kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Язык мой - враг мой, или слова паразиты в речи школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по русскому языку. Истоки появления "слов- паразитов", причины употребления, способы борьбы с ними.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Язык мой - враг мой, или слова паразиты в речи школьников"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ




«Язык мой – враг мой, или

«слова – паразиты» в речи школьников»











Учитель:

Иванова О.Н.,

учитель начальных классов.



















Куртамыш, 2020












Паспорт исследовательского проекта (структура)


Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника


2

Тема проекта

«Язык мой – враг мой, или

«слова – паразиты» в речи школьников»

3

Актуальность проекта

Проблема исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой «слова-паразиты», как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много «слов-паразитов». С этим явлением нужно бороться.

4

Проблема исследования

Употребление «слов – паразитов» в речи обучающихся.

5

Объект исследования

Причина употребления таких слов.

6

Цель проекта

Исследование причины употребляемости «слов – паразитов» в речи школьников.

7

Задачи проекта

1. Изучить понятие «слова-паразиты»;

2. Рассмотреть группы слов, относящихся к «словам-паразитам»;

3. Выявить наличие в речи школьников «слов-паразитов»;

4. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками «слова – паразиты»;

5. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми «паразитами»;

6. Выпустить (в дальнейшем) буклет – памятку: «Рекомендации школьникам «Способы избавления от «слов – паразитов».

8

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что большинство школьников употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас слов.

9

Методы исследования

1. Изучение теоретического материала о «словах-паразитах»;

2. Наблюдения за речью учащихся;

3. Анкетирование школьников;

4. Опрос;

5. Обобщение;

6. Внеурочная деятельность.

10

Тип проекта (по продолжительности)

Информационный, среднесрочный.

11

Этапы реализации проекта.

-Подготовительный:  сбор и анализ информации по теме проекта.

-Основной: сравнение и обобщение полученной информации.

-Заключительный этап: реализация проекта.

12

Оборудование для проведения исследования

Возможности интернет ресурсов и других материалов.

13

Продукт проекта

Буклет – памятку: «Рекомендации школьникам «Способы избавления от «слов – паразитов».

14

Перспектива проекта

Из лексикона школьников исчезнут «слова-паразиты».

15

Используемые источники

1. Андреев Владимир. Современный этикет и русские традиции. Изд-во: Харвест, 2008

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов- на- Дону, 1995

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Москва, 2001.

4. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.

5. Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Москва, 2000.

Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

6. Дараган,Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи/ Ю.В. Дараган. – М,1996. -142 с.

7.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

8. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

9.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.

10.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007

11.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

12.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.

13.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004

14. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

1. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

2. http://www.philology.ru

3. http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты

4. http://www.planetashkol.ru/articles/22711/








































Содержание

1. Введение ………………….……………………………………………

2. Теоретическая часть:

2.1. «Слова – паразиты и причины их употребления» …………….………

2.2. «Классификация речевых паразитов »……...……….. … …………….

3. Практическая часть:

3.1. «Способы избавления от «слов-паразитов»» ………………………..

3.2. Исследование употребления слов – паразитов в речи учителей

нашей школы ……………………………………………………………

3.3. Вывод ……………………………………………………………………

4. Заключение ………………………………………………………………

5. Список использованных источников ………… ………………….. ..

Приложение ……………………………………………………………………





































Введение

Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Н. Рыленков

Общение – очень важная составляющая нашей жизни. Первые уроки

культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя...

Часто ли мы прислушиваемся к тому, как и что они говорят? Или как говорят одноклассники, друзья, знакомые? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают некультурные выражения, но оказывается, и обычные слова могут «загрязнять» язык. Так, например: «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие, которые прочно укоренились в лексиконе наших школьников. Они называются «слова-паразиты». Эти слова изменили речь не в лучшую сторону.

«Слова-паразиты» - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов в контексте, которые засоряют нашу речь. Говоря их, мы не замечаем, как произносим этих «паразитов». Не случайно проблема «чистоты» речи стала актуальна среди общества. Существование в речи подобных слов приводит к нечёткости,

не восприятию речи собеседника. Если мы не будем избавляться от этих слова, то не только школьники, но большая часть населения города будет говорить неграмотно.

«Паразиты  лингвистические» живут, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» «паразитами» речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. 

Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовательском проекте я попытался ответить на эти вопросы. По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются «паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.

«Слова-паразиты» по мнениям большинства лингвистов, используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к этим словам, например: если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: «видите ли», «ну», «как вам сказать» и так далее. Ещё когда человек волнуется, или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Но есть и еще одна причина появления этих слов в нашей речи - возникают со значением мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.

Новизна работы заключается в комплексном изучении «слов-паразитов» и попытке искоренения их в речи.

Исходя из выше сказанного, определили проблему исследования: употребление «слов – паразитов» в речи обучающихся;

объект исследования: причина употребления таких слов.

Цель: исследование причины использования «слов – паразитов» в речи школьников.

Задачи:

1. Изучить понятие «слова-паразиты»;

2. Рассмотреть группы слов, относящихся к «словам-паразитам»;

3. Выявить наличие в речи школьников «слов-паразитов»;

4. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками «слова – паразиты»;

5. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми «паразитами»;

6. Выпустить (в дальнейшем) буклет – памятку: «Рекомендации школьникам «Способы избавления от «слов – паразитов».

В основу настоящего исследования положена следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что большинство школьников употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас слов.

Методы исследования:

1. Изучение теоретического материала о «словах-паразитах»;

2. Наблюдения за речью учащихся;

3. Анкетирование школьников;

4. Опрос;

5. Обобщение;

6. Внеурочная деятельность.






2. Теоретическая часть

2.1. Слова – паразиты и причины их употребления


С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную речь, граничащую с уголовным жаргоном, перегруженную «словами - паразитами». В начале 20 века Максим Горький сделал такое замечание о языке тех лет: «Вообще с русским языком обращаются зверски». И в наши дни можно привести примеры «зверского» обращения с родным языком. И один из них - употребление «слов - паразитов» в русской речи.

Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка. «Чистой» называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, «слов-паразитов» и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом уровне.

Cамым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители» или «слова-сорняки». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова».

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

В качестве «слов-паразитов» чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там.

Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют «паразиты» в своей речи. Роль «слов-паразитов» в данном случае – тактическая, то есть человек не хочет или не может ответить на «неудобный» вопрос, поэтому старается «потянуть» время.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном лексиконе «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае «слова-сорняки» говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми «словами-сорняками» являются нецензурные выражения. Наличие в лексиконе этих «слов-паразитов» свидетельствует о низкой культуре человека.

Исходя из выше сказанного, делаем вывод определения причин употребления «слов-паразитов»:

1. недостаточный словарный запас;

2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями, тактика;

3. мода на некоторые слова;

4. психологические особенности человека

5. низкая культура речи.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди обучающихся своего класса, я могу сделать вывод, что «слова-паразиты» - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

2.2. Классификация речевых паразитов

Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи наших школьников, замечено, что одна группа детей используют эти слова для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другая группа школьников - замещает паузы: ну, вот. Многие другие обучающиеся имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Ещё есть слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать, или слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.

«Слова – паразиты» могут быть разными частями речи.

Слова - паразиты как части речи

Группа

Слова – паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6.

Вводные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется


Ведь, если заглянуть в «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, то эти слова имели первоначально другое значение:

Блин - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке.

В натуре - то, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия в отличие от изображаемого.

В принципе - то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки, мировоззрения.

Как бы - частица со значением условно-предположительного сравнения.

На самом деле - в действительности.

Есть и ещё интересная теория о том, что «слово-паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира.

Если человек употребляет «слово-паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий «слово-паразит» «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково взрослыми и детьми (наравне с «типа» и «значит»), ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

Слова – паразиты мы можем встретить и в художественной литературе, но совсем для иного.

В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыков-Щедрин использует такие «слова-сорняки»: вот, эдак, гм, да, кабы, тьфу. А вспомним Фильку из сказки-были К. Паустовского, его даже называли по тому «слову-паразиту», которое он употреблял: «да ну тебя».

