kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии личностно-ориентированного обучения как средства развития мыслительной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность концепции технологии личностно ориентированного образования не вызывает сомнений. Нет, и не может  быть двух школьников, не говоря о целом классе, тем более о классе-комплекте, обладающих одинаковым набором способностей, умений, мышления и т. д.Поэтому главным вопросом технологии личностно-ориентированного обучения является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии личностно-ориентированного обучения как средства развития мыслительной деятельности учащихся»

«Использование технологии личностно-ориентированного обучения как средства развития мыслительной деятельности учащихся»

Слайд 1-2

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить»

Эмануил Кант


Актуальность концепции технологии личностно ориентированного образования не вызывает сомнений. Нет, и не может быть двух школьников, не говоря о целом классе, тем более о классе-комплекте, обладающих одинаковым набором способностей, умений, мышления и т. д. Для кого-то из детей и средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, бежит вперед. Один понимает учителя сразу, другому надо повторить, а третьему необходимо разъяснить. Да ещё не один раз. Поэтому главным вопросом технологии личностно-ориентированного обучения является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”
Задачей школы на современном этапе является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.

В составе класса– комплекта, в котором я работаю, дети с разным уровнем развития мыслительных процессов. Это я выяснила с помощью диагностики уровня владениями способами мыследеятельности.

Для диагностики были использованы тесты, включающие в себя вербальные задания, подобранные с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Данные диагностики показали, что у большей половины учащихся мыслительная деятельность развита слабо.

Поэтому целью моей работы стало -  развитие операций мыслительной деятельности учащихся.

Встал вопрос как, с помощью чего проводить работу по развитию мыслительной деятельности. Изучив с помощью разных источников педагогическую литературу, литературу по психологии; ознакомившись с опытом коллег из других регионов, я определила для себя 3 пути.

Как?

Слайд 3

За счет формирования приемов сравнения - одной из важнейших мыслительных операций, направленных на установление сходства и различие в двух (или более) сопоставляемых предметах.
Трудность сравнения для ребенка состоит в том, что, во – первых, сначала он вообще не знает, что такое "сравнение", а во – вторых, не умеет пользоваться этой операцией как приемом решения поставленной перед ними задачи.
Для овладения данной операцией ученикам требуется проведение четкого направленного дробного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных признаков. Степень усвоения приемов сравнения у всех детей разная, следовательно, одному требуется задание менее сложное, другому усложненное. Один быстро овладевает данным умением, а другим
для овладения приемом сравнения вводим правило-ориентир "Учись сравнивать".
1. Установи цель сравнения.
2. Проверь знание материала, которое будешь сравнивать.
3. Выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.
4. Найди различие и (или) сходство.
5. Сделай вывод из сравнения.
Сравнивая различные явления, ученики глубже понимают их суть, учатся обобщать и форматировать закономерности. А это регулятивные УУД.

На уроках обучения грамоте ребятам нравятся игры "Что лишнее?", "Что изменилось в слове?", "Что общего и в чем разница... (между облаком и туманом)?

Игры вводятся от простого к сложному, с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Слайд 4
За счет формирования и умения выделять главное.

Умение выделять главное актуален при работе с научными и научно - популярными  источниками. Оказывает помощь при подготовке проектов.
Для лучшего освоения данного приема также предлагаем правило – ориентир «Учись выделять главное».

  1. Определи предмет мысли (о чем идет речь).

  2. Найди ключевые слова и понятия.

  3. Отдели главное от второстепенного (воспроизведи сортировку материала)

  4. Обозначь в тексте (или зафиксируй в процессе слушания) смысловые опорные пункты для краткого пересказа.

  5. По этим пунктам кратко перескажи (или запиши) главное.

Для формирования данного умения предлагаю детям задание, в котором из ряда слов надо выделить два, наиболее существенных для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Слайд 5

За счет формирования умения обобщать, мыслительной деятельности завершающей операции выделения главного и сравнение.Обобщения формируются и формулируются при изучении нового материала, но могут быть дидактической целью урока при уточнении, обобщений знаний, умений, навыков в процессе применения знаний.
А помогает учащимся овладеть данной мыслительной операцией правило - ориентир "Учись обобщать" помогает.
1. Выдели главное из данного вам задания. Проверь, как ты понимаешь его мысль.
2. Выдели основные характеристики, отношение в изученном материале.
3. Проанализируй конкретный материал, проследи эволюцию его развития.
4. Сделай вывод, т.е. сформулируй закономерность, ведущую идею, закон.
В ходе уроков русского языка, предлагаем например следующие задания:
Замените высказывания одним словом - именем прилагательным женского рода.
Растения, которые находятся в комнате - ...,
 машина, которая встретилась на пути - ...,
 почта, которую получаем утром... .
Слайд 6

Второй вопрос, который стоял перед началом нашей работы по развитию мыслительной деятельности: с помощью чего?

Разминки –в ходе которой преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования на одном и том же занятии вопросов из разных областей знаний. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В разминке работе принимает участие весь класс-комплект.При такой работе с классом учитель с помощью вспомогательных вопросов мобилизует мысль учащегося, направляет ее в нужное русло. Преимущество фронтальной работы в разминке состоит в том, что ученики знакомятся с новыми, ранее неизвестными им способами решения задач, быстро и своевременно исправляют допущенные ошибки, получают образцы рассуждений, образцы оформления записи решений и т.д.

Логические задачи - отгадывание загадок; чтение логического решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса.

Творческие задания

  • Творческие рассказы - сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ - сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности - передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.

  • Учебно-ролевые игры - создание воображаемой ситуации и её разыгрывание, игры - диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и их разыгрывание.

Создание проблемных ситуаций

Дидактических игр.

Вы все знаете, что работая с детьми младшего школьного возраста, серьезный и большой по объему материал лучше давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме.

Слайд 7

Ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, эти игры стимулируют слабых, стеснительных детей, помогают снятию языкового барьера, способствуют развитию мыслительной деятельности, что вполне отвечает принципам технологии личностно-ориентированного обучения и соответствует требованиям ФГОС.

В результате систематического использования дидактической игры у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д., игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

В своей практике широко использую:

  • Игры - соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.

  • Игры-путешествия.

  • Игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.

  • Игры-предположения («Что произойдет если...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

  • Игры-беседы. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Важное место в личностно-ориентированном обучении, в системе дидактических игр я отвожу кроссвордам, так как считаю, что именно они помогают оживить опрос, активизировать работу обучающихся и способствуют развитию мыслительной деятельности, а также они являются уникальным средством индивидуализации и дифференциации, средством реализации ФГОС (работа в парах, группах) и очень удобны в работе в условиях классов-комплектов.

Кроссворды решают все: и хорошо успевающие, пытливые и старательные дети, и учащиеся с аморфными интересами. Для них отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде - это радость, это уже успех, появляются уверенность в своих силах, положительные эмоции, а значит стремление к размышлению.

Высокая мыслительная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.

Применяя в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают мыслительную деятельность учащихся.

В своей работе применяю урок - путешествия, урок - соревнования, урок – сказка, урок – поход.

Эта лишь небольшой пример того, как с помощью технологии личностно-ориентированного обучения можно работать над развитием мыслительной деятельности. Работу по данной теме я вместе с руководителем школы начала ещё в 2011 году, продолжаю использовать накопленный материал. Совместно составили брошюру заданий и упражнений по развитию мыслительной деятельности.

Слайд 8

В.А.Сухомлинский писал:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк мысли».

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фёдорова Елена Валерьевна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183766


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства