Просмотр содержимого документа
«Использование электронных учебников и пособий в рамках ФГОС НОО»
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра».
Джон Дьюи
Творческая группа МКОУ «СОШ № 85 г. Тайшета» разделилась на модули, где каждый участник проекта должен исследовать положительные стороны внедрения электронных учебников по предметам. Так как я исследую модуль «Внедрение электронных форм учебников на уроках русского языка и литературного чтения», могу поделиться следующими выводами в собственном исследовании.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность.
Изучению русского языка и литературного чтения в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку эти учебные предметы открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью внедряются в учебный процесс электронные средства обучения.
На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Это огромное приобретение.
Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:
более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройстве, например, планшете;
более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале, по ключевым словам;
дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;
позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Для учителя ЭФУ на уроке - это современный образовательный инструмент, позволяющий не только повысить мотивацию обучения, но и способствовать высокому уровню усвоения материала. Использование данной системы позволяет педагогу, находясь на своем рабочем месте, оперативно взаимодействовать не только со всем классом, но и индивидуально с каждым учеником: наблюдать за работой, получать обратную связь, оказывать помощь обучающемуся, управляя рабочим столом устройства ребенка. Учитель может использовать ее для создания собственных тестов, организации процесса тестирования во время урока с возможностью наглядного представления результатов выполненного теста учащимися. Также педагог имеет возможность в любой момент урока заблокировать работу с компьютером конкретного ученика (что становится крайне актуально при наличии у каждого своего персонального носителя ЭФУ), если ученик занимается на компьютере не относящимися к уроку действиями или чтобы сконцентрировать его внимание на своем объяснении.
Но какое же место отведется электронным учебникам на уроках русского языка и литературного чтения?
На фоне тех преимуществ, которые мы рассмотрели выше, существует ряд положительных сторон на предметном уровне:
работа с текстом и изображениями;
создание заметок с помощью электронных чернил, выделение более важных элементов правил;
коллективный просмотр электронных энциклопедий, хрестоматий, словарей;
создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
создание творческих заданий, работа над проектами;
демонстрация и нанесение заметок поверх отдельных текстов;
демонстрация презентаций, созданных учащимися;
прослушивание или просмотр отдельных фрагментов произведений;
Так как современный мир- это мир технологий и новаторства, то опрос среди учащихся и родителей моего класса показал, что больше 80% поддерживают ЭФУ. Они считают при этом, что такой вариант более приемлемый для настоящего подрастающего поколения. Но при этом, электронный учебник, как и бумажный, является индивидуальным инструментом каждого ученика. Важнейшим условием бесперебойной работы с электронным учебником является возможность его использования без подключения к интернету, особенно при одновременном индивидуальном работе с ЭФУ каждого ученика в классе.
Для внедрения информационных технологий в практику работы у меня появилось желание пройти обучение по курсу «Современные основы работы на персональном компьютере». С каждым разом появляются все новые условия и возможности для активного использования ИКТ–технологий в образовательном процессе, а в большей степени на уроках русского языка. Работая по данному курсу, я познакомилась с сервисом LearningApps, который предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Сервис основан на работе с шаблонами(заготовками) для создания работы. Тематика разнообразна от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Имеется большая коллекция полезных работ, которые являются современным пособием в рамках урока по ФГОС.
Вывод.
Электронные учебники и пособия:
• облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
• допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
• освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
• предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Применение электронных учебников и пособий целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.
В помощь учителю, ссылки на электронные учебники и пособия: