ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах нового поколения указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования».
Высокие запросы образования невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные информационно-компьютерные технологии/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 3 Г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовила:
учитель начальных классов
Марушкина Юлия Александровна
Дубна 2013 год
«В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах нового поколения указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования».
Высокие запросы образования невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные информационно-компьютерные технологии (мультимедиа, интерактивные и др.)
Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения и представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики) в ходе учебного процесса, а также создание условий для активной работы обучающихся, получения ими знаний и навыков.
В настоящее время использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы, Интернет. Они воспитаны на аудио- и видео- продуктах, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.
Дидактически корректное применение интерактивных и мультимедиа технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать обучающихся.
В прошлом 2012-2013 учебном году наша гимназия получила два полных комплекта учебно-лабораторного оборудования. Потребовалось время, не более 2-х недель, на осуществление монтажа и профессиональной настройки. Начиная работать с новым оборудованием, я столкнулась с большими трудностями. Тех знаний, что были получены на курсах в Дмитрове, оказалось недостаточно. Приходилось изучать специальную литературу, совместными усилиями разбираться в работе полученной техники. Я и мои коллеги обучали друг друга, делились опытом работы, проводили обучающие семинары. Кроме этого, пришлось поработать и самостоятельно.
Первый год работы по новым Стандартам показал, что учителю надо перестраиваться, так как в перспективе мы надеемся получить нового ученика с качественными знаниями.
Городское методическое объединение учителей начальных классов обсудило вопросы и методы обучения связанные с использованием интерактивной доски на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. В учебную программу были внесены изменения, которые определили место использования информационно-коммуникационных технологий. С особой тщательностью мы изучили нормы СанПиНа и техники безопасности при работе с данным оборудованием. Была подготовлена специальная папка безопасности, включившая в себя всю нормативную базу и требования, предъявленные к работе с учебно-лабораторным оборудованием.
Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В частности, интерактивная доска и система оперативного контроля совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, магнитофоны).
Использование интерактивных и мультимедийных технологий при подготовке и проведении уроков дают возможность решать задачу формирования информационной компетентности, поставленную ФГОС нового поколения.
Что включает в себя сам комплект?
Автоматизированное рабочее место педагога:
- Ноутбук
- Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копирование)
- Документ-камера
- Интерактивная доска с проектором
2. Автоматизированное рабочее место ученика:
- Ноутбук
- Цифровой микроскоп
- Цифровая лаборатория
- Система интерактивного тестирования и голосования (пульты)
3. Выход в интернет осуществляется посредством Wi-Fi роутера, с использованием контент-фильтра.
В чем же эффект?
Планируя свою урочную и внеурочную деятельность, я включаю в работу современное учебно-лабораторное оборудование такое, как ноутбук. Его я использую для поиска, сбора, обработки и хранения данных, при работе с системой контроля и мониторинга качества знаний. Это и разработки уроков, и презентации к урокам, и иллюстративный материал, материалы для проведения классных часов.
Необходимы для моей работы: и ксерокс, и сканер и принтер. Я их использую для тиражирования на печатных носителях, что помогает при проведении контрольных и проверочных работ, индивидуальной работы, работы с тестами, тренажёрами.
Незаменимой в моей работе является Интерактивная доска – это доска огромных возможностей. Ребятам нравится работать с интерактивными тренажёрами, используя электромагнитный маркер. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает огромный интерес, экономит время на уроке. Работа с интерактивной доской требует специальных навыков и знаний. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы. Интерактивная доска также позволяет мне показывать слайды, видео, даёт возможность работать с рисунком, схемой, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи.
В отличие от предыдущих, на новых мультимедийных досках есть возможность работать сразу двум ученикам и пользоваться чертёжными инструментами (циркуль, угольник, линейка, транспортир).
Я имею возможность использовать на уроке цветовую палитру, наиболее подходящую для обучающихся, что позволяет снизить глазное напряжение, снять эмоциональную нагрузку.
Интерактивная доска даёт мне возможность сохранять в памяти ноутбука все ходы и изменения, появившиеся в процессе работы с материалом урока. Это даёт мне возможность в дальнейшем отредактировать разработанные материалы, сохранить работы обучающихся, передать в электронном или печатном формате родителям. Это оборудование мои лучшие помощники на каждом уроке.
Работа с документ – камерой. Работая с документ-камерой, учитель выполняет один из главных принципов в обучении – принцип наглядности, так как она позволяет увеличивать изображения, данные в учебнике, сохранять их, добавлять к избранному новую информацию. Надежным помощником документ-камера является и классному руководителю, так как с ее помощью можно создавать альбомы классных дел, театральные афиши, газеты и т.д.
Работа с микроскопом. Работа с микроскопом, пожалуй, один из самых интересных видов работы для обучающихся – ведь микроскоп позволяет заниматься исследованием на самом элементарном уровне, не выходя из класса. Ученик может рассматривать не только увеличенный объект, но и сохранить его, использовать в дальнейшей работе.
Цифровая лаборатория (Модульная система экспериментов). Наверно, вы себе никогда не представляли, что физику или биология можно изучать уже в 1 классе. Этому способствует цифровая лаборатория, которая позволяет обучающимся заниматься измерением давления, влажности, температуры и даже звука, а потом на основании полученных данных строить графики, сохранять их, использовать при изучении новых тем, проводить сравнительный анализ.
И, наконец, самая, на мой взгляд, необходимая программа для учителя, это система учета и контроля знаний обучающихся «RESPONS» на базе дистанционного оборудования – пультов. Данная система, позволяет контролировать каждого ученика, охватить опросом весь класс, выставлять каждому за ответ баллы, которые ученик получил в течение всего урока. Кроме того, данная программа позволяет производить тестирование по всем предметам, отслеживать посещаемость и успеваемость обучающихся. Продуманность данной системы позволяет высвободить и экономить значительное время учителя, анализировать работу обучающихся на протяжении нескольких уроков.
В чем же основные преимущества ИД перед меловой? Почему ИД становятся более популярными?
- ИД помогает расширить использование электронных средств обучения, потому что они быстрее передают информацию;
- ИД позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения иллюстрированного материала на уроке. ИД дополняет и иллюстрирует слова учителя.
- ИД позволяет ученикам принимать участие в групповой работе;
- ИД позволяет проводить проверку знаний учащихся сразу во всем учебном классе, организовать грамотную обратную связь «учитель-ученик»
- ИД позволяют создать единую базу данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителя появляется свободное время.
- Наконец, на мой взгляд, самое главное – использование ИД поднимает авторитет учителя в глазах учащихся, позволяет общаться на одном языке.
Работа с доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных палочек» развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки.
А находкой нашего оборудования являются Ноутбуки. А как радуются ребята работе на ноутбуках! И в рабочей, и игровой форме проходят занятия интелектуального развития, тестирование. Все 13 ноутбуков хранятся в специальной базе, где и подзаряжаются. Эта база удобна передвижением и организацией работы в любом учебном классе.
Информации для проведения уроков в помощь учителю в Интернете огромное количество. Серия учебных пособий «Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе» – это одновременно и настольная книга учителя, и медианавигатор! Работая с этими пособиями, я нахожу электронный адрес к цифровому образовательному ресурсу практически к каждой теме урока любого предмета.
В рамках новых Стандартов авторы учебных программ «Школа России» предлагают электронные учебники, которыедают уникальные дополнительные возможности.Я в классе использую их как программное приложение для электронной доски, наглядное пособие для проектора, интерактивный тренажер. Ученики приносят свои цифровые носители (флешки) для записи дисков по учебным предметам (русский язык, математика, окружающий мир). Родители могут в любое время вместе с ребенком в интерактивном режиме оценить уровень усвоения пройденного материала и подготовленности к изучению нового. Школьники в увлекательной игровой форме смогут выполнить различные творческие и самостоятельные задания, предложенные в учебниках.
Используя современное учебно–лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мой урок становится более ярким, насыщенным, интересным, разнообразным. У меня, как учителя появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности на уроке. Но для более качественной организации работы хотелось бы делить класс на подгруппы.
В целом, работа с учебно-лабораторным оборудованием, позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.
Если сравнить предыдущих первоклассников и сегодняшних, мы наблюдаем повышение интеллектуального потенциала обучающихся, поэтому мы не можем учить детей по-старому. В основе обучения должен лежать системно-деятельностный подход, обучающиеся должны иметь установку на получение результата. Необходимо реализовать новую позицию учителя – содействие развитию, самостоятельному получению знаний.
Но я не скажу, что ИД творит чудеса: к урокам нужно готовиться более тщательно, надо готовить презентации, искать готовые материалы, ведь ИД – это просто удобный помощник для любого учителя, как и весь комплект учебно-лабораторного оборудования.
В заключение я хочу сказать, что сегодня совершенно ясно, что изменения в содержании, методах и формах учебной работы – не прихоть отдельных педагогов, дань моде, а ответ школы на глобализацию экономики, повышение требований к личности, вызванные становлением информационного общества. Потребность в этих изменениях очевидна и бесспорна.
Но агитировать и требовать от учителей активно использовать учебно-лабораторное оборудование нельзя, так как время работы на УЛО не должно превышать времени, установленного СанПиНом.
За то время, которое я использую УЛО в своей работе не достигнут весь потенциал возможностей, но это дело времени. Планы – далеко идущие и широко шагающие.