ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ ПЕРВОЛОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ ПЕРВОЛОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Из опыта работы учителя начальных классов Центра Дистанционного образования г.Тулы Юнг Елены Анатольевны. Тема «Использование универсальной учебной компьютерной среды ПервоЛого в начальной школе». В данной работе я представляю опыт использования на уроках творческой среды ПервоЛого 3.0.На уроках при помощи компьютера и среды Лого можно решить проблему дефицита подвижной наглядности. Числа, буквы и картинки на экране подвижны. С помощью инструментов ПервоЛого ученики могут посадить на клумбу нужное количество цветов, запустить рыбок в аквариум, посадить птичек на ветку, положить конфеты в коробку и т.д.Любую картинку, фотографию или рисунок можно превратить в счётный материал.На уроке русского языка успешно используем графический планшет и инструмент ПервоЛого «карандаш».В текстовом окне мы составляем таблицы, например, таблицу умножения: Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Из опыта работы учителя начальных классов
Юнг Елены анатольевны
тема
«Использование универсальной учебной
компьютерной среды ПервоЛого в начальной школе»
г. Тула, 2014
Изменения в системе образования, продиктованные электронными средствами, увеличение информационного потока в связи с появлением Интернета, расширение взаимодействия людей, появление компьютера в семье – это признаки нового информационного общества, которое выдвигает свои требования, прежде всего к детям. Чтобы компьютеры помогали, а не разрушали личность ребёнка, нужно раскрыть и развить способности, данные от природы, подготовить ребёнка для осмысленной работы. И чем раньше закладываются основы информационной культуры, тем быстрее развиваются у детей способности получать и использовать знания для решения задач.
Наиболее благоприятным возрастом для начала обучения с применением информационных технологий можно считать младший школьный возраст.
Согласно ФГОС нового поколения учащиеся начальных классов, заканчивающие начальную школу должны обладать рядом способностей в области работы на компьютере.
Использование персональных компьютеров, мультимедийных программ и устройств, позволяет кардинально изменить преподавание в начальной школе. При этом обеспечивается реализация идей развивающего обучения, совершенствуются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, оптимизируются процессы понимания, запоминания и усвоения учащимися учебного материала, тем самым повышается мотивация обучения и эффективность урока. Наряду с вышесказанным, способствует формированию навыков речевого общения, совершенствованию навыков коммуникативного общения, социализации личности учащихся.
Для более успешного обучения детей работе с компьютером, многие педагоги используют интерактивную среду ПервоЛого. ПервоЛого – лучшая обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше). Универсальная учебная компьютерная среда ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc. Среда интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана. Лого - «это открытые среды для свободного творчества». Лого – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей.
Осваивая программу ПервоЛого, дети приобретают навыки работы на компьютере, учатся работать с различными видами информации и постигают основы проектно-творческой деятельности. Использование компьютера в соответствии с принципами умственного развития детей позволяет сделать его ценным компонентом развивающей модели обучения. Работа в этой среде способствует развитию познавательных способностей младших школьников, что является одной из основных целей школьного обучения, развитию памяти, внимания, логики при работе с программным продуктом; выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации формированию алгоритмического мышления школьников; воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.
В условиях дистанционного обучения детей среда ПервоЛого позволяет реализовать коммуникативные, технические и эстетические способности учащихся в процессе проектно-творческой деятельности. Среда создает благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности детей.
Кроме решения задач формирования общеучебных навыков и приёмов мыслительной деятельности, среда Перволого помогает решать задачи, стоящие перед пропедевтическим курсом информатики. Это формирование у детей основ информационной культуры и формирование алгоритмического стиля мышления. Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, русский язык, окружающий мир.
Занятия с помощью данной творческой среды представляют собой увлекательную игру, которая, обучает работать с графикой, текстовым редактором, элементарной мультипликацией. Обучение азам языка программирования происходит неформально, в ходе создания маленьких творческих работ. Базовый словарь занятий с компьютером похож на словарь уроков предметно-практического обучения: открой-закрой, возьми-положи, нарисуй столько же, раскрась больше, слева, справа и т.д. Отличительной особенностью ПервоЛого является реализация визуального программирования, когда команды языка представлены в виде картинок, щелкая по которым в требуемой последовательности, учащийся создает свои программы.
Таким образом, минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок, акцент на управлении мышью - все эти элементы простого и дружественного интерфейса, способствуют быстрому освоению детьми навыков общения с современным компьютером. Ученики получают мощный инструмент для создания собственных проектов, в том числе мультимедийных презентаций на любую тему.
В данной работе я представляю опыт использования на уроках творческой среды ПервоЛого 3.0.
На уроках при помощи компьютера и среды Лого можно решить проблему дефицита подвижной наглядности. Числа, буквы и картинки на экране подвижны. С помощью инструментов
ПервоЛого ученики могут посадить на клумбу нужное количество цветов, запустить рыбок в аквариум, посадить птичек на ветку, положить конфеты в коробку и т.д.
Любую картинку, фотографию или рисунок можно превратить в счётный материал.
В текстовом окне мы составляем таблицы, например, таблицу умножения:
На уроке русского языка успешно используем графический планшет и инструмент ПервоЛого «карандаш».
Графический планшет — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Графический планшет, являясь средством ввода информации, мало чем отличается от обычных ручки и листа бумаги, с разницей в том, что изображаемое появляется на экране компьютера. Это, кстати, помимо развития умения ориентироваться на листе бумаги, развивает и пространственное восприятие.
На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
На уроках чтения среда Лого прекрасно помогает в работе с произведением. К любому тексту можно создать альбом Лого с иллюстрациями.
Учащиеся на практике учатся пользоваться источниками информации в Интернете: справочниками, словарями, энциклопедиями.
Словарная работа проходит быстро и продуктивно: ученик находит нужное слово в словаре в Интернете, копирует нужный текст и вставляет в текстовое окно альбом Перволого. Рядом вставляет соответствующую картинку, найденную в интернете.
Домашнее задание - прочитать выразительно произведение - ученик выполняет в ПервоЛого. Он выразительно читает произведение и записывает звук. Таким образом, учитель на следующем уроке может быстро проверить домашнее задание.
На уроке развития устной речи ученик разгадывает загадки, выбирая соответствующую картинку (нажимает на кнопку).
Составление слов из слогов превращаем в игру.
Сегодня к нам в гости пришли наши маленькие друзья - Ира и Саша.
Классификация деревьев. Найди название дерева – соотнеси название и картинку.
ПервоЛого можно использовать как альбом-раскраску. Картинки скачиваем в Интернете ( не все они подходят).
В ПервоЛого выполняем графические диктанты и разгадываем кроссворды.
Урок можно превратить в игру.
У нас мало бензина в машине. Ты знаешь зачем нашей машине нужен бензин?
Едем на заправку.Проследи только глазами и найди, по какой дороге доедем до заправки.
Задача на смекалку.За бензин нужно заплатить 17 рублей. Как можно набрать эту сумму?
Сколько способов получилось?
С основными технологическими приёмами работы в программе ПервоЛого учащиеся знакомятся на курсе дополнительного образования «Работаем и играем в ПервоЛого».
Проект на тему «Место, где я живу».
Проект на тему «Коллаж из осенних листьев».
Проект «Парад».
Проект «Коврики».
Ученики выполняют рисунки по заданию учителя или самостоятельно.
Рисунок к конкурсу «Дорогой наш учитель».
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Ребёнок становится ищущим, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Таким образом, применение творческой среды ПервоЛого в образовательном процессе, позволяет создать условия для формирования личного успеха, стимулирует творчество учащихся и повышает их мотивацию, а простота и доступность современных технологий предоставляют возможность оперировать простыми в использовании компьютерными средствами как в межпредметной проектной деятельности и внеклассной работе, так и на уроках по всем предметам учебного плана.
Литература.
Е.И. Булин – Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ- компетенции младших школьников.- М. Просвещение, 2012.- 128с.
Брыксина О.Ф. Информационные минутки на уроках в начальной школе. // Информатика, № 6, 2000.
Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого (комплект из двух рабочих тетрадей): М: Слог Пресс Спорт, 2010 г.–144 с.
Ладыгина Е.. ПервоЛого для первоклашек. Черепашки как инструмент компьютерной программы. «ИКТ в образовании», №8 , 2008;
Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: Справочное пособие – М.: Институт новых технологий. 2006 - 144 с.
Яковлева Е.И. ЛогоМозайка. Сборник проектов – М.: Институт новых технологий.- , 2000 - 75с.