Использование в учебном процессе технологии интеллект-карт
Использование в учебном процессе технологии интеллект-карт
С каждым годом увеличивается объем информации, в связи с этим человеку для успешной деятельности нужно уметь выделять самую нужную для него информацию, поэтому актуально сейчас внедрение в современную систему обучения интенсивных технологий. Учителю необходимо владеть такими формами обучения, которые позволяют сформировать у каждого ребенка мотивацию к познанию различных областей знания, окружающих человека. Появляется необходимость во введении новых методов ускорение и передачи информации. Одним из таких методов, является метод интеллект-карт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование в учебном процессе технологии интеллект-карт»
Использование в учебном процессе технологии интеллект-карт
С каждым годом увеличивается объем информации, в связи с этим человеку для успешной деятельности нужно уметь выделять самую нужную для него информацию, поэтому актуально сейчас внедрение в современную систему обучения интенсивных технологий. Учителю необходимо владеть такими формами обучения, которые позволяют сформировать у каждого ребенка мотивацию к познанию различных областей знания, окружающих человека. Появляется необходимость во введении новых методов ускорение и передачи информации. Одним из таких методов, является метод интеллект-карт.
Интеллект-карта, или карты мышления (mind-maps) – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Создание интеллект-карты – метод представления информации, используемый для структурирования мыслительного процесса. Он помогает человеку переработать и усвоить поток информации, управлять им и структурировать его. Суть технологии заключается в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, причем каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой. Для этого необходимо определить каковы аспекты изучаемой проблемы, какие понятия являются взаимосвязанными, что является важнее.
Ментальные карты являются разработкой известного автора, лектора и консультанта по вопросам психологии обучения и проблем мышления – Тони Бьюзена. Тони Бьюзен в своей книге «Суперинтеллект» объясняет «интеллект – карты» как «записи, порождаемые творческим мышлением… и в буквальном смысле представляющие собой удобочитаемый план ваших мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как эти самые мысли возникают у вас в голове. Им были охарактеризованы особенности интеллект-карт:
дают обобщенное представление об области или предмете;
позволяют планировать маршрут и ориентироваться в нем;
помогают систематизировать и хранить в одном месте необходимую информацию;
способствуют нахождению творческих подходов к решению различных проблем;
являются удобной, легко воспринимаемой и надолго запоминаемой структурой.
Для построения интеллект-карт существуют несколько правил, которые помогают наиболее полно и всесторонне представить тот комплекс ассоциаций, который связан с главным (центральным) понятием. Тони Бьюзен делит эти законы на две группы:
1. Законы содержания и оформления:
используйте эмфазу (выделение главного);
ассоциировать;
стремиться к ясности выражения мысли.
2. Законы структуры:
соблюдать иерархию мыслей;
использовать нумерацию в последовательном изложении мыслей [1].
Для эффективного использования технологии интеллект-карт необходимо придерживаться следующих правил:
центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа;
от центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею;
от веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня;
по возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты;
везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами;
при необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках;
для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Технологию интеллект-карт целесообразно применять в обучении, поскольку она дает возможность учителю ускорить процесс обучения, помогает ученику проделывать большую мыслительную работу: усваивать информацию, анализировать ее, делать обобщения, выделять главное, существенное. Кроме того, данная технология способствует формированию общеучебных и организационно-деятельностных умений школьников, а также формированию коммуникативной компетентности в процессе групповой деятельности составления интеллект-карт.
Список литературы 1. Бьюзен Тони: Супермышление – М.: Издательский дом: ООО «Попурри», 2007. – 320 с. 2. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с. 3. http://www.psychologos.ru 4. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml