Использование здоровьесберегающих технологий, как средство повышения качества знаний учеников на уроках, личностно-ориентированный подход с помощью ИКТ.
Использование здоровьесберегающих технологий, как средство повышения качества знаний учеников на уроках, личностно-ориентированный подход с помощью ИКТ.
Данная работа представлена для формирования здорового образа жизни учащихся необходимы знания в области здоровья, умения создавать оптимальное внешне-средовые условия в школе и дома
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий, как средство повышения качества знаний учеников на уроках, личностно-ориентированный подход с помощью ИКТ.»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа МАОУ № 45 города Тюмени
Творческий отчет
по самообразованию
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий, как средство повышения качества знаний учеников на уроках, личностно-ориентированный подход с помощью ИКТ.
Учителя начальных классов: Новиковой О.В
2019-2020 год
Тема по самообразованию«Использование здоровьесберегающих технологий, как средство повышения качества знаний учеников на уроках, личностно-ориентированный подход с помощью ИКТ». Актуальность темы:
По данным Министерства образования России, среди причин влияющих на здоровье школьников 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это уровень освещенности в школе значительно занижен; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников резко увеличивает число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели гигиеническим требованиям, загрязнение воздуха в школьных помещениях.
Для формирования здорового образа жизни учащихся необходимы знания в области здоровья, умения создавать оптимальное внешне-средовые условия в школе и дома.
В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. За последние 10 лет частота выявленных функцио-нальных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20%. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5-2 раза.
Проблема
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. Состояние здоровья зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она – единственный институт, через который проходит все население страны, и учебно-воспитательный процесс – единственный систематизированный процесс возможного формирования полезного поведения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей. Анализ этой проблемы в практике работы школы показал, что в школе недостаточно осознается необходимость использования здоровьесберегающих технологий образования и формирования правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентации учащихся на здоровый образ жизни, недостаточна интеграция медико-биологического, психологического и социально-педагогического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление ребенка.
Реализация задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно-воспитательной работы невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов, коллектива образовательного учреждения в целом.
Таким образом, возникают противоречия:
между ориентацией государства на оздоровительную направленность образовательного учреждения и отсутствие системы оздоровления учащихся, комплекса организационных форм и методов деятельности образовательного учреждения, направленных на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса.
между потребностью практики в целенаправленном формировании опыта здорового образа жизни ребенка в ОУ и дома и отсутствием эффективной модели активного сотрудничества педагогов и родителей в планировании и организации здоровьесберегающего образовательного процесса;
между потребностью ОУ в реальном заказе со стороны родителей и отсутствием у родителей умений прогнозировать развитие своего ребенка и формировать на этой основе заказ образовательному учреждению.
Наличие противоречия и проблемы делает актуальным определение сущности, структуры и содержания планирования оздоровительного образовательного процесса.
Все вышесказанное и определило необходимость в применении здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Условия сохранения и укрепления здоровья
Сохранение и укрепление здоровья учащихся возможно при следующих условиях:
создание необходимой материально-пространственной среды: помещений для занятий по оздоровлению учащихся, в том числе тренажерных и спортивных залов, комнаты психологической разгрузки, игровых комнат, физкультурно-оздоровительной площадки, медицинского кабинета и т.п.;
обеспечение образовательного процесса на основе оптимальных педагогических технологий, учебных программ и методик, прошедших психолого-педагогическую и медицинскую экспертизы и соответствующих основному принципу педагогики здоровья – «не навреди»;
проведение мониторинга, направленного на изучение состояния здоровья субъектов педагогического процесса и адаптации учащихся, оценка качества воспитательно-оздоровительной работы в ОУ;
создание педагогического банка данных по формированию здорового образа жизни учащихся, связи с другими образовательными учреждениями, специализирующимися в области здоровья учащихся и педагогов;
обеспечение ОУ специалистами, занимающимися проблемами здоровья учащихся, особенно медицинскими работниками;
подготовленность школьных работников, родителей по вопросам сохранения, укрепления здоровья, формирования потребности у учащихся здорового образа и стиля жизни, информационная обеспеченность данного направления в системе «ученик – учитель – родитель».
Новизна данного опыта Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель работы
- Создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья организовав учебно-воспитательный процесс на основе здоровьсберегающих технологий детей младшего школьного возраста
Задачи
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
3. Создание условий для совместной деятельности медицинского и педаго-гического работников в оздоровлении детей.
4. Определение эффективных форм подготовки педагогических работников по оздоровлению детей, повышение ответственности по данной проблеме.
5. Формирование у родителей, педагогов, учащихся ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Для реализации поставленных задач я стремлюсь овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт по практическому использованию здороьесберегающих технологий, компьютерных технологий учусь применять их в учебном процессе.
К здоровьесберегающим технологиям относятся личностно- ориентированные технологии, так как в центр образовательной системы они ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий развития и реализации его природных возможностей. В этом случае ребёнок становится заинтересованным лицом, субъектом образовательного процесса. УМК «Перспективная школа» направлена на данные технологии
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз. Столы в классе практикую ставить так, чтобы удобно было проводить групповые формы работы, в тоже время это создаёт дополнительные предпосылки для двигательной активности ребёнка.Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное действие на функции организма.
