kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа"Когда тыл становится фронтом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

«Мы должны поклониться до земли

нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все от него зависящее,

чтобы приблизить час победы над фашизмом».

Г.К.Жуков.

 

Я живу в маленьком, но красивом селе Лопатино. Я люблю свое село, здесь я живу, учусь, здесь работают мои родители.

Мне кажется очень важным, когда каждый человек должен знать историю своей страны, своего народа, своего села.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, которые потрясли планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах.

Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не имеем права забыть тех людей, которые, работая в тылу, помогали завоевывать Победу. Мы обязаны всё помнить.

Введение

«Мы должны поклониться до земли

нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все от него зависящее,

чтобы приблизить час победы над фашизмом».

Г.К.Жуков.

 

Я живу в маленьком, но красивом селе Лопатино. Я люблю свое село, здесь я живу, учусь, здесь работают мои родители.

Мне кажется очень важным, когда каждый человек должен знать историю своей страны, своего народа, своего села.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, которые потрясли планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах.

Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не имеем права забыть тех людей, которые, работая в тылу, помогали завоевывать Победу. Мы обязаны всё помнить.

Введение

«Мы должны поклониться до земли

нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все от него зависящее,

чтобы приблизить час победы над фашизмом».

Г.К.Жуков.

 

Я живу в маленьком, но красивом селе Лопатино. Я люблю свое село, здесь я живу, учусь, здесь работают мои родители.

Мне кажется очень важным, когда каждый человек должен знать историю своей страны, своего народа, своего села.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, которые потрясли планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах.

Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не имеем права забыть тех людей, которые, работая в тылу, помогали завоевывать Победу. Мы обязаны всё помнить.

Введение

«Мы должны поклониться до земли

нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все от него зависящее,

чтобы приблизить час победы над фашизмом».

Г.К.Жуков.

 

Я живу в маленьком, но красивом селе Лопатино. Я люблю свое село, здесь я живу, учусь, здесь работают мои родители.

Мне кажется очень важным, когда каждый человек должен знать историю своей страны, своего народа, своего села.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, которые потрясли планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах.

Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не имеем права забыть тех людей, которые, работая в тылу, помогали завоевывать Победу. Мы обязаны всё помнить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа"Когда тыл становится фронтом"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Лопатинская

основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

 

 

 

Тема работы:  «Когда тыл становился фронтом…»



Номинация « Летопись родного края. Историческое краеведение.»

 

 

Автор работы:

Малов Богдан Александрович,  ученик 3 класса

МОУ «Лопатинская основная общеобразовательная школа»

431515,  РМ, Лямбирский район, с. Лопатино, ул. Центральная, д.7,

Рабочий телефон: 8 ( 83441) 2- 66-51, e- mail: [email protected]

431515,  РМ, Лямбирский район, с. Лопатино, ул. Колзозная, д. 3

Домашний телефон: 89271864756

 

Руководитель: Демкина Нина Гавриловна, учитель начальных классов

МОУ « Лопатинская основная общеобразовательная школа»

сот .тел.: 89875743398

 









2024


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

Актуальность работы……………………………………………………………………………3-4

Цель и задачи………………………………………………………………………………………4

Объект исследования………………………………………………………………………………4

Предмет исследования……………………………………………………………………………..4

Гипотеза…………………………………………………………………………………………….4

Проблема……………………………………………………………………………………………4

Научно-практическая значимость работы………………………………………………………..4

Методы исследования……………………………………………………………………………4-5

«Все для фронта!», «Все для победы!»…………………………………………………………...5

Из воспоминаний дочери Зака…………………………………………………………………..5-7

Из воспоминаний с Полетаевой Н.П………………………………………………………………..7

Праздничное чествование…………………………………………………………………………8

Выводы……………………………………………………………………………………………8-9

Дальнейшая перспектива развития исследования……………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………………………...9-10

Источники и список используемой литературы………………………………………………..10

Приложение……………………………………………………………………………………11-15





















Введение

«Мы должны поклониться до земли

нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все от него зависящее,

чтобы приблизить час победы над фашизмом».

Г.К.Жуков.


Я живу в маленьком, но красивом селе Лопатино. Я люблю свое село, здесь я живу, учусь, здесь работают мои родители.

Мне кажется очень важным, когда каждый человек должен знать историю своей страны, своего народа, своего села.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, которые потрясли планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах.

Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не имеем права забыть тех людей, которые, работая в тылу, помогали завоевывать Победу. Мы обязаны всё помнить.

Наша страна в этом году отметит 79 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Эта война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для меня и моих сверстников это - далёкое прошлое, а для людей, её переживших - годы тяжелых испытаний. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего». Сегодня многих уже нет, время, к сожалению, не остановить, но память о них остается. Когда-то в нашем селе проживало более 10 участников войны, а на сегодняшний день не осталось ни одного. А так хочется больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.


Актуальность работы

Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, чтобы каждый человек знал и помнил своих земляков, их подвиги, брал пример с них, относился к ним с глубоким уважением и признательностью. Каждый гражданин России должен знать историю не только своего родного края, но и людей, прославивших свой край.

Данная работа направлена на повышение интереса к героическому прошлому своей малой Родины. Нужно помнить о тех людях, кто отстоял в роковые годы нашу Родину, а значит, и подарил нам Будущее.

Понятия «патриотизм», «гражданственность» приобрели особый смысл, так как лишь тот народ, который воспитывает молодежь на примере своей героической истории, может быть уверен в завтрашнем дне.

Цель: сбор материала, информации о конкретных людях-односельчанах: Полетаевой Нине Петровне и Закатей Розе Александровне, их жизни и трудовых подвигах во время ВОВ и после нее, его систематизация и представление для широкого круга читателей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. посетить школьный краеведческий музей, с целью изучения архивных материалов;

  2. встретиться с ныне живущими ветеранами труда и тыла;

  3. систематизировать собранный материал;

  4. научиться методам исследовательской работы, приемам работы с источниками, приобщение к работе с семейными архивными документами, книгами;

  5. представить материал в виде оформленной исследовательской работы.

Объект исследования: биография жизни, трудовая деятельность Полетаевой Н.П. и Закатей Р.А.

Предмет исследования: трудовой вклад односельчан в победу над фашизмом.

Гипотеза: если ученик знает историю своего края, его исторические места, чтит память тех, кто не щадя своих жизней защищал нашу многострадальную Родину, то и сам он вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Проблема: приступая к работе по данной теме, столкнулся с тем, что материала по труженикам тыла очень мало, он не систематизирован, носит разобщенный характер. Таким образом, считаю, что работа по поиску сведений о тружениках тыла может быть эффективным средством пробуждения интереса к истории учащихся.


Научно-практическая значимость работы

Изучение истории своего края имеет следующее научно-практическое значение:

  1. Позволяет расширить представление о прошлом, о замечательных людях нашего села;

  2. Обеспечивает теоретико-методологическую базу для подготовки уроков и внеклассных мероприятий;

  3. Поможет пополнить уголок «Известные люди села» в школьном музее.


Методы исследования:

  • поисковый: накопление материала по данной теме;

  • исследовательский: изучение документальных источников школьного музея, семейных архивов, интервью с родственниками тружениц тыла, накопление собственных выводов, обобщений;

  • практический: оформление результатов работы, презентация проделанной работы на научной конференции.

1. Материал собирался в ходе изучения и систематизации печатных источников библиотеки , школьного краеведческого музея.

2. Проведено две беседы с родственниками тружеников тыла: Закатей Розы Александровны, Полетаевой Нины Петровны, что помогло получить ценный материал.

3. Анализ исследовательской работы осуществляется с помощью принципа объективности. В работе были использованы методы системного и сопоставительного анализа, метод актуализации.

Выбранные методы оказались эффективными. Особый интерес вызвало изучение материалов школьного музея, семейных архивов, интервью с замечательными людьми.

«Все для фронта!», «Всё для победы!»

«Все для фронта!», «Всё для победы!» - с этими лозунгами боролись советские люди на фронте и в тылу. Во время грозной опасности наша страна стала поистине единым военным лагерем. В войне выдержали проверку на прочность союз рабочего класса и крестьянства. На фабриках, на колхозных и совхозных полях трудились не покладая рук юноши и девушки, подростки и дети. Они работали, не зная усталости, но были уверенны, что их труд нужен людям, сражающимся за свободу и независимость своей Родины.

Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.

Война была тяжелой и для городских, и для сельских жителей. Но для сельчан, наверное, еще тяжелее. На фронт ушли все здоровые мужчины, а женщины должны были работать и за них, и за себя, чтобы прокормить свою семью и помогать Родине.

Великая Отечественная война началась в середине лета, в самый уборочный разгар для деревни. Нужно было вовремя заготовить сено и готовиться к уборке зерновых. Подробнее об этом мне рассказали участники тех тяжелых, военных лет.


Из воспоминаний дочери Закатей Р.А., Полетаевой Тамары Васильевны

Роза Александровна Аркаева, по мужу Закатей, родилась З января 19З1 года. По национальности - русская.

- С родителями жила в селе Петина Ромодановского района. Когда началась ВОВ ей было 10 лет. На фронт уходили все, кому исполнилось 18 лет, и остались на деревне старики, женщины и дети. Подростки трудились наравне со взрослыми женщинами. Двенадцатилетние мальчишки, косари, надрывались на работе. В поле вязали снопы, не оставляя ни колоска. Затем на ручной веялке очищали зерно. Всю войну работали на полях: находили время и для учебы, и для работы. Она даже лошадь научилась запрягать. В разгар сенокоса сзади лошади привязывали две длинные веревки, туда накладывали сено, хорошенько завязывали и, садясь верхом на лошадь, возили в деревню. Во время передышки женщины сидели, а подростки, рядом с ними пели им песни. Кто-то диктовал письмо на фронт, кто-то плакал. Очень тяжело было с едой. Все зерно старались отправлять на фронт, а рабочие вынуждены были голодать. Родители отправляли детей в лес собирать разные травы, листочки деревьев, цветы. Вечерами мамы пекли лепешки из собранных трав. Урожаи овощей были низкими, их не хватало и до нового года.

Рабочие деревень за свой труд ничего не получали. Им ставили палочки за рабочий день. Нужно было отработать 175 трудодней. Кто не выполнял эту норму, тех высылали в другие деревни дорабатывать.

Осенними и зимними ночами при керосиновой лампе или лампадке с фитилем вязали варежки, носки для солдат и отправляли посылки на фронт.

Мама закончила в своем селе семилетку. Шел 1945 год. Завершилась ненавистная война. Четырнадцати летней девчушкой поехала в Краснослободск поступать в агрошколу. Выучившись на агронома, в 1951 направили работать в Ромоданово. Совсем скоро жизнь перенесла её в Лямбирский район в с. Лямбирь. В Лямбире работала агрономом в сельхозотделе. После сокращения сельхозотдела перевели в МТС. Числилась в МТС, а работала непосредственно в колхозе имени Кирова в Хуторе. Агрономом проработала 15 лет (См. приложение № 1), прошла переквалификацию на работника культуры, но дополнительно работала заместителем парторга. Затем 3 года проработала парторгом в колхозе «Рассвет». В это время председателем колхоза была Фаина Николаевна Спицина. Вот и приходилось двум хрупким женщинам, председателю и парторгу, держать хозяйство на высоте. В районе по надоям молока занимали первые места. Селу Александровка, где председателем был Герой Социалистического труда Александр Васильевич Долганов, приходилось уступать переходящее Красное знамя. В это время колхоз «Рассвет» уже объединял три села: Репьевку, Лопатино, Хутор. Оставались фермы с овцами, лошадьми, приходилось часто ходить пешком в эти сёла и проверять. В это время в колхозе стали сажать много картофеля. Зимой в поле проверяла бурты, не замерзла ли картошка. Летом ездила верхом на лошади, объезжала поля. В 195З году встретила в Хуторе свою вторую половинку - Василия Иудовича Закатей (См. приложение № 2 ). Он как раз демобилизовался из армии. В 1954 году поженились. Муж всё время работал шофёром. Вырастили двух детей: сына и дочь.

Роза Александровна 25 лет проработала в Хуторе-Лопатино зав. клубом. Она вела большую агитационную работу. Выпускала боевые листки, «Молнии» на ферме в красном уголке, летом- на току.

Она организовала в Хуторе ансамбль «Хуторянка » из пожилых женщин. В этом ансамбле пели 6 сестёр Дюндик, ныне все они покойны. Ездили выступать по сёлам района и в другие районы республики. Об их выступлениях был снят киножурнал, который показали по всей стране. А сколько раз, они выступали в своём селе! После окончания весенне-полевых работ - концерт, после уборочной страды - концерт. (См. приложение № 3 )

За свой труд — это неутомимая женщина получила много похвальных грамот. Она была занесена на районную Доску почета. Роза Александровна - ветеран труда.

Сейчас не стало супругов Закатей, но до сих пор стоит их дом , которому больше ста лет. Он был построен еще до приезда украинцев в эти места, то есть, когда барыня управляла сама этим имением. Этот дом был построен под сушилку. Ни одна современная постройка не может похвалиться такой крепостью, как этот дом. Да, действительно, строили раньше на века. (см. приложение № 4 )


Из воспоминаний сына Полетаевой Нины Петровны, Полетасва Сергея

Моя мама, Полетаева Нина Петровна, родилась 17 октября 1925 года в с. Репьевка Лямбирского района.

- Как всем детям довоенного времени рано пришлось познать тяжелый деревенский труд. Учиться пришлось мало. Окончила только начальную школу. Работала наравне со взрослыми в поле. Когда началась ВОВ, ей было 16 лет. Её взяли на трудовой фронт на лесоразработки. Сначала работала в Ичалках, потом на Хованщине. Фронту нужны были для паровозов дрова. В 1942 году получила повестку на торфяные разработки в Свердловскую область. И пришлось там поработать до конца войны. И голод, и холод вынести. Получали в день по 500 гр. хлеба, на первое - щи из крапивы, на второе - затирушки из муки.

Вместе с ней там были односельчанки: Полина Сабурова и Надя Алешина. Но они были на 4 года старше её. Однажды ей старшая сестра прислала 200 рублей, и она купила буханку хлеба. Вот уж был праздник.

Однажды Нина Петровна узнала, что в госпиталь привезли тяжело раненых солдат, и среди них был ее родной брат, Полетаев Алексей Петрович (ныне покойный). Как же она обрадовалась, увидев родную кровинушку, хоть тяжело раненого, но живого. Эта встреча придала ей больше сил для тяжелой неженской работы. И вот закончилась война. Вернулась Нина Петровна с подругами домой. Но легкая жизнь их не ожидала. Большинство мужчин погибло, а из оставшихся - много инвалидов. И вот опять тяжелый труд навалился на хрупкие женские плечи, все послевоенные годы работала дояркой. А работа эта была очень тяжелая. Все приходилось делать вручную. Да не жалели свои силушки женщины.

За свой доблестный труд Нина Петровна 14 февраля 1975 года была награждена орденом Трудового Красного знамени. Ее фотография висела на районной доске Почета в с.Лямбирь. Неоднократно занимала 1 места в социалистических соревнованиях. Имеет медали «Победитель соревнования за 1977 и 1979 гг.» Нина Петровна работала дояркой до 1980 года. В 2015 году Нина Петровна отметила свое 90 - летие. (См. приложение

№ 5,6) В 2016 году Нина Петровна Полетаева скончалась.

Праздничное чествование.

В 2014 году наше село Лопатино праздновало свое столетие. К юбилею села готовился весь район. Праздник вышел за рамки нашего населенного пункта и по своему содержанию приобрел статус республиканского. Чествовать юбиляров приехали высокие гости из Саранска и Лямбиря. Целый фейерверк подарков и наград обрушился в этот день на хуторян. Человек труда в Хуторе Лопатино всегда пользовался большим почетом и уважением. Эта традиция сохранилась и поныне. Нине Петровне Полетаевой Глава района Шамиль Фатихович Давыдов вручил Благодарность Администрации Лямбирского муниципального района и ценный подарок (см. приложение № 7).

В авторитете у селян и трудовые династии. Семья Закатей насчитывает 13 человек. Главе династии, Василию Иудовичу (супруг Розы Александровны) 84 года. А самому младшему члену большой семьи – 4. (см. приложение № 8 ). Все они получили не только поздравления в свой адрес, но и ценные подарки.

Деятельное участие в подготовке многих людей придало юбилею масштабность и особую важность.

Выводы.

Выслушав родных тружениц тыла, удивляешься, откуда у них брались силы? Из этих встреч для себя отметил, что этих людей объединяло одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа.

Вспомним, товарищ, как в годы военные

Ушли из деревни на фронт мужики.

Остались подростки да женщины бедные,

Старухи убогие и старики.

Трудились упорно с одним утешением,

И верой в Победу так были сильны!

И знали мы твёрдо: в большое сраженье

Вносим свой вклад в окончанье войны.

Война живет в памяти всего народа. Мы не должны забывать ужасы войны, разруху, страдания…

Люди!

Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоёвано счастье, -

пожалуйста, помните!....

Я считаю, что несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод - им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг.

В результате своей работы я пришел к следующим выводам:

1.Проблема памяти является актуальной для современного общества

2. Труженики тыла были незаметными героями Великой Отечественной войны. Они внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.

3. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

4. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.

Все меньше остается и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться. В нашей школе за каждым классом закреплено шефство над тружеником тыла или ветераном труда, проходят акции «Милосердие», конкурсы, встречи… Мало их осталось – незаметных героев, и все они похожи: старенькие, с палочками, а в глазах - столько доброты, столько заботы, столько мудрости!!!! И нуждаются они сейчас в нашем общении, в обыкновенном человеческом счастье!!!


Дальнейшая перспектива развития исследования:

 1.Использовать собранный материал во внеклассных мероприятиях, на уроках истории, окружающего мира, в Дни Воинской славы, в краеведении.

2.Продолжить исследование по теме «Вклад тружеников тыла в Победу».

3. Организовать в школе встречу с ветеранами труда, оформить экспозицию в музее.


Заключение.

Высшей наградой для всех тружеников тыла была Победа.

Труженики тыла – работники МТС, полей и ферм на первый взгляд разные люди: по возрасту, по образованию, по жизненному опыту, по характеру и привычкам. Но когда вдумываешься в источник их творческих сил, анализируешь причины их трудовых достижений, то начинаешь понимать, что их объединяли, роднили одни общие черты, которые характерны для нашего советского человека.

Прежде всего, все они пламенные патриоты Родины. Всех их объединяла и вдохновляла на трудовые подвиги страстная любовь к своей Родине.

Второй характерной чертой всех являлась их любовь к своему делу, настойчивое стремление выполнить намеченные задания.

Третьей важной чертой патриотов труда являлось то, что все они получали настоящую закалку на живой работе, в борьбе с трудностями. Это люди, которые не боялись трудностей, а наоборот, шли им на встречу, чтобы преодолеть и ликвидировать их.

Несмотря на все трудности, они настойчиво, упорно добивались поставленной цели, обеспечивая огромную производственную помощь колхозам в их борьбе за высокий урожай.

Сила советского патриотизма и любовь к Родине, рождали героев на фронте и в тылу. Все это и обеспечивало нашей стране победу над ненавистным врагом и позволило советским людям приступить к мирному труду.

Трактористки, комбайнеры работали за двоих-троих, не щадя себя, не думая об отдыхе и здоровье. Психологический настрой был таким, что воля побеждала болезни и недуги, если они случались, то казались пустяками по сравнению с теми, которые выпали на долю тех, кто ночевал в ледяных траншеях, сырых окопах и землянках.

Труженики полей и ферм, работники МТС в одном ряду с миллионами работников страны своим самоотверженным трудом выиграли великую битву за хлеб, сырье ради Великой Победы.

Можно ли такое забыть? Никогда!

И мы, новое поколение, стремимся глубже понять и осмыслить истоки трудовой доблести тех, кто в трудные годы войны своим трудом крепил тыл страны социализма. И вечно будет жива память в наших сердцах о них, простых марийских девушках-героинях тыла.

Прошли десятилетия, как отгремели залпы Великой Победы. В стране появились новые поколения. Они не испытали ужасов войны и заняты благородным делом – созданием материально-технической базы общества. Пройдут годы, но никогда из памяти человечества не изгладится величие того героического подвига, который совершил советский народ на фронте и в тылу во имя спасения первого в истории социалистического государства, во имя счастья будущих поколений.

Подрастающее поколение можно воспитать патриотами своей страны, только конкретно изучив историю отдельных трудовых коллективов, на примере массового трудового патриотизма.


Источники и список используемой литературы

При создании работы использовались материалы школьного краеведческого музея, семейные архивы, фотографии, воспоминания родственников Полетаевой Н.П. и Закатей Р.А.

1. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985;

2. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.

3. Преснякова Л.И. Украинский остров. Саранск 2014

4. Интернет ресурсы.

Приложение № 1

П риложение № 2








Супруги Закатей


Приложение № 3


Ансамбль «Хуторянка»



Р.А. Закатей (в центре в платке)







Приложение № 4











Дом супругов Закатей



Приложение № 5


Полетаева Нина Петровна





Приложение № 6


Полетаевой Нине Петровне в 2015 году исполнилось 90 лет




Приложение № 7

Вручение Благодарности Главой Лямбирского муниципального

района Ш.Ф. Давыдовым (Праздник- 100-летие села Лопатино)




Приложение № 8


Трудовая династия семьи Закатей.

Вручение наград и подарков (Праздник -100-летие села Лопатино)





16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Исследовательская работа"Когда тыл становится фронтом"

Автор: Демкина Нина гавриловна

Дата: 17.05.2024

Номер свидетельства: 650824


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства