kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование экспериментальной деятельности в предшкольном классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым.   С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Отсутствие этих открытий, познание нового негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Поэтому широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского

экспериментирования  в дошкольном возрасте: дома, в предшколе  и  детском саду просто необходимо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование экспериментальной деятельности в предшкольном классе »

Северо-Казахстанская область

Аккайынский район

Советская средняя школа имени У.М.Ахмедсафина











Использование экспериментальной деятельности в предшкольном классе

Автор:

Черненко Валентина Владимировна

воспитатель предшколы.









С.Трудовое

2014г.

:

  1. Введение Содержание ………………………………………………………………3-4

  2. Основная деятельность с детьми……………………………………5-10

  3. Заключение……………………………………………………………..11

  4. Рекомендации…………………………………………………………..11

  5. Литература……………………………………………………………...12

  6. Приложения…………………………………………………………13-17



































Введение:

Многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Отсутствие этих открытий, познание нового негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Поэтому широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского

экспериментирования в дошкольном возрасте: дома, в предшколе и детском саду просто необходимо..


Ян Амос Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах».


Актуальность разработки и реализации педагогического проекта


Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Оно является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.











Цель проекта:

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка.

Задачи:

1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

2.Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

3.Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)

4.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

5.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

6.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

2.Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)





3.Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)

4.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.



5.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

6.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.



Ожидаемый результат:

В предшкольном классе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.









Предварительная работа:

Организация выставки картин с изображением времени года - зима; подборка стихотворений, загадок, пословиц о зиме, готовим рисунки о зиме, составление рассказов о жизни животных или птиц в зимнее время (с родителями).



Чтение рассказов и сказок о зимнем времени года, о жизни животных и птиц зимой.

Основная деятельность над применением метода экспериментирования с детьми:

  1. Что такое эксперимент?

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Эксперименты развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность.

  1. Как работать над экспериментом?

Работа над экспериментом проводится в несколько этапов:

Первый этап : Предварительная работа (выбор темы, постановка цели и задач ).

Второй этап: Подготовительный этап (подготовка материала для исследования и оборудования).

Третий этап: Исследовательский этап (выполнение действий и наблюдения)

Четвёртый этап: Заключительный этап ( анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей, вывод: )

  1. Использование экспериментального метода в учебно- воспитательном процессе:

Организованная учебная деятельность:

Занятие – это, прежде всего приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Сегодня… кто хочет… устраивайтесь поудобнее… я буду… кто хочет - присоединяйтесь»

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство

занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».



Примерная последовательность этапов занятия:

  1. Постановка вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

  2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

  3. Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

  4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями.

Игровая деятельность: Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми навыков опытно-экспериментальной деятельности осуществляется легче, если в процессе познания включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры, дидактические и развивающие игры, упражнения. Дидактические игры проводим в зависимости от уровня экологической воспитанности и степени овладения детьми опытно-экспериментальных действий с



подгруппами по 5-6 человек.

Экскурсии и прогулки: Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Особое внимание при проведении комплексной экскурсии уделяется организации деятельности детей, в ходе чего развивается умение длительное время наблюдать за растениями, животными, насекомыми; осуществляется обучение находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей.

Взаимодействие с семьёй: В воспитательно-образовательном процессе предшкольного класса экспериментальная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети , педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха! Роль педагога при взаимодействии с семьей.



Наблюдения за природой: они формируют конкретные знания, развивающее мышление, интерес и любовь к природе, чувства красивого.

Беседы познавательного характера: беседа интересна тогда, когда в ней звучат вопросы: «Когда? Где? Зачем? Почему?» дети стараются на них отвечать.

Эксперименты бывают:

  • индивидуальные или групповые

  • однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:


  • констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),



  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

  • обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .


- Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, мы обеспечивали личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).


Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е оформляем в рисунках, схемах.


Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую , интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?




После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети

  • самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).



Заключение проекта

Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Можно о чем - то спросить, прочитать, но есть в природе такое, что можно только почувствовать, пережить, пропустить через вою душу. Поэтому работая над данным проектом, дети еще раз смогли сами исследовать, экспериментировать и наблюдать за своим экспериментом, тем самым еще раз удостоверится, что вода в зимнее время в нескольких состояниях, в зависимости от погоды очень важны для человека и окружающего мира. Что людям так же как и растениям для нормального роста и развития нужны.

Рекомендации

В дошкольном нужно экспериментировать, наблюдать, задавать трудные вопросы и находить на них ответы. Учиться видеть жизнь, основанную на собственных наблюдениях, опытах



Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!


И хочется закончить свой проект китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.


То, что я увидел, я помню.


То, что я сделал, я знаю!






Список использованной литературы:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

2. Авторы-составители Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки. Вып. 2 – Волгоград: Учитель, 2009. – 76 с.

3. Аппликация. «Алматыкытап». 2003г.

4. Аппликационные работы в начальных классах. Москва «Просвещение» 1983г.

5. «Живой родник». Алматы. «Рауан» 1996г.

6. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 222 с.

7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.

8. Капелька «Алматыкітап баспасы» 2008г.

9. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гаманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

10. . Самопознаниие (Методическое пособие для старшей группы детского сада) Алматы «Бөбек» 2010 г.

11 . Самопознаниие (Методическое пособие для предшкольного класса) Алматы «Бөбек» 2010 г.

12. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста. Москва«Просвещение» 1992 г.

13. «Мы выходим на прогулку» (старший дошкольный возраст) С.Н.Величко, Т.Н, Светличная. Кокшетау 2010г.

14. «Я и мир вокруг меня» С.Ф.Еликова, О.И.Вязовая, Е.А.Москаленко. Кокшетау 2010г.

15. «Занимательные беседы с дошколёнком» Г.В.Гринцевич. Кокшетау 2011г

Интернет-ресурсы.







12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование экспериментальной деятельности в предшкольном классе

Автор: Черненко Валентина Владимировна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175543


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства