«Использование информационно-коммуникационных технологий на различных занятиях в начальной школе».
«Использование информационно-коммуникационных технологий на различных занятиях в начальной школе».
Как обычный урок сделать необычным?
Как неинтересный материал представить интересным?
Как с современными детьми говорить на современном языке?
(слайд 2)
Эти и многие другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребёнка недостаточно предоставлять материалы на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Реализацию этих проблем в своей практике я осуществляю через применение в учебно-воспитательном процессе информационно – коммуникационной технологии.
Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнёром практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным, так как быстро устаревают, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
(слайд 3)
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать (слайд4)
1.готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями.
2.способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование информационно-коммуникационных технологий на различных занятиях в начальной школе». »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дмитриевская средняя общеобразовательная школа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на различных занятиях в начальной школе».
Подготовила:
учитель начальных классов
Альбрант Ирина Геннадьевна
Как обычный урок сделать необычным?
Как неинтересный материал представить интересным?
Как с современными детьми говорить на современном языке?
(слайд 2)
Эти и многие другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребёнка недостаточно предоставлять материалы на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Реализацию этих проблем в своей практике я осуществляю через применение в учебно-воспитательном процессе информационно – коммуникационной технологии.
Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнёром практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным, так как быстро устаревают, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
(слайд 3)
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать (слайд4)
1.готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями.
2.способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Для начала остановимся на теоретическом аспекте ИКТ. ИКТ – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей. Использование применяемых в сфере образования ИКТ направлено на реализацию следующих задач:
Поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
Поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
Реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности;
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
По решаемым педагогическим задачам:
Средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
Средства практической подготовки (задачники, практикумы и т.д.);
Вспомогательные средства (энциклопедии, словари и т.д.);
Комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
По функциям в организации образовательного процесса:
Информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания и т.д.);
По типу информации: электронные и информационные ресурсы:
С текстовой информацией;
С визуальной информацией;
С аудиоинформацией;
С аудио- и видеоинформацией;
С комбинированной информацией;
По формам применения ИКТ в образовательном процессе: урочные и внеурочные.
Выделяют несколько аспектов применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе: мотивационный, содержательный, учебно-методический, организационный и контрольно-оценочный. Более подробно следует остановиться на учебно-методическом аспекте применения ИКТ. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеурочных занятий.
Использовать информационно – коммуникационные технологии можно на всех этапах урока и во внеурочной деятельности: (слад 5)
- объяснение нового материала: презентации, информационные Интернет – сайты, информационные ресурсы на дисках.
- при отработке и закреплении навыков (слайд 6): компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажёры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал ( карточки, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.
- этап контроля знаний (слайд 7): компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды ( с автоматической обработкой результата).
- для самостоятельной работы учащихся (слайд 8): цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.
-для исследовательской деятельности учащихся (слайд 9): цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет.
- в физминутках(слайд 10).
Я считаю, что уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, так как в этом возрасте доминирующим составным является наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. (слайд 11)
Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. (слайд 12)
В моём классе обучается ребёнок 7 вида. Использование на уроках презентаций, анимации и т.д позволяет у этого ребёнка познавательную активность, устойчивый интерес к усвоению знаний.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися. (слайд 13)
Следовательно, ИКТ выполняет определённую образовательную функцию
помогает разобраться ребёнку в потоке информации
воспринять её, запомнить, при этом ни в коем случае, не причиняя вреда его здоровью
(слайд 14)
То есть, данная технология должна выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не как основной.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер, поэтому, планируя урок, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.
Информационно-коммуникативную технологию в образовании провожу по следующим направлениям: (слайд 15)
ведение рабочей документации в эл.формате;
проведение урока с использованием ИКТ ( на отдельных этапах урока, для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
в качестве дидактического средства обучения;
мониторинг контроля качества;
саморазвитие и самообразование.
В своей практике я использую программы, научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам.
Мною создан мини – сайт (слайд 16), на котором выставлены внеклассные мероприятия, открытые уроки, материалы со школьной научно-исследовательской конференции.
Приведу примеры использования возможностей ИКТ на различных уроках.
Вызвать у детей интерес к изучению РУССКОГО ЯЗЫКА достаточно проблематично, но возможно. Мультимедийные презентации с успехом используются на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения. Особенно при работе со словарной статьёй учебника.
(слайд 17)
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне на уроках МАТЕМАТИКИ сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами, различные виды тренажёра
(слайд18).
Преподавание ИНФОРМАТИКИ в нашей школе ведётся со 2 класс по учебному комплекту Матвеевой Наталии Владимировны «Информатика и ИКТ». Для того, чтобы ребятам было интересно на всех уроках, в том числе и на информатике, я использую не только разработки собственных презентаций, но и презентации, созданные другими учителями, внося в них изменения в соответствии с потребностями своих учащихся. (слайд 19)
На уроке ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА мои дети узнали «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью, а на Луне не живут люди? Через показ документальных и мультипликационных фильмов. (слайд 20)
На уроках ЧТЕНИЯ использую справочные материалы, т.е. энциклопедии. Не секрет, что формирование навыка чтения достаточно проблематично, и этому есть ряд причин:(слайд 21)
низкий уровень мотивации,
низкий уровень читательской активности у родителей,
отклонение в речевом развитии детей.
Поэтому, в эту работу я вовлекаю не только самих детей, но и их родителей. Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, а в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. (слайд 22)
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, могу с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечит высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объём выполнения на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Результаты и эффективность проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась (слайд 23). И дело даже не в оценках. Ребята с радостью бегут на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.