Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках в начальных классах малокомплектной школы
Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках в начальных классах малокомплектной школы
Методика позволяет организовать работу детей как преодоление системы посильных трудностей. Как слушатели, дети учатся сосредотачивать свое внимание и быть активными на уроке. Общаясь, дети формулируют и выражают собственные идеи и мысли с помощью различных способов. Как организаторы, дети планируют собственное обучение и берут на себя ответственность за свои решения. Как партнеры, учатся сотрудничеству и умению учитывать позицию другого. Как друзья, дети учатся доверять и заботиться о других, приходить к выводу, что к ним относятся так же, как и они к другим. Ученики, которые систематически работают в группе, принимают активное участие в учебном процессе, умеют общаться и работать с другими детьми, уважают индивидуальность окружающих, умеют критически мыслить и работать, улучшают свое внутреннее равновесие и лучше учатся. Внедряя данную технологию через работу детей в группах, я трачу меньше времени на поддержание дисциплины в классе, имею больше времени для творческого труда, замечаю, что дети помнят то, чему научились, меньше нервничают, любят свою работу больше. Она не похожа на другие — более динамична, эффективна, даёт больший простор для творчества как учителя, так и ученика. Работая по данной технология, я для себя сделала вывод: нет отличия в количестве детей больше или меньше, данная технология доступна в работе малокомплектных школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках в начальных классах малокомплектной школы»
Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках в начальных классах малокомплектной школы
Подготовила:
учитель начальных классов
Молодежненской СШ
Зерендинского района
Абдуалиева Бибигуль Тлеужановна
Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП), которая как я думаю, помогает формировать учебную деятельность.
Я постаралась в своем выступлении поделиться своим опытом в работе по использования технологии РКМЧП. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Работая по любой программе, можно применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.
Во время практики в школе во 2 классе я применяла разные стратегии и приемы критического мышления. Эту технологию можно применять на разных уроках. Я остановилась на уроках познания мира, самопознании и литературного чтения. Почему? Потому что прошло всего 3 месяца с начала учебного года, дети еще полностью не адаптировались. Можно применить данную технологию на уроках русского языка, у меня получается только на уроках повторения. И остановиться на более серьезных предметах просто невозможно.
На данных уроках, которые предполагают деятельностный, исследовательский, личностно-ориентированный подход, ученик станет исследователем, добытчиком, мыслителем. Роль моя, как учителя, организовать, направить, научить добывать знания при работе с информацией. Поэтому я применяла мозговой штурм. Этот прием позволил активизировать школьников, помог разрешить проблему, формируя нестандартное мышление. Ребенок может говорить, не заключая себя в рамки правильного или неправильного ответа. Здесь принимаются любые мнения, готовые помочь найти выход из затруднения.
Заслушав вопрос и задумавшись над ним, дети стали высказывать свои мнения. Ответы были разными. И для того, чтобы найти более подходящий ответ, мною было предложено задание на составление синквейна на тему «Вода». Составление синквейна учит школьников резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлектировать в конце учебной деятельности. Работа была проведена в парах, так как школа малокомплектная количество учащихся предполагает создать только одну группу, в результате составлены хорошие синквейны. У учащихся первоначально сформировалась структура его составления, что способствует заинтересованной и продуктивной работе, повышается интерес, вовлеченность учащихся в учебный процесс. Применяемые фразы и ассоциации соответствуют возрастным особенностям учащихся, а так же уровню владения словарным запасом. Его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения.
Таблица ЗХУ помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.
Я остановлюсь на тех стратегиях, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия; сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.
Представляю один из уроков:
Тема урока: Вода. Состояния воды.
Цель урока: формирование общего понятия о воде, ознакомление с тремя состояниями воды в природе, разъяснение важности воды.
Планируемые результаты:
предметные:знать, что такое вода, состояния воды в природе;
личностные: проявлять любовь к природе, бережно пользоваться богатством земли - водой;
системно - деятельностные:применять умение сравнивать, обобщать и делать выводы; умение работать в группе, в паре.
Тип урока: введение новых знаний.
Виды работ: беседа, анализ-обощение, обсуждение в группе, работа с учебником, тетрадью.
Материальное обеспечение урока:
для учителя: раздаточные листы, различные рисунки;
Проблемный вопрос: Что такое вода? В каком виде встречается вода в природе?
Ход урока
I. Организация начала урока. Психологический настрой.
ІІ. Постановка цели и задач урока.
Этап ВЫЗОВА
1. Учитель определяет тему нового урока, загадывая загадку ученикам.
Ни рук, ни ног,
А гору разрушает.
(Вода )
Мозговой штурм (написать ассоцаиции к слову «Вода»)
Этап ОСМЫСЛЕНИЯ
III. Изучение нового материала. Работа в паре.
Определить первоначальные знания учеников при помощи таблицы мониторинга (ЗХУ). На этот раз заполнить два столбца.
+
-
?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Работа с учебником.
Текст полностью обсуждается по стратегии «ЖИГСО». Предварительно разделяет тему «Вода» на 4 части (в классе 4ученика). Эти части читают и обсуждают в паре. Далее они знакомят членов группы с результатами обсуждения по листу эксперта. После обсуждения группа делает свои выводы, формируется понятие о новой теме «Свойства воды» создают постер.
Беседа после чтения.
- Получили ли вы новые сведения, необходимые для вас? Поделитесь с группой своими новшествами/достижениями.
• Ответить на вопросы, данные в конце текста.
• Сравнить, провести анализ своих знаний со сведениями, приведенными в тексте.
• Заполнить третью часть таблицы мониторинга.
Творческая работа. Можно выполнять в паре или группе.
• Ученики при помощи глобуса или карты доказывают, что 3/4 поверхности земли занимает вода.
• Доказывают, какой вид воды (соленая или пресная) в ручье, реке, озере, океане, подземных водах, дожде и т.д.
IV. Закрепление знаний.
1. В каком виде встречается вода в природе?
2. При каких условиях вода переходит из твердого вида в газ?
Работа в тетради.
Данное задание сначала обсуждается в паре, затем выполняется самостоятельно каждым учеником.
V. Рефлексия.
1. Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
2. Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?
З.Чему каждый из вас сегодня научился?
4. О чем вы могли бы рассказать своим родителям после нашего урока?
5. В каких состояниях встречается вода в природе?
6. При каких условиях вода переходит из твердого вида в газ?
7. Как пригодятся вам полученные знания в жизни?
Составление СИНКВЕЙНА со словом «Вода»
VI. Информация о домашнем задании.
Нарисовать рисунок или написать эссе на тему «Вода - источник жизни»
Применение данных приемов на уроках чтения, самопознания и познание мира позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Работая с текстом на уроке литературного чтения, дети могут выделить нужную информацию (чтение с пометками), составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Трудности в работе малокомплектных школ встречаются в создании рабочих групп, из-за малого количества учащихся есть возможность создании одной, двух реже трех групп, в основном идет работа в паре.
Работая с учащимися 2 класса, я поняла, что вначале, когда я стала применять элементы новой технологии, у учащихся складывалось ощущение непонимания того, чего от них хотят. Но с каждым уроком постепенно, в течение следующих уроков, понимание стало проявляться. Учащиеся, пусть вначале еще робко, но стали принимать решения. Естественно, стало меняться мышление. Оно проявлялось творчески и рефлексивно.
Я считаю, что особенность данной педагогической технологии заключается в том, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Методика позволяет организовать работу детей как преодоление системы посильных трудностей. Как слушатели, дети учатся сосредотачивать свое внимание и быть активными на уроке. Общаясь, дети формулируют и выражают собственные идеи и мысли с помощью различных способов. Как организаторы, дети планируют собственное обучение и берут на себя ответственность за свои решения. Как партнеры, учатся сотрудничеству и умению учитывать позицию другого. Как друзья, дети учатся доверять и заботиться о других, приходить к выводу, что к ним относятся так же, как и они к другим. Ученики, которые систематически работают в группе, принимают активное участие в учебном процессе, умеют общаться и работать с другими детьми, уважают индивидуальность окружающих, умеют критически мыслить и работать, улучшают свое внутреннее равновесие и лучше учатся. Внедряя данную технологию через работу детей в группах, я трачу меньше времени на поддержание дисциплины в классе, имею больше времени для творческого труда, замечаю, что дети помнят то, чему научились, меньше нервничают, любят свою работу больше. Она не похожа на другие — более динамична, эффективна, даёт больший простор для творчества как учителя, так и ученика. Работая по данной технология, я для себя сделала вывод: нет отличия в количестве детей больше или меньше, данная технология доступна в работе малокомплектных школ.