kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование малых фольклорныхформ на уроках начальной школы" - доклад

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор – универсальная система, обеспечивавшая все культурные и бытовые нужды человека. Фольклор – художественное творчество трудящихся, народности и нации. Это народное, коллективное профессиональное искусство слова, творимое по особым, специфическим законам устной передачи от поколения к поколению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование малых фольклорныхформ на уроках начальной школы" - доклад »

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Калмыцкий государственный университет»

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»



Научно – практическая конференция «Кичиковские чтения»,

посвящённая 90-летию со дня рождения выдающегося учёного,

патриарха современного джангароведения,

лауреата Государственной премии им. О.И. Городовикова

профессора Калмыцкого государственного университета,

доктора филологических наук Анатолия Шалхаковича Кичикова





«Использование малых фольклорных форм

на уроках начальных классов»



Сабирова Cветлана Антоновна

учитель национального класса

Почётный работник РФ ОО

ВКК

















2013г.





Фольклор – универсальная система, обеспечивавшая все культурные и бытовые нужды человека. Фольклор – художественное творчество трудящихся, народности и нации. Это народное, коллективное профессиональное искусство слова, творимое по особым, специфическим законам устной передачи от поколения к поколению.

В своё время очень точно писал о своеобразии фольклора В.Г.Белинский: «Нет знаменитых имён, потому что автор словесности (т.е. фольклора) – всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отражалась внутренняя и внешняя жизнь юного народа и племени… И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят, то удлинят, то переделают, то соединят её с другою песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ…». Тем самым уясняется важное обстоятельство: фольклорное произведение не знает «канонического» кем – то раз навсегда установленного текста; фольклорное произведение есть единство, представляющее в многообразии варьирования. Только при историческом подходе, частью которого является уяснение места и времени вариантов фольклорного произведения, можно правильно раскрыть народность фольклора и отделить массовые, народные варианты от отдельных явлений, которые соприкасаются с фольклором, но к фольклору не принадлежат. Фольклорность выражается в том, что подлинное народное произведение живёт в устах многих людей, но распространённость текста ещё не делает произведение фольклорным: тут решающим обстоятельством является органическая принадлежность устного произведения к фольклорной традиции.

Устное, народное и творчество - три слова, три характеристики, три качества.

Устное... Это свойство определяет коренные особенности народного искусства слова.

Мир фольклора, основы национального художественного творчества складывались у каждого народа по – своему: история предоставила каждому народу разные условия развития, и результаты выразились в фольклоре – в стиле, языке, в воспринимаемых бытовых привычках, в устойчивых чертах передачи психического склада людей. Фольклор взрослых имеет известную возрастную дифференциацию. Так, сказки, былины и исторические песни исполняются главным образом представителями старшего поколения. Хороводные песни, лирические песни любовного содержания и частушки являются преимущественно молодежными жанрами.

Однако наше представление о фольклоре будет неполным, если мы не учтем устной поэзии детей. Между тем, тексты, представляющие детский фольклор, обогащают жанровую систему калмыцкого фольклора и играют важную роль в овладении родным языком и воспитании детей.

С точки зрения этнопедагогики очень важно, в каком возрасте маленький ребёнок приобщается к родному языку, к традициям и обычаям, что ребёнок начинает осваивать в раннем детстве. Как приспосабливается к этническим стереотипам поведения. Знание этнических стереотипов поведения и образцов фольклора расширяет эмоциональный мир ребёнка, а также знакомит с поэтической системой фольклора.

В своей классной и во внеклассной работе, как учитель национальных классов, я активно использую произведения устного народного творчества, так как они способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь, формирует отношение к окружающему миру.

Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт. Загадки способствую развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей. Язык йөрəлов красочен, выразителен, насыщен эпитетами, сравнениями, всевозможными повторами, формульными выражениями, которые в совокупности составляют эмоциональный, индивидуальный, яркий монолог знатока йөрəлов. Моя задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек. Только эта способность, привитая с раннего детства и доведения в процессе развития до высочайшего уровня должна стать ценным средством воспитания детей, в котором гармонически сочетаются духовное богатство народа, моральная чистота и физическое совершенство. Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни ребёнка в жизни школы. Ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Считалка помогает устанавливать первоначальный контакт учителя с детьми. Правильно подобранная считалка или дразнилка помогает погасить в ребёнке отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Перебираю пальчиками Нарана и приговариваю:

Ик хурhн – Хулха кея.

Хумха – Малч авч ирхм.

Дунд – Хааhас авч ирхм.

Нерн уга – Эзн hархла.

Чигчə - Андhар тəвия.

Эркə, эркə, хəəмнь,

Эндγ кеввч,

Хумхатаhан

Хот уувв.

Дундктаhан

Ду дуулв.

Нер угатаhан

Нəəрлв.

Чигчəтəhəн

Чимклдв, чимклдв. (чирмлдв, чирмлдв)

Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам считалки, веселеет. Так маленькие фольклорные шедевры помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Окружающие ребёнка люди употребляют и пословицу, и поговорки, и загадку; ребёнок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Я считаю, что надо заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные его зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических жанров фольклора. Народный детский фольклор как важнейшее орудие эстетического воспитания. Сказки, песни, пословицы, считалки, дразнилки, скороговорки и их неразрывная связь с опытом народной педагогики.

У калмыков до сих пор существует половозрастное разграничение фольклора. Отличается детский фольклор от фольклора, исполняемого молодёжью и пожилыми людьми, некоторые жанры фольклора принято исполнять женщинам, либо мужчинам. Например, «Джангар» должны петь только мужчины, свадебные песни – наставления исполняются, как правило, замужними женщинами, колыбельные песни обычно пели матери, бабушки или старшие сёстры. «Джангар» по традиции исполняли только в тёмное время суток, с наступлением сумерек. Титул джангарчи традиционно присваивался исполнителю по достижению им 25 лет.

Таким образом, проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно. В результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире.

Духовный потенциал личности определяется не только степенью его приобщённости к мировой культуре, но и к национально-культурным традициям. Ныне, когда вступают в диалог различные национальные и культурные традиции, происходит их взаимодействие и взаимообогащение, возникают благоприятные возможности воспитания на мудрых заповедях народной педагогики — фольклоре.

Использованная литература:

1.Т.Г.Басангова «Детский фольклор калмыков» [3, 16, 20] Э. 2009г.

2.В.Т.Сарангов «Калмыцкое народное поэтическое творчество» [9, 12,22] Э. 1998г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Использование малых фольклорныхформ на уроках начальной школы" - доклад

Автор: Сабирова Светлана Антоновна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141870


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства