kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект:"Театр кукол". Руководитель : Томилина Ольга Сергеевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования - узнать историю создания театральной куклы разных стран и смастерить их своими руками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект:"Театр кукол". Руководитель : Томилина Ольга Сергеевна»











Название работы: «Театр кукол»



















Автор работы: 4 а класс

Место выполнения работы: МАОУ СШ №55

Научный руководитель: Томилина О.С.





Оглавление

Введение……………………………………………….....

Глава 1 Русский народный кукольный театр....…....

1.1.Кукла, её роль в жизни человека…………...….....

1.2.Возникновение театра Петрушки………………..

1.3.Первые народные кукольные театры………........

1.4.Устройство сцены. Главный герой театра…........

Глава 2 Постановка спектакля………….…...…….......

1.1.Алгоритм создания спектакля..….…………...….

1.2.Сценарий спектакля...……………………...……..

1.3.Подготовка к постановке спектакля……………..

Выводы…………………………………………………..…

Литература…………………………………………….…...
















Введение

Все дети любят театр кукол. А что это такое? Кто является актерами этого театра? Как и кто создает сказку? Почему профессиональные кукольники не любят выражение «кукольный театр»? Как сделать куклу? Сложно ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести целое исследование. Такое исследование очень интересно, так как можно узнать много нового о театре, куклах, традициях культуре театра кукол России и других стран. Тема «Театра кукол» нас очень заинтересовала. И теперь нам хочется исследовать – как создается сказка, но не на основе работы профессионального театра, а народного.

Настоящее исследование посвящено изучению происхождения народных театров кукол, алгоритма создания кукольного спектакля. При выборе направления исследований мы остановились на театре кукол. Это благодатная почва для выявления и описания особенностей и культурной значимости этого вида искусства. Считаем, что наша тема интересна и актуальна. В наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, мы хотим призвать вас с почтением относиться к такому древнему искусству, как театр. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что кукла играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх. Дети знакомятся с окружающим миром. Театр кукол – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаются в тот или иной образ.

Цель нашего исследования - узнать историю создания театральной куклы разных стран и смастерить их своими руками. Решение данной цели обусловлено следующими задачами:

1. Узнать историю кукол.

2. Смастерить театральные куклы.
3. Провести мастер-класс по изготовлению театральной куклы.
4. Показать театральную постановку.
Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, наша тема реализуема.

Основная цель данного исследования заключается в изучении происхождения кукольных театров, алгоритма создания кукольного спектакля.

В соответствии с вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи:

1) определить происхождение кукольного театра;

2) выяснить алгоритм создания кукольного спектакля, написать сценарий кукольного спектакля;

3) взаимосвязь кукольного театра и школы

4)изготовить куклу и поставить кукольный спектакль по сценарию

объектом исследования является театр кукол.

Объект нашего исследования – театральная кукла, предмет – ее строение.
Характер материала, а также поставленные цели и задачи определили методы исследования. В ходе работы применялись моделирование, наблюдение, эксперимент, сравнение, обобщение. Предметом исследования - алгоритм создания кукольного спектакля. Методы исследования: изучение литературы по теме, беседы с художественными руководителями спектаклей по литературной части – Елфимовой Стелой Евгеньевной, с Калининой Натальей Николаевной. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно расширяет существующую информацию о театре, систематизирует знания о роли куклы в жизни человека, о процессе создания спектаклей, о процессе изготовления куклы.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что мы проводили мастер-классы (в 1 А классе и 3А классе) . Исследование помогло узнать много нового, познакомиться с интересными людьми. Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования и приложения могут быть использованы на уроках технологии, истории культуры, литературы, сценарий - в постановке кукольного спектакля. Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.


Глава 1 История развития народного театра кукол

1.1Кукла, ее роль в жизни человека

История простой народной куклы исчисляется тысячелетиями. Во все времена она занимала важное место в жизни человека, была проводником между миром людей и миром духов. На Руси она ведет начало от богини судьбы и плодородия Макоши. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи. Кукла – оберег внешне чем-то похожа на обычную, хоть ее и изготавливали из сена, свежескошенной травы, ветоши и дерева. Одна и та же кукла могла выполнять различные роли в играх детей тех времен. В какой-то степени куклы всегда были артистами, ведь они «выступали» во время обрядов и праздников. Люди не могли брать на себя роль божества и эту роль играли куклы – на Руси куклы Коляда, Купала, Масленица участвовали в праздниках, связанных со сменой времен года. В средние века суть религиозных действий с куклами постепенно исчезала, как и сами древние обряды, а формы продолжали жить, переходя в другие жанры, стили, направления. Куклы вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях.

1.2 Возникновение театра петрушки

Еще в 80-х годах прошлого века без петрушки не обходилось ни одно народное гулянье, ни одна ярмарка. В дни ярмарок, больших праздников, масленицы, вербной недели, в Троицын день петрушка пользовался колоссальным успехом, его представления шли непрерывно целый день. Возник он, по имеющимся данным, в начале XVII в. Во всяком случае, в 1636 г. он уже существовал. Заметка Олеария о виденном им петрушке единственный источник по истории нашего кукольного театра в XVII в.

Петрушка возник, следовательно, еще в те времена, когда театра у нас не существовало и о театральном искусстве русские люди имели только смутное представление по слухам, рассказам бывалых людей да небольшому количеству описаний западноевропейских театральных постановок, которые стали появляться у нас, уже с XV в. Первое театральное представление в России для русских было давно, т.е. более чем на полвека позже появления петрушки. Как кукольный театр, так и некукольный на Руси заимствованы. Наряду с достижениями своей военной и промышленной техники иноземцы заносили на Русь и свои обычаи, навыки, свою науку, литературу и искусство театра, до сих пор неизвестного в России. Знакомством нашим с театром и кукольным и не кукольным мы обязаны немцам. В памятный день 17 октября 1672 г. была поставлена немецкая пьеса на немецком языке. Актерами были дети служилых и торговых иноземцев Немецкой слободы, режиссер – паспорт московской лютеранской церкви Иоганн – Готфрид Грегори.

С кукольным театром вначале в. XVII в. нас ознакомили, немецкие бродячие скоморохи – шпильманы. Русские странствующие скоморохи – веселые люди, в древности единственные представители у нас светского искусства, потомки византийских скоморохов. Заимствовав у шпильманов нехитрое устройство их кукольного театра, русифицировав их репертуар, скоморохи разнесли его по всем уголкам Московии. Возник театр петрушки.

1.3 Первые народные кукольные театры

Судьба не улыбнулась «петрушке». Несмотря на вполне вероятную симпатию к нему широких народных масс, с первых же лет своего существования народному театру «петрушки» пришлось вступить в тяжелую и упорную борьбу за жизнь. ХVII в. нашей истории характеризуется усиленными гонениями правительства и церкви. Целым рядом правительственных и церковных указов «гусли и смыки, и всякое гудение, и глумление, и

6


позорище, и многовертимое плясание» были, безусловно, запрещены. Несчастные скоморохи, были подвергнуты суровой опале. Только что народившемуся театру «петрушки», пришлось испытать горькую участь своего носителя - скомороха. Царская грамота 1648г. Повелевает бить батогами всех ослушников государева указа. «Бесчинствами» и «неистовствами» скоморошьей братии приходил конец. С половины XVII в. скоморохи начинают исчезать с исторической сцены. Их искусство не исчезло. Скоморохи, уходя, передали весь свой богатый репертуар народу. Народ бережно хранил потешное наследие скоморошников, сберег и «петрушку». С конца XVII и начала XVIII в. театр петрушки получил, наконец, возможность более или менее свободно дышать. Церковь, еще косо посматривала на все проявления народного веселья. По некоторым косвенным данным можно смело утверждать, что театр петрушки в XVIII в. не исчез, но даже достиг известного расцвета. Со второй половины, в особенности с конца XIX в., театр петрушки постепенно приходит в упадок и в XX в. начинает исчезать с исторической сцены. Конец петрушки вызван охлаждением к нему народных масс.


