kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нейропсихологический подход очень важен в работе с детьми с овз.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми ОВЗ»

Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми ОВЗ


В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия, которые доступны даже детям младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Целесообразно использовать такие игры в начале каждого занятия, так как они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребёнка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр – это развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно – моторной координацию.

Игра «Накорми куклу Тату».

Инструкция логопеда: «Тата хочет кушать, давай еѐ накормим. Посмотри (показ действия) Теперь ты!» (при необходимости использовать приём «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Игра «Напои птичку» (переливание воды, с помощью спринцовки (35 – 50 мл.) из одной мисочки в другую.

Инструкция логопеда: «Птичка хочет пить, давай нальем ей воды в мисочку. Посмотри (показ действия). Сожми грушу, наклони и отпусти, подержи – смотри груша «толстеет»- в неё набирается вода! А теперь в другую мисочку, нажимай, выливай! Теперь ты!» (при необходимости использовать приём «рука в руке, далее содействовать самостоятельному выполнению). «Нужна помощь? Хочешь еще?» (Важно не пролить мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.)

На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего возраста использую следующие игры и упражнения:

Игра «Попробуй, повтори» (ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке) способствует стимуляции развития нервной системы, образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Нейропсихологические карточки использую так же для автоматизации и дифференциации звуков (на каждый звук определённая поза пальцев, например: коза, колечко).

Игра «Веселые карандаши» (при выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого).

Инструкция: на стол выкладывается 5–10 карандашей, собираем карандаши в кулак правой рукой, левой рукой, обеими одновременно, затем по одному выкладываем карандаши на стол: правой рукой, левой рукой, обеими руками одновременно.

Игра «Игра топ, хлоп нос».

Инструкция логопеда: «Давай проведем разминку? Манго – топ, киви – хлоп, банан – покажи нос» (показывает картинки, дети выполняют соответствующие движения).

Игра «Молчу, шепчу, кричу»

Инструкция: показываем ребёнку карточки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать, где ребёнок должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

Упражнения образовательной кинезиологии: «Кулак». «Ребро». «Ладонь», «Колечко», «Ухо—нос», «Лезгинка», «Змейка», «Зеркальное рисование».

Одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия, представляют собой графические задания, построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. С этой целью на занятиях использую дидактические пособия (тетради, прописи) Т.П. Трясоруковой; «Нейропрописи: Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков» И.И. Праведниковой, Поэтапное выполнение заданий правой, левой рукой, двумя руками одновременно обеспечивает включенность в работу обоих полушарий головного мозга. Благодаря этому формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушарий.

Пособие Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки» Комплекс упражнений направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук.

Лабиринт «Межполушарные доски». Играя в лабиринт обоими руками ребенок развивает взаимодействие и синхронизацию работы левого и правого полушарий мозга. Игра влияет на мозолистое тело мозга, в результате развивается координация движения рук, мелкая моторика, восприятие, долгосрочная память, улучшается процесс чтения и письма.

На коррекционных занятиях использую метод «Биоэнергопластика» соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог продолжает давать четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, что требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Этот метод позволяет повысить результативность занятий и позволяет сократить период автоматизации поставленных звуков. Таким образом, использование нейропсихологических игр и упражнений на коррекционных занятиях способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность получить стабильный положительный результат.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми ОВЗ

Автор: Саенко Лариса Дмитриевна

Дата: 03.06.2022

Номер свидетельства: 608796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства