Просмотр содержимого документа
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений для подготовки к школе»
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений для подготовки к школе
Найди и назови
Цель. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Материал. Игровые модули №7, 9
Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.
Ход игры. На ровной матовой одноцветной поверхности раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: "Кто нашел большой круг?", "Кто нашел маленький синий квадрат?" и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.
Составление геометрических фигур
Цель. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.
Материал: Игровые модули №8 «Дары Фрёбеля».
Ход работы. Воспитатель предлагает детям назвать известные им геометрические фигуры. После перечисления сообщает цель: "Будем составлять фигуры на планшете (доска с ровной матовой одноцветной поверхностью) и рассказывать о них". Дает задания:
1. Составить квадрат и треугольник маленького размера.
Вопросы для анализа: "Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур".
2. Составить маленький и большой квадраты.
Вопросы для анализа: "Из скольких палочек составлена каждая сторона большого квадрата? Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек?"
Можно дать задание на составление большого и маленького треугольника. Анализ выполнения задания проводится аналогично.
3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая - 2.
После анализа детям предлагают составить любой четырехугольник и доказать правильность выполнения задания.
Анализ фигур проводится по схеме: "Сравните и скажите, чем отличаются, чем похожи фигуры. Докажите, что фигура составлена правильно".
Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон), упражнение в составлении будут способствовать усвоению детьми способов решения головоломок первой группы. Их предлагают детям в определенной последовательности:
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Логические примеры (для детей 5 – 6 лет) на поиск недостающих фигур
В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, задачи типа матричных – на поиска недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигуры).
Цель.Вызвать интерес к решению задач. Развивать умение путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую фигуру из 6 предложенных фигур. Упражнять детей в доказательстве решения.
Материал.Карточки с изображенными на них фигурами. Игровой набор «Дары Фрёбеля» №7
Описание. Из представленных фигур, выбрать ту, которую можно поместить вместо недостающей фигуры. Недостающей может быть одна из фигур любого ряда и расположениями.
Описание. Из 6 фигур, изображённых справа, выбрать ту, которая займёт место недостающей в третьем ряду. Поиск фигуры осуществляется на основе анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали. В них скрыты 2 закономерности: количество прямых линий, форма фигуры внутри прямоугольника. Путём анализа и сопоставления дети приходят к решению.
Логические задачи (для детей 6 – 7 лет) на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой
Цель. Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщённых признаков одной и другой групп.