1.4 Устройство сцены. Главный герой театра

Устройство «сцены» народного театра «петрушки» крайне примитивно. В процессе своего развития театр выбрал три типа своей «сцены». В большинстве случаев устраивалась она следующим образом: на ровном месте в землю вбиваются два шеста, между ними протягивается ткань, обычно цветная, и «сцена» готова.

Второй тип сцены - наиболее распространенный - четырехрамная ширма. В балагане зрители обычно размещались на скамейках. Иногда зрители в балаган не впускались и смотрели на представление сквозь специально вырезанные оконца.

Наш народный Петрушка, балагур и потешник. Он хвастлив, хитер, держит себя вызывающе, дерзок, придирается к словам. Труслив, плачет. Его цель распотешить публику. В дни больших праздников представления театра «петрушки» шли беспрерывно, кукольники нередко зарабатывали до 20-25 рублей в сутки.

театра, русифицировав их репертуар, скоморохи разнесли по всем уголкам. Возник театр петрушки, по всей вероятности, в пределах Москвы или Новгорода. Куклы вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях. Главный герой народного театра кукол - Петрушка. Народная кукольная комедия связана с официальной культурой ее неприятием, высмеиванием, пародированием.

Таким образом, русская кукольная комедия в XVII веке не только явилась первым русским театральным спектаклем, не только подготовила зрительскую аудиторию к ивосприятию театрального искусства, но возможно, стала одной из причин появления в России профессионального театра кукол.


Глава 2 Постановка спектакля

1.1.Алгоритм создания спектакля

Итак, появились куклы-артисты и артисты-кукольники. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем куклы вошли в дома, где маленькие спектакли устраивались в семьях каждые выходные. В кукольных домашних представлениях дети сами сочиняли пьесы, придумывали и лепили кукол, шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор кукла прочно вошла в нашу жизнь и заняла свое достойное место.

Мы решили создать детский спектакль – сказку, опираясь на нашу самобытную культуру.

Попытались найти алгоритм создания спектакля. Оказалось, что конкретного алгоритма создания спектакля не существует. Каждый раз это поиск. Мы наметили основные задачи:

поиск идеи, выбор сюжета, написать сценарий, подобрать музыку, изготовить куклы, выполнить ширму, подготовить декорации, подобрать исполнителей и проводить репетиции.


1.2. Сценарий спектакля

Театральная самобытная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена. Исходя из этого, мы заинтересовались сценарием для постановки русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Мы выбрали сказку «Волк и семеро козлят». Почему именно это произведение. Оказывается, что в русских народных сказках обязательно присутствовали исполнители желаний, ленивые и трудолюбивые, глупые и умные, как и в сказках других народов. Где добро побеждает над злом. А значит сказки всех народов, умны и красивы. Кроме этого в сказке небольшое количество персонажей, так как мы решили написать сценарий и самим поучаствовать в представлении сказки. Мы неоднократно консультировались с художественными руководителя спектаклей по литературной части – Елфимовой Стелой Евгеньевной, с Калинниной Натальей Николаевной.


1.3. Подготовка к постановке спектакля

А сколько подготовительной работы потребовалось для спектакля: мастерить кукол, декорации, придумать музыкальное оформление. Сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею, соответствует месту и времени действия и слагается в цельный рисунок, не вызывающий неприятия ни у постановщика, ни у исполнителей. Таким образом, работа идет так, что изначальная общая идея требует музыку определенного характера. Когда найдено общее музыкальное решение, оно диктует уже развитие конкретного действия.

Подготовка сюжета и музыкального материала изготовление кукол чрезвычайно сложная работа. Мы выполнили головы кукол из ткани, меха, сшили костюмы, изготовили декорации и много репетировали спектакль.



ВЫВОДЫ

На основе исследований мы пришли к выводу, что кукольный театр является важным фактором в развитии ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна, и на данный момент не достаточно изучена. Интернет и телевидение отучило людей ходить в театр. Мы считаем, что наша работа помогает окунуться в волшебство театра сказок.











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский проект:"Театр кукол". Руководитель : Томилина Ольга Сергеевна

Автор: 4 класс ( коллективный проект)

Дата: 22.11.2019

Номер свидетельства: 528217


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства