Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в системе работы учителя-предметника начальной школы. Из опыта работы»
Возможности использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики.
Будникова И. В.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).
Комплекс здоровьесберегающих технологий, который я использую на своих уроках:
- перед началом занятия проветриваю помещение, проверяю состояние кабинета, учебного оборудования, рабочих мест обучающихся;
- с первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный настрой;
- рациональная плотность урока (время, затраченное на учебную работу) составляет не менее 60 % и не более 75-80 %;
- в содержательной части урока включаю вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём, рассматриваю задачи, которые непосредственно связаны с понятиями « знание своего тела», « гигиена тела», « правильное питание», « здоровый образ жизни», « безопасное поведение на дорогах».
- в урок включаю виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- формирую внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
- осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- на уроке создаю благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
- включаю в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
- использую технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, создаю ситуации общения, позволяющие каждому ребёнку проявить инициативу, самостоятельность;
- при планировании урока стараюсь не допускать однообразия работы, использую 4-7 видов деятельности;
- добиваюсь, чтобы обучающие использовали различные способы решения задачи, не боялись ошибиться;
- формирую личность с помощью математики, чтобы учащийся не только знал алгоритм, решал учебно-тренировочные задачи, но и включался в постоянную поисковую деятельность, занимался творчеством. Так как именно творческая деятельность позволяет реализовать свои возможности, воплотить собственные идеи;
- при объяснении новой темы создаю на уроке проблемную ситуацию, стараюсь вызвать удивление, потребность освоения. Затем решаем проблему в ходе дискуссии, обсуждения, диалога и находим истину;
- для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаю в урок физкультминутки, гимнастику для глаз, динамические паузы, что позволяет снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью;