kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технолигии критического мышления на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление- это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно - психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к  стандартным, так и к нестандартныи ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, разрабатывать разнообразные аргументы,принимать независимые, продуманные решения.

В основу технологии положен базовый дидиктический цикл, трех этапов:  -вызов, осмысление содержания, рефлексия. На первом этапе можно использовать следующие приемы : "таблица тонких и толстых вопросов ", верные и неверные утверждения, мозговой штурм, дерево предсказаний. На втором этапе: инсерт, метод 6 шляп мышления. На третьем этапе кластер, синквейн, эссе.                                                                                                                                                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«моя зачетная работа крит.мышление»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новокуровка муниципального района Хворостянский Самарской области








« Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе»








Выполнил (а):

Гуськова Марианна Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Новокуровка

Хворостянского района

Самарской области
















2015 г.

Паспорт ИР Паспорт проекта


Целевая аудитория: учащиеся начальных классов . Ученики работают в группах по 2-5 человека и индивидуально .


Сроки осуществления проекта: 09.2015г - 05.2016г.


Проект краткосрочный, будет внедряться в период с сентября 2015 г. по май 2016г.


Место проведения: школа


Вид проекта: практический


Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу

В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Они касаются не только содержания, но и методики образования. Заказ современной школы сформулирован в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» и является одним из основных положений Национальной Образовательной Инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Теория развития критического мышления стала известна в России с 1997 г., она развивается при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. С 2000 г. проект в России развивается самостоятельно.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Ожидаемый результат:

1. Учащимся 4 класса к окончанию начальной школы должны овладеть ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоорганизационными.

2. Научиться пользоваться приёмами ТРКМ при работе с различными текстами, повысить культуру читателя.

3. Повысить уровень исследовательской культуры обучающихся..

4. Повысить успеваемость и качество знаний по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.







Проблема:

Неумение детей мыслить, слабо выражены мыслительные навыки.

Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):


Задачи:

· Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

· Развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);

- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Объектом исследования - развитие мыслительных навыков у учащихся.

Предметом исследования - являются эффективные приемы развития мыслительных навыков на уроках в начальной школе.


Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».


Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.


Особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.……

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:

  • Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

  • Осмысление содержания (получение новой информации)

  • Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)



  • Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.


  • Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.


На этом этапе можно использовать следующие приемы:

1. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

2. Верные – неверные утверждения

  1. «Да – нет». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет». 4. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

  • 5. « Дерево предсказаний». Где ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно"

  • ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.


Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.




  • Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.


  • Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».



  • Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.


Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

  • -Инсерт - маркировка текста по мере его чтения с использованием значков «v», «+», «-», «?»

  • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

  • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

  • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.


 Метод « 6 шляп мышления»

  • Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.  Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

  • Красная шляпа: эмоциональная.

  • Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

  • Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.

  • Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.

  • Зеленая шляпа: творческая.

  • Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

  • Синяя шляпа: аналитическая.

  • В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.

  • Вопросы можно написать на шляпах!


  • Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.



  • Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.



  • Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.


  • Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.



Возможные приёмы и методы:


Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: 1.Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2.Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3.Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.


К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»

На следующем этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки.


- Синквейн - это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану


- Эссе - помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:





бактерии

бббактерии


1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.


Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.




Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Критического мышления» хорошо знакомы российским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой для нашей Школы.


Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от содержания.

Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.

На уроках можно работать с двумя видами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов.


Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.




Характеристика изменений в результатах, образовательном

процессе, условиях с учетом введения новых технологий

Для того, чтобы активизировать учебный процесс (либо в рамках урока (занятия, мероприятия); либо в рамках темы, раздела, модуля, программы) и оптимально использовать все его возможности, необходимо поэтапно спланировать образовательный процесс с учетом образовательных новшеств ……

Условная единица ОП

(этапы урока, мероприятия или какой по счету урок в теме, раздела)

Тема

(урока, мероприятия, темы, раздела модуля)

Вводимые новые средства (технологии, содержание и т.д.) образования

Промежуточные и итоговые результаты

Изменившиеся условия







Контрольно-оценочный блок

В рамках рейтинговой системы оценивания будут оцениваться устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания…….

Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:

  • Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;

  • Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;

  • Стимулирование самостоятельности в учебе;

  • Учет индивидуальных качеств учащихся;

  • Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.

Оценка устного ответа обучающегося

Критерии:

  • Полнота и правильность ответа.

  • Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.

  • Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.

Оценка

Критерии оценки




1

2

3

«5»

Изученный материал излагается полностью верным логичным ответом, с определением основных понятий

Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний

Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка

«4»

Допускаются ошибки в изложении материала и фактов, но самостоятельно исправляются

Обоснование суждений с помощью учителя

1-2 недочета в последовательности , фактов материала

«3»

Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке выводов.

Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания и понятия в рассказе

Непоследовательное изложение материала; фактические ошибки в историческом изложении.

«2»

Незнание большей части изучаемого или полное незнание темы.

Неумение обосновать суждение, практически использовать знания

Беспорядочное, неуверенное изложение материала , неумение пользоваться понятийным аппаратом.


Оценка письменных работ обучающихся

Виды письменных работ

Оценка





«5»

«4»

«3»

«2»

Ответы на вопросы

Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки

Верно даны ответы на все вопросы

2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах

Большая часть ответов верна

4-5/3-4 ош.

Половина и более ответов неправильна

5 и более/6 и более ош.

Тестовые задания

100-90% верно выполнен

ных заданий

От 90 до 75% верно выполненных заданий


От 75 до 50% верно выполненных заданий


Менее 50% верно выполненных заданий

При оценке письменных работ обучающихся учитываются:

  • степень самостоятельности работы обучающегося;

  • объем работы;

  • четкость, аккуратность,

  • оформление работы.



  • Преимущества технологии:

  • - Повышается ответственность за качество собственного образования.

  • - Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

  • - Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

  • - Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

  • - Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.



Выводы

В результате внедрения в образовательный процесс Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.

Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.

Появилась большая заинтересованность учащихся в предмете. Повышается активность на уроке, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.


Следует отметить и проблемы, связанные с внедрением данной технологии:

От учителя требуется, прежде всего, нестандартный подход к каждому уроку.

Времени на подготовку каждого урока тратится очень много.

Имеют место материальные затраты (приобретение бумаги, ксерокопирование, сканирование и т.д.), поскольку для каждого ученика почти на каждом уроке необходимо подготовить пакет с текстами, групповыми и индивидуальными заданиями.

Не хватает дополнительной литературы для учащихся.

Технология критического развития мышления во многом согласуется с опытом моей работы, хочется поделиться некоторыми размышлениями, которые возникли в ходе апробации этой технологии.

Известно, Дэвид Клустер, считает, что, во-первых, развитие критического мышления через чтение и письмо всегда носит индивидуальный характер, во-вторых, по этой технологии любая информация является отправным,а  не конечным пунктом, в-третьих, работа начинается с постановки вопросов и объяснения проблем, которые нужно решить, в-четвертых, критически мыслящий человек стремится к “убедительной аргументации, в-пятых, критическое мышление “социально”. Соглашусь с Клустером и в том, что все необходимые стороны критического мышления ярче всего проявляются в речи, письменной и устной. Этим технология ценна именно для меня.


Прогноз: эффекты и риски

Прогнозируя последействия данного ПП мы предполагаем, что обучающиеся станут более успешными в овладении многими школьными предметами, т. к. у них повысится техника чтения, сформируется смысловое чтение.


Но, как и в любой деятельности необходимо предупреждать негативные последствия, для этого мы выделяем следующие риски ПП

Удовлетворить на практике всем вышеуказанным требованиям нелегко. Ведь один и тот же результат разными учениками достигается различной ценой в зависимости от их способностей. Главная проблема сегодня – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. Как ни парадоксально, но шкалы оценки не играют значительную роль в педагогических измерениях. Об этом свидетельствует непреложный факт – чрезвычайное разнообразие шкал оценок в различных странах и замедленность процесса формирования мирового стандарта.


Подводя итоги, можно констатировать, что:

  • в реальной школьной практике четырехбальная система оценки учебных достижений учащихся не обладает достаточной диагностической силой и не позволяет объективно определить уровень качества обученности учащихся;

  • современная школьная система оценки ухудшает отношения между обучаемыми и обучающимися, отделяет учителя от учащихся, создает почву для постоянных столкновений, вызваных обоюдным недоверием, что вредно сказывается на нравственном развитии ученика;

  • с оценкой, способствующей эффективному научению, должно быть связано преимущественно положительное эмоциональное состояние.

Литература


Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.

Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.

Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.

Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.


Просмотр содержимого презентации
«развитие критического мышления»

Министерство образования и науки Самарской области  Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов  Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования        Итоговая работа  по модулю инвариантной части  курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»  по теме:        « Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе»       Выполнил (а): Гуськова Марианна Александровна учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Новокуровка Хворостянского района Самарской области

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования     Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме:     « Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе»  

Выполнил (а): Гуськова Марианна Александровна учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Новокуровка Хворостянского района Самарской области

Паспорт ИР Паспорт проекта   Целевая аудитория : учащиеся 3 – 4 классов. Ученики работают в группах по 2-5 человека и индивидуально .   Сроки осуществления проекта : 09.2015г - 05.2016г.   Проект краткосрочный, будет внедряться в период сентябрь 2015 г. по май 2016г.   Место проведения : школа   Вид проекта : практический 17.10.16

Паспорт ИР Паспорт проекта

 

Целевая аудитория : учащиеся 3 – 4 классов. Ученики работают в группах по 2-5 человека и индивидуально .

 

Сроки осуществления проекта : 09.2015г - 05.2016г.

 

Проект краткосрочный, будет внедряться в период сентябрь 2015 г. по май 2016г.

 

Место проведения : школа

 

Вид проекта : практический

17.10.16

Мышление развивается в проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.  Л. Выгодский   Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не  критическое мышление.  Д.  Дьюи   Критическое - не значит негативное, критика толерантна,  конструктивна.  К.Поппер          17.10.16

Мышление развивается в проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление. Д. Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер

17.10.16

Цель ТРКМ   – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни.  (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать) Задачи ТРКМ : Формирование нового стиля мышления Развитие базовых качеств личности Развитие аналитического, критического мышления Формирование культуры чтения   Проблема Не умение детей мыслить, слабо выражены мыслительные навыки.

Цель ТРКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни. (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать)

Задачи ТРКМ :

  • Формирование нового стиля мышления
  • Развитие базовых качеств личности
  • Развитие аналитического, критического мышления
  • Формирование культуры чтения

Проблема

Не умение детей мыслить, слабо выражены мыслительные навыки.

О чем это мы?...  Критическое мышление – это:   способность ставить новые, полные смысла вопросы ;   вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;   принимать независимые продуманные решения .  …

О чем это мы?...

Критическое мышление – это:

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы ;

  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
  • принимать независимые продуманные решения .

Что же такое критическое мышление?

Что же такое критическое мышление?

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное
  • Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации
  • Критическое мышление есть мышление социальное
Критическое мышление это отправная точка для развития творческого мышления; это способность анализировать информацию; это способность задавать вопросы

Критическое мышление

  • это отправная точка для развития творческого мышления;
  • это способность анализировать информацию;
  • это способность задавать вопросы

  • «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. 17.10.16

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

17.10.16

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов: вызов осмысление рефлексия 17.10.16

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:

вызов

осмысление

рефлексия

17.10.16

Технологические этапы 1я- стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения

Технологические этапы

1я- стадия ВЫЗОВ

2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ

  • Актуализация знаний
  • Побуждение интереса к получению новой информации
  • Постановка учеником собственных целей обучения

3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ

  • Получение новой информации
  • Корректировка поставленных учеником целей обучения
  • Рождение нового знания
  • Постановка учеником новых целей обучения

Структура урока в технологии РКМ Приемы: Верные, неверные высказывания Кластер Мозговой штурм Корзина идей Дерево предсказаний 1 этап Вызов

Структура урока в технологии РКМ

Приемы:

  • Верные, неверные высказывания
  • Кластер
  • Мозговой штурм
  • Корзина идей
  • Дерево предсказаний

1 этап

Вызов

Структура урока в технологии РКМ  2 этап   Приемы: Осмысление  Инсерт 6 шляп мышления Таблицы

Структура урока в технологии РКМ

2 этап

Приемы:

Осмысление

  • Инсерт
  • 6 шляп мышления
  • Таблицы

Структура урока в технологии РКМ   3 этап   Приемы: Рефлексия

Структура урока в технологии РКМ

3 этап

Приемы:

Рефлексия

  • Кластер
  • Эссе
  • Синквейн
Прием РКМ   Свойства воздуха  «Верите ли вы?»

Прием РКМ Свойства воздуха «Верите ли вы?»

  • Что воздух имеет определенную форму?
  • Что воздух невозможно сжать?
  • Что воздух проводит звуки?
  • Что воздух имеет массу?
  • Что у воздуха есть запах?
  • Что у воздуха есть цвет?
  • Что воздух не сохраняет тепло?
Прием РКМ   «Инсерт» « V » «+»  «-» если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете   - если то, что вы читаете, является для вас новым «?»  - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете «!» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу  - если то, что вы читаете, вас удивило

Прием РКМ «Инсерт»

« V »

«+»

«-»

  • если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

- если то, что вы читаете, является для вас новым

«?»

- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

«!»

- если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

- если то, что вы читаете, вас удивило

Приём «Шесть шляп мышления» использован мной на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным» . Учащиеся справились с заданиями , соответствующими «Шляпе» в своих группах. Вот что получилось: «Белая шляпа» (факты): (выдержка из текста) «Если кто – то поступает нечестно, всё равно про него это узнают, ему будет ему стыдно, и он понесёт наказание»,- сказала мама мне.

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции): Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал у меня чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Если бы я съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и я пошёл бы в Кремль.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): «Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно, мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером, сказал много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

Учащиеся были увлечены заданием и смогли представить свою работу в группе всему классу.

17.10.16

Прием РКМ   «Синквейн»  1. Воздух. 2. Прозрачный, упругий, неосязаемый. 3. Проводит, сжимается, сохраняет. 4. Воздух необходим всем! 5. Это жизнь.  1.Илья. 2. Могучий, храбрый. 3. Ехал, сражался, победил. 4. Всем людям радость дарил. 5. Герой!

Прием РКМ «Синквейн»

1. Воздух.

2. Прозрачный, упругий, неосязаемый.

3. Проводит, сжимается, сохраняет.

4. Воздух необходим всем!

5. Это жизнь.

1.Илья.

2. Могучий, храбрый.

3. Ехал, сражался, победил.

4. Всем людям радость дарил.

5. Герой!

Прием РКМ  «Кластер» Без цвета Без запаха Без вкуса Свойства воздуха Без формы Неосязаемый  Проводит звуки Сжимается Имеет вес Сохраняет тепло Упругий

Прием РКМ «Кластер»

Без цвета

Без запаха

Без вкуса

Свойства

воздуха

Без формы

Неосязаемый

Проводит

звуки

Сжимается

Имеет вес

Сохраняет тепло

Упругий

Состав почвы  почва минеральные  вещества  Бактерии  камни  земля  соли  почва Бактерии необходимы мин. вещ.  земля  соли мин. соли перегной  вода  воздух глина  песок  17.10.16

Состав почвы

почва

минеральные

вещества

Бактерии

камни

земля

соли

почва

Бактерии необходимы

мин. вещ.

земля

соли

мин. соли

перегной

вода

воздух

глина

песок

17.10.16

Приём « Эссе» по произведению М.М.Пришвина «Выскочка»  Меня зовут Екатерина, я учусь в 3 классе. Рассказ «Выскочка» М.М.Пришвина мне он очень понравился. В нём много полезной информации. Больше всего мне понравилась собака Вьюшка, ведь она была с берегов сибирской реки Бии и была названа сначала Бией, потом Бьюшкой и, наконец, Вьюшкой.  Я видела подобную историю, в которой тоже участвовала сорока. У моего пёсика Бобика сорока унесла из миски кусочек хлеба. Бобик рассердился и начал отчаянно лаять. Но сорока улетела, со своей добычей, наверное, полетела делиться со своими сородичами.  А я дала Бобику новый хлеб. 17.10.16 19

Приём « Эссе» по произведению М.М.Пришвина «Выскочка» Меня зовут Екатерина, я учусь в 3 классе. Рассказ «Выскочка» М.М.Пришвина мне он очень понравился. В нём много полезной информации. Больше всего мне понравилась собака Вьюшка, ведь она была с берегов сибирской реки Бии и была названа сначала Бией, потом Бьюшкой и, наконец, Вьюшкой.

Я видела подобную историю, в которой тоже участвовала сорока. У моего пёсика Бобика сорока унесла из миски кусочек хлеба. Бобик рассердился и начал отчаянно лаять. Но сорока улетела, со своей добычей, наверное, полетела делиться со своими сородичами.

А я дала Бобику новый хлеб.

17.10.16

19

Оценка устного ответа обучающегося Оценка Критерии оценки     «5» 1   «4» Изученный материал излагается полностью верным логичным ответом, с определением основных понятий 2 3 Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний «3» Допускаются ошибки в изложении материала и фактов, но самостоятельно исправляются «2» Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке выводов. Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка Обоснование суждений с помощью учителя 1-2 недочета в последовательности , фактов материала Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания и понятия в рассказе Незнание большей части изучаемого или полное незнание темы. Непоследовательное изложение материала; фактические ошибки в историческом изложении. Неумение обосновать суждение, практически использовать знания Беспорядочное, неуверенное изложение материала , неумение пользоваться понятийным аппаратом. 19 17.10.16

Оценка устного ответа обучающегося

Оценка

Критерии оценки

 

 

«5»

1

 

«4»

Изученный материал излагается полностью верным логичным ответом, с определением основных понятий

2

3

Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний

«3»

Допускаются ошибки в изложении материала и фактов, но самостоятельно исправляются

«2»

Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке выводов.

Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка

Обоснование суждений с помощью учителя

1-2 недочета в последовательности , фактов материала

Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания и понятия в рассказе

Незнание большей части изучаемого или полное незнание темы.

Непоследовательное изложение материала; фактические ошибки в историческом изложении.

Неумение обосновать суждение, практически использовать знания

Беспорядочное, неуверенное изложение материала , неумение пользоваться понятийным аппаратом.

19

17.10.16

Оценка письменных работ обучающихся Виды письменных работ Оценка   Ответы на вопросы «5»     Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки Тестовые задания «4»   «3» Верно даны ответы на все вопросы 2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах 100-90% верно выполнен ных заданий Большая часть ответов верна 4-5/3-4 ош. От 90 до 75% верно выполненных заданий   «2» Половина и более ответов неправильна 5 и более/6 и более ош. От 75 до 50% верно выполненных заданий   Менее 50% верно выполненных заданий  17.10.16

Оценка письменных работ обучающихся

Виды письменных работ

Оценка

 

Ответы на вопросы

«5»

 

 

Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки

Тестовые задания

«4»

 

«3»

Верно даны ответы на все вопросы

2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах

100-90% верно выполнен

ных заданий

Большая часть ответов верна

4-5/3-4 ош.

От 90 до 75% верно выполненных заданий

 

«2»

Половина и более ответов неправильна

5 и более/6 и более ош.

От 75 до 50% верно выполненных заданий

 

Менее 50% верно выполненных заданий

17.10.16

Выводы В результате внедрения в образовательный процесс Технологии развития критического мышления через чтение и письмо  учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.  Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.  Появилась б о льшая заинтересованность учащихся в предмете. Повышается активность на уроке, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха. 17.10.16

Выводы

В результате внедрения в образовательный процесс Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.

Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.

Появилась б о льшая заинтересованность учащихся в предмете. Повышается активность на уроке, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.

17.10.16

Прогноз: эффекты и риски Прогнозируя последействия данного ПП мы предполагаем, что обучающиеся станут более успешными в овладении многими школьными предметами, т. к. у них повысится техника чтения, сформируется смысловое чтение.   Но, как и в любой деятельности необходимо предупреждать негативные последствия, для этого мы выделяем следующие риски ПП Удовлетворить на практике всем вышеуказанным требованиям нелегко. Ведь один и тот же результат разными учениками достигается различной ценой в зависимости от их способностей. Главная проблема сегодня – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. Как ни парадоксально, но шкалы оценки не играют значительную роль в педагогических измерениях. Об этом свидетельствует непреложный факт – чрезвычайное разнообразие шкал оценок в различных странах и замедленность процесса формирования мирового стандарта.   17.10.16

Прогноз: эффекты и риски

Прогнозируя последействия данного ПП мы предполагаем, что обучающиеся станут более успешными в овладении многими школьными предметами, т. к. у них повысится техника чтения, сформируется смысловое чтение.

 

Но, как и в любой деятельности необходимо предупреждать негативные последствия, для этого мы выделяем следующие риски ПП

Удовлетворить на практике всем вышеуказанным требованиям нелегко. Ведь один и тот же результат разными учениками достигается различной ценой в зависимости от их способностей. Главная проблема сегодня – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. Как ни парадоксально, но шкалы оценки не играют значительную роль в педагогических измерениях. Об этом свидетельствует непреложный факт – чрезвычайное разнообразие шкал оценок в различных странах и замедленность процесса формирования мирового стандарта.

 

17.10.16

Литература Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3 Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44. Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10. Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2. Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.   17.10.16

Литература

Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.

Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.

Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.

Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.

 

17.10.16

Спасибо  за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование технолигии критического мышления на уроках в начальной школе

Автор: Гуськова Марианна Александровна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254458


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства