Использование дидактических игр, компьютерных лечебных программ в коррекционной работе.
Использование дидактических игр, компьютерных лечебных программ в коррекционной работе.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся
Педагогический совет №2
ДОКЛАД
на тему:
Использование дидактических игр, компьютерных лечебных программ в коррекционной работе
2017г.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на индивидуальных и групповых занятиях как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с нарушенным зрением, у которых опыт действий с предметами достаточно обеднен.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем и развивающем процессах определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
У детей с нарушенным зрением чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается достаточно медленно. Оно, крайне медленно достигает того уровня, когда может стать основой деятельности. Выполняя то или иное задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а потому испытывает значительные трудности в достижении положительного результата. Развитию восприятия и представлений препятствует также и то, что такие дети медленно овладевают поисковыми способами ориентировки.
Основная коррекционная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей с нарушенным зрением раннего и дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания. На этой основе необходимо создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. Примеривание в этом случае представляет собой промежуточный способ между пробами и зрительным соотнесением.
Игры и упражнения, в которых ребенок действует путем проб и примеривания, развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности - предметной, игровой, трудовой, изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети уже воспринимают окружающее не приблизительно, а видят в предмете форму, величину, выделяют существенные части предмета, необходимые для действия с ними.
Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый - узнавание, второй — создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.). Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, научив ребенка вспомнить через некоторый промежуток времени (игры с отсрочкой) тот или иной предмет, его свойство. Однако по-настоящему четкими, подвижными представления становятся только тогда, когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время.
В коррекционной работе с детьми с нарушенным зрением большое внимание уделяется подбору дидактических игр по развитию тактильно-двигательного восприятия, которое имеет много общего с развитием зрительного восприятия. Оно также начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. Здесь тоже необходимо овладение способами ориентировки и овладение мерками, сенсорными эталонами, что невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Как и при формировании зрительного восприятия, слово должно опираться на собственный опыт ребенка, фиксировать и обобщать его, а не предварять.
Уже в самом восприятии имеются элементы, обеспечивающие развитие логического мышления, познавательной деятельности. Так, первой формой обобщения у ребенка является перенос одного свойства предмета на другие. Но этот перенос происходит только в том случае, если ребенок этот процесс осуществляет самостоятельно, без подсказки. В дальнейшем на основе восприятия возникают переходные, от восприятия к мышлению, формы оперирования образами в уме, которые мы наблюдаем при складывании разрезной картинки или при необходимости сделать целое из частей: собрать сборно-разборную игрушку, нарисовать целый предмет, глядя на разбросанные в беспорядке части; при составлении сериационного ряда, когда предметы располагаются в соответствии с закономерным возрастанием или убыванием какого-либо свойства (ряд предметов, выстроенных по длине, ширине, высоте звуков — звуковысотный ряд и др.); при группировке предметов по заданному признаку, т. е. первая форма классификации. Такая группировка возникает постепенно: сначала подбирается один предмет к образцу (выбор по образцу), затем несколько предметов к одному и тому же образцу. Это и есть группировка. На данном этапе происходит формирование первых форм анализа. Ребенок учится самостоятельно выделять тот признак, то свойство, которое является существенным при выполнении нужной задачи, таким образом, происходит активизация познавательной деятельности.
Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать причину, если нарушено это целое. Таким образом, путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.
Важным в коррекционных занятиях по активизации познавательной деятельности детей является использование дидактических игр на тактильно-двигательное восприятие. Оно осуществляется разными способами — путем ощупывания объекта, обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, который может быть воспроизведен в лепке; при обведении - контурный, плоскостной, воспроизводящийся в рисунке. При организации таких игр дети должны сначала узнавать и воспринимать целостные объемные предметы, а затем их контуры, т. е. сначала учат ощупыванию, а затем обведению по контуру.
Известно, что при тактильно-двигательном восприятии не может быть воспринят цвет предметов. Он воспринимается лишь зрительно. В то же время есть свойства, которые воспринимаются только тактильно. Это температура, вес, свойства поверхности. Но есть свойства, которые воспринимаются и зрительно, и тактильно-двигательно. Это форма, величина, пространственные отношения предметов и их частей. Именно при восприятии таких свойств вырабатывается зрительно-двигательная координация.
Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т. п. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы или шум потока, по голосу можно различить своих и чужих людей, узнать голоса животных, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие.
Таким образом, дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи.
Как, уже было сказано выше важнейшим в психическом развитии дошкольника с нарушенным зрением, является формирование мышления, активизация познавательной деятельности ребенка. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления ребенка приобретает особое значение.
В дидактических играх, способствующих активизации познавательной деятельности, мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с нарушенным зрением, эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата. Стимулируется познавательная активность, деятельность самого ребенка.
Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой — выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Рекомендации
Таким образом, для активизации познавательной деятельности дошкольников на коррекционных занятиях дидактические игры необходимо подбирать по возрастающей сложности с учетом последовательности формирования умений, способов ориентировки в задании, уровня обобщения. Поэтому в первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической ориентировке, затем — игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем - игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт, обобщенный в слове, дети должны уметь оперировать образами-представлениями, вызванными этим словом.
Следует отметить, что дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности ребенка, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников).
2. Дидактика в природе, - журнал КАРАПУЗ - 2003, №5
3. Катаева А.А.; Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 224с.
В коррекционной работе учителями-дефектологами(тифлопедагогами) в нашем учреждении эффективно применяются компьютерные программы для лечения и восстановления зрения детей: «Relax-2», «eYe», «Плеоптика-2», приобретены компьютерные программы : «КОНТУР», для лечения амблиопии, восстановления и развития бинокулярного зрения; «КАПБИС-МЕКО», для диагностики и лечения игровой формекосоглазия, амблиопии, нарушений бинокулярного зрения в
Программа «Relax-2» оказывает нормализующее действие на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния. Программа предназначена для восстановления и тренировки аккомодационной способности, применяется в профилактики и комплексном лечении миопии и амблиопии, спазма аккомодации, профилактики зрительного утомления, компьютерного зрительного синдрома. Продолжительность тренировки - 5 минут.
Набор программ «Плеоптика-2» (4 игры).
В этот набор входят программы: «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика». Эти программы предназначены для лечения амблиопии любой степени и любого вида детей от 3-х лет. Используемые в играх зрительные стимулы оказывают мощное избирательное воздействие на механизмы, реализующие нарушенные при амблиопии зрительные функции. Во время игры обеспечивается связь зрительной и слуховой систем за счет сопровождения соответствующими звуками моментов игры.
«eYe» - это программа предназначена для диагностики и лечения косоглазия и амблиопии. Она состоит из двух частей:
1. «КАБИНЕТ» - контроль состояния зрительной системы, лечение амблиопии, восстановление и развитие бинокулярного зрения, фиксация результатов заянятий.
2. «РЕГИСТРАТУРА» - автоматизированное ведение медицинских карт пациентов, обработка и наглядное представление данных диагностики и лечения, документирование результатов работы.
Для коррекции и лечения зрительных нарушений в данной программе используются следующие группы упражнений: СОВМЕЩЕНИЕ, СЛИЯНИЕ, ТРЕНАЖЕР, «ТИР», «ПОГОНЯ».
Наш девиз: «Компьютер + Игра = Обучение и лечение»
Преимущества использования ИКТ перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ средства обучения передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу, динамика занятия способствует, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение морской волны и т. д.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.
Рекомендации:
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы.
Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога и зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело использовать их в образовательном процессе. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны, кроме того при работе с компьютером надо учитывать возрастные особенности детей и не превышать время, которое ребенок может провести у компьютера.
Литература:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином,
2. «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н. В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html
3. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3
4. Свириденко С. С. Современные информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002.