Использование современных воспитательных технологий в условиях школы-интерната.
Использование современных воспитательных технологий в условиях школы-интерната.
Технология - определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Воспитательная технология - это научно- обоснованное взаимодействие воспитателя c детьми, производимое в целях максимального развития личности ребенка как субъекта окружающей действительности. Сегодня мы обсудим следующие воспитательные технологии: Игровые технологии Технология критического мышления Педагогика успеха Технологии рефлексивного воспитания Технология изучения эффективности воспитательного процесса Технология воспитания этической культуры Диалоговые технологии Педагогика творчества Технология саморазвития
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных воспитательных технологий в условиях школы-интерната.»
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Матвеево-Курганская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)
Тема :
Использование современных воспитательных технологий
в условиях школы-интерната.
Технология - определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Воспитательная технология - это научно- обоснованное взаимодействие воспитателя c детьми, производимое в целях максимального развития личности ребенка как субъекта окружающей действительности. Сегодня мы обсудим следующие воспитательные технологии: Игровые технологии Технология критического мышления Педагогика успеха Технологии рефлексивного воспитания Технология изучения эффективности воспитательного процесса Технология воспитания этической культуры Диалоговые технологии Педагогика творчества Технология саморазвития
Игровые технологии Цель: Воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Сущность: Социальное развитие ребенка путем исполнения различных социальных ролей в ходе реализации функций игры: познавательной, развивающей, формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности. Методы и средства: Использование игры как метода диагностирования, коррекции, развития нравственных качеств, развития фантазии, креативности мышления, творчества, как средство создания ситуации успеха. Практические действия: Практическое вовлечение воспитанника в различные виды игровой деятельности: спортивной, интеллектуальной, развивающей, развлекательной. Применение игр - тренингов, игр - упражнений, игр – тренировок, игр логических, ролевых, стратегических, экономических исторических, приключенческих, деловых и пр. Итог: Воспитанник умеющий управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях, развитой коммуникацией, умеющий планировать свою жизнь и логически мыслить.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Цель: Формирование самостоятельного мышления. Развитие мыслительных навыков, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека, думающего». Сущность: создать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, критические позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе. Методы и средства: систематизация материала (кластеры, таблицы, логические цепочки предположения по опорным словам, методы активного восприятия нового (дневники, путевые журналы, маркировки ит.д.), стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»). Практические действия: реализация мотивационной функции (вызов) - (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме); реализация информационной функции – (осмысление) - (получение новой информации по теме, классификация полученной информации по категориям знаний); реализация коммуникационной функции – (рефлексия) - (обмен мнениями о новой информации, побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). Результат: это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ Цель: формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе общественных норм. Сущность: С помощью рефлексий достигается соотношение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями другого человека, группы людей, общества в целом( общечеловеческими ценностями). Методы и средства: Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника. Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним «я». Диалог педагога со своим внутренним «я». Практические действия: Выявление ощущений как процесс перевода бессознательного в сферу сознания, который достигается путем сосредоточивания, концентрации внимания человека на себе, на своем внутреннем состоянии. Анализ ощущений. Представляет собой процесс поиска причин возникновения выявленных ощущений путем отслеживания собственных действий в течение определенного времени. Использование и создание ситуаций, требующих нравственного выбора ребенка. Индивидуальное консультирование и поддержка процесса развития рефлексии у ребенка. Результат: Установление обратной связи. Выявление уровня понимания информации «здесь и сейчас». Ценностное отношение к информации. Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности. Создание здоровье сберегающей среды.
ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Цель: овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога. Сущность: в ходе диалога формируется речевая культура, подразумевающая культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения проблем, включающие умение слушать и понимать собеседника, анализировать разные точки зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения, вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура. Методы и средства: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др. Практические действия 1 этап: ВВОДНЫЙ (ЗАВЯЗКА, выявляющая проблему) Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование интереса к проблеме 2 этап: ОСНОВНОЙ (Диалог в разных модификациях ) 3 этап: ИТОГОВЫЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (КОНСОЛИДАЦИЯ и РЕФЛЕКСИЯ). Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Результат: В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. а также воспитание молодых людей с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Цель: Показ приоритета духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника. Сущность: Актуализация нравственного потенциала, для формирования чувства собственного достоинства, ответственности, гуманизма ( ядра личности). Методы и средства: Методика этического диалога, учебная и внеурочная деятельность, создание ситуаций нравственного выбора. Практические действия: Организация внеурочной деятельности этической направленности; Практическая деятельность по реализации нравственного потенциала ( волонтеры, группы доброты и милосердия, шефская помощь, акции доброты и пр.). Результат: Нравственное становление личности школьника.
ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА Цель: Воспитание творческой личности Сущность: Перевод ребенка на субъектные позиции для предъявления и развития индивидуальных способностей, заключающихся в осознании личных целей, искусства достижения внутренней гармонии и уравновешенности, развитии чувства реальности, самостоятельности, открытости, сочувствия, умения жить без конфликтов, развитие сильных сторон характера. Методы и средства: Через создание творческих ситуаций (игровых, соревновательных, ситуаций заботы, исследовательских и пр.) Через средства искусства, различные предметы и явления окружающего мира, общечеловеческие нормы и ценности, правила окружающей действительности. Практические действия : непосредственное участие в работе кружков , клубов , секций, занятия в школе искусств, соревнованиях, погружение в творческую деятельность на многообразных площадках, где можно проявить свои способности и таланты: участие в КВН, смотрах талантов, конкурсах и т.д. Результат: Воспитанник обладающий креативностью мышления, т.е. самостоятельностью, конструктивностью, активностью, продуктивностью, гибкостью, оригинальностью, богатством идей (фантазией), готовностью к эксперименту, способностью мыслить проблемно, умением принимать решения, не бояться ошибок, способностью идти на риск.
ПЕДАГОГИКА УСПЕХА Цель: Создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении. Сущность : Восхождение по лестнице достижений, обусловленной гуманистическими принципами, при наличии постоянной системы стимулирования и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех . Методы и средства: Создание ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности как средства духовного единения коллективов, учителей, воспитателей, учеников и родителей. Практические действия: Годовой круг творческих дел, праздников, традиций, все виды школьной деятельности: трудовой, общественной, учебной, спортивной, художественной и т.д. Результат: Воспитанник, обладающий креативностью мышления, понимающий свои жизненные потребности, умеющий их реализовать, преодолевать трудности и решать проблемы соответственно нравственным и социальным нормам общества, верящий в свои силы и возможности.
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Цель: Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности школьника Сущность: Перевод ребенка с природными потребностями саморазвития (познания, самоутверждения, самовыражения, безопасности) на уровень готовности к самостоятельной жизни, т.е. вывод личности ребенка в режим саморазвития Методы и средства: Дифференциация по интересам, личностный подход, индивидуальные программы, диалог, игровые методики, развивающие технологии, исследовательские методы, педагогика сотрудничества и т.д. Практические действия: Объединения по интересам, внеурочная творческая, художественная, техническая, общественная деятельность, участие в работе органов самоуправления, профессиональные пробы, психотренинги, профильные занятия: мастерских различного профиля, ведение здорового образа жизни и т.д Результат: Воспитанник, как активный, инициативный, самостоятельный законопослушный гражданин, будущий заботливый семьянин, просвещенный культурный человек, способный к постоянному жизненному самосовершенствованию. Вывод: Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога.
Материалы по теме
Использование современных воспитательных технологий в условиях школы-интерната.
Использование современных воспитательных технологий в работе с детьми группы риска в условиях внедрения ФГОС НОО
Тема доклада: «Современные тенденции в организации групповых форм работы во второй половине дня в условиях…