Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Короли, президенты, граждане"»
Отдел образования
Клинцовской городской администрации
Городской Конкурс
Учебно-исследовательских работ младших школьников
«Юный исследователь»
Направление «История и обществознание»
Исследовательская работа
«Короли, Президенты и Граждане»
Исполнитель:
Ефименко Никита Романович,
ученик 4 класса МБОУ-Прогимназия №1
Руководитель:
Сапачёва Елена Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ- Прогимназия №1
Клинцы 2016
Оглавление
1.
Введение…………………………………………………………………
3
2.
Понятие термина «король»……………………………………………
3-4
2.1.
Порядок наследования титула- король………………………………
4
3.
Понятие президент………………………………………………………
4
3.1.
Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ…...
4-5
4.
Формы правления………………………………………………………
5-6
5.
Гражданин…………………………………………………………..........
6-7
6.
Заключение……………………………………………………………….
8
7.
Библиографический список……………………………………………
9
8.
Приложение……………………………………………………………….
10
1.Введение
Читая исторические книги, энциклопедии и изучая историю, я заинтересовался таким актуальными вопросами, как: «Почему в разных странах правители назывались по-разному?» Может это перевод одного и того же понятия с разных языков. А может это зависит от формы правления? Каковы границы власти президента и короля?
В своей работе я попытаюсь найти ответы на эти вопросы.
В современном мире существует около 200 государств, на картах их изображают разными цветами. Государство – способ управления обществом с помощью правительства, законов, армии, полиции.(2,35) Так же в каждом государстве есть короли или президенты – это главы государств. Каждое из них имеет свою территорию и границы. Здесь живут граждане государства, действуют его законы, поднимается его флаг, звучит гимн - все эти символы указывают на независимость государства и его самостоятельность. Гражданин – это человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой.(4,257)
Цель:
Выяснить сходство и различия в титулах король и президент. Познакомиться с различными формами правления государств, понятием монархия, республика, демократия и диктатура.
Задачи:
- Вспомнить, кто называется королем.
- Вспомнить, кто называется президентом.
- Чем правление короля отличается от правления президента.
- Узнать, кто является гражданином.
- Узнать о таких формах правления, как монархия и республика, демократическое государство и недемократическое государство (диктатура);
В своей работе я хочу выдвинуть гипотезу: разница в названии титулов определяется границами власти.
2. Понятие термина «король»
Наиболее распространенная версия возникновения слова король, восходит к собственному имени Карла Великого.
Король- титул монарха в некоторых европейских государствах (Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова т.1).
Однако, слово король присутствует только в славянских языках. А на французском это слово произносится "руа" - от более древнего слова "рекс", которое обозначало когда-то предводителя варварских дружин, состоящих на службе Римской империи. А в Англии подобный титул звучит как "кинг", от другого древнегерманского слова "конунг".
Король - титул, отождествляемый с католической верой, так как в Европе до 1533 года титул короля даровался папой римским. Единственный король в русских землях Даниил Галицкий и его потомки — получившие право на королевский титул от папы римского Иннокентия IV.(5,258,517)
2.1. Порядок наследования титула- король
1. Власть монарха наследственна и передается в установленном законом порядке.
2. Власть монарха не ограничена сроками полномочий.
3. Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде материального предмета бывает различной. В международных отношениях обращение к монарху начинается с титула.
4. Монарх не несет ответственности перед народом.
Великобритания- трон покойного короля переходит к старшему сыну, либо, если сына нет – к старшей дочери. Принадлежит ему по праву рождения, т.е. он наследует и занимает её пожизненно. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.
ВЯпонии трон наследуют только мужчины.
3. Понятие президент
Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского «presides» – «сидящий впереди». В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путём выборов.(6, 129)
У многих слово «президент» ассоциируется с главой государства. И это правильное мнение, хотя и не полное. По сути – президентом называют человека, занимающего высшую государственную должность в отдельно взятом государстве. Он имеет все права и обладает неприкосновенностью. Хотя и есть законы, ограничивающие некоторые полномочия этого лица.
Президент государства – лицо выборное. Его избирают методом всенародного тайного голосования из нескольких кандидатов и на строго определенный срок. По истечении этого срока проводятся очередные выборы. Это считается демократичным методом, ведь в выборах может участвовать любой совершеннолетний гражданин страны.
3.1 Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ
Пост Президента в РФ был утвержден общенародным референдумом 17 марта 1991г. С 1991 по 1996 годы законом был установлен срок полномочий для президента в 5 лет. Затем, с 1996 года по 2012 его изменили на 4 года. Но снова внесли поправки, и уже с 2012 года президент будет избираться на 6 лет. В настоящее время Президент избирается сроком на шесть лет, гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Порядок выбора Президента РФ определяется федеральным законом. Кандидат в Президенты РФ должен быть выдвинут каким-либо коллективом, зарегистрирован в качестве кандидата, пройти тур выборов, вступить в должность как вновь избранный Президент.
Вновь избранный Президент России вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов.
Вновь избранный Президент России перед вступлением в должность обязан принести народу присягу. С момента принятия присяги он приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
Ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства, называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.(1,14).
4.Формы правления
Все государство можно разделить на две группы - монархии и республики. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Монархиями называют такие государства, которые возглавляет король, царь или император и где власть передаётся по наследству. Сейчас символом государственной власти в Великобритании, Швеции и Японии, как и в Средние века является монарх-государь. Республиками называют такие государства, где власть передаётся в результате народных выборов. В законах, принятых в США, Франции и России, сказано, что властью в государстве может распоряжаться только народ. Главу государства - президента - выбирают на определённый срок граждане страны. Раньше в Древнем мире и Средневековье республик было очень мало, сейчас они составляют большинство стран на планете. Демократия и диктатура. Государства ещё можно разделить на демократические и недемократические.
Демократия - это власть народа. При демократии все самые главные решения на самом деле зависят от воли народа. Сейчас существуют государства, которые по форме являются монархическими, а по сути - демократическими, в них главой страны считается король, но он не занимается управлением государством. Настоящая власть принадлежит парламенту - собранию избранных народом депутатов. Парламент сам принимает законы и назначает правительство, а короля только знакомят с решениями. В некоторых государствах один человек захватывает всю власть в стране в свои руки. Он сам назначает нужных ему людей на все государственные должности, сам диктует свои решения всем гражданам. Такого правителя называют диктатором, а его правление диктатурой. (3,81-85)
5.Гражданин
Понятие "гражданин" возникло в тесной связи с понятием "город", "горожанин". Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности - служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права. В средневековой Европе понятие "гражданин" тоже первоначально относилось лишь к горожанам, именно они отвоевали некоторые гражданские права, в частности иметь свой суд и самоуправление. В современной жизни слово "гражданин" имеет два основных значения:
1.Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности. 2. Гражданин - это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть. В этом высоком значении понятие "гражданин" вошло в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.
Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.
В современном мире право человека на участие в управлении своим государством считается законом в любой стране. Каждый гражданин может участвовать в выборах на главные государственные должности - голосовать и сам претендовать на эти посты. Человек имеет право выступать в прямых эфирах и осуждать существующее правительство, указывать на его ошибки, при этом не нарушая законы. Это право человека называется свободой слова. Оно дано ему независимо от места жительства, законов его страны, национальности, веры и языка. Никто не имеет право лишить человека собственного мнения и права открыто высказывать его. Единое человечества состоит из граждан разных государств.
6.Заключение
Единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие.
Изучив данную тему, можно сделать вывод, что короли и президенты это не одно и тоже. Короли управляют государствами, в которых монархии. Они управляют государством пожизненно, должность эта передается по наследству. Президенты правят в республиках. Должность эта выборная. Президентов выбирает народ на срок определенный конституцией.
Неважно, какая форма правления в том или ином государстве главное чтобы везде соблюдались права человека как гражданина, и учитывалось его мнение.
Я думаю, что моя гипотеза, о том, что разница в названии титулов, определяется границами власти, подтвердилась.
7.Библиографический список
«Список используемой литературы.»
1. Конституция Российской Федерации. – Москва: ГроссМедиа, 2009. – 32 с.
2. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Проспект,2009. – 240с.
3. Человек и человечество. 4 класс, Д.Д.Данилов, А.А. Вахрушев.ч.2., 2013. – 128с..
4. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ /Глав. ред. М.Д. Аксёнова.М.:Аванта+,2003.-704с.
5. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география. -2-еизд.,испр./Глав.ред.М.Д. Аксёнова.М.:Аванта+,2001.-704с.
6. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.3. хх век. – 3-е изд., переб. и испр../Глав. ред. М.Д. Аксёнова.М.:Аванта+,2003.-704с.