государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новокуровка муниципального района Хворостянский Самарской области
« Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе»
Выполнил (а):
Гуськова Марианна Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Новокуровка
Хворостянского района
Самарской области
2015 г.
Паспорт ИР Паспорт проекта
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов . Ученики работают в группах по 2-5 человека и индивидуально .
Сроки осуществления проекта: 09.2015г - 05.2016г.
Проект краткосрочный, будет внедряться в период с сентября 2015 г. по май 2016г.
Место проведения: школа
Вид проекта: практический
Актуальность и обоснование темы со ссылками на нормативно-правовую базу
В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Они касаются не только содержания, но и методики образования. Заказ современной школы сформулирован в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» и является одним из основных положений Национальной Образовательной Инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни.
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Теория развития критического мышления стала известна в России с 1997 г., она развивается при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. С 2000 г. проект в России развивается самостоятельно.
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Ожидаемый результат:
1. Учащимся 4 класса к окончанию начальной школы должны овладеть ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоорганизационными.
2. Научиться пользоваться приёмами ТРКМ при работе с различными текстами, повысить культуру читателя.
3. Повысить уровень исследовательской культуры обучающихся..
4. Повысить успеваемость и качество знаний по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
Проблема:
Неумение детей мыслить, слабо выражены мыслительные навыки.
Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):
Задачи:
· Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
· Развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Объектом исследования - развитие мыслительных навыков у учащихся.
Предметом исследования - являются эффективные приемы развития мыслительных навыков на уроках в начальной школе.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.……
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:
Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Осмысление содержания (получение новой информации)
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
На этом этапе можно использовать следующие приемы:
1. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
2. Верные – неверные утверждения
«Да – нет». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет». 4. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
5. « Дерево предсказаний». Где ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно"
( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:
-Инсерт - маркировка текста по мере его чтения с использованием значков «v», «+», «-», «?»
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Метод « 6 шляп мышления»
Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.
Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая.
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.
Вопросы можно написать на шляпах!
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Возможные приёмы и методы: |
|
Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: 1.Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2.Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3.Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации. |
Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»
На следующем этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки.
- Синквейн - это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану
- Эссе - помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
бактерии
бббактерии
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Критического мышления» хорошо знакомы российским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой для нашей Школы.
Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от содержания.
Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.
На уроках можно работать с двумя видами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов.
Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.
К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!
Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.
Характеристика изменений в результатах, образовательном
процессе, условиях с учетом введения новых технологий
Для того, чтобы активизировать учебный процесс (либо в рамках урока (занятия, мероприятия); либо в рамках темы, раздела, модуля, программы) и оптимально использовать все его возможности, необходимо поэтапно спланировать образовательный процесс с учетом образовательных новшеств ……
Условная единица ОП (этапы урока, мероприятия или какой по счету урок в теме, раздела) | Тема (урока, мероприятия, темы, раздела модуля) | Вводимые новые средства (технологии, содержание и т.д.) образования | Промежуточные и итоговые результаты | Изменившиеся условия |
| | | | |
Контрольно-оценочный блок
В рамках рейтинговой системы оценивания будут оцениваться устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания…….
Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:
Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
Стимулирование самостоятельности в учебе;
Учет индивидуальных качеств учащихся;
Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.
Оценка устного ответа обучающегося
Критерии:
Полнота и правильность ответа.
Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.
Оценка | Критерии оценки | | |
| 1 | 2 | 3 |
«5» | Изученный материал излагается полностью верным логичным ответом, с определением основных понятий | Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний | Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка |
«4» | Допускаются ошибки в изложении материала и фактов, но самостоятельно исправляются | Обоснование суждений с помощью учителя | 1-2 недочета в последовательности , фактов материала |
«3» | Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке выводов. | Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания и понятия в рассказе | Непоследовательное изложение материала; фактические ошибки в историческом изложении. |
«2» | Незнание большей части изучаемого или полное незнание темы. | Неумение обосновать суждение, практически использовать знания | Беспорядочное, неуверенное изложение материала , неумение пользоваться понятийным аппаратом. |
Оценка письменных работ обучающихся
Виды письменных работ | Оценка | | | |
| «5» | «4» | «3» | «2» |
Ответы на вопросы | Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки | Верно даны ответы на все вопросы 2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах | Большая часть ответов верна 4-5/3-4 ош. | Половина и более ответов неправильна 5 и более/6 и более ош. |
Тестовые задания | 100-90% верно выполнен ных заданий | От 90 до 75% верно выполненных заданий | От 75 до 50% верно выполненных заданий | Менее 50% верно выполненных заданий |
При оценке письменных работ обучающихся учитываются:
Преимущества технологии:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Выводы
В результате внедрения в образовательный процесс Технологии развития критического мышления через чтение и письмо
учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.
Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.
Появилась большая заинтересованность учащихся в предмете. Повышается активность на уроке, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.
Следует отметить и проблемы, связанные с внедрением данной технологии:
От учителя требуется, прежде всего, нестандартный подход к каждому уроку.
Времени на подготовку каждого урока тратится очень много.
Имеют место материальные затраты (приобретение бумаги, ксерокопирование, сканирование и т.д.), поскольку для каждого ученика почти на каждом уроке необходимо подготовить пакет с текстами, групповыми и индивидуальными заданиями.
Не хватает дополнительной литературы для учащихся.
Технология критического развития мышления во многом согласуется с опытом моей работы, хочется поделиться некоторыми размышлениями, которые возникли в ходе апробации этой технологии.
Известно, Дэвид Клустер, считает, что, во-первых, развитие критического мышления через чтение и письмо всегда носит индивидуальный характер, во-вторых, по этой технологии любая информация является отправным,а не конечным пунктом, в-третьих, работа начинается с постановки вопросов и объяснения проблем, которые нужно решить, в-четвертых, критически мыслящий человек стремится к “убедительной аргументации, в-пятых, критическое мышление “социально”. Соглашусь с Клустером и в том, что все необходимые стороны критического мышления ярче всего проявляются в речи, письменной и устной. Этим технология ценна именно для меня.
Прогноз: эффекты и риски
Прогнозируя последействия данного ПП мы предполагаем, что обучающиеся станут более успешными в овладении многими школьными предметами, т. к. у них повысится техника чтения, сформируется смысловое чтение.
Но, как и в любой деятельности необходимо предупреждать негативные последствия, для этого мы выделяем следующие риски ПП
Удовлетворить на практике всем вышеуказанным требованиям нелегко. Ведь один и тот же результат разными учениками достигается различной ценой в зависимости от их способностей. Главная проблема сегодня – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. Как ни парадоксально, но шкалы оценки не играют значительную роль в педагогических измерениях. Об этом свидетельствует непреложный факт – чрезвычайное разнообразие шкал оценок в различных странах и замедленность процесса формирования мирового стандарта.
Подводя итоги, можно констатировать, что:
в реальной школьной практике четырехбальная система оценки учебных достижений учащихся не обладает достаточной диагностической силой и не позволяет объективно определить уровень качества обученности учащихся;
современная школьная система оценки ухудшает отношения между обучаемыми и обучающимися, отделяет учителя от учащихся, создает почву для постоянных столкновений, вызваных обоюдным недоверием, что вредно сказывается на нравственном развитии ученика;
с оценкой, способствующей эффективному научению, должно быть связано преимущественно положительное эмоциональное состояние.
Литература
Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3
Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.
Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.
Вишнякова Е.Е. Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.
Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.
Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.
Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.