МКОУ
«Средняя общеобразовательная школа №»
г. Юхнов Юхновского района Калужской области
Доклад на тему:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Подготовила учитель начальных классов Гордеева Наталья Николаевна
2021 год
Цель работы:
распространение опыта работы учителя по применению ИКТ.
(Слайд №1)Современная школа, призванная обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей; расширить активность социализации личности, обязана пересмотреть методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, на помощь пришли компьютерные технологии, которые расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.
(Слайд №2)Применение ИКТ на уроках усиливает:
-положительную мотивацию обучения;
-активизирует познавательную деятельность обучающихся;
-способствует повышению качества образования;
-качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
(Слайд №3)Основной целью применения ИКТ является:
- развитие мышления;
- формирование приемов мыслительной деятельности.
Использование компьютера освобождает учителя от рутинной работы на уроке: запись, стирание с доски. Делает его свободным в выборе наглядного материала. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не силой воображения, а с помощью компьютерных технологий, позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
(Слайд №4)Я работаю учителем двадцать один год. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
В течение трех лет я активно использую ИКТ в своей профессиональной деятельности. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. В своей работе я использую компьютерные технологии на каждом предмете.
(Слайд №5)
Математика
На уроках математики применяю компьютерные технологии. Составляю интересные игры для устного счета, например, «Зажги фонарики», (Слайд №6) « Цветочки», (Слайд №7) составление таблицы на сложение(Слайд №8) и.т.д., решение математических познавательных цепочек. (Слайд №9), (Слайд №10)Могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
Яркое анимированное оформление способствует более полному восприятию и запоминанию нового материала урока.
(Слайд №11)Русский язык
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разрабатываю мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, на разных этапах урока, например, на этапе – чистописание. (Слайд №12)
. (Слайд №13)Для развития интереса к урокам русского языка предлагаю ребятам творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме, но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.
. (Слайд №14)Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой правописания слов с безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными. Мне нравится, применять разнообразные дидактические приёмы: интересные рисунки, грамматические сказки. Но больше всего мне понравились тренажеры. . (Слайд №15) , (Слайд №16)Я их составляю сама, ищу в Интернете. Создаю папки по темам.
(Слайд №17) Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию.
(Слайд №18)Презентации я разрабатываю для применения в практической работе со словарными словами. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы. . (Слайд №19), . (Слайд №20)
Для проверки знаний у уч-ся разрабатываю тесты. (Слайд №21)
Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
(Слайд №22)Окружающий мир.
Вообще для уроков окружающий мир презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. (Слайд №23)Применение мультимедийных презентаций на уроках окружающего мира позволяют сделать уроки более интересными, включают в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. . (Слайд №24) . (Слайд №25) . Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.
(Слайд №26)Литературное чтение.
При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (Слайд №27)
( презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям).
(Слайд №28) Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.
(Слайд №29)В настоящее время в учебном процессе использую работу на интерактивной доске. Поделюсь опытом использования интерактивной доски на уроках в начальной школе.
Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока, организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Передвигать объекты на доске, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к классу.
Для работы с интерактивным комплексом на уроке используются:
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) профессиональных разработчиков;
ЦОР, созданные другими учителями;
собственные авторские ЦОР;
Расскажу о собственных ЦОР
Описание к Слайду № 30
Словарная работа "Птицы".
В этой работе представлены пять словарных слов. Можно использовать при повторении и как проверочную работу. В гости к уч-ся пришёл Кот в сапогах и принёс задание: «Отгадайте ребусы». (Кликаем на изображение героя и звучит музыка).
Слайд №31
Слова за шторкой. Открываем шторку. Работа в парах. Проверка словарных слов
Описание к Слайду № 32
Задание учащимся. Поезд двинется, если поставить вагоны по порядку. Для этого нужно составить предложение из слов.
Ученик выходит к доске и выполняет задание с помощью перетаскивания объекта. Когда предложение составлено кликаем на поезд и звучит музыка.
Описание к Слайду №33
На лес налетел ураган. (Кликаем на дерево – шум леса) С дерева сорвал листья и разбросал их на поляне. Угадай, какие листья упали с дерева. Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такой корень, как у дерева. Ученики выходят к доске « по цепочке» и выполняют задание с помощью перетаскивания объектов.
(Слайд № 34) Так же активно использую электронные приложения к учебникам:
1. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение».
2. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс»
3. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика. 2 класс»
4. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»
Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скурпулёзной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.
Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. (Слайд № 35)
Литература:
Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)
3.«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» Жукова Н.Н.
Журналы начальной школы 2012-2013 г.г.