kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование дидактических игр, компьютерных лечебных программ в коррекционной работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид дея­тельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, что­бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр, компьютерных лечебных программ в коррекционной работе.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся


Педагогический совет №2










ДОКЛАД

на тему:

Использование дидактических игр, компьютерных лечебных программ в коррекционной работе





















2017г.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид дея­тельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, что­бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного матери­ала и проводиться на индивидуальных и групповых занятиях как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из зани­мательных элементов на прогулке.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно дейст­вовать в определенной ситуации или с определенными предмета­ми, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с нарушенным зрением, у которых опыт действий с предметами достаточно обеднен.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуют­ся многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материа­ле при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучаю­щем и развивающем процессах определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

У детей с нарушенным зрением чувственное познание без специально­го коррекционного воздействия развивается достаточно медленно. Оно, крайне медленно достигает того уровня, когда может стать основой деятельнос­ти. Выполняя то или иное задание, ребенок не может ориенти­роваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отноше­ния предметов нужно опереться, а потому испытывает значительные трудности в достижении положительного результата. Развитию восприятия и представлений препятствует также и то, что такие дети медленно овладевают поисковыми способами ориентировки.

Основная коррекционная задача педагога состоит в том, чтобы сфор­мировать у детей с нарушенным зрением раннего и дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания. На этой основе необходимо создать интерес к свойствам и отноше­ниям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. Примеривание в этом случае представляет собой промежуточ­ный способ между пробами и зрительным соотнесением.

Игры и упражнения, в которых ребенок дей­ствует путем проб и примеривания, развивают у него внима­ние к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. В дальнейшем это со­вершенствует зрительное восприятие.

Целостное восприятие предмета, являясь важным услови­ем правильной ориентировки ребенка в окружающем предмет­ном мире, лежит в основе многих видов деятельности - пред­метной, игровой, трудовой, изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети уже воспринимают окружающее не приблизительно, а видят в предмете форму, величину, выделяют существенные части предмета, не­обходимые для действия с ними.

Игры оказывают большое влияние на формирование целос­тного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый - узнавание, второй — создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.). Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окру­жающий мир. Необходимо закрепить полученные образы вос­приятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, научив ребенка вспомнить через некото­рый промежуток времени (игры с отсрочкой) тот или иной предмет, его свойство. Однако по-настоящему четкими, под­вижными представления становятся только тогда, когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти зна­комое представление в любое время.

В коррекционной работе с детьми с нарушенным зрением большое внимание уделяется подбору дидактических игр по развитию тактильно-двигательного восприятия, которое имеет много общего с разви­тием зрительного восприятия. Оно также начинается с узнава­ния, а завершается формированием представлений. Здесь тоже необходимо овладение способами ориентировки и овладение мерками, сенсорными эталонами, что невозможно без закреп­ления опыта ребенка в слове. Как и при формировании зритель­ного восприятия, слово должно опираться на собственный опыт ребенка, фиксировать и обобщать его, а не предварять.

Уже в самом восприятии имеются элементы, обеспечиваю­щие развитие логического мышления, познавательной деятельности. Так, первой формой обобщения у ребенка является перенос одного свойства пред­мета на другие. Но этот перенос происходит только в том слу­чае, если ребенок этот процесс осуществляет самостоятельно, без подсказки. В дальнейшем на основе восприятия возникают переходные, от восприятия к мышлению, формы оперирования образами в уме, которые мы наблюдаем при складывании раз­резной картинки или при необходимости сделать целое из час­тей: собрать сборно-разборную игрушку, нарисовать целый предмет, глядя на разбросанные в беспорядке части; при состав­лении сериационного ряда, когда предметы располагаются в со­ответствии с закономерным возрастанием или убыванием ка­кого-либо свойства (ряд предметов, выстроенных по длине, ширине, высоте звуков — звуковысотный ряд и др.); при груп­пировке предметов по заданному признаку, т. е. первая фор­ма классификации. Такая группировка возникает постепенно: сначала подбирается один предмет к образцу (выбор по образ­цу), затем несколько предметов к одному и тому же образцу. Это и есть группировка. На данном этапе происходит формиро­вание первых форм анализа. Ребенок учится самостоятельно выделять тот признак, то свойство, которое является суще­ственным при выполнении нужной задачи, таким образом, происходит активизация познавательной деятельности.

Правильное развитие целостного восприятия подготавлива­ет и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать причину, если нарушено это целое. Таким образом, путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития наглядно-образного и элементов ло­гического мышления.

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формиро­ванию у него умения решать не только доступные практичес­кие, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые за­дачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

Важным в коррекционных занятиях по активизации познавательной деятельности детей является использование дидактических игр на тактильно-двигательное восприятие. Оно осуществляется разны­ми способами — путем ощупывания объекта, обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощу­пывания - объемный, который может быть воспроизведен в леп­ке; при обведении - контурный, плоскостной, воспроизводя­щийся в рисунке. При организации таких игр дети должны сначала узнавать и воспринимать целостные объемные предме­ты, а затем их контуры, т. е. сначала учат ощупыванию, а затем обведению по контуру.

Известно, что при тактильно-двигательном восприятии не может быть воспринят цвет предметов. Он воспринимается лишь зрительно. В то же время есть свойства, которые воспри­нимаются только тактильно. Это температура, вес, свойства поверхности. Но есть свойства, которые воспринимаются и зри­тельно, и тактильно-двигательно. Это форма, величина, про­странственные отношения предметов и их частей. Именно при восприятии таких свойств вырабатывается зрительно-двига­тельная координация.

Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его прост­ранстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т. п. Достаточно вспом­нить, что по звуку можно определить приближение транспор­та, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы или шум потока, по голосу можно различить своих и чу­жих людей, узнать голоса животных, и сразу становится понят­ным, какое значение имеет слуховое восприятие.

Таким образом, дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формирова­нию речи.

Как, уже было сказано выше важнейшим в психическом развитии дошкольника с нарушенным зрением, является форми­рование мышления, активизация познавательной деятельности ребенка. Именно в этот возрастной период возни­кают не только основные формы наглядного мышления - на­глядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одно­го свойства предмета на другие (первые виды обобщения), при­чинное мышление, способность к анализу, синтезу и др. Правильная и своевременная организация работы по фор­мированию всех видов мышления ребенка приобретает особое значение.

В дидактических играх, способствующих активизации познавательной деятельности, мышления, вы­деляются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с нарушенным зрением, эмоциональная сторона организации иг­ры - важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональ­ным настроем должен вызывать у него положительное отноше­ние к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря кото­рой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного ре­зультата. Стимулируется познавательная активность, деятельность самого ребенка.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организу­ет обучение детей, а с другой — выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполне­нием правил.

Важным условием результативного использования дидакти­ческих игр в обучении является соблюдение последовательно­сти в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следую­щие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.


Рекомендации

Таким образом, для активизации познавательной деятельности дошкольников на коррекционных занятиях дидактические игры необходимо подбирать по возрастающей сложности с уче­том последовательности формирования умений, способов ориен­тировки в задании, уровня обобщения. Поэтому в первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практичес­кой ориентировке, затем — игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем - игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт, обобщенный в слове, дети должны уметь опери­ровать образами-представлениями, вызванными этим словом.

Следует отметить, что дидактические игры могут служить как для развития позна­вательной деятельности ребенка, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремить­ся к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников).


Литература

1. Диагностика развития дошкольников. Составитель Т.Г.Макеева.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 125с.

2. Дидактика в природе, - журнал КАРАПУЗ - 2003, №5

3. Катаева А.А.; Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 224с.


В коррекционной работе учителями-дефектологами(тифлопедагогами) в нашем учреждении эффективно применяются компьютерные программы для лечения и восстановления зрения детей: «Relax-2», «eYe», «Плеоптика-2», приобретены компьютерные программы : «КОНТУР», для лечения амблиопии, восстановления и развития бинокулярного зрения; «КАПБИС-МЕКО», для диагностики и лечения игровой формекосоглазия, амблиопии, нарушений бинокулярного зрения в

Программа «Relax-2» оказывает нормализующее действие на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния. Программа предназначена для восстановления и тренировки аккомодационной способности, применяется в профилактики и комплексном лечении миопии и амблиопии, спазма аккомодации, профилактики зрительного утомления, компьютерного зрительного синдрома. Продолжительность тренировки - 5 минут.

Набор программ «Плеоптика-2» (4 игры).

В этот набор входят программы: «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика». Эти программы предназначены для лечения амблиопии любой степени и любого вида детей от 3-х лет. Используемые в играх зрительные стимулы оказывают мощное избирательное воздействие на механизмы, реализующие нарушенные при амблиопии зрительные функции. Во время игры обеспечивается связь зрительной и слуховой систем за счет сопровождения соответствующими звуками моментов игры.

«eYe» - это программа предназначена для диагностики и лечения косоглазия и амблиопии. Она состоит из двух частей:

1. «КАБИНЕТ» - контроль состояния зрительной системы, лечение амблиопии, восстановление и развитие бинокулярного зрения, фиксация результатов заянятий.

2. «РЕГИСТРАТУРА» - автоматизированное ведение медицинских карт пациентов, обработка и наглядное представление данных диагностики и лечения, документирование результатов работы.

Для коррекции и лечения зрительных нарушений в данной программе используются следующие группы упражнений: СОВМЕЩЕНИЕ, СЛИЯНИЕ, ТРЕНАЖЕР, «ТИР», «ПОГОНЯ».

Наш девиз: «Компьютер + Игра = Обучение и лечение»

Преимущества использования ИКТ перед традиционными средствами обучения:

1.   ИКТ средства обучения передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу, динамика занятия способствует, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3.  Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4.   Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение морской волны и т. д.

5.  Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

6.  Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

Рекомендации:

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы.

Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога и зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело использовать их в образовательном процессе. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны, кроме того при работе с компьютером надо учитывать возрастные особенности детей и не превышать время, которое ребенок может провести у компьютера.

Литература:

1.      Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином,

2.      «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н. В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html

3.      Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3

4.      Свириденко С. С. Современные информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галимова Юлия Николаевна

Дата: 28.03.2017

Номер свидетельства: 404247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства