Использование экспериментальной деятельности в предшкольном классе
Использование экспериментальной деятельности в предшкольном классе
Многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Отсутствие этих открытий, познание нового негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Поэтому широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского
экспериментирования в дошкольном возрасте: дома, в предшколе и детском саду просто необходимо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование экспериментальной деятельности в предшкольном классе »
Северо-Казахстанская область
Аккайынский район
Советская средняя школа имени У.М.Ахмедсафина
Использование экспериментальной деятельности в предшкольном классе
Автор:
Черненко Валентина Владимировна
воспитатель предшколы.
С.Трудовое
2014г.
:
Введение Содержание ………………………………………………………………3-4
Основная деятельность с детьми……………………………………5-10
Заключение……………………………………………………………..11
Рекомендации…………………………………………………………..11
Литература……………………………………………………………...12
Приложения…………………………………………………………13-17
Введение:
Многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Отсутствие этих открытий, познание нового негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Поэтому широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского
экспериментирования в дошкольном возрасте: дома, в предшколе и детском саду просто необходимо..
Ян Амос Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах».
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Оно является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Цель проекта:
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка.
Задачи:
1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
2.Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
3.Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)
4.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
5.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
6.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
2.Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
3.Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)
4.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
5.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
6.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
В предшкольном классе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Предварительная работа:
Организация выставки картин с изображением времени года - зима; подборка стихотворений, загадок, пословиц о зиме, готовим рисунки о зиме, составление рассказов о жизни животных или птиц в зимнее время (с родителями).
Чтение рассказов и сказок о зимнем времени года, о жизни животных и птиц зимой.
Основная деятельность над применением метода экспериментирования с детьми:
Что такое эксперимент?
ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
Эксперименты развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность.
Как работать над экспериментом?
Работа над экспериментом проводится в несколько этапов:
Первый этап : Предварительная работа (выбор темы, постановка цели и задач ).
Второй этап: Подготовительный этап (подготовка материала для исследования и оборудования).
Третий этап: Исследовательский этап (выполнение действий и наблюдения)
Четвёртый этап: Заключительный этап ( анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей, вывод: )
Использование экспериментального метода в учебно- воспитательном процессе:
Организованная учебная деятельность:
Занятие – это, прежде всего приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Сегодня… кто хочет… устраивайтесь поудобнее… я буду… кто хочет - присоединяйтесь»
Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.
А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство
занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».
Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями.
Игровая деятельность: Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми навыков опытно-экспериментальной деятельности осуществляется легче, если в процессе познания включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры, дидактические и развивающие игры, упражнения. Дидактические игры проводим в зависимости от уровня экологической воспитанности и степени овладения детьми опытно-экспериментальных действий с
подгруппами по 5-6 человек.
Экскурсии и прогулки: Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
Особое внимание при проведении комплексной экскурсии уделяется организации деятельности детей, в ходе чего развивается умение длительное время наблюдать за растениями, животными, насекомыми; осуществляется обучение находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей.
Взаимодействие с семьёй: В воспитательно-образовательном процессе предшкольного класса экспериментальная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети , педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха! Роль педагога при взаимодействии с семьей.
Наблюдения за природой: они формируют конкретные знания, развивающее мышление, интерес и любовь к природе, чувства красивого.
Беседы познавательного характера: беседа интересна тогда, когда в ней звучат вопросы: «Когда? Где? Зачем? Почему?» дети стараются на них отвечать.
Эксперименты бывают:
индивидуальные или групповые
однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .
- Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, мы обеспечивали личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).
Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е оформляем в рисунках, схемах.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.
Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую , интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети
самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Заключение проекта
Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Можно о чем - то спросить, прочитать, но есть в природе такое, что можно только почувствовать, пережить, пропустить через вою душу. Поэтому работая над данным проектом, дети еще раз смогли сами исследовать, экспериментировать и наблюдать за своим экспериментом, тем самым еще раз удостоверится, что вода в зимнее время в нескольких состояниях, в зависимости от погоды очень важны для человека и окружающего мира. Что людям так же как и растениям для нормального роста и развития нужны.
Рекомендации
В дошкольном нужно экспериментировать, наблюдать, задавать трудные вопросы и находить на них ответы. Учиться видеть жизнь, основанную на собственных наблюдениях, опытах
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
И хочется закончить свой проект китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Список использованной литературы:
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
4. Аппликационные работы в начальных классах. Москва «Просвещение» 1983г.
5. «Живой родник». Алматы. «Рауан» 1996г.
6. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 222 с.
7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
8. Капелька «Алматыкітап баспасы» 2008г.
9. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гаманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
10. . Самопознаниие (Методическое пособие для старшей группы детского сада) Алматы «Бөбек» 2010 г.
11 . Самопознаниие (Методическое пособие для предшкольного класса) Алматы «Бөбек» 2010 г.
12. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста. Москва«Просвещение» 1992 г.