Использование элементов игровых технологий как средства формирования основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников 3 класса
Использование элементов игровых технологий как средства формирования основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников 3 класса
Данная работа предназначена для использование элементов игровых технологий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование элементов игровых технологий как средства формирования основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников 3 класса»
Использование элементов игровых технологий как средства формирования основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников 3 класса
Содержание
Введение………………………………………………………………………?
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования элементов игровых технологий в образовательном процессе.
Понятие игровых технологий и их классификация.
Место и значение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Методика формирования позитивного отношения к правильной речи у младших школьников (основные направления работы).
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию у третьеклассников позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
2.1 Первичное исследование проблемы: выяснение актуального уровня сформированности отношения третьеклассников к правильной речи
2.2 Разработка и апробация серии уроков русского языка и использованием игровых технологий как средства формирования основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников 3 класса
2.3 Контрольное обследование
2.4 Анализ полученных результатов. Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В связи с тем, что в настоящее время интенсивно развиваются педагогические технологии и появилось много различных направлений (творческие мастерские, различные виды контроля знаний и т.п.), возникает необходимость их описания и анализа. При этом можно отметить, что в одних случаях технологии вырастают из теории (Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, И.П. Иванов, П.Я. Гальперин, В.Ю. Кричевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и др.). В других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, А.А. Окунев, В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченко, В.В. Шейман и др.).
При описании педагогических технологий нередко не удается технологически выйти на психические процессы и функции, в частности на такие процессы как понимание, принятие.
Внедрение педагогических технологий в практику требует проверки и обоснования психологических механизмов.
Педагогические технологии должны обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и с самим собой (А.Маслоу, К. Роджерс, Д. Снигг, А. Комбс, К. Хорни и др.).
Проблема: недостаточное внимание педагогов к внедрению элементов игровых технологий в учебный процесс.
Тема нашего исследования: «Использование элементов игровых технологий как средства формирования основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников 3 класса».
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе с применением игровых технологий.
Предмет исследования: использование элементов игровых технологий как средства формирования основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников 3 класса.
Цель: выявить эффективность внедрения элементов игровых технологий для повышения уровня сформированности основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников 3 класса.
Гипотеза исследования: если использовать элементы игровых технологий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности у третьеклассников позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.
Задачами исследования являлись:
- изучение психолого-педагогической литературы по теме использования элементов игровых технологий в учебном процессе;
- раскрытие сути понятия «игровые технологии», «игра», «технология обучения»;
- выявление эффективности использования игровых технологий в процессе обучения младших школьников русскому языку как средства формирования основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;
- проведение уроков русского языка с использованием игровых технологий с целью повышения позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;
- анализ и обработка полученных результатов.
Методы исследования: изучение теоретической, психолого-педагогической и методической литературы по теме, ???, наблюдение, беседа, анкетирование, анализ и сравнение полученных результатов.
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования элементов игровых технологий в образовательном процессе.
Понятие игры, игровых технологий. Классификация
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
Концепции игры в педагогике и психологии
Игра – часто рассматриваемое в педагогике и психологии явление. Многие философы также рассматривали это понятие, развивая всевозможные теории.
Большую популярность получила теория Гросса («теория инстинктивности»), исходящая из развивающей роли игры. Согласно данной теории игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. У взрослых игра не исчезает, а превращается в рекреационную деятельность, имеющую ценность как дополнение к жизни.
Теория функционального удовольствия Карла Бюлера рассматривает удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса в качестве главной мотивации.
Согласно концепции игры, разработанной Гербертом Спенсером («теория компенсаторности») под влиянием идей Фридриха Шиллера, игра является средством избавления от нереализованной энергии.
Согласно фрейдистской, в частности, адлеровской теории, в игре проявляется неполноценность бегущего от жизни субъекта, не сумевшего совладать с ней, с жизнью. Из проявления творческой активности, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от неё.
Согласно теории Холла («теория рекапитуляции») игра является механизмом, с помощью которого ребёнок переходит с воспроизведения одной из стадий развития человечества на другую.
В русскоязычной литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д. Н. Узнадзе и Л. С. Выготский.
Лев Выготский подчёркивает, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. При этом он не считает первопричиной игр удовольствие, не считает игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считает её элементом развития («отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию» — согласно теории о зоне ближайшего развития).
Согласно теории Дмитрия Узнадзе, особо интересовавшимся мотивацией игры, игра удовлетворяет функциональную потребность использовать развивающиеся функции, ещё не подключенные к реальной деятельности; это же определяет и содержание игры.
В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).
Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.
Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:
— осваиваются правила поведения и роли социальной группы класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;
— рассматриваются возможности самих групп, коллективов — аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
— приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
— накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания обучения грамоте, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать работу учащихся интересной и увлекательной. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
Развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
Коммуникативную: освоение диалектики общения;
По самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
Терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В этом и содержится её феномен, что является развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в модель воспитания.
Технология обучения
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств;она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
Игровые технологии
Игру как технологию обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента; - как технология внеклассной работы.
«Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр». Педагогическая игра в отличии от обычных игр обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Место и значение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и квалификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.
Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятию о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. B.C. Безрукова отмечает, что игра при определенных условиях может становиться то формой, то методом. Все зависит от того, какую задачу выполняет соответствующее ей (игре) педагогическое явление.
Как средство обучения и воспитания игра притягательна потому, что в процессе игровой деятельности ее участники находятся в позиции активных деятелей, а действия, выполняемые ими, являются выражением их внутренней потребности. Любая, даже специально организованная игра обязательно содержит этот момент внутренней обусловленности.
Использование игровой технологии в системе урока, моделирование ситуаций, требующих проявления творческой активности учащихся, творческие задания, подготовка будущих учителей к использованию педагогических технологий являются, на наш взгляд, основными вещами при реализации игровой педагогической технологии, направленной на развитие творческой активности младших школьников.[4]
Если у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, то в жизни учащихся начальных классов она занимает меньшее место, хотя продолжает влиять на их развитие.
Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение трудовой деятельности человека. Недаром говорят, что «игра — дитя труда». Она готовит детей к жизни, хотя никто из них не думает об этом значении игры. Ребята играют ради удовольствия, удовлетворяя свою естественную потребность. А. М. Горький писал, что игра — это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. И действительно, дети обычно воспроизводят в играх жизнь и труд взрослых, подражают им, заменяя реальные предметы игрушками или довольствуясь отдельными атрибутами. В процессе игры дети совершают определенные действия. Они строят, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают Родину от врагов, совершают героические поступки и т. п. Целью игры является сама игровая деятельность, а не результат (как в труде). В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно — то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка. Известно, что в каждой игре дети договариваются об определенных условиях, в которых она будет протекать, и если кто-нибудь нарушил эти условия, то его исключают из игры или отказываются продолжать ее. Большая часть игр связана с соревнованием, что усиливает напряжение физических и психических сил ребенка, помогает их развитию. Мотивами для игровой деятельности служат не столько ее практические результаты, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам. В игре многое строится на воображении. Дети могут совсем или почти совсем обходиться без реальных предметов. Зато реальными и нередко сильно действующими являются чувства детей, которые вызываются вымышленными ситуациями.
Игры у детей младшего школьного возраста бывают очень разнообразными. Различают игры подвижные, ролевые, настольные и т. д.
1. Подвижные игры. Некоторые из них приближаются к спортивным. Они очень полезны для здоровья. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат от старших. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).
Если в дошкольном возрасте игровые интересы мальчиков и девочек нередко бывают очень близки, то у детей младшего школьного возраста наблюдается уже дифференциация склонностей. Мальчики любят роль героев (летчиков, космонавтов, отважных пограничников, капитанов, разведчиков, альпинистов), совершающих подвиги. Девочки предпочитают изображать в игре матерей, учителей, врачей. В первых классах они еще играют в куклы, нянчат их, учат, лечат. Иногда обходятся без игрушек, тогда кукол нередко заменяют младшие братишки и сестренки, играя с которыми девочки выполняют материнские обязанности.
В младшем школьном возрасте у мальчиков появляется интерес к технике. Они сами мастерят самолеты, автомашины, играют с ними. Девочки любят в играх заниматься делами бытового характера: шьют одежду для кукол (вручную или на игрушечных машинках), накрывают стол, моют посуду, стирают и гладят платья для кукол.
Подобные игры в дальнейшем постепенно переходят в трудовую деятельность.
3. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п. В это же время многие дети начинают играть в шашки, в шахматы.
Учителям начальных классов не следует оставаться в стороне от игровой деятельности школьников. Педагоги наблюдают за играми на переменах, а иногда принимают в них участие, организуя досуг детей. Роль учителя заключается прежде всего в том, чтобы побудить детей к полезным играм, не допускать вредных, следить, чтобы у ребят не было ссор, и т. п. Но руководство играми следует проводить с большим тактом, осторожно. Нельзя подавлять самодеятельность детей, их естественного стремления к самостоятельности; надо поощрять разумную детскую выдумку и другие формы творчества, для которых в играх немало возможностей.
Методика формирования позитивного отношения к правильной речи у младших школьников (основные направления работы). Игра как одно из направлений работы. Опыт использования игровых технологий учителями в начальной школе
Существует трёхступенчатая мотивация игры: «хочу!»- « надо!»- « могу!». Именно это является основным механизмом её влияния на личность, секретом самовоспитания. Отсюда легко вывести направления педагогического руководства игровой деятельностью:
- вовлекать детей в игру, использовать особые приёмы, побуждающие желание играть («хочу играть»);
- помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
- развивать творческий потенциал ребёнка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Для выработки практического навыка деления слов на слоги проводятся с детьми следующие игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?»
«Добавь слог». Учитель произносит первый слог, а дети –второй (ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка).
В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (неза-будка, дети – будка-будка; бала-лайка, дети – лайка-лайка и т. д.) или произносят слово, отсекая первый звук (смех-мех, экран-кран, олень-лень, клещ-лещ, коса-оса).
В игре «Где живёт слово» ребёнок должен задумать, поделить его на слоги, просчитать количество слогов и на счёт воспитателя «раз», «два», «три» быстро занять тот обруч-«домик», в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в задуманном слове.
При установлении изучаемого звука в словах используются игры: «Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?», развивающие фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, формирующие умение сознательно выполнять звуковой анализ слова.
- Землю роет старый к…от (крот), под землёю он живёт.
- Прыгал птенчик по дорожке, и клевал большие к…ошки (крошки).
- В зоопарке живёт с…он(слон), словно дом, огромен он.
Какие звуки потерялись? («Р», «Л»).
В игре «Наоборот» дети закрепляют слова антонимы: Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай … (конец)!
В игре с обручами под названием «Снежный ком» дети учатся подбирать прилагательные к существительному, используя перечисления.
В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.
В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Первый ребёнок называет слово, каждый последующий имеет право изменить лишь один звук в предыдущем слове, например: мышка – мишка – мошка – кошка – корка; форма – ферма – фирма.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.
Игра «Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: грамотей (герой, море, тема, март, рот, гора, маг, торг, гам). Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки.
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию у третьеклассников позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
Практическая работа по теме исследования проводилась в школе с углубленным изучением английского языка №1287 САО в классе 3 «А».
Целью исследования стало выявление влияния элементов игровых технологий на уровень сформированности основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников.
В исследовании участвовали учащиеся класса 3 «А»- 29 человек. Из них 14 девочек и 15 мальчиков. Класс работает по программе « Начальная школа XXI века ».
В классе 3 «А» имеется компьютер и проектор с экраном.
Исследование проходило в три этапа:
Определение актуального уровня сформированности основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников.
Цель: выявление исходного уровня сформированности основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников.
Разработка и проведение уроков русского языка с использованием элементов игровых технологий
Цель: разработка и проведение уроков русского языка с использованием элементов игровых технологий
Контрольное обследование уровня сформированности основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников.
Цель: выявление достигнутого уровня сформированности основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников по итогам проведённого исследования.
Согласно современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе необходимо фомировать основы позитивного отношения к правильной устной и письменной речи. Достижению этого результата способствует языковая среда учебников (слова, предложения, тексты, формулировка заданий, задания, требующие от ученика объяснений и рассуждений и др.), работа со словарями, памятки о том, как составить текст разного типа (описание, повествование, рассуждение), как подготовиться к написанию изложения, письма по памяти, работа по редактированию устного или письменного высказывания, а также речевое общение на уроке русского языка (диалоги учителя и ученика, ответы на вопросы, оценка правильности речи), индивидуальная работа над дикцией и с учениками, плохо владеющими русским языком.
Игоровые технологии также могут помочь в фомировании позитивного отношения к правильной речи.
.
2.1 Первичное исследование проблемы: выяснение уровня сформированности отношения третьеклассников к правильной речи
Цель: выявление исходного уровня сформированности основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников.
Определение исходного уровня происходило в несколько этапов и включало в себя следующие методы: анкетирование; наблюдение; беседа.
1.Анкетирование учителя класса 3 «А» Князевой Василисы Николаевны. Пример анкеты представлен в таблице 1. (Приложение 1)
Таблица 1.Применение элементов игровых технологий на уроках русского языка
1. Часто ли Вы замечаете у учащихся негативное отношение к правильной речи?
часто
довольно часто
редко
Свой вариант
Не использую
2. Назовите основные, на Ваш взгляд, причины негативного отношения к правильной речи
Формировать позитивное отношение к правильной речи
Способность запоминать с опорой на образ
Обеспечить доступность усвоения материала
Формировать интерес к учению
3. Перечислите пути
Повышается
Понижается
Остаётся на прежнем уровне
4. Согласны ли Вы с утверждением, что применение на уроках игровых технологий благоприятно влияет на формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников?
да
Не уверена
Нет
Свой вариант
Выводы: при проведении анкетирования учителя, было выявлено, что элементы игровых технологий применяются в процессе обучения довольно редко.
2. Беседа с учителем класса 3 «А». Князевой Василисой Николаевной, цель: выявить уровень сформированности основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников.
Учащиеся класса активные, заинтересованные в процессе обучения. Легко вовлекаются в работу. Но есть и слабоуспевающие учащиеся, которых необходимо постоянно вовлекать в учебную деятельность, обращать на них большее внимание, не терять из виду. Так же есть много гиперактивных учащихся, вследствие чего дисциплина на уроке иногда нарушается.
Таблица 2. Выявление отношения учащихся к речи устной и письменной
№
Вопрос
Варианты ответов
1
Считаешь ли ты, что русский язык должен хорошо знать каждый гражданин нашей страны?
Да
Только тот, кому нужно в учёбе/работе
Только тот, кто хочет
Это необязательно
2
Как ты думаешь, обязательно ли каждому человеку писать грамотно?
Да
Только в школе/на работе (если она с этим связана)
В зависимости от ситуации (при заполнении документов, деловых бумаг и т. д.)
Это необязательно
3
Как ты думаешь, обязательно ли каждому человеку говорить грамотно?
Да
Только в школе/на работе (если она с этим связана)
В зависимости от ситуации (при заполнении документов, деловых бумаг и т. д.)
Это необязательно
4
Всегда ли ты заботишься о том, чтобы правильно писать/говорить?
Да
Только на уроках
Не всегда
Почти никогда – ведь и так все понятно
5
Ты пишешь грамотно на уроках русского языка, потому что:
Считаю это важным
Не хочу получить плохую отметку, замечание и пр.
Не хочу, чтобы меня считали безграмотным
Особо не задумываюсь о грамотности
6
Интересно ли тебе на уроках русского языка?
Да
Не всегда
Нет
Не знаю
Проведение анкетирования показало, что 4 учащихся считают, что русский язык должен хорошо знать каждый гражданин нашей страны,3 учащихся считают, что человеку обязательно говорить грамотно, 6 учащихся считают, что человеку обязательно писать грамотно,10 учащихся не заботятся о том, чтобы правильно писать и говорить, у 4 учащихся интерес на уроке отсутствует. обязательно ли каждому человеку писать грамотно Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что позитивное отношение к правильной устной и письменной речи наблюдается не у всех учащихся.
2.2. Разработка и проведение уроков русского языка с применением игровых технологий
Цель данного этапа: разработать и провести уроки русского языка с применением игровых технологий, способствующих развитию позитивного отношения к устной и письменной речи учащихся.
Для реализации цели были разработаны и проведены уроки русского языка по темам: «Части слова. Окончание и основа» , «Части речи в русском языке», «Род имен существительных», «Разбор слова по составу», «Имена существительные одушевленные и неодушевленные», «Род имен существительных», «Число имен существительных», «Виды предложений по цели высказывания по цели высказывания и интонации», «Главные и второстепенные члены предложения», «Простые и сложные члены предложения». Они проводились с использованием ЦОР. Главным ТСО, используемым на уроке, стал компьютер.
Например, на уроке по теме «Виды предложений по цели высказываний и интонации » ЦОР использовались как интерактивный обучающий тест. Также использовались интерактивные обучающие flash- мультфильмы.(Приложение 3)
Обучающие мультфильмы вызвали интерес практически всех учащихся, данный тип заданий очень заинтересовал учащихся.
На уроке по теме « Главные и второстепенные члены предложения» проводился с помощью электронной схемы, по которой учащиеся должны были назвать роль главных членов в предложении. Электронная схема заинтересовала лишь самых активных учащихся, несколько учащихся заинтересованы в предложенном материале не были.
При помощи компьютера на уроках были использованы различные формы работы. Примером можно назвать включение игровых моментов: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя.
2.3 Контрольное обследование уровня сформированности основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников.
Цель данного этапа: выявление уровня учебно-познавательного интереса на уроке русского языка. Выявление исходного уровня учебно-познавательно интереса происходило в несколько этапов.
Считаешь ли ты, что русский язык должен хорошо знать каждый гражданин нашей страны?
Да
Только тот, кому нужно в учёбе/работе
Только тот, кто хочет
Это необязательно
2
Как ты думаешь, обязательно ли каждому человеку писать грамотно?
Да
Только в школе/на работе (если она с этим связана)
В зависимости от ситуации (при заполнении документов, деловых бумаг и т. д.)
Это необязательно
3
Как ты думаешь, обязательно ли каждому человеку говорить грамотно?
Да
Только в школе/на работе (если она с этим связана)
В зависимости от ситуации (при заполнении документов, деловых бумаг и т. д.)
Это необязательно
4
Всегда ли ты заботишься о том, чтобы правильно писать/говорить?
Да
Только на уроках
Не всегда
Почти никогда – ведь и так все понятно
5
Ты пишешь грамотно на уроках русского языка, потому что:
Считаю это важным
Не хочу получить плохую отметку, замечание и пр.
Не хочу, чтобы меня считали безграмотным
Особо не задумываюсь о грамотности
6
Интересно ли тебе на уроках русского языка?
Да
Не всегда
Нет
Не знаю
Проведение анкетирования показало, что 8 учащихся считают, что русский язык должен хорошо знать каждый гражданин нашей страны, 5 учащихся считают, что человеку обязательно говорить грамотно, 7 учащихся считают, что человеку обязательно писать грамотно, 8 учащихся заботятся о том, чтобы правильно писать и говорить, у 1 учащегося интерес на уроке отсутствует. обязательно ли каждому человеку писать грамотно Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что позитивное отношение к правильной устной и письменной речи повысилось.
Заключение.
Данная на тему «Использование элементов игровых технологий как средства формирования основ позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников 3 класса»
состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретический материал по проблеме исследования. В ней раскрываются такие понятия как игра, игровые технологии. Во второй главе представлены результаты опытно - практической работы по теме исследования.
На основе проведенного исследования было установлено, что учителю при решении задач применения ЦОР на уроках русского языка с целью развития учебно-познавательного интереса младших школьников необходимо соответствующим образом организовывать активную учебно-познавательною деятельность учащихся, используя различные пути пробуждения и развития познавательной активности младших школьников.
Цель работы была достигнута. Использование на уроках русского языка ЦОР способствовало динамичному развитию уровня учебно-познавательного интереса у учащихся класса.
Гипотеза подтвердилась: исследование показало, что использование на уроках русского языка ЦОР способствовало развитию учебно-познавательного интереса у учащихся 3 класса при условии учета возрастных особенностей младших школьников. Также удалось установить, что учащиеся проявляли особый интерес к изучаемому материалу, что способствовало динамике уровня учебно-познавательного интереса.
Таким образом, благодаря долгой и трудоёмкой работе с учащимися мы добились положительных сдвигов в области развития учебно-познавательного интереса у учащихся 3 класса. Положительные результаты подтверждают необходимость использования на уроках русского языка ЦОР, направленных на организацию интересных по форме и развивающих по содержанию занятий. Такие уроки вызывают у учащихся интерес, учат увлеченно учиться. Кроме того, они способствуют развитию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают учебно-познавательный интерес учащихся.
Применение на уроках русского языка ЦОР способствует формированию и развитию учебно-познавательного интереса учащихся. ЦОР помогает сделать урок более доступным к восприятию, интересным, увлекательным и разнообразным. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики работают с удовольствием.
Список используемой литературы
1.Абрамов А. Г., Булакина М. Б., Булгаков М. В., Гридина Е. Г., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Развитие информационной системы «Единое окно доступа к ресурсам образовательных порталов» // В сб. науч. ст. «Интернет-порталы: содержание и технологии». Выпуск 4 / Редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2007. – С. 180–198.
2. Больных А. А., Кузнецов А. Ю., Кондауров В. В. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – архитектура и технологии // Информатизация образования и науки, 2010. №1(5). – С. 8–25.
3.Булгаков М. В., Гридина Е. Г., Иванников А. Д., Старых В. А. Федеральная система информационно-образовательных ресурсов // Научно-практический журнал «Информационные ресурсы России», №2 (108), 2009.
4.Булгаков М. В., Гридина Е. Г., Иванников А. Д., Чиннова И. И. и др. Хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для системы общего и начального профессионального образования // В сб. науч. ст. «Интернет-порталы: содержание и технологии». Выпуск 4 / Редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2007. – С. 236–265.
5. Немов Р.С. «Психология образования» - М: Просвещение, Владос,19946.Статья из журнала «Начальная школа» 2010 №7 : «Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов»
8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – С. 336.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.
10.↑ В.Д. Шадриков 2.3. Готовность детей к обучению // ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. — М.: Логос, 1996. — С. 129. — 320 с. — ISBN 5-88439-015-7
11.↑ Яндекс.Словари › БСЭ, 1969-1978
12.↑ Общая психология. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2008 - 352с.
13.↑ А.С.МАКАРЕНКО ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ (рус.). Архивировано из первоисточника 13 мая 2013. Проверено 12 мая 2013.
14.↑ И. А. Зимняя Основные направления современного обучения // ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. — М.: Логос, 2000.
15.↑ Душков Б.А., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф., Смирнов Б.А. 8.4. Математическое моделирование деятельности оператора: модели оператора // Основы инженерной психологии. — 1977. — 336 с.
16.↑ Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А.Г. Шмелева. — Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 544 с.
17.↑ О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; Под общей ред. М. А. Гулиной Психология социальной работы. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с. — (Учебник нового века). — ISBN 5-94723-339-8
18.↑ Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. ЛЕКЦИЯ 6. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ) (рус.). — Возрастная психология: Курс лекций. Архивировано из первоисточника 13 мая 2013. Проверено 12 мая 2013.
19.↑ Разумовская Гульнара Радиковна Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (рус.). Архивировано из первоисточника 13 мая 2013. Проверено 12 мая 2013.
20.↑ Эрик Берн Игры, в которые играют люди. Глава 5. Игры. (рус.). Архивировано из первоисточника 13 мая 2013. Проверено 12 мая 2013.
21.↑ Эрик Берн Игры, в которые играют люди. Глава 11. Игры в приемной врача. (рус.). Архивировано из первоисточника 13 мая 2013. Проверено 12 мая 2013.
22.↑ Е. В. Фадеева, Б. М. Коган статья: «Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом.», журнал «Детская и подростковая реабилитация» № 1 (2) 2004 (недоступная ссылка с 23-05-2013 (5 дней) — история, копия)
23.↑ 1 2 И. В. Добряков: — Игра в семейной психотерапии, глава из книги «Системная семейная психотерапия» Под ред. Э. Г. Эйдемиллера
24.↑ Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2000.
25.↑ Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера, М., «Пер’сэ», 2005 г., с. 41.
26.↑ Л.С.ВЫГОТСКИЙ Игра и ее роль в психическом развитии ребенка (рус.). — Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена.. Архивировано из первоисточника 13 мая 2013. Проверено 12 мая 2013.
27.↑ Узнадзе Д.Н. Игра. Теория функциональной тенденции (рус.). Архивировано из первоисточника 13 мая 2013. Проверено 12 мая 2013.
28.↑ Азаров Ю.П. Искусство любить детей. — М., 1987. — С. 72.
29.↑ 1 2 Шмаков С.А. ГЛАВА III ПРИРОДА И СТРУКТУРА ИГРЫ // Игры учащихся – феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с. — ISBN 5-7301-0064-7
30.↑ П. И. Люблинский «Азартная игра» // Большая советская энциклопедия, 1 издание, — М.: Советская энциклопедия, 1926, Т. 1, С. 635—638
Приложение №1
Таблица 1.Применение элементов игровых технологий на уроках русского языка
1. Часто ли Вы замечаете у учащихся негативное отношение к правильной речи?
часто
довольно часто
редко
Свой вариант
Не использую
2. Назовите основные, на Ваш взгляд, причины негативного отношения к правильной речи
Формировать позитивное отношение к правильной речи
Способность запоминать с опорой на образ
Обеспечить доступность усвоения материала
Формировать интерес к учению
3. Перечислите пути
Повышается
Понижается
Остаётся на прежнем уровне
4. Согласны ли Вы с утверждением, что применение на уроках игровых технологий благоприятно влияет на формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у третьеклассников?
да
Не уверена
Нет
Свой вариант
Приложение №2
Таблица 2. Выявление отношения учащихся к речи устной и письменной
№
Вопрос
Варианты ответов
1
Считаешь ли ты, что русский язык должен хорошо знать каждый гражданин нашей страны?
Да
Только тот, кому нужно в учёбе/работе
Только тот, кто хочет
Это необязательно
2
Как ты думаешь, обязательно ли каждому человеку писать грамотно?
Да
Только в школе/на работе (если она с этим связана)
В зависимости от ситуации (при заполнении документов, деловых бумаг и т. д.)
Это необязательно
3
Как ты думаешь, обязательно ли каждому человеку говорить грамотно?
Да
Только в школе/на работе (если она с этим связана)
В зависимости от ситуации (при заполнении документов, деловых бумаг и т. д.)
Это необязательно
4
Всегда ли ты заботишься о том, чтобы правильно писать/говорить?
Да
Только на уроках
Не всегда
Почти никогда – ведь и так все понятно
5
Ты пишешь грамотно на уроках русского языка, потому что: