во слов
Кол-во слов
Кол-во слов
Кол-во слов
Кол-во слов
Кол-во слов
А. Линара
16
18
21
21
18
94
14
12
15
13
15
69
А. Светлана
23
21
20
23
21
108
15
17
18
20
18
88
А. Елизавета
13
15
13
12
14
67
10
11
10
11
9
55
Б. Наталья
23
24
23
22
26
118
19
18
21
20
17
95
Б. Юлия
9
11
10
12
14
54
7
8
9
10
9
45
Б. Алёна
14
15
16
18
15
78
11
12
11
11
12
57
В. Владислав
9
8
7
5
7
36
7
8
6
7
7
35
Г. Сергей
16
15
15
14
16
76
11
12
11
14
14
62
Д. Дарья
10
11
10
11
12
54
9
9
8
10
12
48
Д. Ангелина
13
15
15
17
15
75
11
11
10
11
12
55
И. Валерия
10
11
11
11
12
55
7
8
10
9
9
45
И. Денис
12
15
12
12
13
64
19
11
10
10
1
53
К. Марина
11
14
12
12
13
62
10
10
10
11
10
51
К. Алина
23
22
23
22
20
110
20
18
21
20
17
86
Л. Анна
10
11
10
11
12
54
9
9
8
10
12
48
Н. Владислав
19
21
20
19
20
99
15
17
18
20
17
87
О. Андрей
7
6
5
5
6
29
5
6
6
4
5
26
П. Сергей
23
20
19
27
21
110
19
19
21
19
18
96
С. Яна
12
13
12
12
13
62
10
9
11
11
10
51
С. Софья
12
14
12
10
14
62
10
11
10
11
9
51
Т. Ульяна
16
25
18
18
16
93
16
11
10
10
11
58
Ч. Максим
13
12
12
12
13
62
9
9
11
10
10
49
Ш. Дмитрий
12
15
10
12
14
63
10
11
10
11
9
51
1685
1361
Из таблицы видно, что все дети после совершения прогулки запомнили больший объём информации, чем после рассматривания пейзажей. При подсчёте мы узнали количество слов, которые запомнили учащиеся. По результатам была составлена диаграмма.
Материал для запоминания
Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом, дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень, число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.