kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. Компьютер дает прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся,  помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» »



«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»




Каптюк Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

МОУ Рудногорская СОШ



« Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя».

Э. Хаббард


И я, как современный учитель, с ним полностью согласна. Мы обязаны научить ребёнка учиться. А для этого необходимо в своей работе использовать современные методы и технологии обучения. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;

  • повысить качество усвоения материала;

  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

  • организовать одновременно деятельность детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ в образовательную деятельность осуществляю по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;

2. Работа с ресурсами Интернет;

3. Использование готовых обучающих программ;

Компьютер использую на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала,

  • закреплении,

  • повторении,

  • контроле знаний, умений и навыков.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить и показать завораживающую красоту растительного мира. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание.

Компьютер дает прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. При закреплении ребята работают более активно, у них много впечатлений, т.к. все смогли не только прочитать материал урока, но и увидеть его. Презентация может идти на протяжении всего урока, так называемым "пунктиром», а может занимать только его часть. Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач. Ребята готовят доклады к урокам, пользуясь ресурсами Интернет, участвуют в телекоммуникационных проектах.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

Есть в нашем классе и Документ-камера – это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на большой экран (экраны).

Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.

Документ-камера:

  • помогает транслировать изображения плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения (цветок, яркая картинка).

  • позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре(гжельская фигурка).

  • Может использоваться на уроках естественнонаучного цикла, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ-камеры, позволяет обучающимся «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях.

  • Облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа.

  • Помогает найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам.

  • Позволяет сохранять увеличенные изображения в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения обучающимся.

Документ-камера обеспечивает решение образовательных задач участников образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

  • визуализация на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей), в т.ч. ход проведения натурных экспериментов;

  • фиксация образовательных достижений обучающихся в виде созданных ими учебных материалов, сохранение материалов в базе данных, формирование портфолио;

  • организация проведения видеоконференций, дистанционных форм обучения;

  • развитие коммуникативных умений обучающихся.

  Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысит мотивацию в обучении.

В своей работе использую и тестовые задания. В основном использую тесты в печатном виде, которые разрабатываю, набираю на компьютере и распечатываю для каждого ученика. Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы с которыми обучающиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определённому алгоритму.

Начиная с третьего класса, обучающиеся учатся самостоятельно выполнять творческие проекты по созданию презентаций. На начальном этапе многие дети испытывают трудности при работе над созданием презентации, поэтому я считаю необходимо начинать с создания отдельных слайдов.

Использование информационных технологий делает доклад значительно интереснее. Для подготовки презентации ученик должен продумать последовательность слайдов и их соответствие к тексту доклада. Таки образом возникает определённая проблемная ситуация, которая заставляет активизировать мыслительную деятельность.

Работая в рамках данной методической системы, я стараюсь «вооружить» учащихся опытом самостоятельной деятельности, стремлением к самореализации.

На уроках окружающего мира неотъемлемой частью является цифровой микроскоп – разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода цифрового изображения на монитор компьютера. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране компьютера, но и делать фото- и видеосъемку изучаемых объектов.

С использованием цифрового микроскопа выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровне.

Цифровой микроскоп дает возможность:

  • изучать исследуемый объект не одному обучающемуся, а всей группе одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;

  • использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц;

  • изучать объект в динамике;

  • создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме в проектной деятельности;

  • использовать изображения объектов на бумажных носителях.

Успешно использую информационно-коммуникационные технологии и в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся.

Прежде всего - это ресурсы сети Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий.

В ежедневной работе часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, я использую СУБД Microsoft Access. Вношу все необходимые данные об учениках и их родителях в таблицу и по необходимости составляю различные отчеты.

В Excel удобно использовать шаблон для автоматического подсчета баллов при проведении мероприятий соревновательного типа (КВНы, различные конкурсы с выставлением оценок жюри).

Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия

Кроме того, на классных часах я использую видео мини-лекции, например, посвященные профилактике курения.

В процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися мы используем и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий не только в обучении, и воспитании, но и при работе с родителями. Использование ИКТ позволяет родителям успешно усваивать информацию, повышает их интерес к проблемам развития ребенка, второй год в нашей школе существуют электронные журналы, где каждый родитель может посмотреть отметки своего ребенка, прочитать тему урока. Электронный журнал обеспечивает как возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя, так и самоконтроль ученика через его личный «электронный дневник». Учитель  назначает задания и всему классу целиком, и подгруппе учащихся, и даже отдельному ученику, формируя групповые и индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий. Причем ученикам могут предлагаться как тесты, автоматически оценивающие результаты учащихся, так и задания творческого характера.

Результативность:
   1) Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки и деятельность классного руководителя более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения и воспитания менее утомительным;
  2) Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным и воспитательным процессом;
   3) Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.

  Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного и воспитательного процесса не вызывают сомнений. Его применение:
   • делает уроки, внеклассные мероприятия интересными;
   • увлекательными;
   • яркими;
   • эмоционально насыщенными;
   • позволяют уйти от рутинной работы;
   • позволяют осуществлять индивидуализацию образовательного процесса;
   • повышают мотивацию обучения;
   • позволяют показать в динамике сложные для понимания процессы;
   • выполнять небольшие исследования и проекты.
    Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:
   • он повышает качество знаний;
   • продвигает ребенка в общем развитии;
   • помогает преодолевать трудности;
   • вносит радость в жизнь ребёнка;
   • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
   • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
   Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
    Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное  применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:  1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут. При подготовке  к уроку необходимо продумать, насколько оправданным  является применение информационных            технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где  цифровой образовательный ресурс применить необходимо.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каптюк Татьяна Владимировна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178689


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства