Использование современных образовательных технологий на уроках математики
Использование современных образовательных технологий на уроках математики
Проблема развития индивидуальных интеллектуальных способностей школьника, основанная на интеграции различных видов деятельности и учебных дисциплин, является особо актуальной для современного образования. Меня всегда волновал вопрос о том, как, учитывая многообразие условий успешности обучения, создать уроки, в которых предусматривается уважение к личности каждого ребёнка, максимально учитываются индивидуальные особенности, создаётся доброжелательная атмосфера, благоприятствующая его всестороннему развитию, сочетанию игровой формы с учебным содержанием заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий на уроках математики»
Использование современных образовательных технологий на уроках математики
Гребцова Н.И.,
учитель начальных классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов»,
Белгородская область, г Старый Оскол
Проблема развития индивидуальных интеллектуальных способностей школьника, основанная на интеграции различных видов деятельности и учебных дисциплин, является особо актуальной для современного образования. Меня всегда волновал вопрос о том, как, учитывая многообразие условий успешности обучения, создать уроки, в которых предусматривается уважение к личности каждого ребёнка, максимально учитываются индивидуальные особенности, создаётся доброжелательная атмосфера, благоприятствующая его всестороннему развитию, сочетанию игровой формы с учебным содержанием заданий.
В качестве главного условия успешного продуктивного обучения считаю применение современных образовательных интерактивных, информационно-коммуникационных и культурологических технологий. Есть разные определения технологий. Мне более близка и понятна следующая. «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).
Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Используя теоретическую основу, учитель обязательно вносит свои практические находки, проверенные опытом.
Технология эвристического обучения предусматривает эффективное взаимодействие учащегося с образовательной средой, под которой понимается образовательная область. Эвристическая направленность мышления предполагает целенаправленную, устойчивую способность к освоению умений находить как субъективные, так и объективно новые варианты решения учебных проблемных ситуаций. Под учебной проблемной ситуацией понимается заранее разработанное педагогом, осознанное учениками затруднение, порождаемое несоответствием между имеющимися у них знаниями и тем, которые необходимы им для решения предложенной задачи. Учитывая это, следует предложить детям некоторый объём информации, предназначенный для усвоения и подкреплённый сформированными умениями и навыками. Школьник сам, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и результаты осознания своей деятельности, сможет изучать необходимые ему информационные блоки, развиваясь в процессе творчества. В таком случае необходимо организовать обучение так, чтобы процесс был ориентирован на личность, активно действующую в окружающем его пространстве. Ведь эвристическое мышление связано с развивающим обучением, центральная идея которого заключается в совершенствовании интеллектуальных способностейучеников. Ребёнок сам творит, создаёт себя, самоопределяется в системе жизненных отношений.
Эвристическое обучение всегда приводит к развитию не только учеников, но и самого учителя. Эвристические способности понимаются как комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов из известных и неизвестных компонентов и материалов на основе культурных аналогов (концепция А.В.Хуторского).
Обращение к эвристическому обучению, развивающему творческий потенциал личности и учителя, и учащегося значительно повышает интерес школьников к математике, качественно меняет процесс обучения, позволяет им интенсивно освоить рациональные приемы работы, навыки самоконтроля и инициирует потребность в самостоятельном приобретении знаний. Эта работа способствует формированию учебно-познавательных компетенций. Сюда входят знания и умения организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Школьники добывают знания непосредственно из реальности, учатся владеть приёмами действий в нестандартных ситуациях. Систематическая работа по названной технологии способствует формированию информационных компетенций. При помощи реальных объектов вырабатываются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. В ходе работы по названной технологии школьники при помощи компьютеров, видеозаписей создают презентации, умеют передавать полученную информацию другим. Внешний образовательный продукт (буклеты, схемы, алгоритмы, рисунки, проекты), созданный учеником, обеспечивает получение им внутреннего продукта. Изменяется объём знаний, появляются новые способы деятельности, формируются личностные качества ученика.
При обучении математике важно, чтобы школьники могли находить оптимальное с точки зрения уровня развития решение той или иной задачи. Удачно это осуществляется с использованием эвристических методов обучения. Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознать проблему, намеченную учителем - а позднее формировать её самому. Это развитие способности выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами. Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. В работе по указанной технологии используется принципы, решающие современные образовательные задачи: принцип вариативности, который предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задач и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Принцип творчества (креативности), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности.Принцип психологической комфортности помогает снимать по возможности все стрессовые факторы учебного процесса, создаёт в классе и на уроках атмосферу комфортности и удовлетворения от достигнутого.
Алгоритм деятельности учителя в рамках рассматриваемого подхода включает в себя:
подбор дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него факты и сведения;
постановка эвристических вопросов, стимулирующих творческое мышление школьников и, в зависимости от переформулировки, позволяющих увидеть проблему и пути ёё решения;
организация свободного образовательного взаимодействия с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира;
организация контроля знаний и способов действий, соответствующих развитию эвристического мышления (генерация идей, творческая рефлексия).
Так в программе по математике большое место отводится теме «Многозначные числа». Работа по ней идёт в 3 и 4 классах. На уроках детям предлагаются различные задания, способствующие развитию эвристического мышления: представить и описать, что произойдёт, если в мире что-то случится (эвристический метод «Если бы…»). Учитель ставит вопрос: «Что произойдёт с вычислительной наукой, если 0 исчезнет из ряда цифр?» Неуёмная фантазия детей вступает в работу. Варианты эвристических продуктов: исследование в миниатюре истории появления 0 в математике, сочинение сказки «Потерянная цифра», исторический экскурс на тему «Как люди научились считать» и т д. Весьма интересны с точки зрения применения эвристического метода задания на изучение закономерностей на уроках математики. Закономерность – это наиболее стабильная характеристика постоянно меняющегося мира. Закономерности встречаются уже в самом начале арифметики. При выполнении задания по определению количества двузначных чисел, составленных с помощью цифр 1, 2, 3 появляется проблема: количество чисел у детей оказывается разным. Перед ними встаёт вопрос о причине этого. В результате анализа дети приходят к выводу о том, что какие-то числа были пропущены. Чтобы не пропустить никакую комбинацию и не повторить её дважды нужно выработать алгоритм работы при выполнении таких заданий. Поиск приводит детей к выводу: начиная с маленькой цифры, составлять пару с каждой из имеющихся цифр в порядке возрастания и наоборот. После выполнения такой работы учитель предлагает подумать над следующими вопросами. 1.Можно ли было ответить на вопрос, не составляя требуемые числа? 2.Сколько пар чисел можно образовать из четырёх различных цифр? Такие задания являются нестандартными для учеников 3 класса
Введение в урок задач вида «Найди и обоснуй..», «Может ли..» развивает у ребят творческое мышление. Так, в первом классе при изучении темы « Точка. Отрезок. Прямая.» учитель ставит перед детьми вопрос о происхождении точки, линии, о способе их получения. Дети выдвигают версии: чтобы получить точку можно поставить точку на бумаге, разрезарь нитку, точка – место разреза, посмотреть на звезду и т.д. Чтобы получить линию надо обратить внимание на край стола, поставить друг за другом много точек и т. д. Такие задания обеспечивают выдвижение детьми гипотез о способах получения абстрактных геометрических понятий. Систематическое использование аналогичных заданий обеспечивает развитие мышления в следующем направлении: от практического к наглядно-образному. На первой стадии ведущим является наглядно-действенное практическое мышление, которое осуществляется в конкретной ситуации в процессе действия с реальными предметами. На второй стадии преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать задачи на основе оперирования уже не реальными предметами, а представлениями, содержащимися в детском опыте. Поэтому при изучении темы «Единицы площади» в 4 классе можно предложить уже следующее задание: исключить третий объект, который не имеет общего свойства с двумя другими.
В работе желательно использовать задания, способствующие формированию эвристического мышления.1.Выдача заданий разного уровня сложности. Задания первого уровня обязательны для выполнения всех учеников. Второй уровень – повышенный, а третий уровень – сложный. Эти задания выполняются по желанию. 2.Приём «трудная задача». Любой желающий может взять одно из заданий, попробовать его выполнить. 3.Исторический экскурс к истокам изучаемых вопросов, более глубокое освещение отдельных проблем. Грамотное использование этого материала решает современные образовательные задачи с учётом запросов будущего через принцип минимакса: учитель предлагает ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик усваивает это содержание по доступному ему уровню. Следующие типы задач, определяемые Хуторским АВ как эвристические, предлагаются на уроках математики в качестве заданий. 1) Придумать обозначения числа, понятия; дать определение изучаемому объекту, явлению. 2) Сочинить задачу, математическую сказку. 3) Составить математический кроссворд, игру, викторину, задачу по изучаемой теме. 4) Изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад. 5) Составить алгоритм решения задачи для нахождения площади треугольника. 6)Исследование исторических факторов.
Задания на основе изобразительной наглядности не только обеспечивают мотивацию высказываний, но и развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют формированию математических коммуникативных умений. Внимание акцентируется на творческих заданиях, предполагающих обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям.
Литература
1. Бородина, З.М. Информационно-интеллектуальная деятельность в развивающем обучении.// З.М.Бородина/ Материалы ежегодного научно-практического семинара "Развивающее обучение ", СПб, 1995.-С.18-19.
2.Исаев, И. Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Учебное пособие./ И.Ф.Исаев, М.И.Ситникова // – Москва-Белгород: Изд –во БГУ, 1999. –224 с.
3.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К.Селевко // - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
4.Хуторской, А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя// А,В.Хуторской/ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 320