kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования, предъявляемые к современному образованию, определяют не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование исследовательских умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самореализации креативных способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ


Требования, предъявляемые к современному образованию, определяют не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование исследовательских умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самореализации креативных способностей.

Мультимедиа технологии являются широко распространенным вариантом интенсификации образовательного процесса. Появление систем мультимедиа привело к революционным изменениям в образовании. Самым распространенным средством подачи информации является мультимедийный проектор и компьютер. Использование мультимедийных технологий позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и более доступным для восприятия школьниками визуально-вербальном виде.

Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Технология мультимедиа – особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.

Мультимедийные ресурсы отличаются от «не мультимедийных» прежде всего тем, что:

- данные (информация) хранятся и обрабатываются в цифровой форме с применением компьютера;

- они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.);

- их существенной особенностью является интерактивность – активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, из взаимовлияние. Пользователь может взять тот или иной Интернет-продукт, например, и тут же добавить в него свои материалы, тем самым выступая его соавтором, сотворцом;

- наличием гипертекста.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика – это существенное расширение возможностей самостоятельной работы – заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя – это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.

Готовясь к урокам, каждый раз думаешь, как сделать так, чтобы урок был незабываемым, как завлечь ребёнка, пробудить у него интерес к дальнейшему изучению материала, не «погасить огонёк» к получению новых знаний. Ещё 10 лет назад мы рисовали различные картинки, готовили перфокарты, тратя на всё это кучу бумаги, краски и больше всего времени и всё равно чего-то не хватало. Но благодаря современным технологиям мы можем внести не только в урок незабываемый материал, но и дать возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров усовершенствовать свои знания.

Именно способы повышения качества образования в ходе реализации ФГОС НОО и побудили меня к изучению этой темы. Считаю, что создание и использование электронных образовательных ресурсов актуальным в наш современный век, ведь мы всегда должны быть на шаг впереди своих детей, а как известно, современные дети на лету схватывают всё, что связано с информационными технологиями. Считаю, что изучение данной темы является актуальным для повышения качества знаний учащихся при проведении уроков и при подготовке к итоговой аттестации, так как использование ЭОР экономит время на занятиях, развивает интерес к обучению, материал является более наглядным и доступным даже для обучающихся со слабыми способностями.

Помимо этого при применении ЭОР повышается уровень профессиональной культуры учителя. Способствует снижению трудоемкости процесса контроля и консультирования учащихся. Развивается плодотворное сотрудничество учителя с учащимися. Повышается уровень функциональной грамотности учителя в сфере ИКТ. Учитель переходит от роли – транслятора знаний к роли учителя–тьютора. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной мной темы ВКР «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе».


В образовательной среде наибольшее распространение получили программы общего назначения, так называемые офисные пакеты, которые включают текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, программы для создания и демонстрации презентаций, а также графические пакеты.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самомпопулярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

Сеть предоставляет возможность воспользоваться и другими сервисами, такими как электронная почта, чат, рассылки новостей. Также существует возможность организации совместной работы удалённых пользователей. С помощью специального оборудования можно проводить аудио и видеоконференции. Средства ИКТ могут применяться в образовательном процессе с различной методической целью.

Для возбуждения интереса учащихся к обучению, концентрации внимания учеников применяются различные средства обучения. Ещё Яном Амос Коменским было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [16].

Традиционными средствами обучения являются учебные пособия, таблицы, модели, макеты, лабораторное оборудование и другие средства. Данные средства в процессе обучения способны влиять на мотивацию, умственное развитие, успешность всего обучения. Однако ни одно из них в отдельности, и все они в совокупности не имеют таких обширных дидактических возможностей, как средства ИКТ.

Рассмотрим наиболее значимые из этих возможностей.

1. Организация интерактивного диалога позволяет создать незамедлительную взаимосвязь между средствами ИКТ и пользователем. Интерактивность переводится как взаимодействие, влияние друг на друга. Это позволяет учащемуся организовать активное взаимодействие с системой, что позволяет каждому школьнику работать в режиме, удобном для него.

2. Визуализация данных предоставляет наглядное представление всевозможных изучаемых объектов и частей, из которых они состоят, процессов или модели этих процессов. Некоторые программы предоставляют показ процессов и объектов в макро и микромирах, детальное их изучение и показ картины в целом, причём другие средства не способны этого сделать. Также возможно графически представить всевозможные интерпретации закономерностей.

3. Моделирование реальных или виртуальных процессов и явлений, имитация работы лабораторных стендов, агрегатов и машин. Интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах в виде таблиц, графиков (например, моделирование процессов и явлений, протекающих при высоких или низких температурах, в космическом пространстве; создание предметной виртуальной среды для тренинга при подготовке к будущей профессиональной деятельности).

4. Возможность хранить большие информационные объемы в числовом формате. Причём возможно быстро её копировать, тиражировать, передавать на любые расстояния. Возможность автоматически собирать информацию, хранить, обрабатывать.

5. Автоматизировать процесс обработки больших объёмов данных, в том числе и числовых. Можно обрабатывать данные в режиме реального времени, получать результаты обработки, выводить их на экран компьютера или в твёрдую печать.

6. Автоматизировать процесс управления учебной деятельностью, а также осуществлять контроль качества обучения в виде тестов, тренировочных заданий. По средствам компьютерных сетей более мобильно осуществлять связь между всеми участниками образовательного процесса.

ФГОС третьего поколения предусматривают реализацию уникальных дидактических возможностей средств ИКТ. Они нацелены на повышение эффективности образования благодаря усилению наглядности, дифференцированному и индивидуальному подходу к учащимся, обеспечению единого и объективного контроля оценки знаний, умений и навыков.

Научно-технический прогресс, развитие технологий, глобальные перемены, которые происходят в обществе, оказывают огромное влияние на развитие педагогики как науки. Неизбежно происходит преобразование методов и форм обучения, педагогических технологий. Современные образовательные учреждения реализуют множество образовательных технологий. Любая такая технология – это симбиоз традиционных и инновационных подходов.

Современные методики должны быть разнообразными и гибкими, направленными на поддержку собственной активности ребёнка, учитывающими индивидуальные способности и потребности школьников. В них должна присутствовать достаточно частая смена видов учебной деятельности, ориентация на практическое применение, создание учебных ситуаций, близких к реальной жизни, умение применять полученные знания на практике.

Отдельно следует отметить использование информационно- коммуникационных технологий, которые способны, при определённых условиях, существенно изменить учебный процесс. ИКТ меняет роль учителя и формирует эгалитарные отношения между учителем и учеником. Учитель перестаёт быть единственным источником данных. ИКТ способствует повышению доступности новых знаний и образовательных программ за счёт реализации моделей дистанционного образования.

Влияние ИКТ на результаты обучения в меньшей степени зависят от наличия необходимой инфраструктуры (компьютеры и сопутствующее оборудование, доступ в Интернет), которая будет необходимым, но не достаточным условием. Ключевым является создание в учебном заведении информационно насыщенной среды, обеспечивающей реализацию принятых школой образовательных целей и педагогических подходов. В основе построения такой среды находятся несколько элементов: разнообразные цифровые учебные ресурсы, а также понятные учителю методики их использования в повседневной практике; гибкий график учебного процесса, позволяющий применять ИКТ как на уроках, так и в дополнительное время; мотивированные учителя, систематически использующие ИКТ в своей работе.

По-новому осуществляется и взаимодействие между учеником и средствами обучения. Такое взаимодействие происходит в разных режимах, обеспечивая предоставление информации, контроль за усвоением учебного материала, информационно-поисковую деятельность. Активными субъектами учебного процесса являются не только ученики и учителя, но и принципиально новое средство обучения, функционирующее на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Свободный доступ к различным информационным ресурсам способствует тому, что ученики самостоятельно могут выбирать нужную информацию, в соответствии с уровнем подготовки и образовательными интересами. Это приводит к решению одной из основных задач педагогики, индивидуализации учебной деятельности.

В новых условиях роль ученика как потребителя учебной информации меняется. Обучаемый, принимая решение, с одной стороны, оказывает управляющее воздействие на систему, а с другой стороны, он сам является объектом управления. Ученик получает возможность для самостоятельной информационной деятельности: поиска и анализа информации, ее обработки, продуцирования и передачи.

Опираясь на исследования специалистов, можно сказать, что стремительные темпы развития технологий влекут за собой постоянные структурные изменения форм информационного взаимодействия между педагогом и учеником, а также средствами ИКТ. Однако какова будет отдача от таких методов, зависит от многих факторов, таких как квалификация педагогических работников, готовность учащихся, а также наличие соответствующей методической литературы.

Современные компьютеры имеют высокую производительность и быстродействие, поэтому стало возможным создание программ, которые целесообразно и уместно использовать в учебном процессе. Такие программы одновременно могут включать все виды данных: текст, видео, звук, графику. Это позволяет одновременно воздействовать на различные каналы восприятия информации ученика: зрение, слух, чувства, это ведёт к динамическому развитию образа и позволяет ученику более продуктивно воспринимать информационные потоки.

Рассмотрим возможности таких систем:

· Интерактивная работа с системой позволяет обеспечить обратную связь, организовывая совместную деятельность учитель – компьютер – ученик.

· Визуализация данных и информации способствует восприятию информации через зрительный канал.

· Компьютерная анимация способствует усилению эмоционального воздействия и разрядке обстановки.

· Моделирование всевозможных объектов, процессов и явлений позволяет наглядно их продемонстрировать.

· Использование гипертекста позволяет осуществить быстрый поиск нужной информации, представляя возможность выбрать индивидуальную стратегию изучения материала.

· Возможность одновременно открыть несколько окон позволяет быстро сравнить информацию.

· Аудиосопровождение текстовой или графической информации позволяет направить информационные потоки по различным каналам восприятия информации.

· Цветовое представление информации – мощное средство эмоционального и психофизиологического воздействия, а также эффективный стимулятор обработки зрительной информации.

· Манипулирование информационными потоками позволяет наиболее качественно произвести повторение учебной информации

Дидактическими преимуществами использования мультимедийных технологий являются:

· Возможность смоделировать сложные явления и процессы, которые протекают в сложных условиях, явления микро и макромира, явления и процессы, имеющие долгую протяжённость во времени и т.д.

· Имитировать работу сложноорганизованных систем.

· Пошаговая организация процесса наблюдения за процессом или объектом, растяжение или сжатие во времени.

Дидактические возможности мультимедийных обучающих программ неразрывно связаны с гипертекстовой технологией. Гипер-текст (от англ.hypertext – сверхтекст) позволяет создать объединенную схему «учитель - персональный компьютер (ПК) - ученик».

В настоящее время все учебные заведения России подключены к глобальной сети Интернет. Это также даёт колоссальные возможности в обучении.

Рассмотрим возможности использования в учебном процессе основных асинхронных средств общения:

1. Электронная почта (e-mail) позволяет принимать и передавать информацию на большие расстояния. Причём это может быть текстовая, графическая, звуковая и др. информация. Электронное письмо возможно отправить как одному абоненту, так и сделать рассылку сразу нескольким абонентам. Можно работать как с сетью Интернет, так и с локальной школьной сетью. Для повышения уровня качества образовательных услуг электронная почта имеет ряд возможностей: организовать общение, недоступное для других, между учащимся и преподавателем, а также между преподавателем и родителями. Организовать реализацию метода проектов, включая как учительские, так и ученические коллективы, объединённые общностью интересов. Причём участники таких творческих мастерских могут жить в различных регионах страны или даже в разных странах

2. Списки рассылки (listsews) позволяют членам некоторой группы обмениваться сообщениями между собой, причём каждый из его членов имеет возможность посылать своё сообщение на общий адрес рассылки. Такое сообщение рассылается всем участникам группы автоматически на их электронные адреса. В образовании такие списки рассылки могут быть использованы учителями и администрацией учебных заведений для того, чтобы оповестить коллег о предстоящих конференциях, семинарах, а также быстро разослать методические материалы, приказы и другие официальные документы.

3. Электронные конференции или «электронные доски объявлений» (Usnet, NetMeeting) предназначены для обмена информацией пользователей глобальной сети. Для работы в электронной конференции нужно в глобальной сети найти нужную конференцию, свои сообщения можно посылать со своего почтового ящика, а также прочесть сообщения других участников. Всё это делается в удобное для пользователя время. Каждая конференция имеет своего модератора, в обязанности которого входит прослеживания тематик присланных сообщений. В системе образования данную услугу рекомендуют использовать при отсутствии прямого доступа к широкополосным системам связи. Даётся период, в течение которого происходит обмен информационными сообщениями, своими предложениями, откликами на мнение других участников, т.е. идёт диалог. Конференции можно использовать как всеобщий педсовет для учителей на определённую тематику, или для работы учеников нескольких школ над общим научно-исследовательским проектом.

4. Форум (forum) предоставляет возможность для обмена сообщениями на определённом сайте. Работать с такой формой общения достаточно просто. Обычно на сайте есть специальная форма для обратной связи, в которой пишутся сообщения и отправляются. Действия пользователей, соответствие содержания их сообщений общей тематике, соблюдение правил общения координирует модератор. При необходимости он может удалить оскорбительное или некорректно написанное сообщение. Участники заходят на форум в удобное для себя время и дают комментарии на интересные для них сообщения. Форумы зачастую используют в качестве пресс-конференций или обсуждая какие либо события.

Г.А. Кручинина в своей статье «ИКТ в деятельности преподавателя» обращает внимание на то, что «в современном образовательном учреждении педагог, который использует в процессе проведения уроков мультимедиа- проектор, электронную доску и компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегами, работающими только в рамках привычной «меловой технологии». При этом необходимо учитывать:

- уровень подготовленности и образованность учащихся, для которых читается такая лекция;

- профессиональную направленность учащихся (гуманитарная, естественно-научная);

- специфику учебной дисциплины;

- особенности конкретной темы;

- технические возможности для использования компьютерной техники в аудитории» [18].

Многие готовые пособия, которые внедряются в школьный курс, создаются для общего применения, без учета стиля преподавания конкретного учителя. Поэтому работающие творчески учителя начальных классов создают самостоятельные иллюстративные материалы к урокам, которые можно демонстрировать при помощи средств ИКТ. Наиболее простой и доступной программой для создания таких средств обучения является программа для создания презентаций. Это достаточно удобно, так как позволяет во многих случаях значительно сэкономить время. Например, при необходимости можно нарисовать какою-либо схему непосредственно на уроке. Слайды можно сделать красочными и яркими, выделить определённым образом элементы, на которые следует обратить особое внимание, можно наложить звук. Также при помощи презентаций можно создавать простые анимации. Это можно делать, например, во время объяснения нового материала. Это очень нравится детям младшего школьного возраста. В образовательных системах, по которым работают учителя начальных школ, достаточно много интересных решений для вовлечения детей в учебную деятельность, например, наличие динамических иллюстраций. Динамическая иллюстрация (анимация) – это программная реализация эффекта движения иллюстративного объекта. Анимация (от англ. аnimated – оживленный) – это технологически более высокая ступень, чем статическое графическое изображение.

Работая над заданиями учебника, дети вступают в диалог друг с другом и персонажами: Петей, Димой, Вовой, Катей. Но во время подготовки и при проведении уроков учителя все-таки могут столкнуться с некоторыми трудностями. Как использовать весь наглядный материал урока и поместить его на доске?

Например, на уроке по теме «Звук [ш], буква Ш, ш» ученики знакомятся со звуком и буквой Ш. Для объяснения нового материала хочется заставить персонажей урока двигаться, помогая детям понять преподаваемый материал. На помощь приходит технология MacromediaFlash – это программа, разрабатывающая флеш-анимацию.Flash-анимация – это создание небольших видео (мультфильмов) из уже готовых изображений или же фрагментов фильмов. Кроме того, что создание flash-анимации – увлекательнейшее занятие, оно ещё и может быть достаточно полезным. Анимированный (движущийся) баннер скорее привлечёт внимание, чем неподвижный. При создании флэш-роликов необходимо создать ключевые кадры, а программный пакет сам преобразует их в серию кадров, как в мультфильмах. Учитель в данной работе выступает в роли режиссера, который продумывает методику применения этой технологии на уроке, определяет основные действия компьютера и учеников. Данные флеш-ролики работают и интерактивно.

Флеш-анимацию можно использовать и на этапе актуализации знаний. Выполняется задание на уроке «Актуализация знаний. Восстановили знания о букве е, е обозначающей мягкость предшествующего согласного».

Учитель: Прошу внимания снова на экран!

-Прочитайте слова (на экране появляются слова и картинки этих слов) ел ели еловые.

-Что общего в этих словах? (Буква е).

-Где она стоит в слове? (В начале).

- Сколько звуков обозначает буква е в начале слова? (2 звука).

- А теперь среди них найдите лишнее слово? (Еловые). Слово перемещается на другую сторону экрана.

- По какому признаку вы его выбрали? (2 буквы е в начале и в конце).

- После какой буквы стоит вторая гласная е? (После буквы Ы).

- А какой это звук? (Гласный).

- Произнесите слово еловые по слогам. (Е-ло-вы-е). Слово разбивается на слоги.

- Сколько звуков обозначает буква е, когда стоит после гласного? (Тоже 2 звука).

Можно использовать игру «да/нет» для проверки правильности выполнения действий компьютером. А возможен другой вариант, когда не учитель, а ребята подводят изображение звуков под картинки.

Ожившая картинка может помочь на уроке, на котором дети знакомятся с, например, буквой В, в. Детям предлагается посмотреть мультик и сказать сколько слов они услышали, которые начинаются на букву В, в.

В первом классе на уроках обучения грамоте можно создавать анимации, демонстрирующие процесс написания букв. Это позволяет учителю комментировать данный процесс, а дети лучше запоминают, как писать буквы.

Можно организовать работу над подобным заданием самостоятельно, а проверить ответ при помощи компьютера. Получается очень наглядно, и те учащиеся, которые неверно написали букву, быстрее понимают, где они совершили ошибку.

Содержание курса при изучении букв и звуков служит особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков обучения грамоте. Используя ИКТ при изучении данного материала, можно наиболее полно и легко развивать у учащихся наглядно-образное мышление. Роль практической деятельности учащихся особенно высока. Целесообразно построить мультимедийное сопровождение так, чтобы оно не заменяло, а органично дополняло практическую деятельность учеников, показывая им, как правильно держать, например, ручку. Можно создать флеш-ролик с моделированием игровой ситуации. При этом умная программа не даст ученику неправильно написать букву. Для закрепления умений в ролик можно внести несколько игровых персонажей.

В презентациях можно смоделировать различные действия, которые учителю сложно, либо вообще невозможно продемонстрировать в реальности.

Применение на уроках обучения грамоте в начальной школе ИКТ способствует развитию навыков самоконтроля и контроля. Компьютерное тестирование позволяет быстро, точно и беспристрастно оценить уровень знаний каждого учащегося. Существует достаточное количество программ, которые позволяют учителю самому составлять тесты. Такие программы обладают большим спектром функциональных возможностей. Например, можно поставить различные режимы работы: тренировочный, экзаменационный. Можно поставить ограничения по времени как для ответа на каждый конкретный вопрос, так и для теста в целом. Есть возможность формирования базы ответов на тесты для последующей обработки и мониторинга.

На уроках обучения грамоте целесообразно использовать различные тренажеры для отработки навыков письма.

Как известно, именно в начальной школе вместо игровой деятельности основной становится учебная деятельность. Многие учащиеся такую перемену переносят с трудом. Применение в учебной деятельности информационных технологий позволяет сделать переход более плавным, совмещая игровую и учебную деятельность в одном программном продукте.

Г.А Кручинина обращает внимание: «Использование информационно- коммуникационных технологий в различных видах деятельности преподавателя способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня их методической и научно-исследовательской работы».

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». «Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики» [28].


Психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

«Задача современной школы может быть сформулирована как достижение новых образовательных результатов, понимаемых как изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем» (А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков, О.Е. Лебедев и др.).

Такой подход к проблеме личностных достижений учащихся отражён в новых ФГОС [2]. Он исходит из того, что для исследования личностного роста ученика необходимо учитывать динамику его личностного развития.

При таком подходе для определения достижений школьника необходимо проводить систематический мониторинг личностных приобретений, его индивидуального продвижения в образовательном процессе.

Важнейшим фактором обучения учащихся является учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

Поэтому необходимо рассмотреть особенности высших психических процессов детей младшего возраста: памяти, восприятия, внимания, мышления.

Восприятие – это активный процесс синтеза ощущений с помощью представлений и индивидуального опыта.

Дети младшего школьного возраста ещё не каждый раз могут воспринимать в предмете главное, отделять его от подробностей и деталей. Общий образ предмета может быть неясен, это может служить причиной ошибок при восприятии похожих объектов или их картинок.

Наблюдая за детьми младшего школьного возраста, можно отметить, что их восприятие ещё имеет наглядно-действенный характер. Общаясь с объектом, ребёнок старается потрогать его, подержать в руках, осмотреть со всех сторон. Хотя младшего школьника влечёт все новое и яркое, но он уже умеет открывать новые свойства знакомых объектов. Восприятие ребёнка начинает быть осмысленным, управляемым, интеллектуальным.

Приобретение детьми знаний, умений и навыков начинается с восприятия. Поэтому, чтобы обучение ребёнка проходило успешно, чтобы он добился в нём успехов, родителям и учителям нужно изучить особенности восприятия ребёнка: целостность, предметность, осознанность.

Память – это процесс отражения личного опыта человека, который проявляется у него в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Детская память характеризуется тем, что они достаточно легко запечатлевают явления и объекты окружающей действительности.

На всём протяжении младшего школьного возраста у ребёнка преобладает непроизвольная память. Память младшего школьника зависит от яркости и эмоциональной привлекательности материала.

Именно младший школьный возраст характеризуется завершением постепенного перехода от непроизвольного и непосредственного внимания к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. Переход от непроизвольной к произвольной памяти состоит из двух этапов. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т. е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемонические действия и операции.

Внимание – это умение концентрироваться на каких-либо объектах или деятельности при отвлечении от всего другого. Внимание бывает произвольным или непроизвольным, говоря другими словами, преднамеренным или непреднамеренным.

В младшем школьном возрасте происходит переход от неволевого к волевому вниманию, дети учатся управлять вниманием, направлять его на нужные явления и объекты. Устойчивость внимания при занятии ребёнком интеллектуальной деятельностью значительно возрастает.

Согласно О. Ю. Ермолаеву, «на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий».

Мышление является высшей формой отражения мозгом окружающего мира, сложным познавательным процессом, свойственным только человеку. Различают три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно- образное и абстрактное.

У младших школьников соединяются основные процессы высшей нервной деятельности: речь, мышление, память, восприятие и внимание. Познавательные процессы опираются на симбиоз внешних и внутренних процессов, которые отражаются на единую интеллектуальную деятельность.

Психолог А. И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что «краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко – это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют» [32].

Задачей педагога, работающего с этой возрастной категорией, является обеспечение условий, способствующих развитию самостоятельности ребёнка, творчества, инициативы. Он должен всё время создавать такие ситуации, которые побуждают детей применять накопленные умения и знания. В процессе обучения педагог должен ставить перед учениками задачи всё большей сложности, создавать ситуацию успеха, подбирая задачи в поле ближайшего развития ребёнка, развивать волю, стимулировать на доведение начатого дела до завершения.

Педагог должен стремиться к достижению следующих целей, способствующих развитию личности ребёнка:

· реализовать единство внешней и внутренней стороны процесса обучения;

· в процессе занятия постоянно менять виды деятельности, добиваясь постоянной заинтересованности детей и всестороннего развития их личности;

· разнообразить и обогащать учебный материал, которым овладевают дети;

· организовывать многосторонне, разнообразное, насыщенное общение детей между собой;

· побуждать детей к активной познавательной деятельности, оживляя занятия элементами занимательности, используя воздействие средств искусства, развивая навыки коллективного анализа, применяя индивидуальные задания.

Рассмотрим психолого-педагогические особенности учащихся конца младшего школьного возраста.

Когнитивные, т.е. познавательные процессы этого возраста, имеют две стороны, качественную и количественную. Количественные изменения выражаются в том, что школьники решают интеллектуальные задачи более эффективно и быстро в сравнении с предыдущими возрастными периодами. Качественные изменения происходят во всей структуре психических познавательных процессов. Развивается мышление, ученик приобретает умение оперировать гипотезами, проводить анализ абстрактных идей, искать ошибки в логически рассуждениях. Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Основная особенность развития чтения у учащихся конца младшего школьного возраста выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Активно развиваются творческие способности детей данного возраста, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Педагогическое сообщество видит необходимость ориентации образования не только на социально-общественные и государственные потребности, но и на потребности и возможности самого ученика, образовательные запросы его и его семьи. Поэтому столь важным становится вопрос о необходимости отслеживать индивидуальные достижения ученика впроцессе освоения знаний, умений и навыков, личную траекторию роста каждого школьника.

Все исследователи данной проблемы сходятся во мнении о важности контроля и оценивания всех сфер, которые характеризуют ребёнка, однако различно трактуют определение структуры достижений учеников.

О.Е. Лебедев [8] говорит о том, что оценка достижений учеников опирается на четыре основных компонента: уровень академической успеваемости учащегося; коммуникативные умения ученика; познавательная, творческая активность школьника; личностные социальные достижения, которые есть у ребенка как в школе, так и за её пределами.

Е.В. Бондаревская [3] в рамках личностно-ориентированного образования опирается на следующие составляющие достижений учащегося:

- мировоззренческий или ценностный компонент, который определяет в ученике систему ценностей;

- культурологический компонент, другими словами, в какой степени ученик владеет культурой поведения;

- компонент социализации, т.е. какой общественный опыт, опыт поведения личности как гражданина есть у школьника;

- личностный компонент, который подразумевает, в какой степени развиты у школьника самоконтроль, самопознание, самоорганизация;

- природосообразный компонент, который показывает физическое развитие, здоровье ученика.

М.С. Каган [14] выделяет следующие потенциалы сторон личности, с точки зрения деятельностного подхода: гносеологический (познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный, художественный.

Для формирования выпускника младшей школы, обладающего вышеперечисленными свойствами, федеральные государственные общеобразовательные стандарты нового поколения предлагают метапредметный подход. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире. Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Для применения любого подхода в образовании учителю важно знать уровень работоспособности класса. При одной и той же нагрузке дети одного возраста значительно отличаются друг от друга усидчивостью, утомляемостью. Учитель замечает, что одни учащиеся младшего школьного возраста с успехом и интересом работают весь день, а другие едва высиживают два урока.

Индивидуальные особенности учащегося, в том числе и работоспособность, зависят от различного числа факторов. На первом месте в числе этих факторов стоит физическое развитие учащегося, индивидуальные способности высшей нервной деятельности, эмоциональное состояние, состояние здоровья ребёнка и др.

Согласно исследование специалистов, примерно пятьдесят процентов учеников младшего школьного возраста обладают средним уровнем работоспособности, который обеспечивает им хорошее усвоение материала, представленного педагогом на уроке. Двадцать процентов детей, однако, имеют низкий уровень работоспособности, а тридцать процентов – высокий. Уровни начальной работоспособности детей имеют большое значение для понимания учителем, каким образом происходит утомление учеников. При построении урока следует учитывать, что дети с низким уровнем работоспособности утомляются достаточно быстро, даже при непродолжительной по времени и интенсивности работе. Обладающие высоким и среднем уровнем учащиеся утомляются лишь в случае длительной и интенсивной работы.

Для того, чтобы учитывать динамику работоспособности в процессе учебных занятий, необходимо знать, какие существуют типы индивидуальной дневной динамики работоспособности. По динамике изменений в течение дня можно выделить:

I . Ровный, по-другому, устойчивый тип работоспособности. Данный тип работоспособности может проявляться при всех трех уровнях работоспособности: низком, высоком или среднем.

II. Первая половина дня отличается высоким ровным уровнем, однако в середине дня происходит резкое снижение уровня работоспособности.

III. С утра до середины дня уровень работоспособности постепенно снижается и во второй половине остается стабильным.

IV. С утра до вечера медленное непрерывное снижения работоспособности.

V. Исходный уровень в начале дня средний либо низкий, постепенно увеличивается к концу дня.

VI. Исходный низкий или средний уровень работоспособности до середины дня увеличивается и остается до конца дня стабильным.

VII. Постепенное повышение уровня работоспособности с утра до вечера.

VIII. С утра до середины дня происходит постепенное увеличение работоспособности, а с середины дня до вечера постепенное снижение.

IX. С утра до середины дня постепенно работоспособность уменьшается, а с середины дня до конца дня увеличивается.

Разумеется, учитель не может, да и не должен определять тип работоспособности каждого ребенка, но знать, что вариантов достаточно много, что они различны, необходимо. Это поможет не только правильно построить урок или занятие, но и найти более адекватный подход к разным ученикам.

Устойчивость работоспособности зависит также в большой степени и от особенностей высшей нервной деятельности школьника.

Дети, обладающие подвижным, но уравновешенным и сильным типом нервной деятельности, то есть сангвиники, обычно являются активными, энергичными, с вниманием слушают учителя, быстро включаются в работу на уроке, хотят участвовать в диалоге, знают ответы на вопросы, легко переносят смену видов деятельности, переключение на новый тип действий. Они достаточно продолжительное время сохраняют такую форму и не утомляются.

Дети, которые являются холериками, то есть обладают инертным, но неуравновешенным типом нервной деятельности, отличны от других своей реактивностью, нетерпением, несдержанностью. Им достаточно сложно переключиться с одного вида деятельности на другой.

Флегматики являются обладателями уравновешенного, однако инертного типа высшей нервной деятельности. Они трудно и долго включаются в работу, им сложно сосредоточить внимание на объекте исследования. Однако, включившись в работу, они могут долго и сосредоточенно работать, охватывая вниманием все мелкие детали и подробности.

Меланхолики, обладающие слабым типом высшей нервной деятельности, самые сложные в отношении работоспособности. Их очень трудно вовлечь в работу, они часто отвлекаются, не умеют работать. Стараются быть незаметными как на уроках, так и на переменах.

Типы высшей нервной деятельности своих учеников учителю нужно обязательно учитывать при построении любого занятия, стараясь вовлекать в работу всех, обращая особое внимание на детей со слабым типом нервной деятельности.

Очень большое значение для развития процессов высшей нервной деятельности, таких как память, внимание и др., а также работоспособности, играет мотивация, т.е. интерес учащихся к той работе, которую он выполняет. Учителям известно, что младших школьников заинтересовать непосредственно самой учебной деятельностью достаточно сложно. Однако если у ребенка проявился интерес, то и результат не заставит себя ждать. Следует обязательно учитывать, что сами по себе интересы у детей младшего школьного возраста не поддерживают учебную деятельность в целом. Причем у некоторых детей даже к концу начальной школы не развивается способность к преодолению трудностей, которые возникают в процессе учебной деятельности. Такая способность не развивается потому, что учащихся ориентируют не на саму учёбу, как интересный и увлекательный процесс, а только на конечный результат, получение оценки. Дети настраиваются не на творческую, активную работу, а замечают волю случая: «спросят - не спросят».

Задача школы и родителей – как можно раньше формировать у ребёнка интерес к процессу учения как таковому, а не только к оцениванию результатов работы. Иначе уже у первоклассников к концу первого полугодия желание учиться и даже посещать школу резко падает.

Следует также рассмотреть не только «внутренние», связанные с самим ребёнком факторы, которые влияют на развитие ребёнка, но и «внешние», так сказать, зависящие от среды. И одним из основных таких факторов является соблюдение учащимся режима дня.

Удивительно, но, когда речь идет о рациональной организации режима дня школьника, и родители и учителя считают этот вопрос несущественным, не требующим специального внимания. При этом нерационально организованный режим ведет к резкому снижению работоспособности и неблагоприятной динамике.

Что же такое рационально организованный режим дня? Во-первых, это точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка. Во-вторых, достаточный отдых на свежем воздухе. В-третьих, регулярное и полноценное питание. И наконец, достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну. Обязательна при этом и правильно организованная двигательная активность ребенка. Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьников должны, прежде всего, родители, но и учитель не должен оставаться в стороне: он может и обязан объяснить и родителям, и детям необходимость такого режима, он может и должен контролировать его выполнение.

Рассмотрим требования СанПиН для начальной школы.

В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей (законных представителей). Прием в учреждение детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет.

Прием детей в 1-е классы проводят с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Продолжительность учебного года для обучающихся 1-х классов составляет не более 33 недель, для обучающихся 2-11-х классов - не более 34 недель без учета сроков итоговой аттестации. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном графике целесообразно предусмотреть равномерное распределение периодов учебы и каникул: 5-6 недель учебы чередуют с недельными каникулами.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60-80 %.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках проводят физкультминутки и гимнастику для глаз.

На уроках, преимущественно связанных с интеллектуально- статической деятельностью обучающихся (за исключением контрольных работ), необходимо чередовать различные виды учебной деятельности. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах составляет 7-10 минут, в 5-11 классах - 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги составляет не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5- 11 классов.

После использования средств информационно-коммуникационных технологий, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока с использованием средств ИКТ - физические упражнения для профилактики общего утомлении.

Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся в I - IV классах составляет 1 урок, в V - VIII классах - 2 урока, в IX - XI классах -3 урока.

Изображение на экране монитора должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один обучающийся. Одновременное наблюдение нескольких обучающихся за изображением на индивидуальном мониторе не должно превышать 5 минут.


На сегодняшний день в арсенале учителя начальных классов имеется достаточно много разнообразных технических и программных средств ИКТ, способствующих более качественному преподаванию любого предмета, в том числе, обучению грамоте.

В связи с вступлением человечества в эпоху информационного общества одной из основных задач учителя, в том числе и учителя начальныхклассов, является не просто передача готовых знаний ученику, а обучение учащихся компетенции работы с необходимой информацией.

Информационные технологии могут использоваться на всех этапах урока: при изучении нового материала, повторении, закреплении изученного, контроле знаний, умений и навыков.

При объяснении нового материала очень важно сопровождать рассказ учителя наглядным материалам. Как было сказано ранее, лучше всего младшие школьники воспринимают графический, яркий материал. Для организации иллюстрации учебного материала подходит компьютерная презентация, когда каждый этап объяснения нового материала подкреплен иллюстрированными примерами. Такой способ позволяет заострить внимание учащихся на наиболее значимых моментах учебного материала.

Закрепление изученного материала также можно провести, используя различные программы и средства ИКТ. Для этого разработано большое количество тренажёров, которые содержат задания различного уровня сложности, описание алгоритмов действия, подсказки, справочные материалы.

Например, тренажер с использованием анимации. Так на уроке закрепления изученного материала по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» можно использовать мультфильм с пингвинами, которые, если ребенок затрудняется, переносят гласные буквы и ставят их в нужное место. Ребенок также может самостоятельно переносить буквы.

При проверке знаний учеников можно использовать разнообразные тестовые программы, которые условно можно разделить на две категории: с выбором ответа из данных и вводом собственного ответа. Хорошие тестовые оболочки позволяют включать ответы как одного, так и другого вида. Когда учащимся предлагается тест с выбором ответа, то это не требует большого умения работать с компьютером, а также требует минимум времени на прохождение теста. Такие тесты можно предлагать учащимся уже в конце первого класса.

Если ученику нужно самостоятельно вводить ответ, то от него требуются более глубокие знания в области ИКТ. Тест должен проверять именно знания по обучению грамоте, а его выполнение на компьютере не должно вызывать никаких дополнительных проблем и волнений. Поэтому предлагать тесты такого вида следует уже более подготовленным ученикам начальной школы.

Для учителя использование компьютерных тестов достаточно удобно. Это позволяет быстро провести контроль знаний. Увидев, какие ошибки чаще всего делают ученики, сколько времени требуется на выполнение того или иного задания и т.д., учитель делает необходимые выводы. Чисто технически мониторинг проводит тестовая оболочка.

В качестве домашнего задания можно предлагать ученикам найти дополнительную информацию, например, о первом алфавите, ученых-грамотах и т.д. В 4 классе можно предлагать детям сделать небольшую мультимедийную презентацию.

ИКТ целесообразно применять и во внеурочной деятельности. Это обеспечивает:

· повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

· активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

· углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (для этого можно использовать, например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники);

· усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

· закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

· формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

· повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

· осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

· развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.



Множество готовых программных продуктов для использования при обучении грамоте можно найти в сети Интернет в большом количестве. Поэтому учителю необходимо уметь самостоятельно провести диагностику программных средств и выбрать подходящее для себя и своих учащихся, опираясь на собственный опыт и возможности класса.

Младшими школьниками усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношения с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

В начальной школе можно использовать информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении и систематизации знаний, при контроле усвоения пройденного материала.

Применяется:

- Использование электронных физминуток.

- Использование электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия на уроках обучения грамоте. Учебный курс «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» создан при участии ведущих педагогов-практиков, методистов, психологов и дизайнеров. В состав УМК вошли мультимедийные учебные пособия: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» для 1 – 4 классов. Весь учебный материал проработан с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, поэтому задания не содержат ни одной страницы голого текста – только видеоизображения и анимированные интерактивные тренажеры, что значительно повышает интерес ребенка к изучаемому материалу, позволяет легко и прочно усваивать материал школьной программы, развивать логическое мышление. Уроки представлены в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Яркая проиллюстрированность всех тем и задач не вызовет у ребенка сомнений, что это красочная компьютерная игрушка, а не учебник, каким на самом деле является.

- Использование CD-дисков на уроках обучения грамоте.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются: комбинированный урок, урок – контроль и коррекции, урок совершенствования знаний и умений.

Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей начальной школы предполагают 3 формы обучения: фронтальная форма, групповая форма, индивидуальная форма обучения.

Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности:

- ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;

- обсудить просмотренный материал с классом;

- совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;

- индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме;

- выполнить некоторые задания в группах или парах.

Объяснение нового материала

На этом этапе важен предварительный подбор мультимедийного материала по теме. Детям можно представить готовую презентацию к данной теме урока или озвученную анимацию, предложить рассмотреть схему или таблицу, можно дать проблемное задание, в ходе выполнения которого под руководством учителя будет разъяснен новый материал. Использование проектора, интерактивной доски при объяснении нового материала позволяет усилить наглядность.

Закрепление и систематизация знаний

Мультимедийные материалы по изучаемой теме подбираются таким образом, чтобы обеспечить учеников достаточным количеством интерактивных заданий и упражнений. Предусмотрена организация индивидуальной и групповой работы на уроках с использованием ИКТ.

Тренажёры и игры просто необходимы для учителей первых классов, так как с помощью этих пособий дети знакомятся с соответствующими буквами, у них формируются начальные навыки.

Основные условия, определяющие эффективность использования медиаобразовательного материала в начальных классах можно свести к следующим положениям:

- используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям, то есть должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников;

- для достижения педагогического эффекта использования дидактического материала на любом носителе в медиаобразовательных целях должно быть систематическим в течение всего года;

- использование такого материала на уроках представляет собой новую нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников. Предъявление, в частности, экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьёзной работы;

- учитель должен подходить очень аккуратно к отбору материала (особенно видеоматериала), предлагаемого для работы с ним на уроке, не только по содержанию, но и по объёму.

Контроль усвоения пройденного материала

Организация самостоятельных работ на основе мультимедийного материала (тесты), графические или текстовые документы.

Использование тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

В качестве примера можно рассмотреть следующие программные продукты.

Программное обеспечение «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Кирилла и Мефодия» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. Уроки Кирилла и Мефодия «Начальная школа» – незаменимые помощники при подготовке к обычным школьным урокам. Их цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания.

Для управления процессом обучения при работе с мультимедийными уроками на каждом слайде присутствуют панель диагностики, персонажи, кнопки «проверка», «повторить», «работа с кистью», «чудо тряпка», а также такие значки, как «ловушка».

Панель диагностики расположена на каждом слайде урока сверху и имеет: горизонтально расположенные кружки-смайлики.

Их количество равно количеству заданий в уроке. От задания к заданию можно переходить, щелкая по этим кружкам. Смайлик, выделенный белой окружностью – обозначает тот слайд, который в данный момент находится на экране.) Кружки отличаются цветом. Если задание выполнено верно, кружочек с его номером станет зеленого цвета, если неверно – то красного. Серые смайлики – еще не пройденные задания, а желтые – это знаки слайдов анимации или медиалекций, на них нет никаких заданий, а расположены материалы, объясняющие правила или просто предназначенные для прослушивания.На слайдах уроков присутствуют персонажи. Персонажи выполняют в упражнениях роль учителя и помощника. Они дают ученикам задания и проверяют правильность их выполнения. Чтобы послушать объяснение, ребенок должен подвести курсор к персонажу и нажать на него.

Сова – персонаж уроков математики.

Летучая мышь Степка – персонаж уроков русского языка.

Инопланетянин Космик – персонаж уроков окружающего мира.

После того, как ученики выполнили предложенное задание, они должны нажать на кнопку «проверить».

На уроках математики эта кнопка выглядит как «зеленая галочка».

На уроках русского языка – как пенек.

После нажатия на кнопку проверки персонаж дает оценку выполнению задания: похвалит, если все сделано, верно, или предложит подумать еще, если была допущена ошибка.

Повторить

Если в процессе выполнения задания ребенок решил, что хочет все «стереть» и начать сначала, он должен нажать на кнопку повтора.

На уроках математики эта кнопка выглядит как дверь.

На уроках русского языка как указатель со стрелками.

Работа с кистью

В некоторых заданиях ученикам предлагается раскрасить картинку или закрасить выражение. Чтобы закрасить что-то, нужно сначала взять кисточку, щелкнув по ней. Потом обмакнуть кисточку в краску, щелкнув по нужной краске. Кончик кисточки изменит цвет. После этого можно закрашивать то, что требуется. После выполнения задания, нужно положить кисточку на место.

Чудо-тряпка

На уроках математики есть задания, в которых нужно расставлять объекты на доске. Если ученик допустил ошибку, он может стереть все записи на доске при помощи чудо-тряпки или губки и выполнить задание еще раз.

Ловушка

Значок «ловушки» ставится в том случае, если задача не имеет решения, на то место, где должен быть ответ.

УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» реализуются действенные стимулы учебной деятельности – это и одобрение и похвала со стороны сказочных персонажей. Важным является и тот факт, что за неправильное выполнение того или иного задания не применяются штрафы. Включение УМК в уроки позволяет быстро подготовить и организовать работу учащихся на разных этапах урока:

Актуализация знаний (учитель может использовать отдельные задания уроков).

«Открытие» нового знания (учитель может представить учащимся готовую медиалекцию или озвученную анимацию, предложить рассмотреть схему или таблицу, может дать проблемное задание, в ходе выполнения которого под руководством учителя будет разъяснен новый материал).

Первичное закрепление (мультимедийные материалы по изучаемой теме подбираются таким образом, чтобы обеспечить учеников достаточным количеством интерактивных заданий и упражнений).

Включение в систему знаний и повторение (интерактивные задания по отработке умений и закрепления знаний).

Уроки Кирилла и Мефодия «Начальная школа» - незаменимые помощники при подготовке к обычным школьным урокам. Их цель - помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания.

Игры-презентации

Наряду с традиционными методами обучения эффективным методом подготовки к обучению грамоте являются компьютерные игры, созданные в программе MicrosoftPowerPoint. С их помощью возможно формирование у младших школьников ориентации в звуковой стороне слова, закрепление умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополнять и активизировать словарь, совершенствуя звуковую культуру речи, развиваю связную речь.

Огромным преимуществом применения игр – презентаций в работе с младшими школьниками является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить достаточно большой объем информации (текстовой, графический, звуковой). Такие игры позволяют внести в занятие новизну, элементы игры, младших школьников привлекает звук, движение, анимация. С помощью игр – презентаций развивают у младших школьников познавательную активность, улучшают произношение, расширяют активный словарь, углубляют интерес к языку.

Вторым преимуществом использования программы MicrosoftPowerPoint считаем доступность. Создание игр – презентаций не требует углубленных знаний и навыков программирования, их достаточно просто сделать.

Следующим преимуществом игры – презентации является ее мобильность. При необходимости можно внести изменения в содержание презентации за короткое время. Для игры можно использовать ноутбук.

Использование интерактивных презентаций, в которых младшие школьники выполняют интересные задания обучающего характера, а в награду получает различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся им.

Предъявление информации на экране вызывает у младших школьников огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

Игры-презентации, возможно, использовать в различных формах: индивидуально, с подгруппой и как часть занятия.

Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.

При использовании игр-презентаций повышается мотивационная готовность младшего школьника, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии используются в работе с младшими школьниками при соблюдении физиолого-гигиенических требований. Игры-презентации создаются как самостоятельно, так и возможно найти их в сети интернет.

Тренажёры для чтения слогов и слов

Интерактивный тренажёр «Котёнок учится читать»

Интерактивный тренажёр «Незнайка учится читать»

Интерактивный тренажёр «Чиполлино учится читать»

Интерактивный тренажёр «Гномы учатся читать»

Интерактивный тренажёр «Мотыльки учатся читать»

Интерактивный тренажёр «Учимся читать слоги с буквами т, р, л, н, с, к»

Интерактивный тренажёр «Учимся читать слоги с буквами в, п, б, р, л, к»

Интерактивный тренажёр «Учимся читать слоги с буквами н, с, т, р, л, к»

Интерактивный тренажёр «Учимся читать слоги с буквами в, п, к, с, л, р»

Развивающие игры

Развивающие игры «Прочитай по первым буквам»

Развивающая игра «Прочитай по первым буквам». Часть 1 «Слова из 3-х букв»

Развивающая игра «Прочитай по первым буквам». Часть 2 «Слова из 4-х букв»

Развивающая игра «Прочитай по первым буквам». Часть 3 «Слова из 5-и букв».

Игры и викторины с буквами

Игра «Буква за буквой» Часть 1

Интерактивная викторина с буквами

Игра на внимание «Найди гласные буквы»

Дидактическая игра «Насекомые. Собери слова»

Интерактивные игры с применением технологического приёма «Пазл»

Дидактическая игра танграм «Птицы»

Дидактический материал «Угадай сказку» (1-4 класс)

Интерактивная игра «Загадки от Бабы Яги»

Интерактивная игра «Лиса в русских народных сказках»

Дидактическая игра «Русские народные сказки».

Несколько слов об электронном приложении к учебнику «Русская азбука».

Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» является составной частью учебно-методического комплекта по обучению грамоте и развитию речи детей в начальной школе В.Г. Горецкого. Основной элемент организации материала электронного приложения – электронная демонстрационная таблица с выделенными активными зонами. Каждая из выделенных активных зон содержит задания, анимации, интерактивные модели, схемы. Электронное приложение интегрировано в методическую систему УМК, что позволяет значительно расширить и дополнить содержание урока и облегчить совместное использование электронного приложения с другими составными частями комплекта. Электронное приложение поможет учителю провести интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов и повысить уровень мотивации учащихся. На сегодняшний день учебно-методический комплект по обучению грамоте и развитию речи включает учебник «Русская азбука», методические рекомендации, прописи, демонстрационные таблицы к учебнику и электронное приложение, созданное на основе этих таблиц.

Работать в программе легко и комфортно. Она имеет интуитивно понятный интерфейс. Ребенку предоставляется возможность работать в собственном темпе. Ребенок не боится совершать ошибки, так как их легко исправить. Программа позволяет проконтролировать уровень знаний.

Приведу несколько примерных заданий с использованием электронного приложения к учебнику «Русская азбука».

Блок 1

1. Знакомство со звуком [а]. (По картинке АИСТ).

Педагог задаёт вопросы к рисунку АИСТ: «Кто решил полакомиться лягушками? Произнесите слово по слогам. (А-ист.) Произнесите первый слог. Что вы можете про него сказать? (Он состоит из одного звука [а].) Сколько звуков вы слышите во втором слоге? ([и], [с], [т] — три звука.) Слышите ли вы во втором слоге звук [а]? (Нет.) Подумайте, есть ли во втором слоге слог-слияние?» (Нет.Здесь все раздельные звуки).

2. Звуко-буквенный анализ слова, определение слоговой структуры, составление звуковой схемы.

Педагог просит составить звуковую схему к слову АИСТ. Далее обращается к детям: «Произнесите слово полностью и определите ударный слог. (Показывают на схеме. Ударный первый слог.) Какой звук ударный? (Ударный звук гласный [а].) Что мы узнали про гласный звук? (Он может быть ударным и может один образовать целый слог. Звук [а] образовал первый слог.) Как слышится ударный гласный звук? (Ударный гласный звук всегда слышится чётко, ясно [а].) С каким звуком мы познакомились и что интересного о нём узнали?».

Педагог делает вывод: «Мы познакомились с гласным звуком [а]. Один гласный звук может образовать целый слог. Гласный звук может быть ударным и безударным. Ударный гласный звук слышится чётко и ясно. В слоге-слиянии согласный звук произносится твёрдо, если за ним следует гласный звук [а]. Звук мы слышим и произносим!»

3. Работа со звуковыми схемами.

Педагог: «Произнесите название предметов и составьте звуковые схемы к словам: арфА, аист, гитара, труба, цапля, маргаритки».

Блок 2

1. Пишем буквы А, а.

Педагог: «Мы с вами научились произносить звуки, слоги, слова и предложения. Но мы очень хотим научиться писать. Для этого существуют БУКВЫ. Для обозначения звука [а] на письме существуют две буквы – заглавная А и маленькая а. Почему же две буквы обозначают один звук? С заглавной буквы будем начинать писать предложения или имена людей, а в середине слова и в начале слова пишутся маленькие буквы. Обратите внимание, заглавная буква занимает две клеточки в высоту и полностью занимает клеточку в ширину. Маленькая же буква занимает лишь одну клеточку в высоту и прижимается к правой стороне клетки так, чтобы не мешать предыдущей букве».

Дети тренируются в печатании отдельных букв в тетради для печатания.

2. Работа со схемой предложения.

Педагог: «Запишите схему предложения, расставьте гласные буквы, а вместо незнакомых букв поставьте знак звёздочку».

Ах, как играла арфа!

А*, *а* ***а*а а**а!

Игра-ребус «Цветы».

- Ах, вокруг цветы, цветы небывалой красоты!

Педагог задает вопросы детям: «Какие цветы изображены вокруг вопросительного знака? Как вы думаете, что у нас хочет спросить вопросительный знак? (Какой цветок лишний?) По какому признаку мы будем рассматривать цветы? (Есть ли в названии цветка новый гласный звук [а].) Произносите названия цветов чётко, ясно. Слушаем звуки. (ИРИС — лишний цветок, в его названии нет гласного звука [а].) На какие ещё группы можно разделить эти цветы? По какому признаку?» (Где они растут.Тут садовые и лесные цветы).

Блок 3

1. Педагог: «Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Укажите предметы, в названии которых слышим звук [а]».

- Кто пришёл на речку? (На речку пришла цапля).

- Что увидела цапля на берегу реки? (Она увидела здесь плакучую иву. Рядом рос камыш. Из воды торчали камни).

- Что решила сделать цапля? (Цапля решила половить рыбку).

- Что придумали рыбка и рак? (Рыбка и рак спасли червяка и уплыли).

- На картинке укажите предметы, в названии которых слышим звук [а].

2. Педагог просит детей составить самостоятельно рассказ по предложенным сюжетным картинкам. (Дети выполняют).

3. Далее педагог предлагает детям прочитать текст (для читающих детей). В тексте сложные слова разделены на слоги.

Однажды цапля пришла на речку.

На берегу росла ива.

Рядом качались камыши.

Решила цапля половить рыбку.

Закинула она удочку в воду.

Тут приплыли рак и рыбка.

Рак освободил червяка.

Все трое бросились бежать.

А цапля: «Ах! Ах! Ах!».

Педагог продолжает: «Придумайте заголовок к данному тексту». (Неудачная рыбалка. Цапля-рыболов. Спасли друга).

Педагог делает вывод: «Какие буквы мы сегодня узнали? (Буквы А, а.) Какой звук обозначают буквы А, а? (Гласный звук [а]). Чем отличается буква от звука?» (Звуки мы слышим и произносим! Буквы мы видим и пишем).

Блок 4

Фронтальная работа

Педагог предлагает детям всего класса прочитать текст вслух и задаёт вопрос: «Какой знак стоит в конце первого предложения?» (Восклицательный знак).

Педагог продолжает: «Прочтите второе предложение. (А?) Какой знак стоит в конце предложения? Какое это предложение? (Вопросительный знак. Предложение вопросительное). Прочтите третье предложение. Какое это предложение по интонации? Как вы будете его читать?» (Предложение восклицательное. Читаем с чувством удивления, восхищения).

Педагог подводит итог урока: «Какая главная радость нашего урока?»

Ученики: «Мы научились читать! Мы узнали буквы А, а. Мы знаем, что буквы А, а обозначают звук [а]. Этот звук гласный. Он хорошо тянется, произносится с голосом. Может образовать слог. Может быть ударным и безударным звуком».

Также было проведено анкетирование.

Учащимся были предложены следующие вопросы:

1. Нравится ли Вам учиться?

2. Вы готовы учиться целый день (с утра до вечера)?

3. Какие школьные предметы Вам больше всего нравятся?

4. Знакомы ли Вы с интерактивной доской, используется ли она на уроках?

5. Вы знаете, что такое компьютер?

6. Вы часто пользуетесь компьютером в процессе образования?

7. Тебе больше нравится общаться с друзьями напрямую или через социальные сети?

В результате на первый вопрос большая часть учеников ответила, что им нравится учиться. Второй вопрос у всех учеников вызвал ряд вопросов, связанных с тем, что им придётся много учиться, и в таком случае они не будут успевать гулять. На третий вопрос ученики давали разные ответы, но большинству нравился предмет изобразительное искусство. Вопрос номер 4 дал нам понять, что учащиеся знакомы с интерактивной доской, однако на уроках в данном классе интерактивная доска почти не используется. На пятый вопрос все ученики единогласно ответили: они знают, что такое компьютер. Вопрос номер 6 вопрос у учеников вызвал непонимание, так как они не знали, что в сети Интернет есть образовательные игры. На седьмом вопросе класс разделился во мнении: половина класса любит общаться напрямую, а половина – в социальных сетях.

Посмотрев на результаты анкетирования, можно понять, что дети поняли, что есть образовательные игры, и что они могут быть гораздо интереснее социальных сетей.


2.3 Методические рекомендации для учителя

Предлагаем рекомендации по использованию ИКТ на уроке.

1. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

2. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

3. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).

Рекомендации к оформлению презентаций:

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

• Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

• Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных программ.

• Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

• Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

• Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

• Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле.

• Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

• На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

• Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

• избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

• ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

• дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

• учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Применение на уроке ИКТ не должно быть самоцелью учителя. Цель учителя – не удивить ученика новыми технологиями, а при помощи новых технологий повысить мотивацию учеников к обучению. Учитель должен провоцировать желание учеников обмениваться информацией с ним и своими одноклассниками, вызывать у учеников дополнительный интерес к изучаемому предмету.

Используя на уроках возможности мультимедиа, преподаватель обогащает урок эмоциями, делает его более продуктивным, насыщенным. Ученики идут на урок с интересом, задавая вопрос «Что интересного, нового будет на уроке?». Таким образом, учитель достигает решения одной из самых важных творческих задач, поддерживания мотивационного интереса к обучению.

Сделаем следующие выводы:

1. Работа на уроке с использованием ИКТ требует от учителя определенных навыков применения методических приемов. Учитель должен четко представлять себе цель, с которой вводится в урок применение ИКТ, а также организовать правильную работу учащихся за компьютерами.

2. Если систематически проводить уроки с использованием ИКТ, то новизна притупится, дискомфорт пройдет, а динамичность и интерес останутся, поэтому уроки станут ярче. Интерес к предмету в целом повысится, а это прямая предпосылка к увеличению качества знаний.

3. В конце игры учителю следует обязательно отметить учащихся, которые выполнили большой объем работы.

5. Следует проводить с родителями разъяснительную работу о необходимости применения ИКТ на уроках. При этом время, которые дети могут проводить за домашними компьютерами, телефонами, телевизорами для развлечения, можно сократить до минимума.

6. Что касается непосредственно организации дидактической компьютерной игры на уроке, то все этапы вхождения в игру, самого процесса игры, завершения игры и четких временных рамок учителю стоит продумывать особенно тщательно.

7. Лучше всего ограничивать не количество пройденных уровней, а время, которое дети играют. Во-первых, будет четкая дисциплина и учитель не потеряет контроль над ситуацией. Во-вторых, ученики будут стремиться преодолеть как можно больше уровней.



Заключение

В процессе подготовки своей ВКР мы постарались выяснить, какие возможности имеются у учителей начальной школы при изучении грамоты по использованию в образовательном процессе информационно-технических ресурсов. Для познания этой темы я изучила много методической литературы и пришла к выводу, что у учителей очень много возможностей сделать преподавание более эффективным. Используя мультимедийные технологии и другие средства, преподаватель делает урок более продуктивным и насыщенным. Тем самым педагог повышает мотивацию учеников к обучению. Задачей учителя является умело отобрать нужный материал с учётом поставленных целей и задач.

В процессе проведения занятий я использовала информационно-коммуникационных технологии, которые, судя по результатам проведенного мной тестирования, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению заинтересованности детей к учебной деятельности.

На основании изучения учебно-методической литературы, бесед с учителями, исходя из собственного опыта, полученного в ходе практики, могу сделать вывод: продуманное, обоснованное использование ИКТ в образовательном процессе способствует повышению эффективности образовательного процесса, и в частности, повышению уровня знаний учащихся по обучению грамоте в начальной школе.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Шмойлова Наталья Викторовна

Дата: 15.01.2024

Номер свидетельства: 643959


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства