kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках в начальных классах малокомплектной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика позволяет организовать работу детей как преодоление системы посильных трудностей. Как слушатели, дети учатся сосредотачивать свое внимание и быть активными на уроке. Общаясь, дети формулируют и выражают собственные идеи и мысли с помощью различных способов. Как организаторы, дети планируют собственное обучение и берут на себя ответственность за свои решения. Как партнеры, учатся сотрудничеству и умению учитывать позицию другого. Как друзья, дети учатся доверять и заботиться о других, приходить к выводу, что к ним относятся так же, как и они к другим. Ученики, которые систематически работают в группе, принимают активное участие в учебном процессе, умеют общаться и работать с другими детьми, уважают индивидуальность окружающих, умеют критически мыслить и работать, улучшают свое внутреннее равновесие и лучше учатся. Внедряя данную технологию через работу детей в группах, я трачу меньше времени на поддержание дисциплины в классе, имею больше времени для творческого труда, замечаю, что дети помнят то, чему научились, меньше нервничают, любят свою работу больше. Она не похожа на другие — более динамична, эффективна, даёт больший простор для творчества как учителя, так и ученика.  Работая по данной технология, я для себя сделала вывод: нет отличия в количестве детей больше или меньше, данная технология доступна в работе малокомплектных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках в начальных классах малокомплектной школы»

Использование технологии «Развитие критического мышления»  на  уроках в начальных классах малокомплектной школы

Подготовила:

учитель начальных классов

Молодежненской СШ

Зерендинского района

Абдуалиева Бибигуль Тлеужановна

Работая с детьми, я находилась в поиске таких  приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП), которая как я думаю, помогает формировать учебную деятельность.

Я постаралась в своем выступлении поделиться своим опытом в работе по использования технологии РКМЧП. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода  в обучении и воспитании школьников.  Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.

Во время практики в школе во 2 классе я применяла разные стратегии и приемы критического мышления. Эту технологию можно применять на разных уроках. Я остановилась на уроках познания мира, самопознании и литературного чтения. Почему? Потому что прошло всего 3 месяца с начала учебного года, дети еще полностью не адаптировались. Можно применить данную технологию на уроках русского языка, у меня получается только на уроках повторения. И остановиться на более серьезных предметах просто невозможно.

На данных уроках, которые предполагают деятельностный, исследовательский, личностно-ориентированный подход, ученик станет исследователем, добытчиком, мыслителем. Роль моя, как учителя, организовать, направить, научить добывать знания при работе с информацией. Поэтому я применяла мозговой штурм. Этот прием позволил активизировать школьников, помог разрешить проблему, формируя нестандартное мышление. Ребенок может говорить, не заключая себя в рамки правильного или неправильного ответа. Здесь принимаются любые мнения, готовые помочь найти выход из затруднения.

Заслушав вопрос и задумавшись над ним, дети стали высказывать свои мнения. Ответы были разными. И для того, чтобы найти более подходящий ответ, мною было предложено задание на составление синквейна на тему «Вода». Составление синквейна учит школьников резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлектировать в конце учебной деятельности. Работа была проведена в парах, так как школа малокомплектная количество учащихся предполагает создать только одну группу, в результате составлены хорошие синквейны. У учащихся первоначально сформировалась структура его составления, что способствует заинтересованной и продуктивной работе, повышается интерес, вовлеченность учащихся в учебный процесс. Применяемые фразы и ассоциации соответствуют возрастным особенностям учащихся, а так же уровню владения словарным запасом. Его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения.

Таблица ЗХУ помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

         Я остановлюсь на тех стратегиях, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия; сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.

Представляю один из уроков:

         Тема урока: Вода. Состояния воды.

Цель урока: формирование общего понятия о воде, ознаком­ление с тремя состояниями воды в природе, разъяснение важ­ности воды.

Планируемые результаты:

предметные: знать, что такое вода, состояния воды в при­роде;

личностные: проявлять любовь к природе, бережно пользо­ваться богатством земли - водой;

системно - деятельностные: применять умение сравни­вать, обобщать и делать выводы; умение работать в группе, в паре.

Тип урока: введение новых знаний.

Виды работ: беседа, анализ-обощение, обсуждение в группе, работа с учебником, тетрадью.

Материальное обеспечение урока:

для учителя: раздаточные листы, различные рисунки;

для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, учебник, разда­точные листы, схема, глобус, карта полушарий..

Межпредметные связи: литература, математика, казахский язык..

Проблемный вопрос: Что такое вода? В каком виде встреча­ется вода в природе?

Ход урока

I. Организация начала урока. Психологический настрой.

ІІ. Постановка цели и задач урока.

Этап ВЫЗОВА

1. Учитель определяет тему нового урока, загадывая загад­ку ученикам.

Ни рук, ни ног,

А гору разрушает.

(Вода )

Мозговой штурм (написать ассоцаиции к слову «Вода»)

Этап ОСМЫСЛЕНИЯ

III. Изучение нового материала. Работа в паре.

Определить первоначальные знания учеников при помощи таблицы мониторинга (ЗХУ). На этот раз заполнить два столбца.


+

-

?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Работа с учебником.

Текст полностью обсуждается по стратегии «ЖИГСО». Предварительно разделяет тему «Вода» на 4 части (в классе 4ученика). Эти части читают и обсуждают в паре. Далее они знакомят членов группы с ре­зультатами обсуждения по листу эксперта. После обсуждения группа делает свои выводы, формируется понятие о новой теме «Свойства воды» создают постер.

Беседа после чтения.

- Получили ли вы новые сведения, необходимые для вас? Поделитесь с группой своими новшествами/достижениями.

• Ответить на вопросы, данные в конце текста.

• Сравнить, провести анализ своих знаний со сведениями, приведенными в тексте.

• Заполнить третью часть таблицы мониторинга.

Творческая работа. Можно выполнять в паре или группе.

• Ученики при помощи глобуса или карты доказывают, что 3/4 поверхности земли занимает вода.

• Доказывают, какой вид воды (соленая или пресная) в ру­чье, реке, озере, океане, подземных водах, дожде и т.д.

IV. Закрепление знаний.

1. В каком виде встречается вода в природе?

2. При каких условиях вода переходит из твердого вида в газ?

Работа в тетради.

Данное задание сначала обсуждается в паре, затем выполня­ется самостоятельно каждым учеником.

V. Рефлексия.

1. Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

2. Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сде­лать открытие?

З.Чему каждый из вас сегодня научился?

4. О чем вы могли бы рассказать своим родителям после на­шего урока?

5. В каких состояниях встречается вода в природе?

6. При каких условиях вода переходит из твердого вида в газ?

7. Как пригодятся вам полученные знания в жизни?

Составление СИНКВЕЙНА со словом «Вода»

VI. Информация о домашнем задании.

Нарисовать рисунок или написать эссе на тему «Вода - источник жизни»



Применение данных приемов на уроках чтения, самопознания и познание мира позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом на уроке литературного чтения, дети могут выделить нужную информацию (чтение с пометками), составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Трудности в работе малокомплектных школ встречаются в создании рабочих групп, из-за малого количества учащихся есть возможность создании одной, двух реже трех групп, в основном идет работа в паре.

Работая с учащимися 2 класса, я поняла, что вначале, когда я стала применять элементы новой технологии, у учащихся складывалось ощущение непонимания того, чего от них хотят. Но с каждым уроком постепенно, в течение следующих уроков, понимание стало проявляться. Учащиеся, пусть вначале еще робко, но стали принимать решения. Естественно, стало меняться мышление. Оно проявлялось творчески и рефлексивно.

Я считаю, что особенность  данной педагогической технологии заключается в том, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Методика позволяет организовать работу детей как преодоление системы посильных трудностей. Как слушатели, дети учатся сосредотачивать свое внимание и быть активными на уроке. Общаясь, дети формулируют и выражают собственные идеи и мысли с помощью различных способов. Как организаторы, дети планируют собственное обучение и берут на себя ответственность за свои решения. Как партнеры, учатся сотрудничеству и умению учитывать позицию другого. Как друзья, дети учатся доверять и заботиться о других, приходить к выводу, что к ним относятся так же, как и они к другим. Ученики, которые систематически работают в группе, принимают активное участие в учебном процессе, умеют общаться и работать с другими детьми, уважают индивидуальность окружающих, умеют критически мыслить и работать, улучшают свое внутреннее равновесие и лучше учатся. Внедряя данную технологию через работу детей в группах, я трачу меньше времени на поддержание дисциплины в классе, имею больше времени для творческого труда, замечаю, что дети помнят то, чему научились, меньше нервничают, любят свою работу больше. Она не похожа на другие — более динамична, эффективна, даёт больший простор для творчества как учителя, так и ученика. Работая по данной технология, я для себя сделала вывод: нет отличия в количестве детей больше или меньше, данная технология доступна в работе малокомплектных школ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Абдуалиева Бибигуль Тлеужановна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279798


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства