Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) и икт на уроках английского языка»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».
Аннотация
В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и ИКТ, получив при этом продуктивный синтез этих технологий. На образовательных форумах по-прежнему можно встретить отзывы квалифицированных педагогов, которые считают, что смешение двух технологий методически не может быть осуществлено.
Века и тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования «Учить не для школы, а для жизни». И учить для жизни, с моей точки зрения - это учить детей правильно общаться друг с другом и с незнакомыми людьми, учить получать удовольствие от осознания того факта, что они могут понимать иностранную речь, и будут поняты сами. Именно обучение на основе общения, обучение непосредственно общению так востребовано в современном мире.
Но как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить говорить?
Кроме того, для меня стало важным понимание того – как помочь ученику легче адаптироваться в современном, быстро меняющемся мире, мире перегруженном информацией. Так и есть, информация имеет важное значение для функционирования и развития социума. На уроках мы не просто даём знания, а формируем компетентности. Как сделать так, чтобы знание трансформировалось в компетентность?
В школе я работаю 18 год и за время работы в школе пришла к выводу, что в настоящее время актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным и главное содержательным. В 2006 году приняла участие в районном конкурсе «Учитель года 2006» с темой «Формирование проектной деятельности на уроках английского языка» и заняла 1 место. Тогда я делилась опытом использования следующих технологий: коммуникативного обучения Е.И. Пассова; проектного обучения иноязычной культуре Е.С. Полат и ИКТ.
Уже тогда я убедилась в эффективности приема «кластер» при введении нового лексического материала. Тогда я ещё не знала, как называется этот приём, поэтому активно изучала педагогическую, психологическую и методическую литературу. И обнаружила, что этот приём является одним из приёмов развития критического мышления. А далее я стала активно использовать приёмы развития критического мышления на практике (особенно при обучении говорению) и всё больше и больше убеждалась в их эффективности. На своих уроках стала активно использовать технологию развития критического мышления. Чем больше, я погружалась в эту технологию, тем больше у меня появлялось вопросов. В современном обществе обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникации и компьютеров. Сегодня никто не оспаривает тот факт, что ИКТ стали неотъемлемым инструментом в системе образования, сопроводительным элементом любой педагогической технологии.
Современные тенденции обучения языкам преследуют цель - развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Достижению этой цели способствует применение технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо) на уроках английского языка.
Главное преимущество технологии РКМЧП заключается в том, что ученик занимает в процессе обучения активную позицию, он «учится учиться», раскладывать урок на составляющие элементы, понимать, на что они «работают», и критично подходить к той информации, которую ему предлагают освоить.
К сожалению, на данный момент в России еще не существует монографий, которые бы описывали нюансы использования синтеза технологии РКМЧП и ИКТ. На образовательных форумах по-прежнему можно встретить отзывы квалифицированных педагогов, которые считают, что смешение двух технологий методически не может быть осуществлено.
Не так давно натолкнулась на довольно интересные работы американского профессора Присциллы Нортон, автора многочисленных монографий по теории технологии РКМ (“Writing and Reading for Critical thinking”): «Развитие критического мышления через использование информационных технологий» (“Technologies for critical thinking teaching”, “Teaching with technologies”).
Основой метода является концепт AeCTS, который позволяет четко структурировать цели, задачи, планируемые результаты занятия, и, главное, средства их достижения. В английском варианте значение этого концепта представлено так:
Authentic problem (актуальная проблема)
e - exit strategy (стратегия для выхода)
C - Clear outcome (четкий результат)
T - Thinking skills (мыслительные умения)
S - Software process (технический процесс)
Буква е, которая также присутствует в этой аббревиатуре, строчная намеренно: автор методики обозначила, что это лишь напоминание о том, что даже самый идеальный урок может пойти не по плану, и учитель должен иметь запасной план.
Читая опыт учителей других школ, обнаружила довольно подходящий перевод этой методики:
П - Проблема, имеющая практическую значимость
о - Одна запасная стратегия
И - Итоговый продукт, который должны получить
С - Смысл: развитие мыслительных навыков
К - Какую технологию использовать?
Благодаря использованию этой методики учитель будет искать способ, как заставить технологические средства решать конкретную педагогическую задачу. Таким образом, урок будет сфокусирован на решении проблемы (достижении поставленной цели), а не на изучении технологии как таковой или вовсе на нецелесообразном ее применении.
Привнесение актуальной (или сформулированной так, чтобы она для учащихся была интересной) проблемы в пространство урока – это великолепный способ развивать такие навыки критического мышления, как сравнение, противопоставление, импровизация, анализ, умение критиковать и прочие.
Доктор Нортон предлагает не только логично и оправданно использовать те информационные ресурсы, которые уже нашли свое место на уроках российских учителей (аудиоматериалы, видеосюжеты, мультимедийные презентации), использование ресурсов сети Интернет, но сделать ИКТ инструментом обучения.
Приведу конкретный пример. Каждый из нас использует на уроках видеосюжеты, видеоролики. В технологии критического мышления это можно делать и на этапе «Вызов», вовлекая учащихся в процесс проникновения в суть вопроса, и на этапе «Осознание», когда происходит сбор и анализ получаемой информации, сведение фактов в единую систему.
Такая логика диктует содержание каждого этапа урока:
Презентация проблемы
Исследование вопроса, сбор материала
Творческая работа, создание сценария
Знакомство с технологией и ее использование
Доработка
Публикация или презентация продукта
Теперь я хочу подробнее рассмотреть пример использования этой методики на своих уроках. 8 классы обучаются по программе «Rainbow English». Раздел 3 посвящен кино и всему, что с этим связано. Самым продуктивным блоком здесь является именно - кинофильмы, типы кинофильмов, любимые фильмы, мультфильмы: учащиеся имеют огромный материал для анализа, форма представления материала в виде рекламного ролика очень популярна сейчас, а полученные навыки учащиеся могут использовать при создании востребованных сегодня роликов социальной рекламы и пропаганды. Пользуясь схемой ПоИСК, планируем урок:
Проблема: В рамках недели иностранного языка в школе пройдет фестиваль детской рекламы на тему "Любимые фильмы" на английском языке. Рекламировать можно любой фильм. Требования к ролику: соблюдение жанра рекламы, лимит 5 минут, формат avi. или ppt
(1.Презентация проблемы)
Одна запасная стратегия: Съемку производить в свободное время, показ осуществить в момент, когда есть для этого возможность.
Итоговый продукт:
А) освоенная программа для конвертации видеофайлов, позволяющая менять тип формата (Pazera Free MP4 to AVI Converter, а она существует только на английском языке, потому ее освоение будет идти на иностранном языке)
Б) видеоролик, отвечающий логике задания и техническим требованиям
С) презентация в формате ppt
Смысл: (мыслительные навыки, языковые компетенции, развиваемые в ходе работы)
Сбор информации в сети о проблеме с заданных сайтов (англоязычных, разумеется) – Чтение (ведущий вид деятельности)
Написание сценария (script или storyboard), покадровое расписание всего ролика, с названием сцены, схематичным рисунком и прописанными репликами героев или продумывание содержания слайдов – Письмо
Съемка ролика, создание презентации, заучивание роли и репетиции – Говорение (2.Исследование вопроса, сбор материала, 3.Творческая работа, создание сценария, 4.Знакомство с технологией и ее использование, 5. Доработка)
Представление работы группы всему классу - Слушание (6. Публикация или презентация продукта)
Какую технологию использовать: Программ для обработки видеоматериалов множество. Предлагаем учащимся ту, которая может делать это бесплатно, свободна и безопасна для скачивания, имеет понятный интерфейс, подходит даже для мобильных устройств - Pazera Free MP4 to AVI Converter.
Несомненно технологию РКМЧП на любой ступени обучения и для каждой учебной дисциплины может быть использован свой набор методов и приёмов. Например, на уроках английского языка использую такие приемы:
1. Прием «Story Frame»
Создается таблица с основным содержанием текста, по которой ученики высказываются по цепочке:
Действие происходит в … (Kate lives in a town in the UK).
Основной герой… (Kate is a girl. She is 8).
У Кати есть ….. She has got mum and dad. She has got a dog and a cat.
Катя умеет / не умеет… She can skate, skip and sing. She can’t swim. и т.п.
2. Прием«Story Pyramid»: выстраивается «пирамида» из слов текста (на первой строке - одно слово, на второй строке – два слова и т.д.), по которой учащиеся смогут рассказать основное содержание текста.
Kate
a girl, eight
has got parents
lives in a town, the UK
can skate, skip, play tennis.
3. “Outlining” - учащиеся пишут слова, связанные с ключевым словом, а затем строят монологическое высказывание.
1) Kate (eight, the UK, a town).
2) has got (mum and dad, a dog, a cat)
3) can/ can't (swim, skip, sing, skate)
4) likes (tennis, pets) и т.д.
Также эффективно использовать приемы “Charts” как “F.I.N.D.”, “Story map”, “Close”, “Spidergram”, “Cluster”, “Basket of idea” , “Insert”, “Brain storm”, “Fishbone”, “Thin” and “Thick” questions, “conceptual wheel”, “For and Against”.
.
В технологии развития критического мышления также используется графика. На уроках английского языка чаще всего применяется “summary table” и “conceptual table”.
Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.
Учитель может способствовать критическому мышлению на уроке, помогая ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения.
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
Список использованных источников:
1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская - М.: Просвещение, 2011
2. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Развитие критического мышления через чтение и письмо