В художественных произведениях «слова – паразиты» часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа.


3. Практическая часть:

3.1. Способы избавления от «слов-паразитов

Когда мне мой руководитель дал тему исследовательского проекта, я стал уделять больше внимания на речь своих одноклассников и одноклассниц. Я заметил, что слабоуспевающие обучающиеся употребляют «слова – паразиты» гораздо чаще, чем сильные ученики. Так как им нужно правильно построить ответ на поставленный вопрос, приложив все усилия: память, внимание, логику и мышление. Это сделать более слабым школьникам одновременно сложнее, поэтому они и используют «слова-паразиты», кто-то из-за недостаточно сформированного словарного запаса, кто-то из-за того, что не доучил, другие ребята отвечают быстро, неразборчиво проговаривая ответ, волнуясь, ну, и есть те, которые используют и тактическую паузу, для более грамотного ответа.

Понаблюдав за ребятами в классе и записав «слова – паразиты», которые они произносили на уроках в течение недели, мы пришли к выводу, что нужно:

  1. Читать хорошую литературу;

  2. Усилить самоконтроль за своей и чужой речью;

  3. Наказывать себя штрафом;

  4. Практиковать выступления перед аудиторией;

  5. Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

  6. Как только вы захотите сказать «э-э-э-м-м», сделайте вдох, пауза лучше, чем «слова- паразиты».

  7. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток слов. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

Просматривая дополнительные источники литературы, я нашёл ещё один способ борьбы со «словами-сорняками»:

1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!». Говорящий не может подобрать слова для того чтобы выразить свою мысль, поэтому снижает объём предаваемой информации. Может, отказывается от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение). Либо при затруднении в выборе словесного оформления появляются ненужные в данном случае жесты.

2. Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!». Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от высказывания под предлогом, что «и так понятно».

3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны». В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.

4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался». Говорящий может объявить о необходимости подумать.

Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:

1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил «слово - паразит».

2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением слов данной категории.

Итак, какие же способы избавления от «слов – паразитов» можно ещё порекомендовать моим школьникам:

- если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации,

говорить простыми предложениями и медленно;

- заменять «слова-паразиты» другими словами.

Для проведения исследования мной составлена анкета «Слова–паразиты в речи школьников» (Приложение 1 ). В анкетировании принимали участие обучающиеся 3 «А» класса. (24 человека).

3.2. Исследование употребления «слов – паразитов» в речи учителей и библиотекарей г. Куртамыша

Мы решили выяснить, как «слова – паразиты» используют в своей речи учителя, преподающие в нашем классе и библиотекари города Куртамыша. Наблюдение вел на уроках за речью наших учителей: учителя физической культуры, учителя английского языка, и сделали вывод, что учителя не допускают использование в своей речи «слов – паразитов».

Библиотекари из «Детской библиотеки» и библиотекарь нашей школы так же не используют «слова-паразиты» в своей речи. К сожалению, периодически слышать их из уст школьников, взрослых других профессий.

Мы выявили наиболее употребляемые «слова – паразиты», которые слышали на участники опроса: «мм», «так», «ну вот», «так сказать», «и», «то есть». Считаем, что эти слова взрослые использовали как слова – связки, а школьники - в силу бедности словарного запаса.

Все отрицательно относятся к их употреблению в речи (100%) и стараются искоренять их в речи других собеседников. (Приложение).



3.3. Вывод

Изучая употребление «слов - паразитов» обучающимися 3 «А» класса, я:

1.изучил теоретический материал по теме исследования;

2.изучил употребляемость «слов-паразитов» среди школьников своего класса в нашей школе;

3. нашёл способы снижения употребления «слов-паразитов» в речи;

4. провёл анкетирование, опрос и классный час по данной теме;

5. составил буклет-памятку: «Рекомендации школьникам «Способы избавления от «слов – паразитов».

В результате анкетирования, наблюдения и опроса проанализировал наиболее употребляемые школьниками «слова-паразиты» и составил буклет-памятку. В ходе данного исследования было выявлено, что 100% школьников периодически употребляют «слова-паразиты», 80% школьников даже не замечают их в своей речи.

Определили, какие слова-паразиты являются наиболее употребляющимися. Чаще других ими пользуются ученики, особенно те, которые слабо успевают по всем предметам. Самыми популярными «словами – паразитами» являются «вот», «ну», «короче». Самыми редкими являются такие слова, как «это самое». «Слова - паразиты» встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях.

Исходя из опроса и анкетирования, можно твердо сказать, что все участники процесса утверждают, что со «словами – паразитами» можно и нужно бороться. Нужно следить за своей речью. Способы борьбы со «словами - паразитами» есть, они перечислены в данном исследовании.

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что «слова – паразиты» действительно засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания, таким образом, наша гипотеза подтверждена, что среди школьников моего класса существует такая проблема, как употребление «слов-паразитов».

Данный исследовательский проект может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.



4. Заключение

В последнее время я заметил, что русский язык засоряется бессмысленными, некрасивыми словами по тому, что они раздражают слушателя и звучат в искажённой форме по сравнению с литературным языком. Я заинтересовался, какие речевые проблемы бывают. С одной из них я познакомился на уроке русского языка. Я задумался, как от них избавиться и стал работать над данной темой.

Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Употребление данных слов имеет место в слабо контролируемой устной речи. Особенно часто «слова-паразиты» встречаются у малограмотных людей. Человек, не умеющий или не желающий связно высказать свои размышления, испытывает затруднения на стыке слов и предложений. Поэтому он пытается вставить какие-то слова, чтобы собраться с мыслями. О таком человеке хочется заметить: «Сказал так много, что ничего не сказал».

Любое слово и фраза теряют смысл, если её повторить много раз. Мы все сталкивались с этим, например, зубря определение или формулу. Пока выучишь, начисто забываешь суть! Точно также от бесконечного повторения утрачивается смысл диалогов собеседников. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту.

Однако такие слова используют и люди, не имеющие проблем с речью. Их намеренно употребляют для того, чтобы выиграть время: подумать над вопросом, или, не желая на него отвечать. Еще употребление слов-паразитов наблюдается при повышенной утомленности или когда человек волнуется, либо торопится произнести свою речь.

Далеко не все слова становятся «паразитами». Чаще это слова с ослабленным лексическим значением: частицы, местоимения, модальные и вводные слова. Практически нет имен существительных, прилагательных, глаголов, предлогов, союзов.

Очень сложно разделить «слова-паразиты» на какие-либо определенные группы. В настоящее время не существует единой принятой системы классификации «слов-паразитов». Но причины употребления назвать можно:

  • добавить красок;

  • можно заменить целый оборот из 4-6 слов, который надо еще подобрать, чтобы выразить свою мысль;

  • дань моде — интернет – сокращения;

  • художественно выразить свои эмоции в момент диалога;

  • компенсировать бедность лексикона и неуверенность в подборе слов.

Благодаря наблюдению в течение трех месяцев за речью обучающихся нашего класса (24 человека) был установлен полный список «слов-паразитов», используемых детьми (Приложение ).

В ходе исследовательского проекта я убедился, в том, что существует такая проблема, как употребление «слов-паразитов». Решать эту проблему необходимо, но делать это сложно – процесс повышения культуры речи очень долгий, постепенный, кропотливый, требующий больших усилий, как от учеников, так и от учителей, родителей.

Мы уверены, что если каждый из нас задумается над проблемой чистоты русского языка, то успех не заставит себя ждать. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева:



5. Список используемых источников:

1. Андреев Владимир. Современный этикет и русские традиции. Изд-во: Харвест, 2008

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов- на- Дону, 1995

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Москва, 2001.

4. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.

5. Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Москва, 2000.

Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

6. Дараган,Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи/ Ю.В. Дараган. – М,1996. -142 с.

7.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

8. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

9.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.

10.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007

11.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

12.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.

13.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004

14. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

1. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

2. http://www.philology.ru

3. http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты

4. http://www.planetashkol.ru/articles/22711/







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский проект "Язык мой - враг мой, или слова паразиты в речи школьников"

Автор: Иванова Оксана Николаевна

Дата: 27.02.2020

Номер свидетельства: 541306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства