Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе
Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе»
Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.
Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников.
Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе.
Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения.
Снижению дидактических затруднений у учащихся.
Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.
Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)
Электронный образовательный ресурс - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:
Мультимедийность
Моделирование
Интерактивность
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы.
В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
На своих уроках я стараюсь применять различные Интернет-ресурсы:
1. Компьютерные тренажёры
Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, при проведении устного счёта на уроках математики, русского языка. Дети работают как самостоятельно, так и в парах сидя за компьютерами.
Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:
быстрая автоматическая обработка результатов,
определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
объективность оценки учащегося.
Активно использую в своей работе платформы Учи.ру, Яндекс.Учебник.
Учи.ру – это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС и ПООП и позволяющая индивидуализировать образовательный процесс в школах. Занятия на Учи.ру проходят бесплатно, доступно для всех педагогов, учащихся, родителей. Учитель имеет возможность использовать 20 бесплатных заданий в день по предметам. Он может заранее ознакомиться со всеми интерактивными заданиями по всем предметам, ему доступна программа любого класса.
Задания подобраны по предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, распределены по классам, по темам. Причём задания по каждой теме имеют разные уровни сложности, начинаются с самых простых и постепенно усложняются. Ученик сам выбирает задания. Задания интересные, разного уровня сложности, в форме интерактивной игры. Дети не только выполняют различные задания на уроках, но и активно участвуют в различных олимпиадах на данной платформе. Олимпиады проходят по различным предмета с заданиями различного уровня сложности. Учитель может просмотреть не только результаты участия в основных турах олимпиад, но также доступны результаты пробных туров.
Яндекс.Учебник - это сервис с занятиями для начальной и средней школы с автоматической проверкой ответов. Задания разработаны с учетом ФГОС. Платформа организована так, чтобы найти и выдать задания было легко. Здесь имеются задания, как для отработки навыков, так и для проверки знаний. На платформе представлено огромное количество заданий разной степени сложности. Материалы Яндекс.Учебник не привязаны к конкретному УМК, учитель сможет подобрать задания к любой программе. Можно выбрать готовые тематические подборки, либо выбрать задания из библиотеки. Все задания очень интересны. Не нужно искать задания в нескольких пособиях, что-то выписывать или копировать. Все нужные материалы собраны в одном месте и доступны бесплатно. Экономию времени на проверку заданий и подготовку к урокам. Данная платформа экономит время на подготовку заданий к урокам учителю. Автоматическая проверка всех заданий с подробной статистикой как по классу, так и по каждому ребёнку существенно помогает учителю на уроках. На платформе проходят также различные олимпиады.
Обе платформы прекрасно помогают самостоятельно готовится ученикам к ВПР. На каждой платформе представлены разделы, посвященные подготовке к ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру.
Ребёнок работая на уроках, либо самостоятельно дома на платформе Учи.ру и Яндекс.Учебник получает мгновенную обратную связь. Результат видно сразу, не нужно ждать, когда задание проверят взрослые. Обратная связь поступает сразу в момент ошибки, и поэтому максимально эффективна. Дети чувствуют себя взрослыми: есть задание, которое они выполняют на компьютере – совсем как родители.
Многим детям даже в начальной школе цифровая среда уже привычна и знакома. Те же дети, которые мало работали с компьютером, получают важные навыки компьютерной грамотности.
В электронном виде дети решают задания быстрее, чем на бумажном носителе. Так получается потому, что онлайн детям не приходится следить за чистописанием, отмерять клеточки, и можно сразу сосредоточиться на решении. По этой же причине у детей снижается уровень стресса по сравнению с выполнением заданий в тетради.
2. Игры, кроссворды.
В своей практике игры использую на всех уроках т.к это позволяет сменить вид деятельности, привлечь внимание абсолютно всех учеников, способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Стараюсь использовать не одну, а несколько игр. У детей создается ощущение, что вся учебная работа заменена игрой благодаря умелому переходу от одной игры к другой.
Не только играя, но и разгадывая кроссворды можно также отследить процесс усвоения знаний на различных этапах урока. Дети испытывают положительные эмоции, что способствует предупреждению перегрузки, а также смене вида деятельности на уроке.
Использование кроссвордов и игр на уроках способствуют тому, что дети которые чаще всего предпочитают просто сидеть на уроках включаются в процесс, начинают общаться с другими детьми. Существует множество платформ для создания интерактивных кроссвордов, что существенно помогает учителю при подготовке к уроку.
3. Мультимедийные презентации к различным урокам сейчас являются неотъемлемой частью практически каждого урока с целью расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально. Дифференциация урока, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал. Активизация познавательной деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.
При подготовки презентации к любому уроку главное помнить о том, что в классе обучаются различные дети. Если одним достаточно посмотреть презентацию, и они всё поймут, то другим этого недостаточно, им необходима будет помощь учителя.
При создании презентации учитель всегда должен четко понимать цель её создания.
В своей работе часто готовясь к уроку создаю презентации используя следующие сайты: Power Point, PowToon, VideoScribe, Prezi, Canva и др.
4. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, учебные видеофильмы.
Очень удобно использовать эти ресурсы при изучении тем на уроках окружающего мира, литературы, музыки. Информация с данных носителей, видеофильмов воспринимается детьми гораздо интереснее, внимательнее, чем рассказ учителя. Предлагаю детям с 3 класса интернет- ссылки на различные дополнительные видео по темам урока для изучения дома самостоятельно как до изучения материала, так и после. Особенно это хорошо идёт в качестве домашнего задания для уроков музыки, технологии, изобразительного искусства.
5. Музыкальная коллекция (классической музыки)
Неотъемлемой частью в моей работе является использование музыкальной коллекции на уроках музыки, литературы. За несколько лет работы собралась своя музыкальная коллекция с различных сайтов, которую я регулярно пополняю и использую в своей работе.
Применяя в начальной школе электронно-образовательные ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, интерактивные тренажеры и др. – учитель начальных классов использует систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.
Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, потому что мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен стать координатором информационного потока. Для этого, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Безусловно, компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.