В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на расширение зрительно – пространственной активности. На стенах классной комнаты развешиваю карточки, таблицы. По моей просьбе или по необходимости ученик встаёт и отыскивает то, что ему на данный момент необходимо.
Использую групповую работу. Учиться вместе детям не только легче, но и эффективнее. Использование групповой работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, учесть их индивидуальные особенности, воспитать культуру общения. Групповую работу можно организовывать на любом этапе урока. На этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия нового знания формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы применяют знания.
Использую на уроке методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое
формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Сейчас я работаю по программе «Перспективная школа» ФГОС НОО. Сложность была в том, что мне самой, как учителю необходимо было многое переосмыслить, перестроиться в своей работе, т.к. она отличается от УМК, по которому я работала. Изучаю авторские методические рекомендации, посещаю, по возможности,семинары, общаюсь на интернет- сайтах с коллегами, работающими по этому УМК.
С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я поняла, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Одни уже умеют читать, другие не знают и букв. Поэтому, работу на уроках надо было дифференцировать. А ученики, не справляющиеся с темпом продвижения при изучении программного материала, требовали к себе повышенного внимания и других форм работы.
Чтобы решить проблему развития речи учащихся на урокахчтения мне помогает использование групповых форм работы. Например, группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.
Учебник математики ориентирован на развитие мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельности. Имею варианты заданий для слабых детей. В своей работе использую тренинговые карточки, которые помогают восполнить пробелы. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, провожу уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся, как работа в парах постоянного и сменного состава.
Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты проводим на уроках. При прохождении программы по русскому языку постоянно нахожусь в условиях дефицита времени. Это обуславливается тем, что психологические возможности детей разные, объём материала достаточно велик, да и задачи довольно сложные. На уроках русского языка я обязательно провожу работу над ошибками, так как без нее вообще теряется смысл проверки тетрадей учеников. Для этого я использую «Памятку для работы над ошибками». Но и тут важен индивидуальный подход. Дело в том, что сильный ученик может сам найти ошибку, определить, на какое она правило, а слабый ученик теряется. Работа над ошибками проводится следующим образом. Сильный ученик сам должен найти ошибку в слове, узнать, на какое она правило, и при помощи «Памятки» сделать самостоятельно работу над ошибками.
Слабому ученику я, как обычно, исправляю ошибку. Ребенок должен выполнять работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками я проверяю. На каждом уроке обязательно провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант, самодиктант, запиши по памяти, найди в словаре, запиши слова на определённую тему, проверь соседа и т.д. Работу строю по всем видам словарей, это учит детей пользоваться при необходимости словарями, быстро их находить, расширяет словарный запас.
На своих уроках я использую следующие методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:
-дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимание, воображения, памяти, логического мышления;
-дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности;
-индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);
-дифференцированный метод поощрения;
-использование наглядности в разных видах.
Все уроки строить, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Воспитательную работу на уроке направляю на формирование культуры общения, умение общаться в группе, в коллективе, этических правил и норм, волевых качеств личности.
Положительные результаты внеурочной деятельности обучаемых тоже дают положительную мотивацию в учёбе. Все дети заняты внеурочной деятельностью по пяти направлениям и развиваются по своему желанию, и желанию своих родителей. Программа «Перспективная школа» по ФГОС НОО дала возможность развивать УУД у учащихся. Разработаны Программы по внеурочной деятельности.
Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.
Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, Ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни – вот основные задачи, которые я ставлю перед собой на четыре года. За эти годы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Мои уроки и воспитательные мероприятия всегда открыты для родителей. В этом году работаю в 1-е классе- 25 учеников. Все они разные и по возрасту, и по уровню развития, и по характеру. С первых дней пребывания в школе, выясняю уровень личной, нравственно –волевой и интеллектуальной готовности детей, ищу тропинки к их сердцам, работаю над сплочением класса, как коллектива.
Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть природу, замечать её красоту, охранять её. Этому способствуют такие мероприятия, как «Золотая осень», экотурнир «Знатоки животных» с использованием презентаций и др. С первых школьных дней мы с детьми совершаем прогулки по школьному участку, в парк, к реке, к памятнику- мемориалу. Знакомлю с родным краем (создание собственных проектов), столицей нашей области, государства, с символикой государства и области – это важные моменты гражданского воспитания. Уделяю внимание воспитанию гражданского отношения к семье. Провела классный час «Наша дружная семья», беседу «Своей семье я говорю спасибо», «День Матери».
Идейно – нравственное и эстетическое воспитание – одно из направлений в воспитательной работе: это игра- путешествие «Мой путь к доброте», конкурсы рисунков и поделок. На классных часах и во внеурочное время провожу мероприятия, которые учат правилам ПДД, умению оказывать помощь в экстренных ситуациях, правилам поведения на улице и дома, чтобы не случилось беды.
Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств учителя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски урока.
Заключение
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список литературы
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в соременной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.