Использование метода социальных историй в развитии взаимодействия учащихся с расстройством аутистического спектра
Использование метода социальных историй в развитии взаимодействия учащихся с расстройством аутистического спектра
Это короткий иллюстрированный рассказ, который помогает человеку с ментальными особенностями сориентироваться в мире, почувствовать себя уверенно, включиться во взаимодействие с другими людьми. Специалисты и близкие людей с особенностями развития все шире применяют социальные истории и другие методы визуальной поддержки для обучения и социализации детей и взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода социальных историй в развитии взаимодействия учащихся с расстройством аутистического спектра»
Использование метода социальных историй в развитии взаимодействия учащихся с расстройством аутистического спектра
Как возник метод «социальные истории»?
Социальные истории (SocialStories™) — это запатентованный метод вмешательства при работе с детьми с аутизмом, введенный в обращение Кэрол Грей в 1991 году.
Что такое «метод «социальная история»?
По своей форме социальные истории — это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Каждая социальная история достоверно описывает ситуацию, навык, достижение или понятие и соответствует при этом всем десяти определяющим критериям, выделенным Кэрол Грей [2].
Это короткий иллюстрированный рассказ, который помогает человеку с ментальными особенностями сориентироваться в мире, почувствовать себя уверенно, включиться во взаимодействие с другими людьми. Специалисты и близкие людей с особенностями развития все шире применяют социальные истории и другие методы визуальной поддержки для обучения и социализации детей и взрослых.
Для кого это метод не подходит?
При этом необходимо понимать, что метод социальных историй не универсален. Прежде всего он требует определенного уровня понимания обращенной речи или написанного текста, у ребенка должно быть сформировано понятие последовательности событий во времени. Важно отметить, что данный метод не учит ребенка навыкам сам по себе и не применяется для коррекции поведения. Социальные истории неэффективны для формирования новых навыков, для этого необходимо применять другие методы.
Однако есть определенные ограничения в их использовании. Самое главное из них: ребенок, для которого разрабатывается социальная история, должен хорошо понимать устную речь. В данном случае слово «хорошо» обозначает, что ребенок не просто выполняет инструкции взрослого в определенном контексте (принести ложку по просьбе мамы, когда та накрывает на стол), а может ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста. В противном случае чтение социальной истории не будет достаточно эффективно работать в качестве метода развития функциональных навыков. Детям с ограничениями в понимании речи будет целесообразно подобрать другой инструментарий для формирования жизненных компетенций.
Где может применяться «метод»?
Социальные истории могут применяться для обучения детей и подростков с нарушениями развития навыкам, относящимся к различным сферам жизни: самообслуживание и личная гигиена; − коммуникация и социальное взаимодействие; − поведение в общественных местах; − управление собственным поведением и регуляция эмоций; − понимание эмоций и причин поведения других людей и многое другое .
Как написать социальную историю?
Для начала важно помнить, что социальные истории должны учитывать особенности поведения и развития каждого ребенка. Поэтому чаще всего социальные истории пишутся для каждого ребенка специально.
Выбор темы. Выберите ситуацию или действие, которое вызывает у ребенка трудности. Темой социальной истории может быть конкретный навык (чистка зубов, уборка в комнате, мытье рук, оплата покупок на кассе) или социальная ситуация (поход в магазин, участие в детском празднике, приезд родственников). Социальная история может описывать только одну ситуацию.
Выбор названия. Название социальной истории должно быть кратким и отражать ее основное содержание. Оно может быть сформулировано как в форме вопроса, так и в форме утверждения. Например: «Как мыть руки?» − «В кинотеатре» − «Покупки в магазине» − «Как пользоваться туалетом?».
Сбор информации. При описании ситуации важно собрать информацию о том, как происходит то или иное действие. Например, если история описывает участие ребенка в детском празднике, стоит узнать, как будет проходить это мероприятие, сколько будет гостей, какие могут быть конкурсы, что может напугать ребенка (например, салют) и так далее. Для ребенка с аутизмом может быть важно знать, как долго продлится то или иное действие, сколько людей будут в нем участвовать, как часто будут происходить подобные ситуации и другие важные подробности.
Персонаж. Социальные истории чаще всего пишутся от первого лица. Таким образом, история становится более персонализированной, в ней учитываются особенности каждого ученика. Это делает историю более понятной для ребенка и отображает его точку зрения. Например: Мне нельзя пить молоко. От него у меня болит живот. − Иногда в метро мне становится страшно, и я начинаю кричать.
Социальная история впоследствии может стать для ребенка с РАС хорошей подсказкой для регулирования собственного поведения. Так, прочитанные много раз слова «Я выхожу из туалета и иду мыть руки», в дальнейшем могут стать для ребенка своего рода инструкцией, которую он сможет давать себе самостоятельно. Поэтому очень важно, чтобы в социальной истории использовались слова и фразы, которые говорящий ребенок сможет использовать в своей речи. В некоторых случаях может быть целесообразным сделать персонажем социальной истории другого, выдуманного ребенка. Это касается историй, в которых описываются ситуации, когда их персонаж демонстрирует нежелательное поведение. С одной стороны, сама по себе ситуация, вероятно, сложна или неприятна для ребенка. С другой стороны, скорее всего, в прошлом ребенка ругали или наказывали за нежелательное поведение. Таким образом, ситуация может ассоциироваться с чем-то неприятным. Описание другого ребенка в качестве персонажа социальной истории может помочь избежать раздражения и негативной реакции ребенка. При составлении социальной истории про другого персонажа важно сделать так, чтобы этот персонаж был похож на самого ребенка. Для этого история должна начинаться с краткой характеристики героя, в которой будут описаны черты, схожие с характером и увлечениями самого ребенка. Например: для 9-летней Маши может быть составлена социальная история с таким героем: «Это девочка Даша. Ей 9 лет. Она, как и ты, учится в третьем классе. Даша любит ездить на автобусе и смотреть мультфильмы». В таком случае ребенку будет проще понять смысл истории и самому применить описанные в истории модели поведения.
После достижения желаемого результата, постепенно отходите от социальной истории. Увеличьте промежутки между ее чтением или измените содержание этой истории, постепенно отражая в ней новые необходимые навыки. Однако, во втором случае нужно быть осторожным, т.к.некоторые дети могут беспокойно отреагировать на изменения привычного текста истории.