kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ на уроках в начальном звене в коррекционной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На сегодняшний день компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы, в которой он работает.

Все чаще прикладной характер использования современных информационных компьютерных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями.

 На сегодняшний день компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы, в которой он работает.

Все чаще прикладной характер использования современных информационных компьютерных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках в начальном звене в коррекционной школе.»

МКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»











РЕФЕРАТ

на тему:

Информационные технологии в работе педагога – дефектолога.











Работу выполнила:

Лебедева Марина Вячеславовна






Содержание:

I.Введение…………………………………………………………….стр.3

II.Основные направления использования компьютерных технологий в работе педагога-психолога…………………………………………………..стр.5

  1. Организационно-методическая работа………………………стр.5

  2. Психодиагностика……………………………………………стр.6

  3. Просвещение и консультирование…………………………...стр.7

  4. Коррекционная и развивающая работа………………………стр.9

  5. Психологическое сопровождение педагогов……………… стр.11

  6. Самообразование психолога…………………………………стр.12

  7. Поиск информации……………………………………………стр.13

III. Заключение……………………………………………………. стр.14.

IV. Литература……………………………………………………. стр.15















2

I.Введение

На сегодняшний день компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы, в которой он работает.

Все чаще прикладной характер использования современных информационных компьютерных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями.

Введение современных технологий обучения и развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования.   На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическуюпрактику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной. 

 Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Без возможности получать качественную современную информацию, общаться с коллегами, консультироваться со специалистами в области психологии организовать хорошую психологическую работу сегодня нельзя.

Большую часть времени психолога отнимает именно проведение исследований.

Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов, так как зачастую необходимо провести исследование не одного конкретного ребенка, а целой группы учащихся, а опросник может включать более ста вопросов. 3

В этой ситуации на помощь психологу приходит компьютер. Именно с его помощью до минимума уменьшаются затраты на проведение исследований.

Применение компьютерных технологий в работе психологов и педагогов играет все большую роль в последнее время.

Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.























4

II. Основные направления использования  компьютерныхтехнологий в работе педагога-психолога


В первую очередь можно использовать готовые продукты: компьютерные игры и тренажеры, батареи компьютерных тестов, развивающие игры, цифровые книги, учебники, энциклопедии, психологические ресурсы Интернет.

Основные направления  деятельности педагога-психолога и использование ПК и информационных технологий:

  1. Организационно-методическая работа

  • Разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов.

Исользование программы MicrosoftOfficeWord, применение которой позволяет использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, картинки, фотографии и др.

  • Фиксация и хранение результатов.

Очень важной и часто проблемной для педагогов - психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности. Благодаря электронному журналу педагог - психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых.

5

Электронный журнал можно скачать здесь:http://www.itn.ru/comunities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib

  • Электронная библиотека.

В своей работе педагог - психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: в виде папочек с различной информацией на рабочем столе или через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа Frontpage.

2Психодиагностика.

  •  С помощью программы MicrosoftOfficeWord процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.

  • Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы MicrosoftOfficeExcel, можно создавать разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делать различные выборки, составлять аналитические справки, которые потом просто заполняются.

  • В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. За небольшой промежуток времени можно не только исследовать

6

способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

  • Проведение диагностики на компьютере (с учащимися с ОВЗ проводится только в индивидуальном порядке)стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию школьников, формированию их учебной, личностной мотивации, развитию рефлексии.

В копилке педагога – психолога должны быть собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация и т.д.). Многие тесты на ниже перечисленных сайтах поддаются автоматизации и переложены на компьютерный вариант. Здесь же содержится информация, как можно приобрести ту или иную методику: psy-files.ru, serendip.ru, mmpi.ru, linkarchive.ru, psihologytest.narod.ru, azps.ru ,  vsetesti.com.

  • Существует еще одна возможность - использование ресурсов MS Excel. Для этого в нем создается шаблон, куда вносятся соответствующие формулы для расчета нужных величин. Можно быстро получить необходимые диаграммы по результатам диагностики, а также можно использовать для работы с массивами данных.

3.Просвещение и консультирование.

  • Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование презентации, созданных с помощью программ MicrosoftOfficePowerPoint, OpenOfficeImpress.

  • 7

Данный метод позволяет делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.

  • Использование офисной программы MicrosoftPublisherпомогает делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.

  • Часто для оказания психологической помощи приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов.

  • С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, посмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.

  • В медиапрезентациях есть еще один существенный положительный момент: нет необходимости распечатывать и ксерокопировать наглядный материал, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен.

CD-фильмы

Применение CD-фильмов в просветительской работе педагога-психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов.



8

Страничка педагога-психолога на сайте учреждения в сети Интернет

На сайте можно размещать информацию для педагогов, родителей, детей: психологические особенности УО детей разных возрастов, различные рекомендации, интересные компьютерные игры, тесты, а также развивающие программы.

На своем сайте можно публиковать свои методические разработки, делится опытом работы с коллегами, участвовать в интернет - конкурсах.

4.Коррекционная и развивающая работа.

Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе школьного психолога с учащимися с УО.

  •  К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации УО школьников, а также развитию их интеллектуальных возможностей.

  • Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Большинство таких игр существует под общими названиями, например, логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. 9

Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть педагогу- психологу с ребенком.

Развивающие игры можно скачать на сайтах:

http://gameboss.ru/games/all/; line-height: 100%"

http://www.solnet.ee/games/g1.html

http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

  • Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, памяти, мышления, восприятия. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

  • Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с УО детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения.

10

Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка. Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:

      http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

      http://www.effecton.ru/758.html


5.Психологическое сопровождение педагогов

Психологическое сопровождение специалистов предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия с педагогами и включает в себя различные формы работы: психологическое консультирование индивидуальное и групповое, просвещение, семинары-практикумы, психолого-педагогические консилиумы, тренинговые занятия, психологическое тестирование и т.д.

Можно использовать подборки компьютерных тестов для самодиагностики,

электронные учебники по возрастной психологии, по различным проблемам. Это удобно, но конечно при условии, что у самих педагогов есть возможность пользоваться компьютером.
Огромное количество материала есть в сети Интернет для работы в области просвещения. При постоянной нехватке времени возможность находить готовые материалы – это неоценимая польза Интернет.

11

Самое большое количество таких материалов находится на сайте Адалин. Адрес этого ресурса есть в списке.
Для проведения тренингов так же можно найти как теоретическую литературу, так и готовые тренинги по самым разным направлениям.

В декабре с педагогами школы,проводила тренинг «Новогоднее путешествие в тропические страны» по  развитию навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности .

Для разработки тренинга были задействованы ресурсы Интернета (картинки для презентации, музыка и пр).


6.Самообразование психолога

Чтение различной литературы, самодиагностика с помощью компьютерных тестов, общение с психологами на психологических форумах.

Общение и работа с коллегами с использованием Интернет-конференций,вебинаров, форумов и электронной почты.

В чем преимущество такого общения – анонимность, доступность, скорость, возможность общения с психологами из самых разных уголков мира.

Как часто даже профессиональный психолог не может задать вопрос, испытывая негативные эмоции, боясь «потерять лицо». В этом же случае человек скрыт за ником, поэтому он свободен.

Еще одно преимущество – возможность общаться с очень широким кругом специалистов, находящихся в разных странах мира, разделенных огромными расстояниями. Скорость общения, возможность общения не выходя со своего рабочего места или из дома, если есть такая возможность. Это фантастические возможности.

На данный момент я в полной мере смогла оценить прекрасную возможность получать образование дистанционно. Это так здорово учиться не выходя из дома, не покидая семью.


12

7. Поиск информации

Как вы уже увидели, во многих направлениях деятельности необходимо уметь находить нужную информацию. Сегодня это одно из актуальнейших направлений использования сети Интернет и Рунет.

Всем понятно, что приобрести нужную литературу педагогу-психологу в полном объеме практически невозможно. Многие специалисты столкнулась с этой проблемой, когда пришли на работу.

Не хватало не только книг, но информации вообще, в целом. Где взять необходимые документы, такие как «Положения о психологической службе в системе народного образования.», «О введении должности психолога в учреждениях народного образования» и другие.

Как лучше оформлять документы, много других вопросов, на которые сложно найти ответы на своем рабочем месте. В этих вопросах во многом помогает Интернет. Что именно может найти педагог-психолог в сети Интернет? Это море книг, статей, тестов, готовых презентаций, просмотр психологических словарей и энциклопедий.














13

III. Заключение

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать работу педагога – психолога более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Из всего вышесказанногоможно сделать следующий вывод:

1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса.

2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

3. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности, компетентности и жизненной позиции будет зависеть развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.






14

IV. Литература

  1. Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе MicrosoftExcel. - М.: Владос.- 2006.

  2. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.

  3. Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога// http://www.it-n.ru/com

  4. Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24

  5. Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога//http://www.openclass.ru

  6. Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru





















15


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Использование ИКТ на уроках в начальном звене в коррекционной школе.

Автор: Лебедева Марина Вячеславовна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531014


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства