kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование компьютерных технологий в работе концертмейстера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использованиекомпьютерных технологий в рабете концертмейстера

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных технологий в работе концертмейстера»

Использование компьютерных технологий в работе концертмейстера

 

В современном мире компьютерные технологии всё шире проникают в различные области  человеческой жизнедеятельности. Процессы инновации затронули все социальные сферы. Компьютеризация коснулась не только общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к обучению, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе, в том числе и музыкальном образовании. Использование компьютерных музыкальных технологий сейчас можно наблюдать в работе каждого преподавателя. Не является исключением и работа концертмейстера в творческих объединениях. Педагогическая творческая работа концертмейстера представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыканта. Работа концертмейстера — нечто большее, чем просто игра по нотам. Это творческая работа, воплощение замысла художественного произведения. Было бы в корне неверно низводить деятельность концертмейстера к только лишь механистическому озвучиванию исполняемой в ансамбле песни, хореографической композиции, тапёрскому заполнению необходимых пауз у солистов. Наравне с руководителем, проникаясь его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой задачи, участвует в различных видах деятельности: в подготовке учебного процесса, конкурсах, концертах. Для работы концертмейстера использование информационно-компьютерных технологий открывают новые возможности: творческую перспективу, повышение уровня образованности, карьерный рост, облегчает  выполнение творческих задач.

Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирования познавательной мотивации. Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Одно из направлений современного обучения - это использование компьютерных средств и телекоммуникационных технологий для получения новых знаний на всех ступенях обучения.

Совместно с хореографом, проникаясь его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой задачи, участвует в различных видах деятельности: в подготовке учебного процесса, конкурсах, концертах, мастер-классах.

 В настоящее время  использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности концертмейстера по хореографии очень актуально. В постоянном стремлении улучшить свою деятельность, концертмейстеры используют новую нотную литературу, много занимаются на инструменте, но порой этого не хватает. На помощь приходят компьютерные технологии. Применение информационных средств обучения предоставляет хорошие возможности для реализации различных дидактических задач и принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность концертмейстера принципиально новым содержанием.


Под информационными технологиями понимаются технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео, мультимедийный проектор. Использование компьютера позволяет  на занятиях перейти к показу иллюстративного материала в виде презентаций, видеоматериалов, которые помогают воспитанникам в развитии музыкальных способностей и расширении кругозора. Актуальность применения ИКТ на занятиях по хореографии заключается в том, что данные технологии позволяют воздействовать одновременно на важнейшие органы чувств обучающихся.

Существует ряд программ, которые можно использовать в своей деятельности. Их условно можно разделить на такие как:

Нотные редакторы: «Sibelius», Finale, Encore, Score for Dos, TeX;

Обучающие программы: Ear Master School, Musical Examiner, Note Match, Note Trainer, Rising Musition, Band-in-a-Box;

 

Звуковые редакторы: Celemony Melodyne Editor, Steinberg WaveLab, Sony Sound Forge Pro, Cool Edit Pro.

Большинство людей, которые так или иначе связаны с набором нотного текста, знакомы с программой Finale. Другие используют менее известную, но очень активно набирающую обороты программу Sibelius.

Наиболее опытные пользователи используют сочетание программ Finale + Score. Известно, что ноты при печати из Finale выглядят неплохо, но не блестяще. Есть специальная утилита для перевода нот из Finale в Score, после этой процедуры можно немного доработать ноты в Score и при печати получить значительно улучшенный вариант. Недостаток - очень сложно разобраться. А если вы - начинающий пользователь, то вам однозначно подойдет Sibelius. У него приятное и очевидное управление. Любую функцию можно найти сразу с помощью нескольких кликов. Все объекты отображаются графически прямо в файловом меню, поэтому разобраться в программе сможет даже человек не очень хорошо владеющий английским языком. Для ускорения работы можно изучить клавишные комбинации и даже назначить их самому. В Sibelius очень легко делать такие вещи, как, например, перелом строки и другие, характерные для современной музыки (а это очень актуально для людей, подрабатывающих набором нот для консервативных композиторов, которые не хотят иметь ничего общего с компьютером, но, тем не менее, уважающих напечатанный нотный текст).

В Sibelius разновидностей нотных головок около 20 штук, а также около 25 ключей.В Finale тоже можно успешно набирать такие ноты, но иногда возникают такие проблемы, для решения которых приходится находить совершенно необычные решения. Например, чтобы сделать в Finale перелом нотной строки посередине, а затем ее продолжение на таком же уровне по высоте, нужно вставить рисунок белого цвета, и растянуть его на такой участок, который бы закрывал ненужный кусок строки. В Sibelius это можно сделать в 2 клика. В Finale очень запутанная система файловых меню, огромное количество панелей, сложно сразу понять какая из них за что отвечает, а в Sibelius все построено очень логично. В Finale для того, чтобы просто изменить высоту штиля (палочка, которая служит для обозначения длительности ноты), надо из главного меню вызвать специальную панель инструментов (Special Tools), в ней выбрать кнопку управления длинной штиля (Stem length tool), а потом уже тянуть за квадратик, который появляется только после клика по нужному такту. В Sibeliusе же достаточно просто потянуть за верхнюю часть штиля ноты. Вы спросите, что же мешает использовать все программы вместе, чтобы употреблять сильные стороны каждой из них? К сожалению, почти все они совершенно несовместимы. Любителям "горячих клавиш" придется по душе Finale. Там предусмотрены назначения клавиш почти под все операции. Есть еще специальная программа - FinKey, которая позволяет еще увеличить количество операций для назначения клавиш. Правда, и в Sibelius последних версий уже есть свои сочетания клавиш почти для всех функций, которые весьма удобны. Многие наборщики выкладывают ноты, набранные ими, в качестве примера их работы в Сеть, так что если повезет, вы сможете получить не просто нотный текст какого-либо сочинения, вы получите текст, который можно редактировать! И Finale, и Sibelius поддерживают плагины, так что их возможности можно расширять, не дожидаясь выхода новых версий. Напоследок еще один важный аспект - вывод на печать. Здесь лидер, без сомнения, - Sibelius. В Sibelius ноты выглядят так, как будто они были напечатаны в нотном издательстве. Кстати, многие издательства за границей сейчас используют Sibelius. И еще, в "Компьютерре" писали, что где-то провели независимый тест-сравнение программ Finale и Sibelius. Было поставлено 10 сложных задач. В Sibelius'е были решены все, а в Finale - только 7 из 10.

Работа хореографического ансамбля невозможна без использования музыкальных фонограмм. И часто их приходится видоизменять в зависимости от идеи танца и замысла хореографа. В таких случаях необходимо использовать специальные программы. Например, такие как

Audacity, Swifturn Free Audio Editor, Wave Editor, Adobe Editor и другие.

Я в своей работе использую программу Adobe Editor (пакет Adobe Audition 1 и 5 обладает расширенными возможностями проигрывания и повторения мелодии аудио микширования, редактирования, записи мастер-диска и наложения звуковых эффектов).

Особое значение для концертмейстера имеет использование последней версии именно этой музыкальной программы. В ней предусмотрена специфическая система записи и аранжировки в разных ключах. С помощью программы можно за короткий промежуток времени подготовить музыкальный материал (сопровождение к песни, танцу). Программа позволяет прослушать произведение, подобрать и гармонизовать мелодию, упростить музыкальную фактуру, перевести из одной тональности в другую (транспонировать) произведение. Данная программа способствует развитию профессионального умения аккомпанировать не только танцевальному коллективу, но и солисту и хору вокально-хоровому или танцевальному коллективу. Она поддерживает очень большое количество форматов музыки - AAC, MP3, MP4, WMA, WAV, FLAC.

Встроенный аудио редактор позволяет обрезать, делить и объединять записи, добавлять к ним звуковые эффекты и фильтры. Кроме этого имеется функция конвертирования аудио файлов из одного формата в другой, возможность добавления и редактирования дополнительной информации в аудио файлах, восстановления аудио файлов с некачественным звучанием.

Для улучшения прослушивания музыки можно использовать эквалайзер и звуковые эффекты – такие как бас, усиление, подавление голоса и другие. Кроме стандартных возможностей плеера можно записывать музыку на диски, переписывать на жесткий диск виниловые диски (убирая при этом помехи и шумы).

Так же, в работе ансамбля часто необходимо создание видеороликов. В таких случаях используется видеоредактор Movavi, Adobe Premier Pro, Lightworks,

Avidemux и другие.

Я в работе использую видеоредактор Movavi. С его помощью неопытный пользователь быстро разберётся с азами монтажа и сможет создать шедевр любительского уровня. И чем дальше он будет разбираться с программой, тем больше возможностей ему будет открываться. И в итоге видео будут получаться всё лучше и лучше.

Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений у концертмейстера, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна в интернете. Интернет - ресурсы помогают концертмейстеру эмоционально воспринимать музыку —  важный момент в творчестве. Получая эмоциональную зарядку посредством компьютерных технологий, концертмейстер передает своё отношение к музыкальному образу и  художественному замыслу музыкального произведения. В Интернете можно найти дополнительную информацию о произведении, подходящую инструментовку, обработку, оркестровку, можно также прослушать исполнение других солистов, сравнить.

Компьютеризация в широком смысле слова расширяет  доступ к информации,  выступает одним из показателей профессиональной компетентности концертмейстера учреждения дополнительного образования.

 Особенности работы концертмейстера заключается в глубоком понимании природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики вокального пения, хореографического аккомпанемента, секретов взаимодействия инструмента и голоса, в поиске разнообразных методов педагогической работы и освоении современных технологий. Необходимо всегда помнить о том, что концертмейстерство – это искусство, а концертмейстер в современной образовательной сфере – и пианист, и аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог, и мастер современных компьютерных технологий.

 

1.Березина В.А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. — М., 2007.

2.Красильников И.М. Электронное и музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М.Красильников — Дубна: Феникс+, 2007.

3.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность / Е.И Кубанцева // Музыка в школе – 2001, № 4.

4.Нерушева О. А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 399-400.




Реклама


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Использование компьютерных технологий в работе концертмейстера

Автор: Афендулиди Елена Наилевна

Дата: 10.03.2023

Номер свидетельства: 627270


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства