Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Не совсем обычным для традиционной дидактики становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и других методов обучения, которые могут быть представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС»
7
Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?
Здесь на помощь приходят так называемые нетрадиционные или нестандартные уроки. Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний, где основным средством является монологическое объяснение при помощи рассказа, беседы, лекции. От учащихся требуется воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным для традиционной дидактики становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и других методов обучения, которые могут быть представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.
Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности педагога и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности имеет развивающую направленность.
Творчество педагога создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предметов школьной программы. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая учебное пространство кабинета, состав обучающихся, уровень подготовленности класса. При создании нетрадиционного урока или отдельных его элементов, педагогу следует отойти от шаблона стандартного урока, придумать и предложить некие новые варианты получения знаний, которые заинтересовали бы детей, привлекли бы их внимание, активизировали деятельность, заставили мыслить, искать, действовать, принимать важные решения.
Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. В соответствии с ФГОС приоритетная роль на учебном занятии отводится деятельности учащихся. Происходит отступление от традиционных уроков и предлагаются варианты нетрадиционных уроков. ФГОС предлагает новую классификацию типов уроков. Формы их проведения выбираются свободно. Это такие уроки как:
уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль;
уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет;
уроки в форме мероприятий: экскурсия, путешествие, прогулка, концерт;
уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз;
интегрированные уроки.
В методической литературе можно встретить принципы построения нестандартных уроков. Это отношения взаимопонимания с обучающимися; учение без принуждения; постановка трудной цели; принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи; принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствия формы содержанию, принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода.
При организации и проведении нестандартного урока педагогу необходимо соблюдать следующие условия:
в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма;
максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке;
развивать отношения взаимопонимания;
поддерживать множественность мнений, альтернативность;
основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Принципы и условия организации и проведения нетрадиционных уроков задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения, что способствует созданию ситуации успеха и развитию универсальных учебных действий учащихся.
Чем же нетрадиционный урок отличается от стандартного?
Нетрадиционный урок несет элементы нового, изменяются внешние рамки, место проведения.
Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
На нетрадиционном уроке используется внепрограммный материал.
Для организации урока привлекаются люди разных профессий.
Выполняются творческие задания.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использование информационных технологий.
Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Урок планируется урок , т.к. требует длительной подготовительной работы.
Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Определяются три дидактические задачи.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, использовать активную оценку, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
Замысел
Организация
Проведение
Анализ
Замысел является самым сложным и ответственным этапом. Он включает следующие составляющие:
определение временных рамок;
определение темы урока;
определение типа урока;
выбор класса;
выбор нетрадиционной формы урока;
выбор форм учебной работы.
При определении временных рамок следует обозначить:
время проведения нетрадиционного урока;
время подготовки.
Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа)
Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.
Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:
выбранной формы;
целей урока;
умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.
При определении темы урока выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости) тема, урок обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.
Нетрадиционные формы проведения урока применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы.
Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме. В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.
Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
специфика предмета и класса,
характеристика темы (материала),
возрастные особенности учащихся.
На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.
При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:
особенности и возможности выбранной формы урока;
характеристики класса.
На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.
Этап организации нетрадиционного урока включает следующие составляющие:
Написание сценария урока.
Распределение обязанностей между учителем и учащимися.
Подбор методов, средств обучения.
Разработка заданий и критериев их оценки.
Разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Написание сценария - самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать учитель (группа учителей) либо учитель совместно с группой учащихся.
Сценарий должен отражать следующие моменты:
подробный план урока (с указанием целей урока);
инструкции по проведению каждого этапа урока;
список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися);
необходимый реквизит;
подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;
критерии оценки деятельности учащихся;
вопросы для анализа урока.
Задания для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) учитель может подбирать как самостоятельно, так и совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Задания должны иметь различный уровень сложности, быть занимательными, поучительными, иметь практическую значимость и межпредметное содержание.
Критерии оценки работы учащихся на нетрадиционном уроке разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются до урока или в начале урока; оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы); критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы; итоговая отметка обычно включает оценку работы на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценку работы непосредственно на уроке. Стоит отметить, что выставить отметку могут учитель или сами учащиеся. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Например, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы:
- Что получилось, а что нет?
- В чем причины неудач?
При осуществлении анализа необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
проводить анализ урока можно в разных формах: устно коллективно, когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования);
анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить, что осталось в памяти; при желании можно проводить двойной анализ;
анализ нетрадиционного урока должен проводиться как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.
На любом уроке сохраняется роль учителя – человека, руководящего учебным процессом, несущим ответственность за результат. Но если на обычном уроке роль учителя центральная, то на нетрадиционном уроке учитель – консультант, соучастник процесса. Конечно, не с каждым классом такая работа получается, и даже не с каждым учеником в классе. Есть дети пассивные, со сниженной мотивацией к учебе, ленивые, безответственные в обычной жизни. Но даже такие дети рано или поздно загораются желанием сделать что-то для своей группы, поучаствовать в чем-либо, проявить себя хоть чуть-чуть. И обычные, и традиционные уроки не всегда проходят гладко и успешно, не всегда дают высокий результат. Данная форма уроков – это поиск путей повышения качества процесса обучения, формирования универсальных учебных действий, а также один из способов повышения самооценки у учащихся.
Использованные источники:
Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник-М.,2010.
Смирнова Н.А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. - Псков: ПГПИ, 2004.
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003.