«Использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство формирования УУД обучающихся в начальной школе»
«Использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство формирования УУД обучающихся в начальной школе»
Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство формирования УУД обучающихся в начальной школе»»
Мастер – класс
«Использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство формирования УУД обучающихся в начальной школе»
Уважаемые коллеги! Рада Вас видеть на моём мастер-классе .
Хочу напомнить всем известную мудрость :
«Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда».
Это и будет девизом нашего мастер-класса.
Давайте вспомним, что мы живём в современном мире, который ставит перед школьным образованием новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся обществе. Ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями, которые становятся неотъемлемой частью современной жизни. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Решить эту непростую задачу можно сочетая традиционные методы обучения и современные информационно-коммуникационные технологии.
Цель внедрения ИКТ: создание благоприятных условий для формирования у учащихся УУД.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет
- организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;
-усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым.
Замечательным помощником для учителя являются электронные приложения к учебникам разработаны почти по каждому уроку математики, окружающего мира, русского языка, технологии по программе «Школа России», где представлен весь материал учебника в электронном виде и учитель может не выносить на доску материал, а пользоваться электронными ресурсами.
Всем бесспорно нравится компьютерная презентация, которая позволяет наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого материала, дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей своего класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Я использую презентации на различных уроках.
Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала.
Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями: иллюстрирует опыты, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Я в своей работе использую презентации для окружающего мира с сайта Пановой Оксаны Владимировны http://www.panowa-ox.narod.ru. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материал . Многие презентации не только учителя создают, но и ученики пробуют сами создавать свои презентации. Например, для защиты проектов. Таким образом, они получают дополнительную информацию из разных источников.
В своей работе для оценки и самооценки результатов освоения младшими школьникам я использую компьютерные тренажеры по различным предметам. Один из них я представляю вашему вниманию «Отличник».
Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи и упражнения по русскому языку по всем темам любой школьной программы начальных классов, после решения которых пользователь получает соответствующую оценку. Это вырабатывает у ребёнка адекватную самооценку. Полученные оценки сохраняются и это даёт возможность ведения статистики оценок. Можно проводить уроки в мобильном компьютерном классе. Строить урок так, чтобы все дети успели выполнить задания на компьютере. Но компьютерный класс не всегда свободен. На уроке к своему компьютеру я приглашаю по одному ученику. Он решает карточку за компьютером и в конце решения сразу будет выставлена отметка. Такая работа удобна для учителя, он не тратит время на проверку. Программа «Отличник» – хороший способ закрепления знаний, умений, навыков по пройденным темам и не только. Мои дети занимаются по программе «Отличник» с удовольствием, особенно их привлекает моментальное оценивание, т.к. ребенок сразу получает результат своей работы. Вырабатывается и их адекватная самооценка, как необходимое условие при переходе с начального на общее образование.
Есть ещё одна программа «Знайка». Знайка – тренажер для учеников начальных классов для решения заданий по математике. Вопросы сопровождаются картинками. Выполнение заданий в программе не только развивает логическое мышление, но и помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах.
Программа содержит следующие задания:
Олимпиадные задания по математике (со 2 по 4 класс).
Таким образом, одним тренажёром, мы развиваем не только предметные, познавательные, но и коммуникативные, регулятивные, личностные учебные действия.
Практическая работа: От слов переходим к практике. Практически попробуем две эти программы.
Во внеурочной деятельности я использую программу «Мир информатики». Данная программа позволяет обучающимся на основном уровне ознакомиться со многими интересными вопросами информатики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о предмете данного цикла
На уроках изобразительного искусства или во внеклассной деятельности мы знакомимся с программой TuxPaint- графический редактор. Дети создают работы на основе своих впечатлений, воспоминаний, наблюдений, фантазий. Они рисуют отдельные объекты и композиции и просто учатся творчеству. Эта программа может применятся на разных предметах.
На окружающем мире закрепляется знание круговорота воды в природе, дети представляют свою схему-видение этого процесса.
На уроке русского языка повторяют словарные слова, создавая карточки для своих младших товарищей
На математике делают иллюстрации к собственным задачам
Таким образом, благодаря TuxPaint происходит первое знакомство обучающихся с компьютером как инструментом для решения учебных и творческих задач, создаются условия для развития и реализации индивидуального потенциала
Практическая работа: знакомимся с программами«Мир информатики», TuxPaint.
Конечно, все мы используем Интернет как на уроках, так и во внеурочной деятельности . Например, на уроках изобразительного искусства, технологии, окружающего мира мы можем посетить виртуальные музеи, посмотреть тот или иной опыт, на уроках литературного чтения рассмотреть портрет писателя или поэта, иллюстрации к произведению, посмотреть мультфильм, созданный по мотивам сказки, услышать песню на стихи изучаемого поэта. На уроках русского языка можно пользоваться различными словарями, находить и разгадывать ребусы, загадки, на уроках математики пользоваться виртуальными задачниками.
С более успешными детьми во внеурочное время можно участвовать не только в школьных и городских олимпиадах, но и в Интернет — олимпиадах, проектах, в Интернет — викторинах, конкурсах, выставках творческих работ, например, Учи.ру(uchi.ru) или Старт ру. Участие в таких Интернет-мероприятиях также развивает детей, т.к. материал конкурсов выходит за рамки изучаемой программы, дополняет и углубляет знания детей.
Как показывает практика, применение ИКТ позволило расширить возможности получения учебной информации, наполнить уроки новым содержанием. В результате более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится творческим, инициативным, активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности. У ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться.