"Использование элементов изотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"
"Использование элементов изотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"
В последние годы арттерапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия –коррекция посредством изобразительной деятельности. Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, дети учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование элементов изотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"»
«Использование элементов изотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Интегративные процессы, происходящие в современном обществе, в том числе и в педагогике, привели к возникновению пограничных отраслей знаний. Примером этого является арттерапия, которая образовалась на стыке педагогики, психологии и художественной деятельности. Вплоть до последнего времени об этом перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной его разрозненных толкований.
Понятие «арттерапии» возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). В последние годы арттерапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты. Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на обучающегося и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний.
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия–коррекция посредством изобразительной деятельности. При развитии мелкой моторики через рисование создаются предпосылки для становления многих психических процессов.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Занятия по изотерапии позволяют решать следующие коррекционные задачи:
- развитие всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, связной речи;
- развитие познавательно-речевых и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
- развитие тонких тактильных ощущений, мелкой моторики, графических навыков.
Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Обучающиеся быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются ими, так как рисунки играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
В работе над преодолением речевых нарушений у обучающихся существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.
Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, дети учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей и проблемы речевых нарушений обучающегося. Структура занятия для каждого обучающегося индивидуальна.
В работе используются разнообразные техники рисования: - рисование пальчиками; - рисование ладошкой; - монотипия предметная; - кляксография обычная; - набрызг; - отпечатки природным материалом; - штриховка; - рисование манкой, песком, пластилином и так далее.
Использование на занятии представленных приёмов изотерапии предоставляет педагогу разнообразные возможности в плане повышения мотивации к выполнению заданий, преодоления негативизма, развития зрительно-моторной координации, мышления, речи.
Список литературы
1. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 248 с.
3. Бабина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 41-48. 5. Глухова А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 467-473.
4. Салтыкова-Волкович М.В. Арт-терапия в работе с детьми: пособие – Гродно: ГрГУ, 2016.