«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. Компьютер дает прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» »
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Каптюк Татьяна Владимировна
Учитель начальных классов
МОУ Рудногорская СОШ
« Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
Э. Хаббард
И я, как современный учитель, с ним полностью согласна. Мы обязаны научить ребёнка учиться. А для этого необходимо в своей работе использовать современные методы и технологии обучения. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно деятельность детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ в образовательную деятельность осуществляю по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
Компьютер использую на всех этапах обучения:
при объяснении нового материала,
закреплении,
повторении,
контроле знаний, умений и навыков.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить и показать завораживающую красоту растительного мира. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание.
Компьютер дает прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. При закреплении ребята работают более активно, у них много впечатлений, т.к. все смогли не только прочитать материал урока, но и увидеть его. Презентация может идти на протяжении всего урока, так называемым "пунктиром», а может занимать только его часть. Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач. Ребята готовят доклады к урокам, пользуясь ресурсами Интернет, участвуют в телекоммуникационных проектах.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Есть в нашем классе и Документ-камера – это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на большой экран (экраны).
Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.
Документ-камера:
помогает транслировать изображения плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения (цветок, яркая картинка).
позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре(гжельская фигурка).
Может использоваться на уроках естественнонаучного цикла, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ-камеры, позволяет обучающимся «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях.
Облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа.
Помогает найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам.
Позволяет сохранять увеличенные изображения в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения обучающимся.
Документ-камера обеспечивает решение образовательных задач участников образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
визуализация на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей), в т.ч. ход проведения натурных экспериментов;
фиксация образовательных достижений обучающихся в виде созданных ими учебных материалов, сохранение материалов в базе данных, формирование портфолио;
организация проведения видеоконференций, дистанционных форм обучения;
развитие коммуникативных умений обучающихся.
Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысит мотивацию в обучении.
В своей работе использую и тестовые задания. В основном использую тесты в печатном виде, которые разрабатываю, набираю на компьютере и распечатываю для каждого ученика. Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы с которыми обучающиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определённому алгоритму.
Начиная с третьего класса, обучающиеся учатся самостоятельно выполнять творческие проекты по созданию презентаций. На начальном этапе многие дети испытывают трудности при работе над созданием презентации, поэтому я считаю необходимо начинать с создания отдельных слайдов.
Использование информационных технологий делает доклад значительно интереснее. Для подготовки презентации ученик должен продумать последовательность слайдов и их соответствие к тексту доклада. Таки образом возникает определённая проблемная ситуация, которая заставляет активизировать мыслительную деятельность.
Работая в рамках данной методической системы, я стараюсь «вооружить» учащихся опытом самостоятельной деятельности, стремлением к самореализации.
На уроках окружающего мира неотъемлемой частью является цифровой микроскоп – разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода цифрового изображения на монитор компьютера. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране компьютера, но и делать фото- и видеосъемку изучаемых объектов.
С использованием цифрового микроскопа выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровне.
Цифровой микроскоп дает возможность:
изучать исследуемый объект не одному обучающемуся, а всей группе одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц;
изучать объект в динамике;
создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме в проектной деятельности;
использовать изображения объектов на бумажных носителях.
Успешно использую информационно-коммуникационные технологии и в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся.
Прежде всего - это ресурсы сети Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий.
В ежедневной работе часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, я использую СУБД Microsoft Access. Вношу все необходимые данные об учениках и их родителях в таблицу и по необходимости составляю различные отчеты.
В Excel удобно использовать шаблон для автоматического подсчета баллов при проведении мероприятий соревновательного типа (КВНы, различные конкурсы с выставлением оценок жюри).
Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия
Кроме того, на классных часах я использую видео мини-лекции, например, посвященные профилактике курения.
В процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися мы используем и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий не только в обучении, и воспитании, но и при работе с родителями. Использование ИКТ позволяет родителям успешно усваивать информацию, повышает их интерес к проблемам развития ребенка, второй год в нашей школе существуют электронные журналы, где каждый родитель может посмотреть отметки своего ребенка, прочитать тему урока. Электронный журнал обеспечивает как возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя, так и самоконтроль ученика через его личный «электронный дневник». Учитель назначает задания и всему классу целиком, и подгруппе учащихся, и даже отдельному ученику, формируя групповые и индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий. Причем ученикам могут предлагаться как тесты, автоматически оценивающие результаты учащихся, так и задания творческого характера.
Результативность: 1) Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки и деятельность классного руководителя более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения и воспитания менее утомительным; 2) Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным и воспитательным процессом; 3) Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.
Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного и воспитательного процесса не вызывают сомнений. Его применение: • делает уроки, внеклассные мероприятия интересными; • увлекательными; • яркими; • эмоционально насыщенными; • позволяют уйти от рутинной работы; • позволяют осуществлять индивидуализацию образовательного процесса; • повышают мотивацию обучения; • позволяют показать в динамике сложные для понимания процессы; • выполнять небольшие исследования и проекты. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях: • он повышает качество знаний; • продвигает ребенка в общем развитии; • помогает преодолевать трудности; • вносит радость в жизнь ребёнка; • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение информационных технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где цифровой образовательный ресурс применить необходимо.